Урок по всеобщей истории "Столетняя война" 6 класс
план-конспект урока истории (6 класс) на тему
Изучение нового материала с применением ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stoletnyaya_voyna._urok.docx | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Столетняя война.
Цели урока: познакомить учащихся с причинами Столетней войны, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой). Охарактеризовать основные этапы Столетней войны, определить итоги. Показать героическую роль Жанны д’Арк в освобождении Франции.
Способствовать формированию интереса к событиям и участникам Столетней войны.
Способствовать воспитанию патриотических чувств на примере героев войны.
Тип урока: изучение нового материала с применением ИКТ.
Форма урока: работа с исторической картой.
Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, карта «Европа в XIV – XV вв.», карточки с таблицами, лента времени, анимированная карта «Битва при Креси», исторические документы, иллюстрации на доске, лист вопросов к битве при Креси, миниатюры с музыкальным сопровождением «Средневековая музыка» и «Жанна д’Арк».
Ход урока.
I.Оргмомент.
II.Активизация опорных знаний.
-Начнём урок с небольшой разминки, т.е проведём работу с понятиями и датами прошедших тем и перейдём к изучению нового материала. Я вам показываю карточку, а вы даёте определение или по дате называете событие.
Генеральные штаты, сословная монархия, парламент, феодал, феодализм, партизанская война, реорганизация.
III. Сообщение темы и цели урока. 1. Мы с вами остановились на том, что Англия и Франция превратились в централизованные государства, но процесс объединения ещё не был завершён ни в Англии, ни во Франции. Война, начавшаяся в XIV веке между ними получила название в истории – «Столетняя война». Сегодня на уроке мы рассмотрим причины, этапы этой войны, подведём итоги. Рассмотрим героическую роль Жанны д’Арк в освобождении Франции.
IV. Изучение нового материала.
2. - Откройте тетради, запишите дату и тему сегодняшнего урока: «Столетняя война».
3. – Запишем дату войны в тетради -1337-1453 гг.
4. – Как определить сколько лет длилась эта война? (116 лет)
- название войны «Столетняя…», т.е. имеется ввиду более 100 лет.
5. -Ребята, а как мы начинаем рассматривать любую войну (сначала определяем причины и повод к войне, ход, итоги).
- Работа с учебником. Откройте стр. 161 и прочитайте вопрос «Причины войны и повод к ней».
- Ребята, назовите, причины по которым началась война.
(Завершению объединения Франции препятствовали английские владения на юго-западе – Аквитания.
Экономическое и политическое соперничество Англии и Франции столкнулись и во Фландрии).
6. Работа с картой. Найдите на карте области: Аквитанию и Фландрию. (учащийся у доски показывает)
- Что же послужило поводом к войне? - В 1328 году прекратилась династия Капетингов. На престол вступил представитель из династии Валуа – Филипп. Английский король был родственником короля Франции (его мать была дочерью Филиппа IV Красивого), он решил добиваться силой оружия французского престола. (показ иллюстраций)
- Как можно исторически назвать такую ситуацию? (династический кризис)
7. Посмотрите на таблицу и охарактеризуйте английскую армию и французскую армию.
ТАБЛИЦА ДЛЯ СРАВНЕНИЯ.
Английская армия | Французская армия |
— из свободных крестьян (лучников). Рыцарская конница получала жалование из королевской казны. В армии: — высокая воинская дисциплина; — боеспособная пехота; — умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою | Конные рыцарские отряды, возглавляемые сеньорами. Рыцари действовали самостоятельно, не было дисциплины, была разобщённость в действиях. В армии на II этапе войны произошла небольшая реорганизация: — новая система комплектования войск; — улучшение крепостной и осадной артиллерии |
- Какая армия была лучше готова к войне? (английская армия была готова намного лучше к войне, т.к. у англичан была высокая воинская дисциплина; боеспособная пехота; умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою.
8. -Давайте обратим внимание на то, как выглядели воины данного периода. (СЛАЙДЫ) (краткая характеристика) (СЛАЙДЫ №4-9)
9. Запись в тетради: АРБАЛЕТ - железный лук, вделанный в приклад и снабжённый механизмом для натягивания тетивы.
- Мортира- новое орудие, пушка, применяемое во время Столетней войны.
10. - Теперь рассмотрим этапы Столетней войны, охарактеризуем их, подведём итоги по каждому этапу.
Запись в тетради этапов войны.
I этап войны (1337—1360 гг.) |
1340 г.— уничтожение англичанами французского флота у берегов Франции при г. Слейсе (морское сражение).(показ на карте. СЛАЙД №10) |
1346 г. — поражение французов в битве при Креси (Северная Франция). СЛАЙД №11 - АНИМАЦИОННАЯ КАРТА, просмотр, ответы на вопросы. Такой поход во Францию принёс Англии богатую добычу (деньги, оружие, драгоценности…) |
1356 г. —разгром французской армии при Пуатье (к югу от Луары) (показ на крате, СЛАЙД №12). (в битве погиб весь цвет Франции, из 5-6 тыс. погибших половину составляли рыцари. В плен к англичанам попали король и его свита). |
1360 г. — мирный договор в Бретиньи (1/3 земель Франции переходила под управление англичан — юго-западная Франция и порт Кале на севере). |
11. Работа с историческим источником.
Стр. 162. – прочитайте документ о подвиге шести горожан Кале?
-Ребята, как вы думаете, могли ли поступить иначе эти знатные граждане? (НЕТ, потому что, они спасали всех горожан)
12. Проблемный вопрос: -Почему в первых битвах Столетней войны армия англичан побеждала французскую? (Рыцари действовали самостоятельно, не было дисциплины, была разобщённость в действиях)
Ф И З М И Н У Т К А
13. –Переходим к следующему этапу.
II этап войны (1369 – 1396 гг.) |
Получив передышку после заключения перемирия с Англией, французский король стал проводить реорганизацию армии. Она заключалась в следующем: |
— увеличение отрядов наемников; |
— строительство военного флота; |
— создание сильной артиллерии для разрушения крепостей |
Во главе французской армии был поставлен Бертран Дюгеклен (дополнительное сообщение)(иллюстрация СЛАЙД№ 13). |
Французская армия постепенно одерживала победы на суше и на море. Англичане растеряли почти все владения во Франции. |
- Какой можно сделать вывод? (На II этапе войны перевес сил наблюдается на стороне Франции).
14. Работа по карте. - Посмотрите на карту: на севере англичане сохранили свои прибрежные города: Кале, Бордо, Брест, Шербур, Байонна, но Аквитания частично была отвоёвана французами.
15.ТРЕТИЙ ЭТАП.
III этап войны (1415—1424 гг.) |
В начале ХV века английский король воспользовался борьбой за власть двух французских феодальных группировок — герцогов Орлеанского и Бургундского (показ иллюстраций). Затем образовался союз Англии с французским герцогом Бургундским. |
Английский король высадил в устье реки Сены 30-тысячное войско и направился вглубь Нормандии, к Кале. Битва при Азенкуре в 1415 году закончилась поражением и разгромом французского войска (иллюстрация- СЛАЙД№14) |
Поражение было воспринято как «очень большой позор для Французского королевства». |
Прошло время, бургундцы заняли Париж (1418 г). Был захвачен король Франции; герцог бургундский стал управлять страной от имени короля. |
Англичане навязали Франции тяжелые условия мира. Старший сын короля Карл лишился всех прав на французский престол, но он бежал из захваченного Парижа и провозгласил себя королём Карлом VII. Чем вызвал симпатии к себе за то, что встал на защиту независимости Франции. |
16. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: - Из- за чего французы потерпели поражение? ( из-за внутренней борьбы за власть, из- за предательства герцога Бургундского)
- Из- за этих всех событий французское войско утратило веру в победу. Наследник престола и знатные люди растерялись и действовали нерешительно. Но народ сохранил мужество и волю к борьбе. Крестьяне отбивали нападение грабителей на деревни; они устраивали засады и истребляли захватчиков. Во Франции развернулась партизанская война. Посмотрите на карту (показ г. Орлеана). Здесь должна была решиться судьба Франции. Если бы англичане заняли этот город, то дорога на юг Франции была бы открыта и Франция утратила бы свою национальную независимость.
Город Орлеан 200 дней оборонялся от противников.
17. Четвёртый этап войны.
IV этап войны (1428—1453 гг.) |
1428 г. — осада г. Орлеана (иллюстрация); |
1429 г. — год перелома в войне. Появление Жанны д’Арк (дополнительное сообщение)— (работа с историческим документом, стр. 168);благодаря Жанне был освобождён г. Орлеан (Орлеанская дева).ПРОСМОТР МИНИАТЮРЫ ПОД МУЗЫКУ. (показ на карте и иллюстрация). |
1429 г. — коронация в Реймсе законного наследника французского престола Карла VII; (показ на карте) |
1431 г. — обвинение в ереси и казнь Жанны д’Арк. (иллюстрация) |
-Народно-освободительная война продолжалась и после смерти Жанны д’Арк. Центром борьбы оставалась Нормандия. Англичане стремились достичь перелома в войне, но она заканчивалась для них неудачей. Для англичан столь долгая война становилась разорительной. 1453 г. — Столетняя война закончилась изгнанием англичан. Но англичанам удалось сохранить за собой порт Кале (еще на 100 лет). |
18. Работа с картой.
Была освобождена Нормандия, впоследствии французские войска вытеснили англичан из Аквитании.
1453 г. — город Бордо в Аквитании сдался.
IV. Итог урока.
Столетняя война закончилась. Французы ценой больших потерь сумели победить в этой долгой кровопролитной схватке, но порт Кале еще 100 лет был в руках англичан.
V. Закрепление изученного материала.
ТЕСТ:
1.Когда началась Столетняя война?
а) 1360 год; б) 1337 год; в) 1346 год.
2.После какого события Франция оказалась на краю гибели?
а) поражение при Пуатье 1356 г.;
б) поражение при Азенкуре 1415 г.;
в) договор 1420 г. между Карлом VI и Генрихом V
3.Каковы причины поражения французской армии?
а)разрозненность армии;
б)малочисленность армии:
в) плохое вооружение.
4. Где сталкивались интересы Англии и Франции?
а)Фландрия; б) Шотландия; в) Аквитания.
5. Кто сказал «Никто на свете не спасет королевство французское и не поможет ему, кроме меня»?
а) Жанна д Арк; б) Карл Смелый; в) Людовик Х.
Вопросы и задания:
- назовите дату Столетней войны. (1337- 1453)
- Почему Столетняя война закончилась победой французской армии? (потому что, на 2-ом этапе войны произошла реорганизация армии, развернулась партизанская война, большую роль сыграла Жанна д Арк, а после её смерти народно- освободительная война развернулась с новой силой).
- Покажите на карте места сражений Столетней войны.(битва при Креси, Пуатье, Азенкур, Орлеан, Бордо)
VI. Обобщение: Итак, мы сегодня изучили Столетнюю войну. Увидели, как французский народ отчаянно в течение долгого времени отстаивал свою свободу и независимость, а также смог отвоевать территории за которые боролся - это Аквитания и Фландрия. Герои этой войны покрыли себя неувядаемой славой, их подвиги и поступки будут вызывать восхищение во все времена.
VII. Д/З: §19, подготовить сообщение «Гильом Каль».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по всеобщей истории 8 класс
Урок по теме "Революции 1848-1849 г.г." Форма проведения - групповое занятие. Время проведения - 2 часа. Ставлю своей целью не только обобщение знаний обучаемых по проблеме буржуазно-демократических р...
Разработка урока по Всеобщей истории 7 класс.
Эпоха Великих географических открытий....
Урок по всеобщей истории 5 класс по теме "Древняя Аттика"
Данный материал позволяет охарактеризовать социальный состав населения Аттики, выявить причины потери земледельцами земли и свободы,выявить источники рабства в Древней Греции...
конспект урока по всеобщей истории, 5 класс
Конспект повторительно - обобщающего урока по теме "Древняя Греция"...
Анализ урока по всеобщей истории 11 класс.Тема "Международные отношения в начале ХХ века."
Взаимопосещаемоть уроков важный элемент в работе каждого учителя,таким образом мы повышаем своё педагогическое мастерство,берём самое лучшее из опыта коллег, в тоже время можем оказать методическую по...
Методическая разработка урока по всеобщей истории 9 класс " Тоталитарный режим в 30-е годы "
Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы....
конспект урока по всеобщей истории 7 класс "Капитализм"
Данный урок посвящен появлению капиталистических отношений в период Нового времени. На уроке предлогаются различные варианты учебной деятельности: самостоятельное изучение учениками, составление...