История тюрко-татар
статья по истории по теме
Некоторые рассуждения о истории тюрко-татар. Мне точень интересно позновать историю наших предков и надеюсь вам тоже понравиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnaya_kultura_tyurko-tatar.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовная культура тюрко-татар
На развитие государства и права немаловажное влияние оказывают исторические, духовные, этнические традиции. Древние и средневековые предки татар до завоевания Казанского ханства жили в условиях государственности. В наши дни, когда татарский народ делает первые шаги по возрождению национальной государственности, должен учитываться и исторический опыт.
В Центральной Азии тюркские племена в 552 году образуют свое государство. Тюрки занимаются кочевым скотоводством, охотой. Они явились первыми рудокопами-шахтерами, плавили железо. На высоком уровне было военное дело. Население каганата в течении 25 лет заняло обширные территории Великой степи от Корейского залива на востоке до степей Причерноморья на Западе, от Песчаной степи Алашань(Северный Китай) на юге, до верховья Енисея на севере. Тесно соприкасались интересы этой империи с самым могущественными государствами того времени Китаем, Ираном, Византией. Тюркский каганат контролировал часть Великого шелкового пути. В временном и в некоторой степени территориальном отношении в истории известны Первый(552-630) и Второй(682-745) Тюркские каганаты. Значение Великого Тюркского каганата в истории Евразии огромно. Во первых, это государство в течение 80 лет служило прямым огромным мостом, соединявшим Азию с Европой. Во вторых, вышедшие на арену европейской истории тюркские народности Южной и Центральной Азии, создали культурные оседлые развитые государства, такие, как Хазарский каганат, Волжскую Булгарию и Болгарское государство на Дунае.
Древние тюрки имели реальные и мифические взгляды на происхождение своего государства. По мнению древних тюрков, их родина(эль) была самой древней. Она возникла сразу после сотворения мира. Государство тюрков было создано высшим божеством тюрков- небесным богом Кок Тенгре и находилось под его покровительством. Поэтому его называли Эль Тенгре(Божественная страна). Еще называлась оно Вечным элем. Таким образом, государство в идеологии тюрков превратилось в один из основных культов. Оно считалось священным. Выступление против него считалось великим грехом. Но, по их мнению, не государство первично, а народ(турк будун). Государство являлось необходимым условием для существования этноса. Его надо было беречь как зеницу ока. Разрушение государства было равносильно трагедии. Это означало и конец тюркского этноса. Конечно же, государство тюрков появилось намного позже сотворения мира. До него существовали многие древние государства. Таким путем древнетюркская официальная идеология хотела подчеркнуть его необычность, древность.
Любое государство обладает определенным пространством, которое состоит из внутритерриториальных единиц. Действительно она была обширной, объединила степи Евразии. Но создавать империю одно дело, а содержать их от распада очень трудно. Но древние тюрки смогли найти оптимальное решение. Форма государственного устройства тюрков была скорее всего конфедеративной. Государство состояло из двух основных частей—Восточного и Западного тюркского каганата. Последние в свою очередь делились также на две части—правое и левое крыло. Территория еще делилась на более мелкие улусы. Территориально-административное единство осуществлялось на основе так называемой удельно-лествичной системы. Смысл этой системы был тесно связан с престолонаследием. Первоначально трон унаследовал сын. Позже был принят закон, по которому наследование трона шло от старшего брата к младшему, от младшего дяди к старшему племяннику. Таким образом, круг претендентов на престол расширился. Наследники трона были отправлены править на дальние, окраинные улусы империи и ждали своего часа восхождения на трон. А приблизить это могли только усердно послужив на посту правителя улуса во блага и единства государства. На территориях была военно-административная система. То есть население в мирное время занималось кочевым скотоводством, а в военное время все мужчины, которые могли держать в руках оружие, становились воинами. В зависимости от того, сколько воинов мог выделить улус, административные единицы делились на тюмени(10 тысяч), тысячи, сотни, десяти.
Тип государства был кочевым-феодальным. Форма правления была монархией. Во главе государства был хан или каган. Он должен был принадлежать к престижному роду Ашина. По мнению тюрков, каганы дарились богом Тенгре. Каган и его жена- катун уподоблялись высшему богу Тенгре и его жене Умай. Поэтому идти против кагана считалось великим грехом. Если первоначально каган руководствовался интересами всего населения, и назывался Эль-каганом(народ-каган), то вскоре всевластный каган начал действовать интересами аристократической верхушки.
Первым лицом в государстве после хана был ябгу. Ябгу был вице-королем, вернее вице-ханом. На эту должность чаще всего назначались члены царствующего рода. Но вместе с тем ябгу не был наследником престола; наследник назывался «тегин». Титул «шад» принадлежал принцам крови, имеющим в своем управлении уделы.
В западнотюркском каганате во все подвластные владения были посланы уполномоченные кагана—тудуны, которым вменялся контроль над сбором податей и посылкой дани в каганскую ставку. Местным владетелям были «пожалованы» тюркские титулы, как бы включившие их в административную иерархию каганата.
Несколько слов о понятии гражданства в тюркском каганате. Как мы уже говорили, на территориях государства была военно-административная система. Каждый человек в нем имел свое место, число(«сан») в тюмени, тысячи, сотни, десяти. Человек вне такой структуры вообще не считался субъектом общества. Понятие «сан» сохранилось и в наши дни. У татар и поныне бытует ругательское слово «сансыз»(дословно, без числа, без цифр). Или русские слова сановный, сановник-престижные чиновники.
Таким образом, даже такой беглый взгляд, говорит о том, что древнетюркское общество было достаточно развитым и сложным по структуре. Государство древних тюрков сложилось исходя из реальной жизни, потребностей тюрков. Многие стороны государства и права древних тюрков и в наши дни интересны и поучительны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"
Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Комментарии
Духовная культура тюрко-татар