Выступление на тему: "Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории и обществознания"
статья

Какие методы можно применять для активизации познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_zelenovskaya_27.02.2020.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Выступление на тему:

«Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории и обществознания»

                                                                                  Подготовила:

                                                                           Зеленовская А.А., учитель                    истории и обществознания

2020 г.

             

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ»

              В. А. Сухомлинский

     Качество образования – это одна из основных проблем любой современной школы. Что же такое качество образования?

    Если раньше понимание качества образования сводилось к соотношению числа учащихся, получивших при аттестации хорошие и отличные оценки, к общему числу школьников.

   В современном же понимании качество образования в школе – это комплексная характеристика образовательной деятельности, результаты, которые соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам и способны удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование.

Качественное образование зависит от следующих причин:

  • Уровень индивидуальных особенностей учащихся (интересы, мотивы, склонности, способности, психологический тип и т.п.)
  • Уровень профессионального мастерства учителя
  • Традиции и новации в обучении (содержание, объем, технологии и методы обучения).
  • Уровень подготовленности к обучению
  • Состояние учебно-методического обеспечения учебного процесса (качества учебников, учебно-методических комплектов для учителя и ученика)
  • Внешнее влияние (семьи, взрослых, друзей, одноклассников и т.п.)
  • Педагогическое взаимодействие детей и взрослых.

Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и педагоги как участники образовательного процесса. Ведь педагог играет огромную роль в формировании личности ученика.

А главное условие успешного, качественного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету.

Формирование мотивации учащихся  и педагогов – одно из важнейших условий повышения качества образования.

         Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.

    Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель,  любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Стандартным способом для многих учителей является попытка стимулировать учебную активность нерадивых учащихся плохими оценками,  но и это не всегда помогает.

      Ученик не станет формулировать свой вопрос, тем более искать на него ответ, если у него не будет мотивации.

      Формирование мотивации предполагает разнообразие форм и приемов, с помощью которых большинство учащихся вовлекается в активную учебную работу. При этом надо понимать, что развитие учения не самоцель, но всего лишь одно из средств развития личности учащегося.

       Усилению интереса способствуют занимательность изложения (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью учащихся).

     Часто мотивация рассматривается преподавателями только как фактор, вызывающий у учащихся интерес к теме, создающий положительную, эмоциональную атмосферу. Вместе с тем необходимо, чтобы мотивация была связана с актуализацией определенных знаний и умений школьников.

     Мотивацию можно рассматривать как структурный компонент урока. Тогда она помогает реализовать цели конкретного урока: объяснить, сформировать, отработать, закрепить, сравнить, узнать, дополнить и т. д.

Мотивацию также можно рассматривать как средство повышения качества образования. В этом случае мы можем говорить о формировании у учащихся таких навыков, как умение делать вывод и давать оценку событиям, сравнивать и анализировать явления, работать с несколькими источниками, извлекать информацию, самостоятельно формулировать задачу и создавать алгоритм ее решения.

А сейчас я хочу привести некоторые приемы для проведения мотивационной части занятия.

1. Рассмотрение ситуации.

Ситуативная методика имеет огромное значение в преподавании обществознания и в меньшей мере, по истории. Предлагаемые учащимся ситуации должны быть близки к повседневной жизни и вместе с тем вызывать неоднозначные оценки и подходы. В ходе обсуждения ситуаций важно, чтобы учащиеся не просто обсудили предлагаемый сюжет, но и нашли материал, позволяющий дать им правовую или нравственную оценку случившегося. Ситуации могут быть реальными и выдуманными, но основанными на реальных фактах. (Украина, попытки переписать историю (ВОВ))

2.Графическое изображение. 

    Картина, рисунок, фотография, карикатура могут стать началом обсуждения проблемы. Задействованы образное мышление и творческие способности учащихся (карикатура). Один из примеров — это карикатура Н.С. Хрущева по которой можем высказать вопросы к дискуссии.

3.Произведения художественной литературы.  Сказка «Золушка» на этом примере можно рассмотреть семейное право.

4.Постановка проблемы. Постановка проблемы может осуществляться с помощью наводящих вопросов, знакомства с разными (противоположными) взглядами, противоречащими друг другу изображениями, графиками и пр. Возможно и простое формулирование проблемы учителем. Например на уроке обществознания при изучении темы «Прогресс» можем рассмотреть проблему противоречивости прогресса.

5.Документ. Начало занятия может быть посвящено обсуждению письма, интервью в газете. Кроме того, документы могут представлять взгляды известных исторических деятелей, публицистов, ученых.

«Жизнь забила ключом, и всеобщая тусовка приобрела грандиозные размеры. На улицах объявилось множество экстравагантно одетых молодых людей… Металлисты пугали прохожих черной кожей и кучей железных заклепок. Брейкеры фланировали пружинящей походкой во всем спортивном и американском. Возродились былые хиппи – они называли себя «Система»… Кто там еще? Да, новые стиляги в штиблетах и костюмах ломятся на концерты «Браво» и «Мистер Твистер».

(А. Троицкий)

Выбор вида мотивации зависит от многих факторов: темы урока, уровня подготовленности и эмоционального настроя класса, технических возможностей школы и даже психологических аспектов взаимодействия учителя и учащихся. Но безусловно одно: мотивация – не эпиграф к уроку, это важная составляющая  урока.

      Хотелось бы закончить словами Антона Павловича Чехова: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности на уроках истории"

Статья "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории"...

Приемы активизации познавательной деятельности на уроках МХК.

В работе рассматриваются особенности современного урока МХК, представлены приемы активизации деятельности учащихся на различных этапах урока....

"Активизация мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания"

В статье приводится материала рассказывающий о приёмах работы по активизации мыслительной деятельности на уроках истории...

Информационно-коммуникационные технологии обучения как средство активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.

Статья на  тему  "Активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания"...

Приемы активизации познавательной деятельности на уроке английского языка

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Я выделила три основных приема, которые могут активно использоваться на уроках английского язык...

Доклад на ШМО "ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ."

Доклад по применению различных методов по привлечению внимания на уроках истории....

Творческая работа «Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках истории»

Материал содержит сведения о возможности использования игровых форм обучения на уроках истории....