Урок. Эпоха Ивана Грозного.10 класс
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Ольга Васильевна Овчинникова

Нестандартный урок и использованием  игровых элементов и проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_epoha_ivana_groznogo.zip36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Эпоха Ивана Грозного

Место урока в курсе истории

Данный урок проводился учителем по концентрической программе в курсе истории  России в 10 классе с приглашением учащихся 6 классов. Проведение  урока подобного содержания возможно с учётом возрастных особенностей.

Главная задача урока нестандартной формы – подведение итогов  совместной  деятельности  учащихся и учителя по вопросу «Эпоха Ивана Грозного».

К конспекту урока прилагается  фильм в формате Power Point «Эпоха Ивана  Грозного».

Задачи урока

  1. Образовательные задачи включают работу по формированию основных понятий: Иван IV, Реформы 50-х годов  XVI  века. Избранная рада. Опричнина. Становление самодержавия. Закрепощение  крестьян.
  2. Развивающие задачи урока формируют у учащихся следующие виды деятельности и умения:
  1. умение работать  с исторической  литературой (умение проводить поиск необходимой информации).
  2. Формирование монологической речи (рассказ  об  исторических событиях и их участниках).
  3. Умение анализировать, объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности людей в истории, давать оценку историческим событиям и личности в истории.
  1. Воспитательные задачи.
  1. Формирование индивидуального образовательного маршрута
  2. Организация   коллективной   работы учащихся с учетом их индивидуально-психологических особенностей,  не только как способа обучения, но и как способа целенаправленного формирования личности.
  3. Организация   коллектива учащихся  на   выполнение проекта с целью  объединения учащихся  по интересам,   обеспечения  для них разнообразных  видов ролевой деятельности, воспитание  чувство долга, обязательности и ответственности  при выполнении заданий в намеченные сроки, развития коммуникативных навыков учащихся.

Оформление урока

  1. Репродукция картины «И. Репина «Иван Грозный и  его сын Иван 16 ноября 1581 года». Акварели Москвы  XVI  века, репродукция  картины В.Васнецова «Царь Иван Грозный».
  2. Художественные работы, выполненные учащимися:

Иван Грозный и сын его Иван

Портрет Анастасии Романовой – Захарьиной – Кошкиной

Портрет Ивана Грозного

Портрет Боярина Фёдорова

Портрет князя Старицкого

Портрет Митрополита Филиппа

Портрет Малюты  Скуратова

Картина «Опричнина»

Гравюра «Восстание в  Москве»

Гравюра «Опричный двор»

Гравюра «Александрова Слобода»

Гравюра «опричные казни»

  1. Иллюстрации с видами Новгорода, Пскова, Москвы
  2.  Выставка литературы по теме
  3. Ролик кинофильма «Московский Кремль»
  4. фильм в формате Power Point «Эпоха Ивана Грозного».
  5. Чёрные шапочки для судей, молоток для судьи, трибуна для суда, вооружение для охраны.

Действующие лица

Ведущие (2 учащихся)

Чтец (1 учащийся)

Иван Грозный

Скуратов  Малюта

Царевич  Иоан

Долгорукая

Главный Судья

Обвинители  (6 учащихся)

Эксперты    (8 учащихся)

Охрана (2 учащихся)

Оформители:

 Группа художники – оформители

Группа   информационно – компьютерных технологий

Руководитель проекта

Овчинникова  Ольга Васильевна  учитель истории

Перед началом урока демонстрация фрагментов учебного фильма «Московский Кремль».

Ведущие (на фоне музыки читают стихи)

Века прошли и минули,

Гроза Ивана сгинула,

И многое быльём уж поросло,

Но в школе суд собрали мы,

Царя на суд призвали мы,

Поступки смело оценить его должны.

Вопросов звуки главные,

Припомним годы славные,

Знакомые и  близкие царю.

Тебя спросить посмеем мы,

Как вёл себя с боярами,

Пришла пора покаяться суду.

Промчались зимы с вёснами,

Потомки стали взрослыми,

Но знать хотим прошедшие деньки.

Чтоб меньше было грозного,

Чтоб меньше было слёзного,

Сегодня  суд вершат ученики.

Урок проходит на фоне  слайдофильма   «Эпоха Ивана Грозного»

в формате Power Point

Судья

Сегодня в суде слушается дело Ивана Грозного.

В ходе суда:

1) будут проведены следственные эксперименты;

2) выступят эксперты с оценкой деятельности Ивана Грозного;

3)  проводятся  слушания по делу об убийстве членов семьи Грозного и представителей знати.

Следственный эксперимент №1

Судья

В суде проводится следственный эксперимент  по вопросу установления личности обвиняемого. Ввести обвиняемого!

(охранники вводят обвиняемого)

Судья

Подсудимый, Ваше имя?

Иван Грозный

Ты что же, холоп, имени моего не ведаешь? Государя, царя, Ивана Васильевича  не признаёшь?

Судья

Гнев к делу отношения не имеет. Уточняю вопрос: известно ли подсудимому его  имя – Грозный?

Иван Грозный

Молчи, холоп, худородный! Эй,  Малюта, пёс верный!  (Малюта Скуратов подбегает, падает  ниц).

Объясни – ка этим холопам, кто стоит перед ними.

Малюта

Помазанник божий, государь царь Иван Васильевич. Прикажешь разогнать сие сборище.

Судья

Четыре века прошло, времена нынче другие. А потому придётся, государь тебе и  Малюте отвечать за свои деяния.

Слово предоставляется эксперту по вопросу  рождения и венчания на царство Ивана Грозного

Выступает эксперт  №1  Приложение№1  Легенда о рождении Ивана и венчание на царство

Судья

 Выслушаем мнение эксперта  по   истории Московского восстания 1547 года.

Выступает эксперт №2  Приложение №2     Восстание в Москве

Следственный  эксперимент №2

Судья

В суде проводится следственный эксперимент по делу об убийствах знатных людей. Ввести подсудимого.

Иван Грозный

Малюта, зови боярина Шуйского! Государь веселиться  желает!

Малюта

Государь жалует тебя, боярин Шуйский, своею милостью.

Иван Грозный

Добро, боярин. Малюта,   начинай потеху!

Судья

Всем стоять на месте. Государь, имена новых жертв!

Иван Грозный

Не ведаю. Бог ведает.

Судья

Травил ли боярина Шуйского  медведями? Сгубил ли Глинского зельем?

Иван Грозный

Бога побойся, нечестивец! Веселье было, но убийства не замышлял. Бог свидетель.

Судья

Суд удаляется на совещание.

 Чтец  читает стихотворение А.К. Толстого «Князь Михайло Репнин»

Приложение №3   А.К. Толстой. Князь Михайло Репнин

Судья

Попросим экспертов изложить историю появления опричнины.

Выступает эксперт №3  Приложение №4. Организация опричнины

Судья (стучит молотком)

Проводятся слушания по делу об убийстве знатных людей. Излагаются обстоятельства гибели боярина Фёдорова  

Обвинитель №1 Приложение №5 .  Дело боярина И.П. Фёдорова

Судья (стучит молотком)

Заслушиваются обстоятельства гибели князя Старицкого

 Обвинитель №2    Приложение №6 Гибель князя Старицкого

Судья (стучит молотком)

Заслушиваются обстоятельства гибели митрополита Филиппа

Обвинитель №3  Приложение №7 Иван IV  и митрополит Филипп

Судья 

 Эксперты дают оценку разгрома русских городов и массовых казней.

Выступления экспертов

Эксперт №4  Приложение №8   Новгородский погром

Эксперт №5    Приложение №9 Поход в   Псков

   

 Эксперт №6   Приложение №10  Казнь в Москве

 

Судья

 Заслушаем мнение экспертов об отмене и последствиях опричнины

Выступления экспертов

 Эксперт №7 Приложение  №11а Приложение №11а   Отмена опричнины.

 Эксперт №8 Приложение  №11б  Общие итоги  

  Следственный  эксперимент №3

Судья

В суде проводится следственный эксперимент об убийстве сына.

Сцена  «Иван Грозный  и царевич Иван»

Иван Грозный

Что – то,  сын  мой родной, не рад ты приходу отца – государя.

Царевич Иван

Рад, государь – батюшка, очень рад.

Иван Грозный

Щенок! Лгать вздумал! Говори, что задумал против отца – государя.

Царевич

Клевета, нет   у меня дурных мыслей.

Иван Грозный

Да как ты смеешь! Щенок!... А –а-а-а-а….. Беда! (уходят)

Судья (стучит молотком)

Проводится слушание по делу об убийстве  сына Иоанна

 Обвинитель  №4 Приложение №12. Смерть царевича

 Обвинитель№5 Приложение №13.Иван Грозный и царевич Иван

Следственный эксперимент №4

Судья

В суде проводится следственный эксперимент об убийстве жены Марии Долгорукой. Ввести подсудимого

 (охранники вводят Грозного)

Судья

Боярыня Долгорукая, тебе слово.

Долгорукая

Люб мне был молодой боярин, да взял  в жёны меня государь. Сколько слёз  я пролила, сколько ночей не спала, всё терпела. Да знать пришёл конец терпению!   После чего и убил меня  государь  во гневе.

Ива Грозный

Тогда убил, ведьма, и сейчас убью!

Судья (стучит молотком)

Слушается дело о царской семье и последних днях жизни Ивана Грозного

Обвинитель №6  Приложение №14  Семья Грозного

 

Заключение

Судья

Заслушаем заключительную оценку деятельности Грозного

  1. Иван 4 Грозный  правил Российским государством с 1533 по 1584 год. В 1547 году Иван 4 венчался на царство.
  2. Изнурительная Ливонская война усилила  противоречия внутри России, между царём и приближёнными.  Иван 4 взял курс на усиление личной власти. В мятежах и изменах боярской знати видел главную причину неудач своей политики. Сложная обстановка, болезненная подозрительность царя  привели к установлению опричнины (1565 – 1572 гг).
  3. Стремясь уничтожить  феодальную  знать, Иван Грозный не останавливался ни перед какими жестокостями. Начался опричный террор, казни, ссылки. Уничтожены были боярин Фёдоров, отравлен князь Владимир Старицкий, задушен московский митрополит Филипп.
  4. Жесточайшему разгрому подверглись центр и  северо – запад  русских земель, где боярство было особенно сильным. Грозный предпринял поход на Новгород, Псков. Жесточайшие казни прошли в Москве.
  5. Тяжёлая душевная болезнь, которой страдал Иван IV, довершила дело дурного воспитания и дурных советчиков; его страсти, не сдерживаемые ничем, дошли до полной разнузданности, он не мог владеть собой со своими бешеными порывами. Неукротимая ярость при малейшем противоречии сделала его детоубийцей. Очень трагично складывались его отношения в семейной жизни.
  6. Царь  жаждал такой власти, которая обеспечивала бы абсолютную покорность любого подданного.

Ведущие.    На фоне учебного кинофильма «Московский  Кремль»   дают заключительную оценку.

В заключение скажем, что стоны умолкли, жертвы истлели, старые предания затмились новыми, но имя этого царя  блистало на Судебнике, напоминало о присоединении к России трёх татарских ханств.

Свидетельства ужасных дел хранятся в архивах, а Казань, Астрахань, Сибирь как часть России остаются  памятником царю – завоевателю. Народ, чтя Иоанна как государственного  деятеля, сильного правителя, много сделавшего для укрепления гражданского уклада жизни, отверг память о нём как о царе – мучителе.

Иоана  4  до настоящего времени называют Грозным, так же как и его  грозного деда – «Иоанна III». И это имя  звучит скорее в похвалу. Чем в укоризну.

Поистине   «История злопамятнее народа».

       

 

Список       использованной     литературы

  1. История Отечества: Учебник для 7 – 8классов средней школы.  Б.А. Рыбаков, А.М. Сахаров, А.А. Преображенский, Б.И. Краснобаев; под ред Б.А. Рыбакова,  А.А. Преображенского – 8 изд, М.: «Антиква» – 1998, с. 119 – 128.
  2.  Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Книга I. Москва. «Книга».1990, с.457 – 519.
  3.  Сахаров А.И., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений.  Под ред. А.Н. Сахарова – М.: Просвещение, 1995. – с.200 – 221.
  4. Соловьёв С.М. Сочинения в восемнадцати книгах.  Книга IV. История России с древнейших времён. Т.7 – 8. Отв. ред.  И.Д.Коваленко, С.С. Дмитриев – М., Мысль 1989, с.7 – 182.
  5. Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правления и событий 862 – 1917 гг. – 2 издание. – М.: Центр. Ком, 1997, с 185 – 225.
  6. Юрганов А.Л.,  Кацва Л.А. история России  XVI – XVII вв.
  7. Учебник для VIII класса средних учебных заведений. М; – Мирос,   Вентана – Граф, 1996, с.7 – 58.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-расследование: «Эпоха Ивана Грозного в оценках современников». 10 класс

Урок:по форме – урок-игра;по характеру деятельности – проблемно-диалогический с элементами образовательной системы «Школа 2100»;по ведущему методу – урок-размышление....

Интегрированный, театрализованный урок (история, литература). "Эпоха Ивана Грозного"

Значение этой эпохи в истории государства Российского, значение этой эпохи для познания современности...

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе на тему: «Человек и государство (на историческом материале эпохи Ивана Грозного и материале поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова...»)

Интегрированный (бинарный) урок  литературы и истории позволяет поднять проблему отношений человека и государства и ответить на вопрос: есть ли у человека право и возможность противостоять давлен...

План-конспект урока по теме «Эпоха Ивана Грозного»

Цель: выявление уровня знаний учеников по теме «Эпоха Ивана Грозного», формулирование обобщения знаний по периоду правления Ивана IV, обобщение, систематизация и закрепление знаний по теме...

Урок "Русская культура в эпоху Ивана Грозного"

Особенности русской культуры  эпохи Ивана  Грозного...