Практическая реализация проектно-исследовательского метода при обучении иностранным языкам в условиях урочной и внеурочной деятельности
статья по английскому языку (8 класс)
В статье представлена технология работы с использованием проектно-исследовательского метода на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: проектно-исследовательский метод, формула 5 «П», урочная и внеурочная деятельность, иностранные языки.
В настоящее время метод проектно-исследовательской деятельности пользуется все большей популярностью, и практически все учителя применяют его в своей работе. Несмотря на обилие информации, при практической реализации этого метода у коллег, несомненно, могут возникнуть какие-либо вопросы или даже трудности при организации этой деятельности [2].
Цель данной статьи - систематизировать информацию по организации проектно-исследовательской деятельности и поделиться с коллегами практическим опытом для успешной реализации проектно-исследовательской деятельности в урочной и внеурочной системе на уроках английского языка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дина Александровна Мищенко, учитель английского языка, mishchenko.english.540@gmail.ru
ГБОУ Гимназия №540 Приморского района,
г. Санкт-Петербург
Практическая реализация проектно-исследовательского метода при обучении иностранным языкам в условиях урочной и внеурочной деятельности
рис.1
Ценность проектно-исследовательской деятельности неоспорима, так как оказывает наибольшее влияние на несколько групп важнейших умений обучающихся. Это, прежде всего, исследовательские умения – разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение; во-вторых, умения социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло); в-третьих, оценочные умения (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других).
Обучающиеся совершенствуют свои информационные умения: учатся самостоятельно осуществлять поиск нужной информации и выявлять, какой информации или каких умений недостаёт. Кроме того, улучшаются презентационные умения выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности. Наконец, развиваются рефлексивные и менеджерские умения (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела)[1].
В процессе осуществления проектно-исследовательской деятельности наиболее оптимальна для практического применения следующая формула проекта – 5 «П»: ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ – ПЛАНИРОВАНИЕ – ПОИСК – ПРОДУКТ–ПРЕЗЕНТАЦИЯ, которую мы хотели бы проиллюстрировать на примере одного из успешно реализованных проектов.
Так, обучающиеся 8 класса нашей гимназии в 2018-2019 уч. году участвовали в Региональном конкурсе исследовательских работ школьников «Крылья науки» (АППО, г. Санкт-Петербург) с исследовательской работой «Is it possible to consider the SCHOOL DRESSCODE as CULTURE and SCIENCE? – How to turn CONTRA into PRO in the students’ attitude towards school uniform» (Дресс-код – это наука или культура? Как превратить минусы в плюсы в отношении к школьной форме »).
Первый этап работы – ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ.
Как правило, из проблемы следует тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы выдвижения гипотезы.
В нашем случае на уроке английского языка ребята изучали тему ОДЕЖДА и работали над мини-проектом «Моя идеальная школьная форма». При этом выявилась проблема: по ряду причин практически 60% одноклассников не хотели носить свою обычную школьную форму. Однако были и сторонники школьного дресс-кода. Возникла дискуссия между приверженцами разных подходов. Поэтому, ребята решили подробно с научной точки зрения разобраться в данном вопросе, провести исследование среди учеников, родителей, учителей и узнать их реальное отношение к школьной форме, проанализировать международный опыт, узнать мнение психологов, социологов и специалистов в области этикета и истории моды, а главное – предложить ряд действий для трансформации негативного отношения к школьной форме в положительное. В результате мозговых штурмов ребята вывели тему своей исследовательской работы и с большим интересом приступили к следующему шагу – составлению плана работы над проблемой.
Второй этап работы – ПЛАНИРОВАНИЕ.
Далее надо было четко СПЛАНИРОВАТЬ все шаги, которые предстояло пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта.
Для этого надо было показать ученику алгоритм планирования:
- Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос помог разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи [6].
Как ты будешь решать эти задачи? | Определение способов работы на каждом этапе |
Когда ты будешь это делать? | Определение сроков работы |
Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? | Выявление имеющихся ресурсов |
Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? | Выявление недостающих ресурсов |
таб.1
Последовательно отвечая на эти вопросы, ученики смогли разработать план своего проекта, определить ответственных и назначить сроки выполнения. Таким образом, сформировалась целая команда учащихся для работы над проектом. Требовалось детально разобраться с рядом вопросов, таких как: анализ текущей ситуации, история дресс-кода, значение и влияние дресс-кода в социальной и бизнес среде. Было необходимо организовать исследования и сбор статистики, провести опрос в фокус-группе учеников и учителей, осуществить массовое анкетирование и выявить мнения экспертов в отношении необходимости дресс-кода и доказать идею, что дресс-код – это не только часть науки и культуры, а также необходимый компонент корпоративной культуры. Кроме того, требовалось проанализировать все минусы и плюсы, а главное – предложить ряд эффективных шагов для превращения минусов в плюсы, разработать конкретные предложения для администрации школы.
Третий этап работы – ПОИСК.
Далее последовал один из самых длительных этапов –работа с огромной массой материалов и сведений и отбор релевантной информации.
При поиске информации были задействованы ресурсы президентской медиатеки, городской и районной библиотек, Интернет – ресурсы (BBC Documentary). Дети искали и изучали источники и литературу по истории моды и культуре дресс-кода, производили отбор фактического материала. При этом научные тексты были главным источником их исследовательской работы.
В работе над проектом на разных этапах могут успешно использоваться такие различные способы и приемы организации групповой работы, как: «Мысли на столе - мозговой штурм» - для генерирования новых идей и выдвижения гипотезы; «Карта согласия» – на этапе постановки проблемы; «Углубление» - для анализа и интерпретации, полученных из различных источников знаний; «Рефлексия-3-2-1» - на этапе самооценки и самоанализа.
Четвертый и пятый этапы работы – ПРОДУКТ и ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Далее по итогам поиска и отбора релевантной информации ребята самостоятельно создали сам продукт – написали, откорректировали и оформили свою исследовательскую работу. Учащиеся подготовили не только презентацию в требуемом формате, но и цветные демонстрационные материалы, макеты которых разработали также самостоятельно.
Как результат всей этой огромной работы – успешное представление проекта непосредственно на очном этапе регионального конкурса и получение диплома призера в номинации «Социально-экономические исследования», и главное – удовольствие от сложной проделанной работы и достижение результата – умение решать творческие и нестандартные задачи.
При работе над проектами следует всегда помнить о шести составляющих успеха, когда:
- Цели четко определены.
- Технологии ясны и понятны.
- Ясно сформулированы требования и критерии.
- Подобрана правильная команда.
- Осуществляется тесная и своевременная коммуникация.
- Происходит постоянный мониторинг и контроль [7].
Если взять за основу формулу 5 «П», современные педагогические приемы и стратегию шести шагов к успеху и практически воплотить полезные советы, возникает ответ на главный вопрос «КАК УСПЕШНО и ЭФФЕКТИВНО организовать проектно-исследовательскую деятельность в школе».
Вот, как сами ребята оценивают свой опыт участия в проектной деятельности: «Самое главное – выбрать действительно полезную и актуальную тему. Нам должно быть интересно, чтобы каждый раз открывать что-то новое», - считает один из участников группы этого проекта (Сергей Г.).
«Без чего абсолютно никак не обойтись – так это без грамотного планирования работы и выполнения заданий в соответствии с планом, и абсолютно необходимо правильное понимание того, что мы делаем» - утверждает другой участник (Тимофей М.).
«Тесная работа в команде и в сотрудничестве с наставником. Очень важно не подводить других и вовремя выполнять свои пункты работы», - мнение еще одной участницы проектно-исследовательской работы (Мария Л.).
«Мы учимся находить и отбирать главное в массе информации, ставить цели, планировать и достигать результаты. И главное – находить решение интересной проблемы!» - так говорят члены исследовательской команды о значении проектной деятельности для самих себя.
Конечно, при выполнении проекта может возникнуть ряд трудностей, для преодоления которых, существуют определенные решения [5].
Трудности | Решения |
Недостаток словарного запаса и сложности в сборе необходимой информации | Предложить источники информации, адаптированные для уровня детей, и помочь получить информацию и инструменты |
Неумение работать в команде | Помочь правильно и четко поставить цель, распределить обязанности согласно психологическим особенностям и способствовать пониманию их роли в процессе |
Неорганизованность, неумение распределять свое время | Начальное обсуждение, составление четкого графика работы, выполнение дневника проекта |
Неумение работать с информацией (непонимание заданий) | Просьба детям прокомментировать задание и инструкцию. В итоге все учащиеся правильно понимают задание. |
Сложности с планированием | Необходимо четко определить задачи на отдельных этапах работы и способы их решения, проанализировать различные фазы работы – одобрить/не одобрить и выбрать оптимальные |
При презентации проблемы с речью и регламентом | Научить детей выбирать главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Научить составлять текст презентации в виде тезисов |
Неумение отвечать на дополнительные вопросы по докладу / выступлению | Отрепетировать презентацию и подумать о возможных вопросах |
таб.2
Для ученика учебный проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, а для учителя – интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания. Это и полезно, и престижно, и считается делом чести, ведь полученные навыки, несомненно, помогут детям в их дальнейшей учебе в вузе и будущей работе.
Самый главный наш проект – это наша жизнь, которой МОЖНО и НУЖНО грамотно управлять. Как со школьной скамьи ребята научатся вести проекты, так и во взрослой жизни они продолжат реализовывать любые свои смелые идеи.
Список литературы
1. Голуб Г.Б. «Основы проектной деятельности школьника» под редакцией проф. Е.Я.Когана – Издательство «Учебная литература», 2006
2. Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 124-126.
3. Казаренков В. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников, М.: Центр педагогического образования, 2008.
4. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
5. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. N 1. С. 9-10.
6. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М:АРКТИ, 2005
7. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2009. С. 132
8. Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка. /ИЯШ., 2001 , №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация Power Point: «Проектная технология при обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС».
Проектная методика является передовой педагогической технологией обучения, необходимость использования, которой в условиях современного образования обусловлена инно...
Сообщение на тему: «Метод проектов. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам».
Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше ст...
Реализация регионального компонента как одного из направлений патриотического воспитания через урочную и внеурочную деятельность по английскому языку.
Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа. Сегодня крайне необходимо говорить о важности формирования любви к Родине, к "малой" Родине, интереса к истории и культуре Росси...
Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка
Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....
Статья "ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это ...
СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА «Современные методы обучения иностранному языку в условиях реализации ФГОС»
Результаты педагогов работы по ФГОС...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...