Доклад " Цифровые технологии на уроках немецкого языка"
материал по немецкому языку

 Тепсикоева Татьяна Юрьевна

        На современном этапе реформ школьного образования серьезные изменения связаны с внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс.  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам предполагает, что при изучении иностранного языка у школьников формируются и развиваются навыки информационной культуры, для этого необходимо усилить внимание на развитие коммуникативных умений в процессе изучения предмета. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Новейшие ИКТ занимают все большее и большее место в нашей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovye_tehnologii_na_urokah_nemetskogo_yazyka.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровые технологии на уроках немецкого языка

        На современном этапе реформ школьного образования серьезные изменения связаны с внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс.  Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам предполагает, что при изучении иностранного языка у школьников формируются и развиваются навыки информационной культуры, для этого необходимо усилить внимание на развитие коммуникативных умений в процессе изучения предмета. Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Новейшие ИКТ занимают все большее и большее место в нашей жизни. Их использование на уроках иностранного языка (ИЯ) повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения ИЯ. Использование информационно – коммуникационных технологий в учебном  процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, способствует повышению интереса к предмету, дают возможность избежать субъективной оценки. Использование компьютера и цифровых образовательных ресурсов в обучении немецкому  языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой, значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности.

        К наиболее часто используемым в учебном процессе средствам  ИКТ относятся:

•        электронные учебники и пособия

•        электронные энциклопедии и справочники,

•        тренажеры и программы тестирования,

•        образовательные ресурсы Интернета,

•        DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,

•        видео и аудиотехника,

•        научно-исследовательские работы и проекты.

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранным языкам предполагает, что при изучении иностранного языка у школьников формируются и развиваются навыки информационной культуры, для этого необходимо усилить внимание на развитие следующих умений:

-самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность.

-участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы,

-осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в иноязычных источниках различного типа,

-извлекать необходимую информацию из иноязычных источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.),

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую,

-отделять основную информацию от второстепенной,

-критически оценивать достоверность полученной информации,

-передавать содержание информации адекватно поставленной цели,

-развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства,

-выбирать тип чтения в соответствии с поставленной целью,

-работать продуктивно и целенаправленно с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимать их специфику, адекватно воспринимать язык средств массовой информации,

-создавать материал для устных презентаций с использованием мультимедийных технологий.

 Хотелось бы остановиться на наиболее часто используемых ИКТ на уроках иностранных языков: 

Интернет – ресурсы

Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, страноведческий материал, зарубежную литературу т.д.

На уроках иностранного языка Интернет помогает решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению немецкого  языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Использование проектора.

Преимущества проектора перед традиционными наглядными пособиями- обеспечение наглядности как важной составляющей методики преподавания. 
Какие же плюсы у проектора, в отличие от традиционных наглядных пособий? 
1.Размеры изображения могут изменяться в зависимости от расстояния от проектора до экрана. Кроме того, изображение подсвечивается и воспринимается легче. 

2.Учитель самостоятельно устанавливает время показа изображения, включая и выключая проектор. Таким образом, изображения появляется на экране только тогда, когда это необходимо. 

3. Учитель может легко менять слайды, поэтому количество иллюстраций к подаваемому материалу может быть достаточно большим. Это способствует максимальному соответствию между рассказами лектора и наглядным изображением.

4.Демонстрация отдельных фаз развития динамических процессов позволяет учителю, опираясь на воображение ученика, использовать его возможность домыслить промежуточные этапы и т.п. 

5. Слайды не занимают много места при хранении, а также не тускнеют с течением времени - ими можно пользоваться сколь угодно долго.

Электронные учебники

Достоинствами электронных учебников являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации.

Электронные словари

Электронный словарь соединяет в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений. 
Все современные электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка:

I. Изучение лексики.

 Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль. 
1 этап – введение лексики. На данном этапе, используя демонстрационный компьютер, выбираем автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие слова по теме. Параллельно учителем либо диктором произносятся данные слова с переводом. Затем в таком же режиме производится работа с модельными фразами.

2 этап – отработка произношения и закрепление лексики. Учащиеся повторяют за диктором хором. Учитель в данной ситуации имеет возможность подойти к любому ученику и прослушать его произношение. При формировании пар желательно слабого ученика посадить с сильному.

3 этап – контроль изученной лексики. Задания могут быть следующих форматов: Укажите правильный ответ перевода. Какое из написанных слов является лишним по смыслу, Выберите самую подходящую фразу к данному слову, Выберите самый неподходящий ответ на данную реплику. Если учащиеся имеют возможность работать за компьютером индивидуально, то они могут выбирать задания исходя из своего уровня знаний данного материала.

II. Отработка произношения. Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы ученик повторяет за диктором, и на экране появляется графическое изображение звука диктора и ученика, при сравнении которых, видны все неточности. Ученик стремиться добиться графического изображения произнесенного звука максимально приближенного к образцу.

III. Обучение письму. Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений.

IV. Отработка грамматических явлений. Все обучающие программы так или иначе предусматривают отработку определенных грамматических структур. Этапы работы по отработке грамматических явлений включают в себя: знакомство с грамматическим материалом, закрепление, контроль знания данного материала.

1 этап – знакомство с новым грамматическим материалом. Учитель сначала представляет новую форму на демонстрационном компьютере, комментируя и обращая внимание на основные моменты. Например, при объяснении новой видовременной формы, необходимо подчеркнуть: в каком случае данная форма используется, как она образуется, слова – подсказки, исключения из правила. Затем ученикам предлагается либо выписать ключевые моменты, позволяющие им лучше понять данный материал, либо скопировать в специальную папку.

2 этап – закрепление. Учитель повторяет правило, обращая внимание учеников на основные пункты, предлагая учащимся сравнить то, что записано у них с его записями. Затем предлагаются упражнения на закрепление данной грамматической структуры.

3 этап – контроль. Может осуществляться как в виде тестов, так и в виде контрольных работ. Можно использовать различные виды упражнений.  Необходимо отметить, что использование компьютеров на данном этапе значительно облегчает работу педагога, и, что самое важное, исключает личностную оценку..

Вывод:

Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества. 

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке немецкого языка: 

а) формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; 

б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем; 

в) совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети; 

г) совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров.

Беспристрастность оценок, полученных при компьютерном тестировании, улучшает психологический климат на уроке.  По данным опроса родителей, временные затраты на выполнение домашних заданий сократились вдвое после освоения школьниками возможностей электронного словаря.

Я ещё раз хотела бы отметить преимущества использования ИКТ при обучении иностранному языку.

Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

– источник информации (частично или полностью заменяющей учителя и учебник); 
– наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации); 
–тренажер; 
–индивидуальное информационное пространство; 
– средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

–средство подготовки текстов и их хранения; 
–текстовый редактор и графический редактор; 
– вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
– средство моделирования.

Компьютерные технологии на уроках иностранного языка – это использование компьютерных обучающих программ и интернет ресурсов. Мультимедийные обучающие программы позволяют организовать самостоятельные действия каждого ученика. Красочность, увлекательность программ вызывает огромный интерес у учащихся, повышает эффективность урока. Конечно, электронный учитель не заменит живого, но он является вспомогательным средством обучения. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность мультимедийных программ вызывают огромный интерес у школьников. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся, компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Учитель может использовать отдельные фрагменты программ, включая их в уроки, соответствующей тематики, при введении нового лексического или грамматического материала, при обучении диалогической речи, чтения, письма, отработке произношения, при отдельных видах контроля  и так далее. Т. е. компьютерные технологии – это передовые технологии, технологии будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок немецкого языка по теме:"Я учу немецкий язык охотно"

Урок в пятом классе, целью которого является:1.Активизация навыков правописания немецких букв;2.Дальнейшее развитие навыков чтения, основные правила чтения немецкого языка, развитие фонетических навык...

Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1

Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...

Технологическая карта урока немецкого языка во 2 классе. УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим.

Данный урок является уроком закрепления  счёта до 10. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим....

Сценарий урока немецкого языка в 5 классе УМК И.Л. Бим, Л. И. Рыжова «Немецкий язык», издательство «Просвещение», 2012

Тема урока: «Wo und wie wohnen hier die Menschen» Цели деятельности учителя: обеспечить условия для усвоения и закрепления изученного лексического материала по теме «Wo und wie wohnen hier die Mensch...

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе школы с углубленным изучением немецкого языка по теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классешколы с углубленным изучением немецкого языкапо теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»Учитель — Партыка Мария Оле...

Технологическая карта урока немецкого языка для 5 класса по теме "Моя семья" к учебнику немецкого языка как второго автор Аверин М. М. "Горизонты"

Технологическая карта урока разработана для конкурса ТОИУУ ООО "Современный урок немецкого языка в условиях реализации ФГОС ООО".Технологическая карта урока разработана в соответствии со стандартом но...

Презентация к уроку немецкого языка во 2 классе "О чем говорят сегодня дети на уроке немецкого языка?"

Презентация подготовлена к уроку немецкого языка во 2 классе по теме "Worüber sprechen die Kinder  heute in der Deutschstunde?" содержание презентации дает возможность  повторить  спряж...