Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Шесть знаменитых музеев Германии"
рабочая программа по немецкому языку (11 класс)
.Цель курса: обобщить и углубить знания по страноведению, систематизировать и углубить знания по основным темам национальной культуры Германии (по истории, географии, литературе, изобразительному искусству, и др.), что является основой общекультурного развития личности и формирования социокультурной компетенции.
На основе этих знаний совершенствовать коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности, отдавая предпочтение говорению, развить личность школьника, способного участвовать в межкультурной коммуникации на немецком языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ
«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета № от «» июня 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор лицея______________ /Иванова О.В. Приказ № от «» июня 2020 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Шесть знаменитых музеев Германии»
Автор-составитель:
Копылова Т.М.
учитель немецкого языка.
2020 – 2021 уч. год
Рассмотрено на заседании кафедры Протокол № от «» 2020г. Зав. кафедрой____________ / | Согласовано Зам. директора по ВР ___________ /КурзаеваИ.П./ «___»________ 2020 г. |
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования по немецкому языку составлена согласно требованиям ФГОС и является составной частью учебно- воспитательного процесса. Настоящая программа своим содержанием детализирует и раскрывает условия воспитания и развития учащихся средствами внеурочной деятельности в соответствии с целями обучения немецкому языку, которые определены стандартами образования. Программа позволяет расширить общий кругозор учащихся, и способствует углублению знаний учащихся о культуре страны изучаемого языка. Внеурочная деятельность определяется добровольным участием школьников, мотивацией данного вида деятельности в воспитательном процессе.
Нормативно-правовая основа программы
Рабочая программа дополнительного образования «Шесть знаменитых музеев Германии» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе следующих документов
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г.
№1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010) с изменениями и дополнениями от 29.декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.Примерная программа дополнительного образования;
- Учебный план СОГБОУИ «Лицей имени Кирилла и Мефодия» на 2020-2021 учебный год
Программа составлена для учащихся 8-11 классов. Возрастная группа обучающихся: 14-17 лет. Содержание программы соответствует возрастным интересам и познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность развивать их учебную мотивацию. Рабочая программа рассчитана на 68 часов из расчёта 2 учебных часа в неделю продолжительностью 45 мин.
Актуальность программы
Знание иностранного языка в современном обществе является неотъемлемой частью личной и профессиональной жизни человека и средством включения в мировое социокультурное пространство. Ознакомление с иноязычной культурой является социальным заказом общества и насущной потребностью каждого его члена с целью расширения возможностей общения и познания различных мировых культур.
Актуальность программы состоит в создание оптимальных условий для формирования и повышения интереса у учащихся к культуре страны изучаемого языка через использование активных, традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.
Приобщение учащихся к культурным ценностям страны изучаемого языка способствует духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, и общекультурному развитию личности учащихся.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопрсами культуры страны изучаемого языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о стране изучаемого языка.
Цели и задачи курса
Цель курса: обобщить и углубить знания по страноведению, систематизировать и углубить знания по основным темам национальной культуры Германии (по истории, географии, литературе, изобразительному искусству, и др.), что является основой общекультурного развития личности и формирования социокультурной компетенции.
На основе этих знаний совершенствовать коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности, отдавая предпочтение говорению, развить личность школьника, способного участвовать в межкультурной коммуникации на немецком языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.
Задачи обучения:
- воспитывать у учащихся толерантность и уважение к другой культуре;
• научить использовать справочную литературу и словари;
- научить критически оценивать предлагаемый материал и активно работать с ним;
- развивать способности работать самостоятельно и в коллективе;
- научить представлять информацию в виде презентаций, рефератов, репортажей, экскурсий,проектов и др.
- развивать личностные качества (умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность, привитие навыков самостоятельной работы;
- формировать готовность к общению на немецком языке.
Формы и методы работы
На занятиях применяются разные формы работы: уроки-экскурсии, виртуальные экскурсии по городам Германии, по музеям, ролевые игры, уроки-интервью, уроки-репортажи. Учебные фильмы, презентации творческие и исследовательские работы учащихся, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, ориентированы на то, чтобы ученик получил не только теоретические знания, но и умел их применить на практике. Занятия немецким языком должны быть связаны у учащихся с положительными эмоциями.
В работе кружка активно применяются следующие методы: кейсовый метод, метод сотрудничества, метод проектов, коммуникативный, метод исследования и др.
Структура курса
Курс состоит из 6 тем. Каждая тема посвящена одному музею Германии и предполагает наличие теоретической части: информации о городах Германии, истории музеев, творчестве художников, композиторов и писателей, поэтов, а также практическую часть, в которую включены различные виды заданий на поиск информации в интернете, умение работать с планом города, запросить дополнительную информацию и др. Таким образом реализуется деятельностный подход. При работе над темами предусмотрены творческие задания, напр. поэтические переводы стихов, экскурсии по залам музея и т.д.
В основе курса лежат следующие методические принципы:
- Интеграция основных речевых умений и навыков.
- Последовательное развитие основных речевых умений и навыков.
- Коммуникативная направленность заданий.
- Применение полученных умений и навыков на практике в симулированных ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям мира бизнеса.
- Соответствие тем и материалов курса возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся.
Описание ценностных ориентиров содержания
Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом, общекультурного аспекта.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; к родному языку;
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей;
4.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество;
7. Воспитание уважения к культуре народов немецкоговорящих стран.
Ценности: культура и язык народов немецкоговорящих стран, толерантность, интернационализм.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения иностранного языка на занятиях кружка:
Личностные результаты:
расширение знаний учащихся о культуре страны изучаемого языка;
владение навыками сотрудничества со сверстниками и учащимися младшего возраста, в разных видах деятельности;
формирование основ саморазвития и самовоспитания, готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно- исследовательской, проектной, коммуникативной
самосовершенствование в образовательной области “Иностранный язык”;
осознание возможностей самореализации и самоадаптации средствами иностранного языка;
совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры;
развитие социокультурной компетенции учащихся .
Метапредметные результаты:
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом нравственных ценностей;
умение планировать свою деятельность, проектировать и прогнозировать;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
формирование осознанного и уважительного к другому человеку, его мнению, культуре, истории, традициям.
Предметные результаты освоения курса:
В результате прохождения курса учащиеся:
овладеют лексическим запасом в соответствии с темами культурной сферы общения;
научатся пользоваться разными источниками информации: интернет, научные- популярные фильмы, рекламные проспекты, энциклопедии, словари;
научатся находить и выбирать необходимую информацию;
научатся работать в команде, вместе находить решения проблем;
научатся планировать и проводить экскурсии интервью, репортажи.
научатся выполнять проектные задания индивидуально или в составе группы учащихся;
Аудирование:
восприятие на слух и понимание основного содержания текстов аудио- и видеотекстов, речи дикторов, экскурсоводов;
Говорение:
Диалогическая речь
умение вести диалоги в стандартных ситуациях общения с соблюдением норм речевого этикета, а также диалог-расспрос, интервью, диалог обмен мнениями;
Монологическая речь
сообщение о немецких городах, об исторических фактах, о знаменитых личностях и событиях;
Чтение:
чтение информации в интернете, справочниках, энциклопедиях ит.д.,чтение вслух (по ролям) и про себя аутентичных текстов использованием словарей, сносок, комментарий;
Письмо:
написание рефератов, репортажей, коротких сообщений; краткое изложение проектной деятельности;
Содержание курса
В содержательном плане главной целью курса является углублений страноведческих знаний и сообщение учащимся новых знаний, которые они не получат в базовом курсе.
Курс состоит из 6 блоков. Каждый блок посвящен определенному объекту страноведения. Структура блоков однородна. Каждый из них состоит из 4-8 уроков. Завершает каждую тему урок-репортаж , урок-экскурсия или урок творчества.
1. Музей истории Германии в Берлине. История создания музея. Залы музея, экспонаты музея Информация о работе музея (где находится, как добраться, часы работы и пр.) 2. Остров музеев в Берлине. История. Пергамский музей. Музей Боде. Информация о работе музея (где находится, как добраться, часы работы и пр.) 3. Дрезденская картинная галерея. Дрезден – Венеция на Эльбе. История Цвингера. Галерея « старых мастеров» Самые знаменитые картины галереи. Немецкие художники Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах. Информация о работе музея (где находится, как добраться, часы работы и пр.)
4. Мюнхенская Пинакотека. Мюнхен – город контрастов. Галерея «старых мастеров». Галерея искусства 19-20 вв. Импрессионизм, экспрессионизм в живописи. Информация о работе музея (где находится, как добраться, часы работы и пр.) 5. Музей Гёте в Веймаре. Веймар- город немецкой классики. Музей И.В.Гёте . И.В.Гёте и его творчество. Информация о работе музея (где находится, как добраться, часы работы и пр.) 6. Музей Генриха Гейне в Дюссельдорфе. Дюссельдорф –«столица банков» Германии. Музей Г. Гейне. Жизнь и творчество Г. Гейне. Поэтические переводы стихов Г. Гейне га русский язык. Информация о работе музея (где находится, как добраться, часы работы и пр.) Кружок «Шесть знаменитых музеев Германии » имеет деятельностный характер, он позволяет осуществлять межличностное и межкультурное общение. Формирование коммуникативной компетенции во всех главных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме связано с получением социокультурных знаний. Формы контроля знаний: подготовка и защита проектов; презентация творческих работ; творческие работы учащихся;. Формы проведения занятий.
Учебно- тематический план
Календарно-тематический план
Итого: 68 час Информационно-методическая обеспеченность 1. Геташвили Н. В., Иванченко Я. В. Знаменитые музей германии. Шедевры живописи./ Олма МедиаГрупп/Просвещение, 2015 г. 3. Маркина Л.Г. Культура Германии: лингвострановедческий словарь: свыше 5 000 единиц/ "АСТ", 2007 5. Андреева Е., Ларионова Ю., Хропов А. Берлин Путеводитель ,/ М., Вокруг света , 2012 8. www.dw.com |
Предварительный просмотр:
СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ
«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № от «30» августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директора школы ___________ /. Приказ № ___ от «30» августа 2018г. |
Рабочая учебная программа
Творческая мастерская
«История Германии в лицах»
Немецкий язык
Автор-составитель:
Копылова Т.М.,
учитель немецкого языка.
2018 – 2019 уч. Год
Рассмотрено на заседании кафедры Протокол №1 от «30» августа2018 г. Зав. кафедрой ____________ /Бирюкова О.В. | Согласовано Зам. директора по НМР ___________ / «___»________ 2018г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программадополнительного образования по немецкому языку «История Германии в лицах» разработана с учетом современных требований к преподаванию предмета «Иностранный язык» и с учетом европейской языковой образовательной политики. Иностранный язык выступает как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной культуры и ознакомления с ней представителей других языковых сообществ. Программа составлена для учащихся 10-11 классов
Методологическую основу занятий «История Германии в лицах » составляют требования личностно-ориентированного, компетентностного, коммуникативного, когнитивного и социокультурного подходов в их единстве, развитие универсальных учебных действий учащихся.
Занятия в кружке способствуют достижению основной цели обучения иностранным языкам:
развитие иноязычной коммуникативной компетенции школьников в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций;
• развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью;
• формирование способности к самооценке через наблюдение за собственным продвижением к планируемым результатам, к личностному самоопределению учащихсяв отношении их будущей профессии.
Освоение программы позволяет наиболее эффективно решить проблему формирования целостного восприятия страны изучаемого языка, ее истории, культуры, экономических особенностей, ознакомить учащихся с реалиями, обычаями, нравами и традициями народа, говорящего на этом языке. Интегрируя в едином комплексе сведения исторического, экономического, культурного и социологического характера, данный курс способствует формированию современного социокультурного портрета страны изучаемого языка, что является непременным условием подготовки к межкультурному общению.
Организация процесса обучения предполагает постановку образовательных, развивающих и воспитательных целей. Образовательная цель ориентирована на овладение системой знаний об иноязычной культуре, ее реалиях, традициях, национальной специфике и ценностных ориентациях, формирование новой языковой картины мира, развитие умений сравнивать духовную культуру своей страны и других народов. Развивающая цель предполагает развитие интеллектуальной, речемыслительной, эмоциональной, волевой, деятельностной и мотивационной сфер личности учащихся, формирование языковой компетенции, овладение способами формулирования мысли на иностранном языке и их осознанную дифференциацию для разных условий общения, развитие воображения и обогащение эмоционально-чувственного опыта учащихся. Bоспитательная цель заключается в развитии культуры мышления, чувств, поведения, в обогащении духовного мира учащихся, формировании системы гуманистических ценностных ориентаций, критическом восприятии зарубежной действительности, развитии умений самоконтроля и самооценки.
Содержание занятий включает :
- одиннадцать тем, связанных с жизнью и деятельностью некоторых исторических личностей, раскрывающих культурно-историческое и экономическое развитие Германии с Xпо XXI век;
- социокультурные знания: культуроведческие, страноведческие и лингвострановедческие;
- языковой материал, отражающий культуроведческие и страноведческие реалии;
Содержание направлено на развитие компенсаторных и учебно-познавательных умений и навыков самостоятельной работы с аутентичными и близкими к аутентичным текстами и учебными материалами.
Отбор и структурирование учебного материала осуществляется на основе следующих положений :
- непрерывное концентрическое предъявление и накопление социокультурных знаний;
- создание ситуаций общения, моделирующих диалог культур;
- опора на языковой, речевой и личностный субъективный опыт учащихся;
- последовательное формирование умений самостоятельной работы с иноязычными информационными источниками.
Количество учебных часов, отводимых на занятия -34 час, т.е. 1 час в неделю.
Программа предусматривает использование на занятиях различных технологий. Большое значение уделяется организация самостоятельной работы учащихся: выполнение проектов, написание рефератов, докладов, подбор дополнительного фактического материала по темам из оригинальной литературы и периодической печати, подготовка наглядных пособий (коллажей, таблиц, стендов, презентаций). Особое внимание уделятется формированию навыков самостоятельного поиска страноведческих материалов.
В течение всего курса учащиеся последовательно работают над коллажем “Deutsche Geschichte in Gesichtern”.
В результате занятий учащиеся должны:
- получить целостностное представления об истории Германии, роли некоторых личностей в ее истории, о системе ценностей, доминирующих в стране изучаемого языка;
- познакомиться с традиционной и новой материальной культурой Германии, ее промышленно-экономическим потенциалом;
- осознать связи современной социально-политической, экономической и культурной жизни Германии с ее историческим развитием;
- понять социально-культурную специфику Германии, уметь сравнивать с родной культурой, осознавать себя как носителя определенных социально-культурных взглядов.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |||
1 | Карл Великий. 1 час. | 1 | 07.09 | |||
2 | Отто I. (936 - 973гг.) Создание Первого немецкого рейха. Оттонский ренессанс. | 1 | 14.09 | |||
3 | Фридрих 1. Барбаросса. Расцвет рейха в период правления Фридриха П. Германия в средние века. Краткая характеристика средневековья. Рыцарство в Германии. | 1 | 21.09 | |||
4 | Мартин Лютер. Реформация и Реставрация.Мартин Лютер. 95 тезисов Мартина Лютера. Религиозный раскол Германии. -2 час. | 2 | 28.09 05.10 | |||
5 | Томас Мюнцер. Крестьянская война (1524 – 1526гг.). Тридцатилетняя война (1618 – 1648 гг.). Территориальный абсолютизм в Германии. Реставрация и революция в Германии (1815 – 1848 гг.). | 1 | 12.10 | |||
6 | Отто фон Бисмарк. Второй Немецкий рейх (1871 – 1918гг.) и его роль в консолидации немецких земель. Создание второго немецкого рейха. | 3 | 19.10, 26.10 09.11 | |||
7 | Вильгельм IІ. Политика кайзера Германии в начале 20-го века. Первая мировая война (1914 - 1919гг.). Версальский мирный договор. | 2 | 16.11,23.11 | |||
8 | Георг Шейдеман. Веймарская республика (1918 – 1933 гг.) | 2 | 30.11,07.12 | |||
9 | Адольф Гитлер. Третий Рейх. Время национал-социализма. Начало Второй мировой войны. Поражение Германии. Потсдамское соглашение. Германия после 1945 г. | 4 | 14.12,21.12,28.12, 11.01 | |||
10 | От Вальтера Ульбрихта до Эриха Хоннекера. ГДР (1949 – 1990гг.). | 3 | 18.01, 25.01, 01.02 | |||
11 | Конрад Аденауер - первый федеральный канцлер ФРГ. Вилли Бранд и его «новая восточная политика». ФРГ (1949 – 1990гг.) | 5 | 08.02, 15.02 01.03, 15.03, 22.03 | |||
12 13 14. 15. | Хельмут Коль, Герхард Шрёдер Воссоединение Германии: 27 лет немецкого единства Ангела Меркель – железная леди? Проекты учащихся №История Германии в лицах» Итоговый урок Всего 33 часа (один день- праздник: 8 марта) | 4 2 1 1 | 29.03,05.04, 19.04,26.04 03.05., 10.05 17.05 24.05 | |||
Литература:
- Bubner, F. 10 Kapitel zu deutscher Landeskunde / F. Bubner. – Мн.: ООО «Оракул», 1995. – 269 c.
- Kosmin, O.G. Deutschland: Geschichte und Geganwart / O.G. Kosmin. – Мн.: Высшая школа, 2006. – 390 c.
- Панасюк, Х.Г. Германия: Страна и люди / Х.Г. Панасюк. – Мн.: Вышэйшая школа, 2004. – 333 с.
- Епихина, Н.М. Deutschlandkurzundbündig / Н.М. Епихина и др. – М.: «Менеджер», 2002. – 141 с.
- Овчинникова, А.В. DeutschlandimÜberblick / А.В. Овчинникова, А.Ф.Овчинников. – М.: «Оникс», 2000. – 206 с.
- Варин, В.ВГермания: история, культура, контакты / В.В. Варин и др. – М.: «Экзамен», 2004. – 253 с.
- Архипкина, Г.Д. Страноведение. Германия: обычаи, традиции, праздники, этик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/17/picture-102050-1460908767.jpg)
Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Мы изучаем немецкий язык" (второй иностранный язык)
Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку в 5 классе составлена согласно требованиям ФГОС.Программа обобщает изученный материал, дополняет его, демонстрирует рез...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-153661-1415121927.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Немецкий без отметок» (6 класс)
Программный материал внеурочной деятельности «Немецкий без отметок» предоставляет учащимся возможность развить и углубить свои знания немецкой грамматики, способствует активизации лексики ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку: Лингвистический клуб "Немецкий язык? Почему бы нет"
Данная программасоставлена на основе учебно-методического комплекса по немецкому языку «Немецкий язык. Вундеркинды» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов Г.В. Яцковск...
Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Занимательный немецкий"
Программа педназначена для обучающихся 6 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/29/picture-1310063-1611934394.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Немецкий: шаг зпа шагом"
Программа внеурочной деятельности «Познакомимся с немецким языком» разработана для обучающихся 5 класса МБОУ «Ванзетурская СОШ» в соответствии с требованиями ФГОС основно...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-200816-1361117121.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Добро пожаловать в Германию!»
Данная программа рассчитана на обучающихся 5 – 8 классов и создает условия для культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой культуры. ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/28/picture-412826-1393599295.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Немецкий язык. Решу ОГЭ»
Основная цель программы: подготовка к успешной сдаче экзаменасовершенствование умений и навыков в областях аудирования, чтения, письма, устной и письменной речи, систематизация знаний и их приме...