Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка.
учебно-методический материал по немецкому языку
В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах для начальной и основной школы (1 и 5 классы), которые вступили в силу в сентябре 2022 года, особое внимание уделяется функциональной грамотности, как приоритетной задаче.В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах для начальной и основной школы (1 и 5 классы), которые вступили в силу в сентябре 2022 года, особое внимание уделяется функциональной грамотности, как приоритетной задаче.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ Курская ООШ
Доклад
«Формирование
функциональной грамотности
на уроках немецкого языка»
Подготовила: учитель немецкого языка
Капленко Татьяна Ильинична
2022 г.
Свое выступление я хочу начать со слов Алексея Алексеевича Леонтьева - знаменитого лингвиста:
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах для начальной и основной школы (1 и 5 классы), которые вступили в силу в сентябре 2022 года, особое внимание уделяется функциональной грамотности, как приоритетной задаче.
Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (математическая, естественнонаучная, читательская и др.).
Мы должны развивать у учащихся подобные компетенции.
Сегодня мы остановимся на читательской грамотности.
Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ.
Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.
Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.
Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международной программе по оценке достижений учащихся PISA. В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами.
Сегодня никого не удивляет, что интерес к чтению значительно упал. Причины на то разные: глобальная компьютеризация, интернет, дающий возможность познакомиться с произведениями литературы в краткой и более яркой форме, использование критических статей из интернета, экранизация произведений. Намного легче познакомиться с произведением по телевизору, чем читать толстый том романа. В настоящее время существуют более легкие пути знакомства с классической и современной литературой.
Известно, что в читающей семье ребенок непроизвольно втягивается в мир чтения. Помните, у нас в учебнике немецкого языка в 9 классе в автобиографии писателя Ганса Фаллады «В далекие детские годы» в семье глагол «читать» использовался в разных формах: я читаю, он читает, мы читаем и т.д. И только «Читай!» не находило применения.
Думаю, что такому положению сейчас бы позавидовала каждая семья. Но таких семей в настоящее время единицы. Значит, не только на родителей, но и на учителя возлагается функция приобщения учащихся к чтению.
Как же мотивировать ученика и пробудить у него интерес к чтению? Это проблема, решение которой требует времени и сил. Сегодня должны быть созданы те педагогические условия, которые превращают готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение … за порогом школы.
Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни. Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием.
Важным компонентом урока немецкого языка является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.
Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:
- Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
- Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
- Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
- Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач)
Для развития этих компетенций мы можем использовать и знакомить учащихся со следующими видами текстов:
- Сплошной (линейный)
- Несплошной (нелинейный)
- Смешанный
Соответственно мы должны учить детей:
- Различать сплошные и несплошные тексты
- Извлекать информацию из несплошных текстов
- Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот
- Самостоятельно создавать несплошные тексты
- Оценивать полученную информацию
Эти умения согласно PISA считаются высшим уровнем развития читательской грамотности.
Если мы используем дополнительную литературу при отборе текстов на формирование навыков функционального чтения необходимо руководствоваться следующими критериями:
- текст должен быть ученику интересен (т.е. новизна информации), актуальность текста для учащихся с учётом возрастных особенностей и может быть взят из «реальной жизни»
- объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).
- наличие иллюстраций, схем, диаграмм (иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста, иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности)
- наличие в тексте «фактов и мнений» т.е. текст должен развивать кругозор
- текст должен быть структурирован (о сплошных текстах): заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.
При необходимости нужно адаптировать текст!
Материал для составления заданий по развитию читательской грамотности следует выбирать из жизненных ситуации:
- выбор товаров в Интернете;
- заполнение электронных анкет, опросов, резюме;
- поиск билетов на все виды транспорта;
- изучение расписания движения транспорта;
- работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений;
- использование сайтов со сводками погоды;
- поиск кулинарных рецептов;
- информации о работе
- поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.;
Однако, не секрет, что в своей работе мы часто сталкиваемся с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом, а именно:
- учащиеся не знают значений многих слов;
- не понимают смысла написанного;
- не могут выделить ключевые слова;
- не умеют озаглавить текст;
- не в состоянии сформулировать вопрос;
- не умеют читать диаграммы;
- не умеют актуализировать свои знания и умения.
Достичь читательской грамотности на уроках немецкого языка мне помогают разные приемы, которые я использую на своих уроках. Прежде всего делим работу с текстом на 3 этапа: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения.
1. Предтекстовый этап
Задачами данного этапа являются:
- создание мотива чтения;
- развитие умения прогнозирования;
- активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
- прочитай заголовок и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;
- посмотри на фото и скажи, какую жизнь могут вести люди, изображенные на фото;
- опиши картинку (соответствующую тематике текста), затем прочти текст и найди ошибки в картинке;
- дай определение следующим словам;
- соедини слова с их определениями;
- определи различные значения одного и того же слова;
- найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;
- прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
Примеры из собственного текста (Задания № 1и 2)
2. Текстовый этап
Задачами данного этапа являются:
- контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений;
- продолжение формирования соответствующих навыков и умений.
ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
- прочти текст, раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;
- выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;
- подтверди правильность или ложность утверждений;
- составь план текста;
- заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;
- передай основную идею текста несколькими предложениями.
Примеры из собственного текста (Задание № 3)
3. Послетекстовый этап
Задачами данного этапа являются:
- проверка понимания прочитанного;
- контроль формирования умений смыслового чтения и возможное использование полученной информации в будущем.
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
- ответь на вопросы по содержанию текста;
- выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);
- заполни таблицу по содержанию текста;
- скажи по-другому;
- дополни предложения словами из текста;
- выскажи свое отношение к прочитанному;
- составь вопросы к тексту;
- подготовь пересказ текста.
Примеры из собственного текста (Задания № 4 и 5)
Закончить своё выступление я хотела бы словами «Мы учимся не для школы, а для жизни», и применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом. И как итог - выпускник востребован в жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» /А. А. Леонтьев/
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений .
Основные составляющие функциональной грамотности
Математическая грамотность
Финансовая грамотность
Читательская грамотность Письменная речь
Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.
1.Текст должен быть ученику интересен. 2.Текст должен содержать неизвестную ученику информацию. 3.Текст должен развивать кругозор. 4.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами. 5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. 6.Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. Текст к заданиям для функционального чтения.
Читательская грамотность Этапы работы с текстом: предтекстовый ; текстовый; послетекстовый .
1. Предтекстовый этап Задачами данного этапа являются создание мотива чтения; развитие умения прогнозирования; активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей.
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ прочитай заголовок и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте; посмотри на фото и скажи, какую жизнь могут вести люди, изображенные на фото; опиши картинку (соответствующую тематике текста), затем прочти текст и найди ошибки в картинке; дай определение следующим словам; соедини слова с их определениями; определи различные значения одного и того же слова; найди в тексте предложения с определенной грамматической формой; прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
2. Текстовый этап Задачами данного этапа являются контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжение формирования соответствующих навыков и умений.
ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ прочти текст, раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них; выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию; подтверди правильность или ложность утверждений; составь план текста; заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме; передай основную идею текста несколькими предложениями.
3.Послетекстовый этап Задачами данного этапа являются проверка понимания прочитанного; контроль формирования умений смыслового чтения и возможное использование полученной информации в будущем.
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ответь на вопросы по содержанию текста; выбери правильный ответ (тест по содержанию текста); заполни таблицу по содержанию текста; скажи по-другому; дополни предложения словами из текста; выскажи свое отношение к прочитанному; составь вопросы к тексту; подготовь пересказ текста.
На уроках иностранного языка выполнение различного вида текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся. Учителя иностранного языка давно работают над этим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок немецкого языка по теме:"Я учу немецкий язык охотно"
Урок в пятом классе, целью которого является:1.Активизация навыков правописания немецких букв;2.Дальнейшее развитие навыков чтения, основные правила чтения немецкого языка, развитие фонетических навык...
Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1
Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...
Технологическая карта урока немецкого языка во 2 классе. УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим.
Данный урок является уроком закрепления счёта до 10. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим....
Сценарий урока немецкого языка в 5 классе УМК И.Л. Бим, Л. И. Рыжова «Немецкий язык», издательство «Просвещение», 2012
Тема урока: «Wo und wie wohnen hier die Menschen» Цели деятельности учителя: обеспечить условия для усвоения и закрепления изученного лексического материала по теме «Wo und wie wohnen hier die Mensch...
Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе школы с углубленным изучением немецкого языка по теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»
Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классешколы с углубленным изучением немецкого языкапо теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»Учитель — Партыка Мария Оле...
Технологическая карта урока немецкого языка для 5 класса по теме "Моя семья" к учебнику немецкого языка как второго автор Аверин М. М. "Горизонты"
Технологическая карта урока разработана для конкурса ТОИУУ ООО "Современный урок немецкого языка в условиях реализации ФГОС ООО".Технологическая карта урока разработана в соответствии со стандартом но...
Презентация к уроку немецкого языка во 2 классе "О чем говорят сегодня дети на уроке немецкого языка?"
Презентация подготовлена к уроку немецкого языка во 2 классе по теме "Worüber sprechen die Kinder heute in der Deutschstunde?" содержание презентации дает возможность повторить спряж...