Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка.
учебно-методический материал по немецкому языку

Районное методическое объединение учителей иностранного языка г.Миллерово и Миллеровского района

В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах для начальной и основной школы (1 и 5 классы), которые вступили в силу в сентябре 2022 года, особое внимание уделяется функциональной грамотности, как приоритетной задаче.В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах для начальной и основной школы (1 и 5 классы), которые вступили в силу в сентябре 2022 года, особое внимание уделяется функциональной грамотности, как приоритетной задаче.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Курская ООШ

Доклад

«Формирование

функциональной грамотности

на уроках немецкого языка»

Подготовила: учитель немецкого языка

Капленко Татьяна Ильинична

2022 г.

Свое выступление я хочу начать со слов Алексея Алексеевича Леонтьева  - знаменитого лингвиста:

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах для начальной и основной школы (1 и 5 классы), которые вступили в силу в сентябре 2022 года, особое внимание уделяется функциональной грамотности, как приоритетной задаче.

Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (математическая, естественнонаучная, читательская и др.).

Мы должны развивать у учащихся подобные компетенции.

Сегодня мы остановимся на читательской грамотности.

Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ.

Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.

Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.

Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международной программе по оценке достижений учащихся PISA. В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами.

Сегодня никого не удивляет, что интерес к чтению значительно упал. Причины на то разные: глобальная компьютеризация, интернет, дающий возможность познакомиться с произведениями литературы в краткой и более яркой форме, использование критических статей из интернета, экранизация произведений. Намного легче познакомиться с произведением по телевизору, чем читать толстый том романа.  В настоящее время существуют более легкие пути знакомства с классической и современной литературой.

Известно, что в читающей семье ребенок непроизвольно втягивается в мир чтения. Помните, у нас в учебнике немецкого языка в 9 классе в автобиографии писателя Ганса Фаллады «В далекие детские годы» в семье глагол «читать» использовался в разных формах: я читаю, он читает, мы читаем и т.д. И только «Читай!» не находило применения.

Думаю, что такому положению сейчас бы позавидовала каждая семья. Но таких семей в настоящее время единицы. Значит, не только на родителей, но и на учителя возлагается функция приобщения учащихся к чтению.

Как же мотивировать ученика и пробудить у него интерес к чтению? Это проблема, решение которой требует времени и сил. Сегодня должны быть созданы те педагогические условия, которые превращают готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение … за порогом школы.

Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни. Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием.

Важным компонентом урока немецкого языка является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. 

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:

  • Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
  • Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
  • Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
  • Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач)

Для развития этих компетенций мы можем использовать и знакомить учащихся со следующими видами текстов:

  • Сплошной (линейный)
  • Несплошной (нелинейный)
  • Смешанный

Соответственно мы должны учить детей:

  • Различать сплошные и несплошные тексты
  • Извлекать информацию из несплошных текстов
  • Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот
  • Самостоятельно создавать несплошные тексты
  • Оценивать полученную информацию

Эти умения согласно PISA считаются высшим уровнем развития читательской грамотности.

Если мы используем дополнительную литературу при отборе текстов на формирование навыков функционального чтения необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • текст должен быть ученику интересен (т.е. новизна информации), актуальность текста для учащихся с учётом возрастных особенностей и может быть взят из «реальной жизни»
  • объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).
  • наличие иллюстраций, схем, диаграмм (иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста, иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности)
  • наличие в тексте «фактов и мнений» т.е. текст должен развивать кругозор
  • текст должен быть структурирован (о сплошных текстах): заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.

При необходимости нужно адаптировать текст!

Материал для составления заданий по развитию читательской грамотности следует выбирать из жизненных ситуации:

  • выбор товаров в Интернете;
  • заполнение электронных анкет, опросов, резюме;
  • поиск билетов на все виды транспорта;
  • изучение расписания движения транспорта;
  • работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений;
  • использование сайтов со сводками погоды;
  • поиск кулинарных рецептов;
  • информации о работе
  • поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.;

Однако, не секрет, что в своей работе мы часто сталкиваемся с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом, а именно:

  • учащиеся не знают значений многих слов;
  • не понимают смысла написанного;
  • не могут выделить ключевые слова;
  • не умеют озаглавить текст;
  • не в состоянии сформулировать вопрос;
  • не умеют читать диаграммы;
  • не умеют актуализировать свои знания и умения.

Достичь читательской грамотности на уроках немецкого языка мне помогают разные приемы, которые я использую на своих уроках. Прежде всего делим работу с текстом на 3 этапа: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения.

1. Предтекстовый этап

Задачами данного этапа являются:

  • создание мотива чтения;
  • развитие умения прогнозирования;
  • активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  • прочитай заголовок и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;
  • посмотри на   фото и скажи, какую   жизнь   могут   вести   люди, изображенные на фото;
  • опиши картинку (соответствующую тематике текста), затем прочти текст и найди ошибки в картинке;
  • дай определение следующим словам;
  • соедини слова с их определениями;
  • определи различные значения одного и того же слова;
  • найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;
  • прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

Примеры из собственного текста (Задания № 1и 2)

2. Текстовый этап

Задачами данного этапа являются:

  • контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений;
  • продолжение формирования соответствующих навыков и умений.

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  •  прочти текст, раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;
  •  выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;
  •  подтверди правильность или ложность утверждений;
  •  составь план текста;
  •  заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;
  •  передай основную идею текста несколькими предложениями.

Примеры из собственного текста (Задание № 3)

3. Послетекстовый        этап

Задачами данного этапа являются:

  • проверка понимания прочитанного;
  • контроль формирования умений смыслового чтения и возможное использование полученной информации в будущем.

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  •  ответь на вопросы по содержанию текста;
  •  выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);
  •  заполни таблицу по содержанию текста;
  •  скажи по-другому;
  •  дополни предложения словами из текста;
  •  выскажи свое отношение к прочитанному;
  •  составь вопросы к тексту;
  •  подготовь пересказ текста.

Примеры из собственного текста (Задания № 4 и 5)

Закончить своё выступление я хотела бы словами «Мы учимся не для школы, а для жизни», и применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом. И как итог - выпускник востребован в жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА Капленко Татьяна Ильинична Учитель немецкого языка МБОУ Курская ООШ Миллеровский район

Слайд 2

Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» /А. А. Леонтьев/

Слайд 3

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений .

Слайд 4

Основные составляющие функциональной грамотности

Слайд 5

Математическая грамотность

Слайд 6

Финансовая грамотность

Слайд 7

Читательская грамотность Письменная речь

Слайд 8

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.

Слайд 12

1.Текст должен быть ученику интересен. 2.Текст должен содержать неизвестную ученику информацию. 3.Текст должен развивать кругозор. 4.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами. 5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. 6.Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. Текст к заданиям для функционального чтения.

Слайд 13

Читательская грамотность Этапы работы с текстом: предтекстовый ; текстовый; послетекстовый .

Слайд 14

1. Предтекстовый этап Задачами данного этапа являются создание мотива чтения; развитие умения прогнозирования; активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей.

Слайд 15

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ прочитай заголовок и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте; посмотри на фото и скажи, какую жизнь могут вести люди, изображенные на фото; опиши картинку (соответствующую тематике текста), затем прочти текст и найди ошибки в картинке; дай определение следующим словам; соедини слова с их определениями; определи различные значения одного и того же слова; найди в тексте предложения с определенной грамматической формой; прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

Слайд 16

2. Текстовый этап Задачами данного этапа являются контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжение формирования соответствующих навыков и умений.

Слайд 17

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ прочти текст, раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них; выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию; подтверди правильность или ложность утверждений; составь план текста; заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме; передай основную идею текста несколькими предложениями.

Слайд 18

3.Послетекстовый этап Задачами данного этапа являются проверка понимания прочитанного; контроль формирования умений смыслового чтения и возможное использование полученной информации в будущем.

Слайд 19

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ответь на вопросы по содержанию текста; выбери правильный ответ (тест по содержанию текста); заполни таблицу по содержанию текста; скажи по-другому; дополни предложения словами из текста; выскажи свое отношение к прочитанному; составь вопросы к тексту; подготовь пересказ текста.

Слайд 20

На уроках иностранного языка выполнение различного вида текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся. Учителя иностранного языка давно работают над этим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок немецкого языка по теме:"Я учу немецкий язык охотно"

Урок в пятом классе, целью которого является:1.Активизация навыков правописания немецких букв;2.Дальнейшее развитие навыков чтения, основные правила чтения немецкого языка, развитие фонетических навык...

Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1

Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...

Технологическая карта урока немецкого языка во 2 классе. УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим.

Данный урок является уроком закрепления  счёта до 10. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим....

Сценарий урока немецкого языка в 5 классе УМК И.Л. Бим, Л. И. Рыжова «Немецкий язык», издательство «Просвещение», 2012

Тема урока: «Wo und wie wohnen hier die Menschen» Цели деятельности учителя: обеспечить условия для усвоения и закрепления изученного лексического материала по теме «Wo und wie wohnen hier die Mensch...

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе школы с углубленным изучением немецкого языка по теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классешколы с углубленным изучением немецкого языкапо теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»Учитель — Партыка Мария Оле...

Технологическая карта урока немецкого языка для 5 класса по теме "Моя семья" к учебнику немецкого языка как второго автор Аверин М. М. "Горизонты"

Технологическая карта урока разработана для конкурса ТОИУУ ООО "Современный урок немецкого языка в условиях реализации ФГОС ООО".Технологическая карта урока разработана в соответствии со стандартом но...

Презентация к уроку немецкого языка во 2 классе "О чем говорят сегодня дети на уроке немецкого языка?"

Презентация подготовлена к уроку немецкого языка во 2 классе по теме "Worüber sprechen die Kinder  heute in der Deutschstunde?" содержание презентации дает возможность  повторить  спряж...