Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению (немецкий язык)
рабочая программа по немецкому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
(НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК)
Составитель: Беркович Светлана Вячеславовна,
учитель немецкого языка первой квалификационной категории
Класс: 5
Сроки реализации программы: 2019-2020 уч.год
Количество часов в неделю/год: 1 час/ 35 часов
Программа составлена на основе: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы: – 2 -е М: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения); Рабочие программы. Немецкий язык 5-9 классы. Предметная линия Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. к УМК «Немецкий язык. Второй иностранный язык. » серии «Горизонты» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений – Москва: Просвещение: Cornelsen, 2014.
Учебник: Немецкий язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ М.М.Аверин, Ф.Джин, Л.Рорман. – 4-е изд. – М.: Просвещение: Cornelsen, 2014.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Коммуникативная направленность процесса обучения иностранным языкам и деятельностный подход к изучению иностранных языков не могут быть реализованы без повышения работоспособности обучающегося. Для осуществления этой цели, необходим переход от традиционного фронтального управления всей деятельностью обучающихся без учёта их индивидуальных возможностей и особенностей к управлению учебным процессом с максимальной индивидуализацией обучения. Кроме того, необходимо повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Именно внеурочная деятельность помогают поддерживать мотивацию на должном уровне, а также интерес к стране изучаемого языка и к самому предмету.
Значение внеурочной деятельности по иностранному языку не только в формировании и поддержании интереса и мотивации к изучению языка, но и также в формировании познавательной деятельности учащихся, в разумной организации их досуга.
Внеурочная деятельность открывает широкие возможности для осуществления гуманистического воспитания и для формирования мировоззрения школьников.
Внеурочная деятельность расширяет лексический запас учащихся, повышает уровень практического владения иностранным языком, значительно улучшает страноведческие знания учащихся.
Цели и задачи курса
- Знакомство школьников с фольклором Германии, традициями, обычаями немецкого народа, российских немцев через изучение этнического материала.
- Формирование умений и навыков речевого иноязычного общения,
формирование компетентности в вопросах межкультурной коммуникации.
- Воспитание толерантного отношения к иностранном традициям и обычаям, воспитание патриотизма через изучение иностранной культуры.
- Создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством немецкого языка.
Задачи программы:
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Данная программа обеспечивает реализацию следующих задач:
I. Познавательный аспект.
- познакомить детей c культурой страны изучаемого языка (музыка, игры, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
- способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
- познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
- формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
- познакомить с традициями, обычаями праздников в Германии;
- познакомить с традициями и обычаями российских немцев.
II. Развивающий аспект.
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению немецким языком и культурой;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком; приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
- развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
- развивать двигательные способности детей через драматизацию.
- познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект.
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки праздников и постановок.
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
IV Учебный аспект
- Развивать коммуникативную компетентность учащихся;
- развивать толерантное отношение к культуре другого народа;
- развивать любовь к родной культуре и национальным традициям
- формировать умения применять на практике полученные знания;
- развивать творческий потенциал учащихся;
- повышение мотивации и активизации деятельности.
Характеристика курса
Программа «Полиглот» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;
условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного
языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
В процессе обучения немецкому языку учащиеся знакомятся с обычаями и традициями немецкого народа, с немецкими народными сказками, с народными и современными играми Германии. Среди традиций особое место занимает празднование национальных, религиозных, а также бытовых праздников. Это, прежде всего, такие праздники, как День Святого Мартина, Рождество, Пасха и т.д. На занятиях должен использоваться фольклорный материал, который включает в себя сказки, загадки, песни, пословицы и поговорки, стихотворения. Этнический материал значим тем, что позволяет организовать процесс формирования языковых навыков в более доступной форме, способствуя, таким образом, повышению мотивации учащихся к изучению немецкого языка. Кроме того, что обучающиеся познакомятся с фольклором немецкого народа, в процессе обучения более глубже познаются и исследуются и собственные традиции и обычаи, национальные сказки, праздники, всё это происходит в сравнении и сопоставлении.
Востребованность данного курса объясняется тем, что в ходе его изучения учащиеся осваивают умения и навыки речевого иноязычного общения, знакомятся с культурой немецкого народа, узнают особенности национальных обычаев и традиций российских немцев, и в сравнении происходит воздействие на образ мышления ребенка, воспитание толерантного отношения к другим культурам.
Место курса в учебном плане
По плану внеурочной деятельности на изучение данного курса выделяется 35 часов в 6 классе . Занятия проводятся 1 раз в неделю во внеурочное время
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности.
В результате реализации данной программы учащиеся достигают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностными результатами являются:
- общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
- осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми;
- знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).
Метапредметными результатами являются:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
- формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- формирование умения координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.).
Предметными результатами являются: овладение начальными представлениями о нормах немецкого языка (фонетических, лексических, грамматических); умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.
Учащиеся смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- понимать на слух речь учителя, одноклассников;
- понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
- выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
- расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
- инсценировать изученные сказки;
- сочинять оригинальный текст на основе плана;
- соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
- Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
- Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
- Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
- толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
Учащиеся знакомятся с городами Германии. Заочное географическое путешествие по карте Германии. Знакомство с национальными парками, горами и реками Германии, старинными замками и постройками Германии. Ознакомление с географией Германии, с немецкоговорящими странами.
Знакомство с обычаями и традициями Германии. Национальная еда. Традиции. Праздники: праздник Урожая, Рождество, Пасха. Национальные особенности немцев. Национальные костюмы. Национальные парки Германии.
Известные всему миру немцы: врачи, певцы, поэты и писатели, художники, изобретатели.
Формы проведения занятий.
Внеурочная деятельность по иностранному языку традиционно основана на трёх формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
На реализацию задач программы нацелены основные формы работы в ее рамках:
- проведение занятий;
- проведение костюмированных праздников;
- участие в детских проектах, организация различных конкурсов;
- выход на родительские собрания;
Основные методы обучения:
В процессе изучения данного курса предусматривается использование разных типов уроков ( игры, викторины, конкурсы и пр.), ТСО, наглядности, ресурсов сети Интернет, большого количества дополнительной литературы, что делает процесс обучения интересным и способствует повышению уровня учебной мотивации у учащихся.
Методы и приемы обучения
Методы обучения | Приемы обучения |
Презентация: знакомство с новой лексикой, с новой темой | - объяснение; - слушание, повторение, запись; |
Практика, тренировка | - чтение материала; - парная и групповая работа; -разучивание ролей для инсценировки сказок, ситуаций, диалогов. |
Продуктивная работа учащихся | - проектная работа; - обсуждение изучаемой темы; - ролевые и сюжетные ситуации; - презентация; - проведение праздника. |
Виды деятельности:
- игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
- чтение, литературно-художественная деятельность;
- изобразительная деятельность;
- постановка драматических сценок, спектаклей;
- проектная деятельность;
- выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Календарно-тематическое планирование.
№п/п | Дата | Содержание | |
1 | Ознакомится с планом работы. Знакомство с географическим положением Германии, ее соседями. | ||
2 | Гимн, флаг, герб Германии. История символики Германии. Прослушивание гимна и чтение за учителем слов гимна. | ||
3 | Федеративные земли и их столицы. | ||
4 | Федеративные земли и их столицы. | ||
5 | Знакомство с географией Германии : реки, озера, моря, горы. | ||
6 | Знакомство с географией Германии : реки, озера, моря, горы. | ||
7 | Столица Германии. Её история. | ||
8 | Национальные парки и их значение для страны и ее жителей. | ||
9 | Национальные парки и их значение для страны и ее жителей. | ||
10 | Старинные замки. | ||
11 | Национальные особенности немцев (обзор) | ||
12 | Национальная еда в Германии. Рецепты приготовления блюд. | ||
13 | Национальная еда в Германии. Рецепты приготовления блюд. | ||
14 | Как празднуют Рождество в Германии. Праздничный стол. | ||
15 | Конкурс блюд немецкой кухни. | ||
16 | Национальная одежда. | ||
17 | Конкурс «Наряди куклу в немецкий национальный костюм» | ||
18 | Виды отдыха в Германии : кемпинги. Автобаны. | ||
19 | Виды отдыха в Германии : кемпинги. Автобаны. | ||
20 | Национальная валюта: марки и евро | ||
21 | Как празднуют карнавал в Германии. | ||
22 | Знакомство с Робертом Кохом, Эрлихом Паулем , Домагк Герхардом (врачи и что они сделали для всемирной медецины) | ||
23 | Кто такая Марлен Дитрих? Прослушивание аудиозаписей с ее исполнением песен. | ||
24 | Альбрехт Дюрер и Гане Гольбейн младший и их живопись | ||
25 | Биография Баха и Бетховена и их произведения (прослушивание музыкальных произведений) | ||
26 | Знакомство с творчеством писателей Гете и Шиллера | ||
27 | Гофман и его сказки | ||
28 | Драматургия Брехта | ||
29 | Изобретатель первого автомобиля (Мерседес) | ||
30 | Как празднуют пасху в Германии. | ||
31 | Конкурс пасхальных зайцев. | ||
32 | Конкурс пасхальных открыток. | ||
33 | Конкурс пасхальных букетов. | ||
34 | Путешествие в мир немецких детских книг. Изготовление книги-комикса любой сказки. | ||
35 | Викторина «Что мы знаем о Германии?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Волшебный мир оригами
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮВолшебный мир оригами...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов
Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению содержит материал, разработанный в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (для позднооглохших и слабослыша...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению " Математика здоровья"
Данная программа предусматриваетполучение учениками знаний и навыков ( путем решения математических задач) необходимых для формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилакт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы
Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Культурный калейдоскоп" для обучающихся с ОВЗ (вариант 2.2)
Материал содержит тематическое планирование...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливости"
Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 0-1 классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Главное назначение данного курса форми...