Выступление по теме "Формирование функциональной грамоты на уроках немецкого языка"
материал по немецкому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad_i_prezentatsiya.docx | 37.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка»
Слайд 1
В современном динамически развивающемся обществе значительно
расширилось содержание понятия «грамотность». Наряду с традиционной
интерпретацией грамотности (умение человека читать,
писать и производить арифметические расчеты) стало активно
использоваться понятие «функциональная грамотность».
«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А. А. Леонтьев
Слайд 2
Мы помним, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках иностранного языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Содержание функциональной грамотности, формируемой в рамках урока иностранного языка включает: овладение грамотной и выразительной, устной и письменной речью; способность к диалогу в стандартной жизненной ситуации; умение самостоятельно формулировать проблему. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения иностранному языку можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка является заинтересованность, поэтому я использую на уроке такие средства как игра, проекты, видеопутешествия и т.д.
Слайд 3
Можно выделить несколько особенностей заданий для оценки функциональной грамотности:
- задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
- в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
- контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
- ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
- вопросы изложены простым и ясным языком;
- используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
- Слайд 4
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
Слайд 5
1.Математическая грамотность-способность мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения предсказания.
2.Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности.
3.Естественнонаучная грамотность – способность человека занимать активную позицию по вопросам, связанным с естественно- научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
4.Финансовая грамотность –знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5.Глобальные компетенции – способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные виды и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития
6.Креативное мышление- cспособность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Слайд 6.
В новых Федеральных государственных образовательных стандартах для начальной и основной школы так же отмечается необходимость «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности),включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Для уроков иностранного языка развитие функциональной грамотности является не просто актуальной задачей, но и одним из важнейших принципов обучения. Мы понимаем, что предмет иностранный язык предоставляет широкие возможности для формирования функциональной грамотности и всех её составляющих.
Так в учебно-методическом комплекте по немецкому языку серии «Академический школьный учебник» (авторов И.Л. Бим, Лариса Ивановна Рыжова), начиная со 2 класса, предлагаются задания и упражнения, направленные на развитие не только читательской грамотности, критического мышления школьников и глобальных компетенций, но и математической, финансовой и естественнонаучной грамотности.
Разберем на примерах, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках немецкого языка.
Слайд 7
Формирование математической грамотности на уроках немецкого языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 10. Типовая задача: производить простые вычисления на немецком языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
с.48 Уч.2кл.
Слайд 8
Нужно решить примеры. Догадаться о цифре, которая спрятана в картинках и написать ответ.
Слайд 9
Задача на формирование финансовой грамотности может быть сформулирована так:
Um sich im Ausland orientieren zu können, muss man auch über das Geld des Gastlandes informiert sein.
Lest bitte den Text, um das Wichtigste zu verstehen.
Слайды 10-11
Уч.8кл.С 156 упр2
Чтобы ориентироваться за границей, нужно быть проинформированным о деньгах страны, куда едете. (а) Прочитайте текст, чтобы понять главное.)
Текст содержит материал о немецких деньгах, о введении евровалюты. Посмотреть на картинки. На купюрах изображены исторические эпизоды, из истории Германии. И узнать, чтобы что-то приобрести в чужой стране, нужно оплачивать на их валюте. Что в Великобритании – это фунты, в Швеции и Дании кроны, в Польше –злоты, а в Чехии- чешские кроны.
После текста нужно в тестовом варианте ответить на вопросы:
Какие преимущества у Евро?
Сколько существует купюр Евро?
Что мы видим на банкнотах?
Чему равен Евро 100?
- центам
Слайд 12
Учебник 6 кл.стр.186 упр.4
Формированию естественнонаучной грамотности способствуют задания типа:
Was heißt “Tierfreund sein”? Lest darüber.
Что значит быть другом животных? Ученики учатся участвовать в аргументированном обсуждении проблемы. Помощь больным и бездомным животным
Многие дети имеют дома животных и заботятся о них. Это относится к их хобби. Многие вообще настоящие друзья зверей. Они также кормят бездомных собак, т. е. собак которые потеряли хозяина или хозяйку. Некоторые много читают о диких животных, интересуются как они там живут, что они едят, посещают зоопарк, кружки юных любителей животных.
Дальше читаем письмо Дирка Наташе.
Ihr wisst, viele Kinder haben zu Hause Haustiere und sorgen für sie. Das gehört zu ihren Hobbys. Viele sind überhaupt richtige Tierfreunde. Sie füttern auch herrenlose Hunde, das heißt Hunde, die ihren Herrn oder ihre Herrin verloren haben. Einige lesen viel über wilde Tiere, interessieren sich, wo und wie sie leben, was sie fressen, besuchen den Zoo, die Arbeitsgemeinschaften für junge Tierfreunde.
Дирк спрашивает есть ли у неё в классе друзья животных. Рассказывает про свой клуб. В этот клуб люди приносят бездомных и больных: собак, кошек, черепах, хомячков, ежей. Он тоже принёс маленькую собаку, которую нашёл на улице. Она была грязной и голодной. В клубе у них есть ветеринар. Здоровых животных они дарят в Кружок юных любителей зверей, в различные школы и пожилым людям, которые хотят иметь животных. Ему нравится профессия ветеринара. Он считает, что каждый врач ветеринар может принести много пользы.
Напиши пожалуйста, что у вас делают друзья животных.
Ученики учатся участвовать в аргументированном обсуждении проблемы. Рассказывают про своих домашних животных. И приводят примеры помощи бездомным животным. Отвечают на вопрос: О чём идёт речь в тексте?
b) Wovon ist hier die Rede?
-von Weihnachten
-von dem Leben eines kleinen Hundes
-von der Arbeit der Tierfreunde aus Dirks Schule
Ответ содержится в экспозиции к тексту и в письме Дирка.
Слайд 14-15
Глобальные компетенции в исследованиях PISA как -способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера. Одну из глобальных проблем – проблему экологии –начинают обсуждать на уроках немецкого языка в 5 классе. С 134. упр.8
Задание на формирование функциональной грамотности можно сформулировать так.
У Косми возникает идея сделать Генеральную уборку в городе. Друзья его поддерживают.Т.е. нужно посадить цветы, деревья, ставится вопрос о загрязнении почвы, воздуха.
1.Надо отыскать места, где можно высадить деревья, заложить парки.
2.Надо найти объекты, загрязняющие воздух.
3. Надо найти места, где можно поставить контейнеры или урны для мусора.
4.Надо проверить, есть ли в городе опасные перекрёстки, где старым людям может понадобиться помощь.
Для этого надо прочитать все тексты о городе и изучить все рисунки и фотографии, определить, сколько можно сделать кварталов в городе. Затем разбиться на такое же число групп и распределить в группах, кто что будет изображать на своём куске ватмана. Затем все куски и кварталы соединить и обсудить поставленные задачи.
Слайд 16. Креативное мышление.
Креативность- это навык 21 века. Креативность- это нечто врождённое.
«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.
Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, у проектных работ.
Учащиеся могут представить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок. Одно из самых любимых заданий в 6 классе «Нарисовать Школу cвоей мечты».
На своих уроках я использую такие задания. Ученики рисуют, затем защищают свои рисунки, подписывают свои рисунки на немецком языке.
Und wie steht es mit unserem Projekt der Traumschule?
Нарисовать школу своей мечты.
Слайды 17,18,19
Слайд 20
Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. В процессе обучения учитель часто сталкивается с проблемами учащихся при работе с текстом. При чем проблемы возникают и при работе с текстом на русском языке, не говоря уже о иностранном.
Одним из самых распространенных заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания типа Верно, Неверно, которые могут быть сформулированы по- разному.
Прочитай текст и выполни задания после него.
Anja wohnt im Sommer bei der Oma im Dorf. Anja ist fleißig und hilft der Oma im Garten. Dort sind viele Blumen: Rosen, Tulpen und Lilien. Sie sind so schön! Anja geht oft zum Fluss. Hier sind viele Kinder. Sie sind lustig. Sie baden, spielen Ball, fahren Rad. Am Abend liest Anja gern Bücher. Sie sind sehr interessant. Sie spielt gern mit Omas Katze Murka und mit Omas Hund Rex. Anjas Eltern kommen auch ins Dorf. Sie machen viele Fotos.
Слайд 21 Верно (R) или неверно (F)
Aussagen | R | F |
1.Anja wohnt im Sommer in Moskau. | ||
2.Am Fluss sind viele Kinder. | ||
3.Oma spielt gern mit Anja. | ||
4.Anja ist faul. | ||
5.Omas Hund heißt Rex. |
Слайд 22
К отличительным особенностям текстов на формирование функционального чтения относятся:
- большой объем неадаптированного текста;
- информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм, …
- интегрированные задания;
- так называемые «не сплошные тексты» - театральные билеты, афиши, проездные документы и т.д.
Информация, представленная в виде диаграмм, вызывает сложности у многих учащихся, поэтому, на мой взгляд, следует чаще использовать подобного типа задания.
Уч. 9кл.С 119-122 упр.5
а) Lest bitte den Text A und seht euch das Diagramm 1 an.
Слайды 23-24
Школьники из Нижнего Новгорода не выбирают профессию по совету родителей, учителей и друзей.
Как показал опрос, который провели среди выпускников общеобразовательных школ в Нижнем Новгороде. В опросе принимали участие 4549 учеников 11 кл.(80% всех учеников 11 кл.) и 6154 уч-в 9 кл. (80% всех учеников 9 кл.)
Не все ученики 9кл. выбрали свою будущую профессию.56,6 % учеников ещё не выбрали свою профессию.
Как заявили школьники, на выбор будущей профессии повлиял их интерес к этой профессии. Помимо этого, положение профессии в обществе играет большую роль. Для них также важен уровень заработка. Мнение родителей, учителей, друзей заняло при опросе предпоследнее и последнее места.
Из 1 диаграммы, видно, что, среди профессиональных предпочтений, как раньше на первом месте находится отрасль «транспорта/логистики». Такие отрасли как медицина и юриспруденция тоже имеют значение. Что касается строительства, то интерес к нему относительный.
На 2 диаграмме видим, что к профессиональным предпочтениям учеников 11 кл. относится область Экономики/бизнеса/финансов
Далее учащиеся, комментируют диаграммы и делают вывод, что
Среди самых популярных профессий - экономика\Финансы\Бизнес
Не пользуются популярностью ни правовая защита, ни военное дело, ни экология.
Слайд 25
Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...
"Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка"
В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса являетс...
Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка.
В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах для начальной и основной школы (1 и 5 классы), которые вступили в силу в сентябре 2022 года, особое внимание уделяется функциональн...
«Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка по направлениям»
формирование функциональной грамотности на уроках иностранного...
Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка
Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка...
Выступление на тему "Функциональная грамотность на уроках английского языка"
Выступление в рамках педагогического совета на тему "Опыт развития функциональной грамотности на уроках английского языка" в 2024 году...
Развитие функциональной грамотности на уроках немецкого языка
Развитие функциональной грамотности на уроках немецкого языка...