Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка
учебно-методический материал по немецкому языку

Еременко Ольга Игоревна

Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_na_urokah_nemetskogo_yazyka.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Формирование

функциональной грамотности

на уроках немецкого языка»

Подготовила: учитель немецкого языка

                                                       Еременко Ольга Игоревна

2022 г.

Слайд № 1 Титульный

Слайд № 2

Свое выступление я хочу начать со слов Алексея Алексеевича Леонтьева  - знаменитого лингвиста:

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах для начальной и основной школы (1 и 5 классы), которые вступили в силу в сентябре 2022 года, особое внимание уделяется функциональной грамотности, как приоритетной задаче.

Слайд № 3 

Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (математическая, естественнонаучная, читательская и др.).

Слайды № 4, 5, 6

Мы должны развивать у учащихся подобные компетенции.

Сегодня мы остановимся на читательской грамотности.

Слайд № 7

Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ.

Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.

Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.

Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международной программе по оценке достижений учащихся PISA. В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами.

Сегодня никого не удивляет, что интерес к чтению значительно упал. Причины на то разные: глобальная компьютеризация, интернет, дающий возможность познакомиться с произведениями литературы в краткой и более яркой форме, использование критических статей из интернета, экранизация произведений. Намного легче познакомиться с произведением по телевизору, чем читать толстый том романа.  В настоящее время существуют более легкие пути знакомства с классической и современной литературой.

Известно, что в читающей семье ребенок непроизвольно втягивается в мир чтения. Помните, у нас в учебнике немецкого языка в 9 классе в автобиографии писателя Ганса Фаллады «В далекие детские годы» в семье глагол «читать» использовался в разных формах: я читаю, он читает, мы читаем и т.д. И только «Читай!» не находило применения.

Думаю, что такому положению сейчас бы позавидовала каждая семья. Но таких семей в настоящее время единицы. Значит, не только на родителей, но и на учителя возлагается функция приобщения учащихся к чтению.

Как же мотивировать ученика и пробудить у него интерес к чтению? Это проблема, решение которой требует времени и сил. Сегодня должны быть созданы те педагогические условия, которые превращают готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение … за порогом школы.

Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни. Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием.

Слайд № 8 

Важным компонентом урока немецкого языка является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. 

Слайд № 9

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:

  • Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
  • Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
  • Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
  • Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач)

Слайд № 10

Для развития этих компетенций мы можем использовать и знакомить учащихся со следующими видами текстов:

  • Сплошной (линейный)
  • Несплошной (нелинейный)
  • Смешанный

Слайд № 11

Соответственно мы должны учить детей:

  • Различать сплошные и несплошные тексты
  • Извлекать информацию из несплошных текстов
  • Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот
  • Самостоятельно создавать несплошные тексты
  • Оценивать полученную информацию.

Эти умения согласно PISA считаются высшим уровнем развития читательской грамотности.

Слайд № 12

Если мы используем дополнительную литературу при отборе текстов на формирование навыков функционального чтения необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • текст должен быть ученику интересен (т.е. новизна информации), актуальность текста для учащихся с учётом возрастных особенностей и может быть взят из «реальной жизни»
  • объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).
  • наличие иллюстраций, схем, диаграмм (иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста, иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности)
  • наличие в тексте «фактов и мнений» т.е. текст должен развивать кругозор
  • текст должен быть структурирован (о сплошных текстах): заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.

При необходимости нужно адаптировать текст!

Материал для составления заданий по развитию читательской грамотности следует выбирать из жизненных ситуации:

  • выбор товаров в Интернете;
  • заполнение электронных анкет, опросов, резюме;
  • поиск билетов на все виды транспорта;
  • изучение расписания движения транспорта;
  • работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений;
  • использование сайтов со сводками погоды;
  • поиск кулинарных рецептов;
  • информации о работе
  • поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.;

Однако, не секрет, что в своей работе мы часто сталкиваемся с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом, а именно:

  • учащиеся не знают значений многих слов;
  • не понимают смысла написанного;
  • не могут выделить ключевые слова;
  • не умеют озаглавить текст;
  • не в состоянии сформулировать вопрос;
  • не умеют читать диаграммы;
  • не умеют актуализировать свои знания и умения.

Слайд № 13

Достичь читательской грамотности на уроках немецкого языка мне помогают разные приемы, которые я использую на своих уроках. Прежде всего делим работу с текстом на 3 этапа: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения.

Слайд № 14

1. Предтекстовый этап

Задачами данного этапа являются:

  • создание мотива чтения;
  • развитие умения прогнозирования;
  • активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей.

Слайд № 15

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  • прочитай заголовок и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;
  • посмотри на   фото и скажи, какую   жизнь   могут   вести   люди, изображенные на фото;
  • опиши картинку (соответствующую тематике текста), затем прочти текст и найди ошибки в картинке;
  • дай определение следующим словам;
  • соедини слова с их определениями;
  • определи различные значения одного и того же слова;
  • найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;
  • прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

Примеры из собственного текста (Задания № 1и 2)

Слайд № 16

2. Текстовый этап

Задачами данного этапа являются:

  • контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений;
  • продолжение формирования соответствующих навыков и умений.

Слайд № 17

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  •  прочти текст, раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;
  •  выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;
  •  подтверди правильность или ложность утверждений;
  •  составь план текста;
  •  заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;
  •  передай основную идею текста несколькими предложениями.

Примеры из собственного текста (Задание № 3)

Слайд № 18

3. Послетекстовый        этап

Задачами данного этапа являются:

  • проверка понимания прочитанного;
  • контроль формирования умений смыслового чтения и возможное использование полученной информации в будущем.

Слайд № 19

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  •  ответь на вопросы по содержанию текста;
  •  выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);
  •  заполни таблицу по содержанию текста;
  •  скажи по-другому;
  •  дополни предложения словами из текста;
  •  выскажи свое отношение к прочитанному;
  •  составь вопросы к тексту;
  •  подготовь пересказ текста.

Примеры из собственного текста (Задания № 4 и 5)

Слайд № 20

Закончить своё выступление я хотела бы словами

«Мы учимся не для школы, а для жизни»,

и применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом. И как итог - выпускник востребован в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для формирования функциональной грамотности на уроке английского языка (на основе сплошного текста)

Конструирование учебных заданий  для формирования функциональной грамотности  на уроках иностранного языка (английский язык) I. Задание на основе сплошного текста...

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

"Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка"

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса являетс...

Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка.

В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах для начальной и основной школы (1 и 5 классы), которые вступили в силу в сентябре 2022 года, особое внимание уделяется функциональн...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...

«Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка по направлениям»

формирование функциональной грамотности на уроках иностранного...

Самоанализ внеурочного занятия по английскому языку "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка и информатики на основе отрывка из книги "Белый клык"Джека Лондона"

Мероприятие общеметодологической направленности способствует формированию читательской грамотности у обучающихся через анализ иллюстраций и текстов, осмысления их для преобразования с помощью информац...