Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка
учебно-методический материал по немецкому языку

Еременко Ольга Игоревна

Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_na_urokah_nemetskogo_yazyka.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Формирование

функциональной грамотности

на уроках немецкого языка»

Подготовила: учитель немецкого языка

                                                       Еременко Ольга Игоревна

2022 г.

Слайд № 1 Титульный

Слайд № 2

Свое выступление я хочу начать со слов Алексея Алексеевича Леонтьева  - знаменитого лингвиста:

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах для начальной и основной школы (1 и 5 классы), которые вступили в силу в сентябре 2022 года, особое внимание уделяется функциональной грамотности, как приоритетной задаче.

Слайд № 3 

Функциональная грамотность - способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (математическая, естественнонаучная, читательская и др.).

Слайды № 4, 5, 6

Мы должны развивать у учащихся подобные компетенции.

Сегодня мы остановимся на читательской грамотности.

Слайд № 7

Читательская грамотность - базовое направление функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ.

Развитие читательской грамотности - это направление очень актуальное и самое востребованное. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.

Читательская грамотность - способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности, участвовать в жизни общества.

Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международной программе по оценке достижений учащихся PISA. В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами.

Сегодня никого не удивляет, что интерес к чтению значительно упал. Причины на то разные: глобальная компьютеризация, интернет, дающий возможность познакомиться с произведениями литературы в краткой и более яркой форме, использование критических статей из интернета, экранизация произведений. Намного легче познакомиться с произведением по телевизору, чем читать толстый том романа.  В настоящее время существуют более легкие пути знакомства с классической и современной литературой.

Известно, что в читающей семье ребенок непроизвольно втягивается в мир чтения. Помните, у нас в учебнике немецкого языка в 9 классе в автобиографии писателя Ганса Фаллады «В далекие детские годы» в семье глагол «читать» использовался в разных формах: я читаю, он читает, мы читаем и т.д. И только «Читай!» не находило применения.

Думаю, что такому положению сейчас бы позавидовала каждая семья. Но таких семей в настоящее время единицы. Значит, не только на родителей, но и на учителя возлагается функция приобщения учащихся к чтению.

Как же мотивировать ученика и пробудить у него интерес к чтению? Это проблема, решение которой требует времени и сил. Сегодня должны быть созданы те педагогические условия, которые превращают готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение … за порогом школы.

Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни. Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием.

Слайд № 8 

Важным компонентом урока немецкого языка является самостоятельная работа ученика с текстом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.

Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. 

Слайд № 9

Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:

  • Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
  • Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
  • Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
  • Умение использовать информацию из текста (для решения практических задач)

Слайд № 10

Для развития этих компетенций мы можем использовать и знакомить учащихся со следующими видами текстов:

  • Сплошной (линейный)
  • Несплошной (нелинейный)
  • Смешанный

Слайд № 11

Соответственно мы должны учить детей:

  • Различать сплошные и несплошные тексты
  • Извлекать информацию из несплошных текстов
  • Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот
  • Самостоятельно создавать несплошные тексты
  • Оценивать полученную информацию.

Эти умения согласно PISA считаются высшим уровнем развития читательской грамотности.

Слайд № 12

Если мы используем дополнительную литературу при отборе текстов на формирование навыков функционального чтения необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • текст должен быть ученику интересен (т.е. новизна информации), актуальность текста для учащихся с учётом возрастных особенностей и может быть взят из «реальной жизни»
  • объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).
  • наличие иллюстраций, схем, диаграмм (иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста, иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности)
  • наличие в тексте «фактов и мнений» т.е. текст должен развивать кругозор
  • текст должен быть структурирован (о сплошных текстах): заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.

При необходимости нужно адаптировать текст!

Материал для составления заданий по развитию читательской грамотности следует выбирать из жизненных ситуации:

  • выбор товаров в Интернете;
  • заполнение электронных анкет, опросов, резюме;
  • поиск билетов на все виды транспорта;
  • изучение расписания движения транспорта;
  • работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений;
  • использование сайтов со сводками погоды;
  • поиск кулинарных рецептов;
  • информации о работе
  • поиск информации о фильмах, книгах, музыке и т.д.;

Однако, не секрет, что в своей работе мы часто сталкиваемся с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом, а именно:

  • учащиеся не знают значений многих слов;
  • не понимают смысла написанного;
  • не могут выделить ключевые слова;
  • не умеют озаглавить текст;
  • не в состоянии сформулировать вопрос;
  • не умеют читать диаграммы;
  • не умеют актуализировать свои знания и умения.

Слайд № 13

Достичь читательской грамотности на уроках немецкого языка мне помогают разные приемы, которые я использую на своих уроках. Прежде всего делим работу с текстом на 3 этапа: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения.

Слайд № 14

1. Предтекстовый этап

Задачами данного этапа являются:

  • создание мотива чтения;
  • развитие умения прогнозирования;
  • активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей.

Слайд № 15

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  • прочитай заголовок и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;
  • посмотри на   фото и скажи, какую   жизнь   могут   вести   люди, изображенные на фото;
  • опиши картинку (соответствующую тематике текста), затем прочти текст и найди ошибки в картинке;
  • дай определение следующим словам;
  • соедини слова с их определениями;
  • определи различные значения одного и того же слова;
  • найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;
  • прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

Примеры из собственного текста (Задания № 1и 2)

Слайд № 16

2. Текстовый этап

Задачами данного этапа являются:

  • контроль степени сформированности различных языковых навыков и речевых умений;
  • продолжение формирования соответствующих навыков и умений.

Слайд № 17

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  •  прочти текст, раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;
  •  выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;
  •  подтверди правильность или ложность утверждений;
  •  составь план текста;
  •  заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;
  •  передай основную идею текста несколькими предложениями.

Примеры из собственного текста (Задание № 3)

Слайд № 18

3. Послетекстовый        этап

Задачами данного этапа являются:

  • проверка понимания прочитанного;
  • контроль формирования умений смыслового чтения и возможное использование полученной информации в будущем.

Слайд № 19

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  •  ответь на вопросы по содержанию текста;
  •  выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);
  •  заполни таблицу по содержанию текста;
  •  скажи по-другому;
  •  дополни предложения словами из текста;
  •  выскажи свое отношение к прочитанному;
  •  составь вопросы к тексту;
  •  подготовь пересказ текста.

Примеры из собственного текста (Задания № 4 и 5)

Слайд № 20

Закончить своё выступление я хотела бы словами

«Мы учимся не для школы, а для жизни»,

и применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом. И как итог - выпускник востребован в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"

При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...

"Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка"

В настоящее время в нашей стране идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из показателей успешности этого процесса являетс...

Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка.

В обновленных федеральных государственных образовательных стандартах для начальной и основной школы (1 и 5 классы), которые вступили в силу в сентябре 2022 года, особое внимание уделяется функциональн...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...

«Формирование функциональной грамотности на уроках немецкого языка по направлениям»

формирование функциональной грамотности на уроках иностранного...

Самоанализ внеурочного занятия по английскому языку "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка и информатики на основе отрывка из книги "Белый клык"Джека Лондона"

Мероприятие общеметодологической направленности способствует формированию читательской грамотности у обучающихся через анализ иллюстраций и текстов, осмысления их для преобразования с помощью информац...

Развитие функциональной грамотности на уроках немецкого языка

Развитие функциональной грамотности на уроках немецкого языка...