Выступление на тему "Функциональная грамотность на уроках английского языка"
материал по английскому языку
Выступление в рамках педагогического совета на тему "Опыт развития функциональной грамотности на уроках английского языка" в 2024 году
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_10.01_funktsionalnaya_gramotnost.docx | 20.27 КБ |
vystuplenie_10.01_funktsionalnaya_gramotnost.pdf | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Функциональная грамотность – это готовность и способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого спектра проблем и жизненных задач в различных сферах общения, деятельности и социальных взаимоотношений.
Наличие заданий типа международных исследований (например, PISA) – это обязательное требование для современного урока.
Основной задачей обучения иностранным языкам является развитие у учащихся речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи.
При этом, ни для кого не секрет, что в процессе обучения учителя иностранных языков часто сталкиваются с определенными проблемами и затруднениями учащихся при работе с текстом. Так, учащиеся не знают значений многих слов, не умеют озаглавить текст, не понимают смысла написанного, не могут выделить ключевые слова, не умеют сформулировать вопрос, не могут выбрать способ решения задачи, не в состоянии перенести знания и умения из одной области на другую.
В чем же причина подобных проблем и затруднений? Прежде всего, это связано с плохо развитой функциональной грамотностью учащихся.
Программа обучения иностранным языкам предполагает на разных ступенях обучения развитие навыков и умений, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач. Подобные навыки и умения включают в себя умение осмысленно читать и воспринимать на слух; умение извлекать информацию из разных источников; способность находить и оценивать информацию из СМИ и Интернета; умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и применять их при подготовке собственных текстов.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно различными способами:
- технология развития критического мышления через чтение и письмо;
- игровые технологии;
- метод проектов;
- информационно-коммуникационные технологии и многие другие.
Источники полезных ресурсов, которые я применяю в своей работе:
- https://learnenglishkids.britishcouncil.org/en - слушаем, читаем, учим грамматику, поем песни и смотрим видео, причем для разных возрастов и уровней (listening, reading, vocabulary, grammar, games, songs….)
- https://quizlet.com/ - работа с лексикой и вывод этой лексики в активный вокабуляр (vocabulary practice) .
- http://www.english-4kids.com/interactive.html - тоже очень интересный сайт, онлайн-игры и викторины с лексикой, чтение (interactive vocabulary quizzes, online vocabulary games)
- http://www.SparkleBox.co.uk сайт для новых идей и воплощения уже задуманных начинаний. Есть материалы для загрузки и печати.
- http://www. LearningApps.org масса полезных заданий.
Аудирование
Развитие аудирования предполагает формирование умений восприятия и понимания речи на слух
- отделять главную информацию от второстепенной;
- выявлять наиболее значимые факты;
- извлекать необходимую или интересующую информацию.
Я использую следующие упражнения на аудирование:
- задание на узнавание знакомых слов, выражений и структур;
- извлечение определенной информации;
- заполнение пропусков: пропущенных слов, артиклей, предлогов, частей предложения.
Говорение
Обучение монологической речи предполагает умение делать сообщения, кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, о семье, о погоде и т.д.; рассуждать о фактах, событиях, приводя примеры; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны изучаемого языка.
Письмо
Обучение письменной речи связано с дальнейшим совершенствованием умений связного, логичного и стилистически уместного оформления высказывания в письменной форме.
Мы используем следующие упражнения по формированию навыков письма:
- вставить пропущенные слова;
- заменить выделенные курсивом слова синонимами;
- выписать из текста предложения, являющиеся ответами на поставленные вопросы;
- выписать из текста предложения, подтверждающие или опровергающие данные утверждения;
- выписать примеры на употребление конкретных грамматических структур;
- закончить предложение, используя слова и выражения из текста.
- составить вопросы к ответам и наоборот;
- соединить части предложений в логическом порядке;
- составить план текста.
Чтение
Обучение чтению предполагает развитие следующих умений:
- выделять основные факты;
- отделять главную информацию от второстепенной;
- предвосхищать возможные события, факты;
- извлекать необходимую, интересующую информацию;
- определять свое отношение к прочитанному.
Мы используем следующие упражнения по формированию навыков чтения:
- определить по заголовку тему текста;
- найти ответы на вопросы.
- согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прочтения текста.
- выбрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.
- найти в тексте предложения с заданными словами
- найти описание внешности, места, события и др.
- догадаться о значении слова по контексту.
Информационно-коммуникационная технология в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Лично я чаще всего пользовалась ранее платформой МЭШ, однако, сейчас в ходе реконструкции там были удалены многие полезные материалы, поэтому сейчас основной платформой является РЭШ, где можно найти готовые разработанные уроки по каждой теме из нашего УМК. Кроме того, я активно пользуюсь сервисом по созданию онлайн викторин Kahoot, электронной тетрадью Skysmart. Безусловно, возникают сложности с использованием интернет - ресурсов: не у каждого обучающегося есть возможность выполнять задания онлайн дома, поэтому такого типа задания скорее являются дополнением и рассчитаны на мотивированных обучающихся, либо на учеников, пропустивших темы.
Также мы с обучающимися принимали участие в онлайн-олимпиаде Учи.ру, где каждый учащийся имеет дополнительную внешнюю мотивацию в виде грамот, дипломов и сертификатов участников. Использование данных электронных ресурсов способствует развитию функциональной грамотности учащихся.
Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что обучающиеся с большим интересом включаются в процесс обучения, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении, даже если не уверены в правильности ответа. Задания по функциональной грамотности заинтересовывают обучающихся своим чаще всего нестандартным форматом.
Примеры заданий по функциональной грамотности в УМК 9 класса:
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Читательское умение (PISA)
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО учителей иностранного языка по теме: "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка"
При обучении английскому языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей - навыков свободного общения и практического применения английского языка. Под функциональ...
Выступление с методической темой «Формирование и развитие читательской грамотности на уроках английского языка как условия повышения качества образования школьника в рамках внедрения ФГОС»
В современном образовательном сообществе читательская грамотность как один из компонентов функциональной грамотности обучающихся рассматривается сегодня в качестве одной из самых важных компетентносте...
Выступление по теме: Функциональная читательская грамотность на уроках английского языка
Выступление по теме: "Функциональная читательская грамотность на уроках английского языка" с примерами и презентацией....
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2
На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...
Тезисы к выступлению на муниципальную МНПК по теме: "Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка"
Материалы были подготовлены к выступлению на МНПК педагогов...
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...
2023 г. Выступление в МАОУ СОШ №1, на ГМО "Системный подход к формированию функциональной грамотности на уроках английского языка"
В феврале 2023 года я выступила на Круглом столе в МАОУ СОШ №1 «Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроке» с выступлением по указанной теме.В марте 2023 года я высту...