Статья "Регионоведение на уроках немецкого языка"
статья по немецкому языку

Кудинова Галина Николаевна

Особое значение приобретает регионоведческое содержание образования, так именно УУД направлены на  воспитание личностных качеств характера, чувство патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regionovedenie_na_urokah_nemetskogo_yazyka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Регионоведение  на уроках немецкого языка»

Кудинова Галина Николаевна

Филиал МБОУ СОШ с. Тербуны в с. Урицкое Тербунского района Липецкой области

      Для осуществления международного сотрудничества на уроках немецкого языка необходимы как минимум две составляющие: язык, обеспечивающий взаимопонимание и компетентность, готовность к межкультурному диалогу в психологическом и содержательном плане.

   Актуальность этого направления на уроках немецкого языка  связана с тем, что международные контакты реально осуществляются не только на уровне стран, но и на уровне регионов, областей, городов, именно для реализации таких межрегиональных межкультурных контактов в различных сферах производства и потребления материальных  и духовных ценностей необходимо иноязычное образование. Одним из современных подходов    является развитие индивидуальности в межкультурном  сотрудничестве. Этот подход  предусматривает  ряд  факторов, которые должны повлиять на языковую политику, т.е. заинтересованность России и отдельных регионов, в том, чтобы развивать  межкультурное взаимообогащение исторически и экономически взаимосвязанных стран, ведь Россия и Германия связаны  и исторически и экономически. Таким образом, на уроках немецкого языка ведущее место отводиться умению обучающихся представить, показать ценности отечественной культуры, найти такие  способы и средства межкультурного сотрудничества, которые учитывали бы в первую очередь, геополитические интересы своей страны, потребности своего региона и были бы  одновременны и выгодны иностранным партнерам.

Межкультурное  регионоведение включает:

  • стимулирование готовности к межкультурному диалогу и интеркультурному сотрудничеству у подростков нашего Липецкого региона и приезжающих в наш регион из-за рубежа;
  • воспитание у молодежи  коммуникативной культуры, этики, толерантности, готовности к информационному обмену и культурному взаимообогащению;
  • расширение культурного кругозора и   развитие умений, необходимых для интеркультурного сотрудничества.

  В Законе «Об образовании»  закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства в стране, включает образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения и является обязательной частью содержания общего среднего образования.

 Согласно  Федеральному  государственному образовательному  стандарту начального общего и  основного общего образования по иностранному языку учебная  программа должна включать материалы, представляющие родную культуру на иностранном языке и ее вклад в мировую культуру, сравнение своей страны и страны изучаемого языка, а так же материалы, формирующие умение представлять  свою страну (город, район) в условиях иноязычного межкультурного общения.

В контексте внедрения новых стандартов ФГОС личностное и социокультурное развитие учащегося становится на первое место. Поэтому особое значение приобретает регионоведческое содержание образования,  так как именно универсальные учебные действия направлены на  воспитание  личностных качеств характера как чувство патриотизма, чувство собственного достоинства, уважения к своей и другой культуре, толерантность, взаимопонимание, готовность к самореализации, сотрудничеству, культурному взаимообогащению.

Поэтому  основная цель  учителя немецкого языка состоит в том, чтобы сформировать и развить у обучающихся межкультурную компетенцию:

  • употреблять иностранный язык в аутентичных ситуациях межкультурного общения;
  • объяснить и усвоить чужой образ жизни;
  • расширить индивидуальную картину мира за счет приобщения к языковой картине мира носителей изучаемого языка.

    Национально-региональный компонент позволяет строить процесс обучения и воспитания учащихся с учётом специфики региона и местных культурно-исторических традиций, региональных экономических программ, перспектив развития. Необходимо усилить обучающий и воспитательный эффект при обучении иностранному языку с учетом регионоведческого компонента, т.е. использовать краеведческие материалы (факты истории, биографии известных людей, исторические очерки сибирских писателей). Главными задачами интегрирования регионоведения в учебном  процессе являются развитие и совершенствование коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся, а также расширение содержательной основы обучения немецкому  языку за счёт овладения учащимися определённым объёмом УУД. Именно регионоведение  приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре.

Познание самого себя всегда начинается с познания окружающей действительности, обретения своего места в мире. Часто молодые люди знают о мировой культуре больше, чем о культуре своей родины. Не зная собственной культуры, молодежь не испытывает чувства гордости и ответственности за свою страну. Между тем в Стратегии модернизации образования в качестве главного результата рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и всего общества.

Поэтому в содержание образования включаю элементы регионоведения на каждом этапе обучения: географические, исторические, общественные, экономические. Значимость таких материалов высока при  их использовании особенно в среднем звене, когда происходит активное становление личности учащегося, формирование  его мировоззрение, вырабатывается социальная позиция.

Важной особенностью  еще является возрастная и интеллектуальная доступность изучаемого материала для учащихся. Следуя возрастному принципу, учащиеся (1-4 классов),   (5-7 классов) и  (8-11 классов), различают три уровня усвоения регионоведческой информации на уроках немецкого  языка – эмоционально-познавательный, познавательно-поисковый и социально-личностный.

Методика изучения родной культуры младшими школьниками на уроках  обусловлена их возрастной спецификой. Они привержены к ярким образам, событиям, обладают любознательностью, что позволяет широко использовать народные сказки, песни о родном крае и городе, декоративно-прикладное искусство. На первых порах изучения немецкого  языка краеведческая информация носит занимательный характер. Новые яркие впечатления помогают пробудить у детей познавательный интерес, что, в свою очередь, повышает активность усвоения знаний и способствует созданию положительной мотивации учения.

В среднем подростковом возрасте активизируется познавательно-поисковая деятельность школьников. На данном  этапе повышается мыслительная деятельность подростков. Так, большой интерес у них вызывает урок-защита собственных гипотез, создание семейных видеофильмов о памятных местах родного села и области.

В старшем возрасте происходит ориентация сознания на самого себя. Старшеклассникам присущ повышенный интерес к своей личности, процесс самопознания происходит порой бурно, в конфликтах с окружающими. Вот почему наиболее приемлемыми для них педагогическими методами являются диспуты, обсуждения, проблемные ситуации, дискуссии.

Для построения занятий регионоведческого компонента  использую различные средства активизации речемыслительной деятельности школьников: привлекаю в качестве речевой зарядки песни, стихи, цитаты, пословицы и поговорки по региональной проблематике.

При работе над  лексикой составляю кроссворды, использую наглядность: фотографии знаменитых людей Липецкой области, презентации «Чем славится наш край испокон  веков», «Народные ремесла на Липецкой земле», «Следы мировой историй на Липецкой земле», «Наш край в годы Великой Отечественной войны»,  репродукции картин Липецких художников. В  повторительно- обобщающие уроки включаю викторины, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования. В своей работе применяю проектную методику, которая подразумевает сбор информации и дальнейшее представление результатов своих поисков. Так, например, при подготовке проекта « Елец – город воинской славы» учащиеся  создали видеоролик. Считаю, что культурный компонент  обучения  немецкому языку создает положительную мотивацию у школьников и способствует  более осознанному овладению языком как средством общения и активному использованию информационно-коммуникационных технологий.

Разработала и апробировала рабочую программу с использованием регионального компонента. Темы, изучаемые в процессе освоения программы, имеют ярко выраженную гражданственную направленность, способствуют формированию у учащихся представлений о менталитете и культуре края через культуру стран изучаемого языка. Знакомство с культурой стран изучаемого языка происходит путем сравнения имевшихся ранее знаний и понятий с вновь получаемыми знаниями о своей стране, о своём крае, о своём городе, о самих себе. Сравнивая зарубежного сверстника и себя, чужую страну и свою страну, свой край, учащиеся учатся выделять общее и специфическое, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране изучаемого языка, её людям и традициям, к своему краю, городу, к самим себе. Сравнение, анализ, установление причинно - следственных связей  требует от учащихся формирования  своего мнения, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу в рамках изучаемой темы, что мотивирует и стимулирует стремление постоянно увеличивать объём и углублять знания о своём родном крае, районе. Процесс обучения по регионоведческому компоненту становится для учеников развивающим, требующим от них интеллектуальных поисковых усилий для активного «добывания» информации. На своих уроках я использую следующие формы работы:

  • составление писем описаний;
  • составление диалогов-расспросов;
  • диалогов - обмена мнениями;  
  • рекламного объявления.

Используя информационно - коммуникационные  технологии, подготовила и провела урок немецкого  языка по теме «Моя малая Родина - Липецкая область».  Ученики, готовясь к викторине «Знатоки  родного края», открыли для себя много нового.  Им очень нравилась ролевая игра «Совет экскурсоводов», в ходе которой школьники предлагали свои варианты маршрутов экскурсий, а совет экскурсоводов, возглавляемый учителем и состоящий из наиболее подготовленных учеников, оценивал представленное и определял лучшие работы.

       Таким образом, использование регионоведения  позволяет решать одновременно две взаимосвязанные задачи:

  • повысить эффективность изучения основного содержания предмета;
  • поднять уровень владения иностранного языка у школьников, опираясь на личностно-ориентированный подход к организации работы учащихся со значимым для них местным материалом.

Литература:

  1. Тер- Минасова С.Г. «Война и мир языков и культур: вопросы теории и практики»/ С.Г.Тер-Минасова.-М. АСТ Астрель Хранитель, 2007.
  2. Тучкова Т.У. «Развитие и реализация индивидуальности в интеркультурном сотрудничестве в обучении иностранному языку «/ Т.У. Тучкова. – СПб. Институт имени Герцена, 1996.
  3. Федотова М.А. «Учебное пособие для уроков немецкого языка «Моя малая  Родина»»/ М.А.Федотова, Н.А. Кудря – Липецк, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок немецкого языка по теме:"Я учу немецкий язык охотно"

Урок в пятом классе, целью которого является:1.Активизация навыков правописания немецких букв;2.Дальнейшее развитие навыков чтения, основные правила чтения немецкого языка, развитие фонетических навык...

Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1

Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...

Технологическая карта урока немецкого языка во 2 классе. УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим.

Данный урок является уроком закрепления  счёта до 10. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим....

Сценарий урока немецкого языка в 5 классе УМК И.Л. Бим, Л. И. Рыжова «Немецкий язык», издательство «Просвещение», 2012

Тема урока: «Wo und wie wohnen hier die Menschen» Цели деятельности учителя: обеспечить условия для усвоения и закрепления изученного лексического материала по теме «Wo und wie wohnen hier die Mensch...

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе школы с углубленным изучением немецкого языка по теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классешколы с углубленным изучением немецкого языкапо теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»Учитель — Партыка Мария Оле...

Технологическая карта урока немецкого языка для 5 класса по теме "Моя семья" к учебнику немецкого языка как второго автор Аверин М. М. "Горизонты"

Технологическая карта урока разработана для конкурса ТОИУУ ООО "Современный урок немецкого языка в условиях реализации ФГОС ООО".Технологическая карта урока разработана в соответствии со стандартом но...

Презентация к уроку немецкого языка во 2 классе "О чем говорят сегодня дети на уроке немецкого языка?"

Презентация подготовлена к уроку немецкого языка во 2 классе по теме "Worüber sprechen die Kinder  heute in der Deutschstunde?" содержание презентации дает возможность  повторить  спряж...