Немецкий язык без границ
рабочая программа по немецкому языку (11 класс)
Авторская программа для повышения интереса учащихся к изучению немецкого языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Немецкий без границ»
Паспорт программы
Название программы — «Немецкий без границ»
Автор программы — Токарева Наталья Михайловна
Направление образовательной деятельности — иностранный язык немецкий язык
Срок реализации — весь учебный год 2019/2020
Количество часов в неделю/год —2часа /72 часа
Возрастная группа обучающихся — 11кл.
Целеполагание — Развитие у учащихся умений выработки стратегий для успешного выполнения любых заданий во всех видах речевой деятельности.
Ожидаемые результаты
1. Повышение мотивации изучения немецкого языка.
2. Расширение лексического запаса.
3. Закрепление и правильное применение разных грамматических конструкций.
4. Успешная сдача ЕГЭ.
Материально-техническое обеспечение — компьютер, магнитофон, мультимедийный проектор.
Методическое обеспечение — собственные дидактические материалы, демоверсии «Немецкий язык» 2018, 2019, 2020
Пояснительная записка
по курсу «Немецкий без границ»
В связи с тем, что современная модель образовательного процесса ориентирована на переход от «школы знаний» к «школе мышления», на первый план обучения ИЯ выдвигается вот уже не первый год «личностно-ориентированный подход».
С одной стороны, мы должны учитывать не только возрастные и психологические особенности обучаемых, но и другие факторы, которые являются основополагающими при реализации этого подхода. К ним относятся такие как уровень обученности учащихся, их потенциальная способность к обучению, способность к овладению ИЯ, способность общения на ИЯ, а также мотивация к изучению ИЯ, интеллектуальный уровень, и немаловажную роль играет также степень уверенности в своих возможностях.
А с другой стороны, неотъемлемой составляющей такого подхода является и умелое построение работы с учебником. При подготовке к урокам необходимо не только адаптировать материалы учебника к конкретным учебным ситуациям и к каждой учебной группе.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, а так же исходя из того, что нужнее всего учащимся на данном этапе обучения, курс имеет четыре составляющие: Чтение, Аудирование, Грамматика и Письмо.
Цели и задачи курса
Основной целью курса является формирование творческой саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности, способной адаптироваться к условиям быстроразвивающегося общества; формирование личности, которая смогла бы участвовать в межкультурной коммуникации, умело применяя при этом знания по иностранному языку, полученные не только на уроках, но и во внеурочное время по данному курсу.
Достижение основной цели курса реализуется в единстве её четырёх компонентов: образовательном, развивающем, практическом и воспитательном.
Образовательная цель курса состоит в том, чтобы учащиеся не просто накапливали знания по предмету, получая дополнительную информацию из разных источников, а умели бы их грамотно применять на практике. При этом необходимо расширять кругозор учащихся, повышать их интеллектуальный уровень. Всё это идёт параллельно с совершенствованием грамматических форм выражения мысли на иностранном языке и с развитием навыков и умений по всем видам речевой деятельности: Чтение, Аудирование, Грамматика и Письмо.
Развивающая задача курса связана с формированием и развитием — лингвистических способностей и коммуникативных умений,
- критического мышления,
- умений генерировать идеи,
- умений находить не одно, а много вариантов решения проблемы,
- умение применять различные стратегии чтения (работа над различными видами чтения);
- умения строить высказывания в соответствии с предложенным планом;
- навыков правильного употребления лексических единиц в контексте.
Воспитательный компонент курса связан с одной стороны с тем, чтобы используя все формы организации внеурочной работы, вызвать наибольший интерес к изучению немецкого языка, привить любовь к немецкому языку. При выполнении любого рода задания уметь контролировать своё время, уметь его правильно распределить.
Практическая цель курса заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умения
- самостоятельно выполнять любые виды учебных заданий,
- адекватно оценивать результаты своего труда,
- выстраивать свою линию/траекторию выполнения работы,
- быстро ориентироваться в ситуациях общения, приближенных к реальным,
- правильно выполнять задания стандартизированной формы,
- при планировании письменного высказывания продумать ключевые фразы каждого абзаца.
Содержание изучаемого курса
Учитывая потребности и интересы учащихся, программа курса включает в себя четыре составляющие:
1 – Чтение
2 – Аудирование
3 – Грамматика
4 – Письмо
ЧТЕНИЕ
В разделе «Чтение» у учащихся формируются навыки по выполнению упражнений, схожих с заданиями стандартизированной формы по принципу «от простого к сложному». Первое (уровень А2, базовый) и второе задание (уровень В1, повышенный) — задания на установление соответствия. Третье задание (уровень В2, высокий) – задание типа А, предполагает выбор ответа из четырех предложенных альтернатив.
Тексты, которые используются в разделе «Чтение» это:
- краткие тексты информационного и научно-популярного характера (базовый уровень),
- публицистические (например, рецензия) и научно-популярные тексты (повышенный уровень сложности),
- художественный или публицистический (например, эссе) текст (высокий уровень сложности).
Но в любом случае это будут аутентичные или полуаутентичные тексты (в зависимости от уровня сложности), содержащие ценный и интересный страноведческий материал.
Важно научить ребят при выполнении задания над аутентичном текстом, к которому есть семь заданий с 4 альтернативными ответами, находить в тексте предложения, которые имеют тот же смысл, но выражены по-другому.
Учащиеся должны помнить, что правильный ответ – это синонимичный ответ. Именно этот вид работы над аутентичными текстами вызывает большие трудности. Поэтому для того чтобы научить ребят правильно понимать иноязычные тексты, необходимо формировать не только языковую компетенцию, но и важно формировать языковую догадку, прогнозирование, уметь анализировать и синтезировать, уметь пользоваться опорами в тексте.
АУДИРОВАНИЕ
Второй большой раздел курса это работа с аутентичными аудиотекстами разного уровня, которые направлены:
- на овладение стратегиями глобального, детального, селективного понимания услышанного текста и умение применять эти стратегии при решении поставленных перед учеником задачам;
- на развитие механизма смыслового прогнозирования;
- на то, чтобы учащийся умел различать аудиотексты различных жанров (краткие высказывания информационно-прагматического характера, интервью, развернутое тематическое высказывание, репортаж и т.д.);
- на то, чтобы учащийся умел различать разные тембры голоса.
Исходя из моих наблюдений, наиболее сложным для учащихся оказывается задание на множественный выбор. Очень часто именно здесь они делают ошибки из-за несформированности следующих умений:
- абстрагироваться от незнакомых слов, использовать контекст для раскрытия значения новых лексических единиц;
- выбирать верные ответы, ориентируясь на синонимичные лексические конструкции;
- выполнять задания на множественный выбор, что обусловлено отсутствием опыта выполнения подобных заданий на уроках. Поэтому целью на этом этапе курса становится – формирование выше перечисленных умений.
ГРАММАТИКА
Курс «Немецкий без границ» включает в себя также повторение грамматического материала, который вызывает наибольшую трудность у ребят. Это не только правила формообразования, но и словообразования.
Учащимся будет предложены три вида грамматических заданий на основе связного текста. Проблемный текст для ребят – это связный текст с пропусками. Несмотря на то, что задание проверяет лексические умения, грамматические навыки оказывают существенную помощь при его выполнении.
Необходимо повторить следующие грамматические темы:
- склонение прилагательных и местоимений;
- типы склонения имен существительных;
- спряжение глаголов в Pr?sens, в том числе и вспомогательных глаголов;
- основные формы сильных и слабых глаголов, обращая внимание на случаи
отсутствия приставки ge, а также на то, где она находится при образовании
Partizip II глаголов с отделяемыми приставками;
- множественное число имен существительных;
- степени сравнения прилагательных и наречий;
- управление глаголов.
ПИСЬМО
Наиболее слабые результаты учащиеся показывают часто в разделе «Письмо». Письмо – чрезвычайно сложный продуктивный вид речевой деятельности.
Необходимо вести работу в двух направлениях, это:
- работа над техникой письма (умение применять сформированные каллиграфические, графические, орфографические, пунктуационные навыки).
- развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка (т. е. письменную речь).
Письменная речь отличается от устной, потому что имеет свой стиль и языковое оформление речи.
Курс знакомит учащихся со структурой письма личного характера и письменного высказывания с элементами рассуждения.
И в личном письме, и в комментарии учащийся должен показать свою лексическую грамотность речи, владение грамматикой, правильную орфографию и пунктуацию.
Чтобы успешно выполнять задания части «Письмо» нужно научить учащегося:
- точности в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения;
- правильно употреблять лексические словосочетания;
- правильно образовывать слова;
- уметь употреблять и знать синонимы, антонимы, фразеологизмы.
- точности в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания;
- использовать разные по степени сложности грамматические средства, для передачи одинаковых по смыслу предложений;
- соблюдать нормы орфографии немецкого языка.
СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ
В качестве контроля степени освоения учащимися данного курса в течение года будет проводиться текущий контроль, а в конце года итоговой. Все задания, независимо от вида контроля, будут иметь формат ЕГЭ. Но текущий контроль подразумевает выполнение заданий в соответствии с прохождением определённого раздела, а итоговый контроль – выполнение всех видов заданий в формате ЕГЭ.
Контроль не ставит своей целью выставления оценок, а служит инструментом проверки, усвоенных тем курса, и устранения недочётов и непонимания материала.
Учебно-тематическое планирование
по программе дополнительного образования по курсу
«Немецкий без границ»
Название темы | в неделю 2 часа |
I полугодие |
|
1. Развитие умения социального взаимодействия, предполагающего свободное выражение своего мнения, умения аргументировать свои взгляды и убеждения;
| 2 |
2. Развитие синтаксического компонента коммуникативной компетенции, т.е. умение строить корректные фразы и предложения на нем. яз.
| 3 |
3. Развитие семантического компонента коммуникативной компетенции, т.е. способности понимать и максимально точно и коммуникативно приемлемо использовать слова и предложения для выражения собственных мыслей.
| 3 |
4.Развитие умений глобального понимания прослушанного текста. Контроль сформированных умений глобального понимания прослушанного текста.
| 4 1 |
5.Развитие умений селективного понимания прослушанного текста. Контроль сформированных умений селективного понимания прослушанного текста.
| 4 1 |
6.Развитие умений детального понимания прослушанного текста. Контроль сформированных умений детального понимания прослушанного текста.
| 4 1 |
7. Развитие умений селективного понимания прочитанного текста. Контроль сформированных умений селективного понимания прочитанного текста.
| 4 1 |
8. Развитие умений глобального понимания прочитанного текста. Контроль сформированных умений глобального понимания прочитанного текста.
| 4 1 |
9. Развитие умений детального понимания прочитанного текста. Контроль сформированных умений детального понимания прочитанного текста.
| 4 1 |
10. Формирование умений правильно использовать грамматические конструкции, преобразовывать слово и делать правильный выбор по его лексическому значению. Контроль: грамматика, словообразование, выбор слова по лексическому значению.
| 6
3 |
11.Техника письма, т. е. формирование каллиграфических, графических, орфографических, пунктуационных навыков.
| 2 |
12.Развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка, т. е. письменную речь.
| 2 |
13.Развитие умений употребления лексических единиц в контексте.
| 4 |
14. Структура письма личного характера. Контроль написания письма.
| 4 1 |
15. Структура написания комментария. Контроль написания комментария.
| 4 1 |
16.Развитие умений распознавать каждый тип текста, например, по форме, внешней и внутренней структуре, специфике заголовка, особенностям полиграфического оформления…
| 4 |
17. Итоговый контроль | 3 |
18. Обсуждение работ по итоговому контролю. | 1 |
Итого: | 7 |
Список используемой литературы
- Материалы по подготовке к ЕГЭ с сайта ФИПИ
- Н.А. Беляева, Учебное пособие по грамматике, изд-во «Каро»
- Демоверсии «Немецкий язык» 2018, 2019, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса по английскому языку «Английский язык. За границами учебника» для 9 класса
Программа спецкурса по английскому языку «Английский язык. За границами учебника» для 9 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-496278-1413031427.jpg)
Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1
Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...
Изучение английского языка за границей во время школьных каникул.
Как изучение английского языка за границей способствует устранению языкового барьера....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/17/picture-102050-1460908767.jpg)
Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Мы изучаем немецкий язык" (второй иностранный язык)
Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку в 5 классе составлена согласно требованиям ФГОС.Программа обобщает изученный материал, дополняет его, демонстрирует рез...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-528988-1416218819.jpg)
Игра «Die Berliner Luft» по немецкому языку для учащихся 8 класса, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык.
Игра «Die Berliner Luft» по немецкому языку для учащихся 8 класса, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык - это разработка игры -"ходилки" с выполнением заданий по к...