Немецкий язык без границ
рабочая программа по немецкому языку (11 класс)

Токарева Наталья Михайловна

Авторская программа для повышения интереса учащихся к изучению немецкого языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nemetskiy_bez_granits_rrab_progr.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

«Немецкий без границ»

Паспорт программы

Название программы — «Немецкий без границ»

Автор программы — Токарева Наталья Михайловна

Направление образовательной деятельности — иностранный язык немецкий язык

Срок реализации — весь учебный год 2019/2020

Количество часов в неделю/год —2часа /72 часа

Возрастная группа обучающихся — 11кл.

Целеполагание — Развитие у учащихся умений выработки стратегий для успешного выполнения любых заданий  во всех видах речевой деятельности.

Ожидаемые результаты

1. Повышение мотивации изучения немецкого языка.

2. Расширение лексического запаса.

3. Закрепление и правильное применение разных грамматических конструкций.

4. Успешная сдача ЕГЭ.

Материально-техническое обеспечение — компьютер, магнитофон, мультимедийный проектор.

Методическое обеспечение — собственные дидактические материалы, демоверсии «Немецкий язык» 2018, 2019, 2020  

Пояснительная записка

по курсу «Немецкий без границ»

        В связи с тем, что современная модель образовательного процесса ориентирована на переход от «школы знаний» к «школе мышления», на первый план обучения ИЯ выдвигается вот уже не первый год «личностно-ориентированный подход».

С одной стороны, мы должны учитывать не только возрастные и психологические особенности обучаемых, но и другие факторы, которые являются основополагающими при реализации этого подхода. К ним относятся такие как уровень обученности учащихся, их потенциальная способность к обучению, способность к овладению ИЯ, способность общения на ИЯ, а также мотивация к изучению ИЯ, интеллектуальный уровень, и немаловажную роль играет также степень уверенности в своих возможностях.

А с другой стороны, неотъемлемой составляющей такого подхода является и умелое построение работы с учебником. При подготовке к урокам необходимо не только адаптировать материалы учебника к конкретным учебным ситуациям и к каждой учебной группе.

Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, а так же исходя из того, что нужнее всего учащимся на данном этапе обучения, курс имеет четыре составляющие: Чтение, Аудирование, Грамматика и Письмо.

 

Цели и задачи курса

Основной целью курса является формирование творческой саморазвивающейся и самосовершенствующейся личности, способной адаптироваться к условиям быстроразвивающегося общества; формирование личности, которая смогла бы участвовать в межкультурной коммуникации, умело применяя при этом знания по иностранному языку, полученные не только на уроках, но и во внеурочное время по данному курсу.

Достижение основной цели курса реализуется в единстве её четырёх компонентов: образовательном, развивающем, практическом и воспитательном.

Образовательная цель курса состоит в том, чтобы учащиеся не просто накапливали знания по предмету, получая дополнительную информацию из разных источников, а умели бы их грамотно применять на практике. При этом необходимо расширять кругозор учащихся, повышать их интеллектуальный уровень. Всё это идёт параллельно с совершенствованием грамматических форм выражения мысли на иностранном языке и с развитием навыков и умений по всем видам речевой деятельности: Чтение, Аудирование, Грамматика и Письмо.

Развивающая задача курса связана с формированием и развитием — лингвистических способностей и коммуникативных умений,

- критического мышления,

- умений генерировать идеи,

- умений находить не одно, а много вариантов решения проблемы,

- умение применять различные стратегии чтения (работа над различными видами чтения);

- умения строить высказывания в соответствии с предложенным планом;

- навыков правильного употребления лексических единиц в контексте.

Воспитательный компонент курса связан с одной стороны с тем, чтобы используя все формы организации внеурочной работы, вызвать наибольший интерес к изучению немецкого языка, привить любовь к немецкому языку. При выполнении любого рода задания уметь контролировать своё время, уметь его правильно распределить.

 

Практическая цель курса заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умения

- самостоятельно выполнять любые виды учебных заданий,

- адекватно оценивать результаты своего труда,

- выстраивать свою линию/траекторию выполнения работы,

- быстро ориентироваться в ситуациях общения, приближенных к реальным,

- правильно выполнять задания стандартизированной формы,

- при планировании письменного высказывания продумать ключевые фразы каждого абзаца.

 

Содержание изучаемого курса

Учитывая потребности и интересы учащихся, программа курса включает в себя четыре составляющие:

1 – Чтение

2 – Аудирование

3 – Грамматика

4 – Письмо 

ЧТЕНИЕ

В разделе «Чтение» у учащихся формируются навыки по выполнению упражнений, схожих с заданиями стандартизированной формы по принципу «от простого к сложному». Первое (уровень А2, базовый) и второе задание (уровень В1, повышенный) — задания на установление соответствия. Третье задание (уровень В2, высокий) – задание типа А, предполагает выбор ответа из четырех предложенных альтернатив.

Тексты, которые используются в разделе «Чтение» это:

- краткие тексты информационного и научно-популярного характера (базовый уровень),

- публицистические (например, рецензия) и научно-популярные тексты (повышенный уровень сложности),

- художественный или публицистический (например, эссе) текст (высокий уровень сложности).

 Но в любом случае это будут аутентичные или полуаутентичные тексты (в зависимости от уровня сложности), содержащие ценный и интересный страноведческий материал.

Важно научить ребят при выполнении задания над аутентичном текстом, к которому есть семь заданий с 4 альтернативными ответами, находить в тексте предложения, которые имеют тот же смысл, но выражены по-другому.

Учащиеся должны помнить, что правильный ответ – это синонимичный ответ. Именно этот вид работы над аутентичными текстами вызывает большие трудности. Поэтому для того чтобы научить ребят правильно понимать иноязычные тексты, необходимо формировать не только языковую компетенцию, но и важно формировать языковую догадку, прогнозирование, уметь анализировать и синтезировать, уметь пользоваться опорами в тексте.

 

АУДИРОВАНИЕ

Второй большой раздел курса это работа с аутентичными аудиотекстами разного уровня, которые направлены:

- на овладение стратегиями глобального, детального, селективного понимания услышанного текста и умение применять эти стратегии при решении поставленных перед учеником задачам;

- на развитие механизма смыслового прогнозирования;

- на то, чтобы учащийся умел различать аудиотексты различных жанров (краткие высказывания информационно-прагматического характера, интервью, развернутое тематическое высказывание, репортаж и т.д.);

- на то, чтобы учащийся умел различать разные тембры голоса.

 

Исходя из моих наблюдений, наиболее сложным для учащихся оказывается задание на множественный выбор. Очень часто именно здесь они делают ошибки из-за несформированности следующих умений:

- абстрагироваться от незнакомых слов, использовать контекст для раскрытия значения новых лексических единиц;

- выбирать верные ответы, ориентируясь на синонимичные лексические конструкции;

- выполнять задания на множественный выбор, что обусловлено отсутствием опыта выполнения подобных заданий на уроках. Поэтому целью на этом этапе курса становится – формирование выше перечисленных умений.

 

ГРАММАТИКА

Курс «Немецкий без границ» включает в себя также повторение грамматического материала, который вызывает наибольшую трудность у ребят. Это не только правила формообразования, но и словообразования.

Учащимся будет предложены три вида грамматических заданий на основе связного текста. Проблемный текст для ребят – это связный текст с пропусками. Несмотря на то, что задание проверяет лексические умения, грамматические навыки оказывают существенную помощь при его выполнении.

 

Необходимо повторить следующие грамматические темы:

- склонение прилагательных и местоимений;

- типы склонения имен существительных;

- спряжение глаголов в Pr?sens, в том числе и вспомогательных глаголов;

- основные формы сильных и слабых глаголов, обращая внимание на случаи

отсутствия приставки ge, а также на то, где она находится при образовании

Partizip II глаголов с отделяемыми приставками;

- множественное число имен существительных;

- степени сравнения прилагательных и наречий;

- управление глаголов.

 

ПИСЬМО

Наиболее слабые результаты учащиеся показывают часто в разделе «Письмо». Письмо – чрезвычайно сложный продуктивный вид речевой деятельности.

Необходимо вести работу в двух направлениях, это:

- работа над техникой письма (умение применять сформированные каллиграфические, графические, орфографические, пунктуационные навыки).

- развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка (т. е. письменную речь).

 

Письменная речь отличается от устной, потому что имеет свой стиль и языковое оформление речи.

Курс знакомит учащихся со структурой письма личного характера и письменного высказывания с элементами рассуждения.

И в личном письме, и в комментарии учащийся должен показать свою лексическую грамотность речи, владение грамматикой, правильную орфографию и пунктуацию.

 

Чтобы успешно выполнять задания части «Письмо» нужно научить учащегося:

- точности в выборе слов и выражений и их соответствие теме и ситуации общения;

- правильно употреблять лексические словосочетания;

- правильно образовывать слова;

- уметь употреблять и знать синонимы, антонимы, фразеологизмы.

- точности в выборе грамматической конструкции в соответствии с целью высказывания;

- использовать разные по степени сложности грамматические средства, для передачи одинаковых по смыслу предложений;

- соблюдать нормы орфографии немецкого языка.

 

СПОСОБЫ КОНТРОЛЯ

В качестве контроля степени освоения учащимися данного курса в течение года будет проводиться текущий контроль, а в конце года итоговой. Все задания, независимо от вида контроля, будут иметь формат ЕГЭ. Но текущий контроль подразумевает выполнение заданий в соответствии с прохождением определённого раздела, а итоговый контроль – выполнение всех видов заданий в формате ЕГЭ.

Контроль не ставит своей целью выставления оценок, а служит инструментом проверки, усвоенных тем курса, и устранения недочётов и непонимания материала.

 

Учебно-тематическое планирование

по программе дополнительного образования по курсу

«Немецкий без границ»

 

Название темы

в неделю

2 часа

 

I полугодие

 

 

1. Развитие умения социального взаимодействия, предполагающего свободное выражение своего мнения, умения аргументировать свои взгляды и убеждения;

 

2

2. Развитие синтаксического компонента коммуникативной компетенции, т.е. умение строить корректные фразы и предложения на нем. яз.

 

3

3. Развитие семантического компонента коммуникативной компетенции, т.е. способности понимать и максимально точно и коммуникативно приемлемо использовать слова и предложения для выражения собственных мыслей.

 

3

4.Развитие умений глобального понимания прослушанного текста.

Контроль сформированных умений глобального понимания прослушанного текста.

 

4

1

5.Развитие умений селективного понимания прослушанного текста.

 Контроль сформированных умений селективного понимания прослушанного текста.

 

4

1

6.Развитие умений детального понимания прослушанного текста.

 Контроль сформированных умений детального понимания прослушанного текста.

 

4

1

7. Развитие умений селективного понимания прочитанного текста.

 Контроль сформированных умений селективного понимания прочитанного текста.

 

4

1

8. Развитие умений глобального понимания прочитанного текста.

 Контроль сформированных умений глобального понимания прочитанного текста.

 

4

1

9. Развитие умений детального понимания прочитанного текста.

 Контроль сформированных умений детального понимания прочитанного текста.

 

4

1

10. Формирование умений правильно использовать грамматические конструкции, преобразовывать слово и делать правильный выбор по его лексическому значению. Контроль: грамматика, словообразование, выбор слова по лексическому значению.

 

6

 

 

3

11.Техника письма, т. е. формирование каллиграфических, графических, орфографических, пунктуационных навыков.

 

2

12.Развитие умений передавать смысловую информацию с помощью графического кода изучаемого языка, т. е. письменную речь.

 

2

13.Развитие умений употребления лексических единиц в контексте.

 

4

14. Структура письма личного характера.

Контроль написания письма.

 

4

1

15. Структура написания комментария.

Контроль написания комментария.

 

4

1

16.Развитие умений распознавать каждый тип текста, например, по форме, внешней и внутренней структуре, специфике заголовка, особенностям полиграфического оформления…

 

4

17. Итоговый контроль

3

18. Обсуждение работ по итоговому контролю.

1

Итого:

Список используемой литературы

- Материалы по подготовке к ЕГЭ с сайта ФИПИ

- Н.А. Беляева, Учебное пособие по грамматике, изд-во «Каро»

- Демоверсии «Немецкий язык» 2018, 2019, 2020  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по английскому языку «Английский язык. За границами учебника» для 9 класса

Программа спецкурса по английскому языку  «Английский язык. За границами учебника» для 9 класса...

Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1

Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...

Изучение английского языка за границей во время школьных каникул.

Как изучение английского языка за границей способствует устранению языкового барьера....

Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Мы изучаем немецкий язык" (второй иностранный язык)

Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку  в 5 классе составлена  согласно требованиям ФГОС.Программа обобщает изученный материал, дополняет его, демонстрирует рез...

Игра «Die Berliner Luft» по немецкому языку для учащихся 8 класса, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык.

Игра «Die Berliner Luft» по немецкому языку для учащихся 8 класса, изучающих немецкий язык как второй иностранный язык - это разработка игры -"ходилки" с выполнением заданий по к...