Тематическое планирование по немецкому языку в 9 классе
календарно-тематическое планирование по немецкому языку (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Примерная программа основного общего образования
по немецкому языку (как второму иностранному языку)
для 9 класса (2-й год обучения)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа предназначена для изучения немецкого языка как второго иностранного учащимися 9 класса.
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и приказ Минобрнауки России № 1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Программа составлена с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа является примерной, рекомендованной отделением учителей иностранного языка регионального учебно-методического объединения учителей-предметников в системе общего образования Брянской области как основа для разработки рабочих программ учителей немецкого языка в общеобразовательных организациях Брянской области по предмету «Второй иностранный язык (немецкий язык)».
Цель программы - достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющего общаться на немецком языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями изучаемого языка, так и с представителями других стран, которые используют немецкий язык как средство межличностного и межкультурного общения.
Задачи программы:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
— речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
— социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
— учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
— формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном, полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота;
- развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
— развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
— осознание необходимости вести здоровый образ жизни путем информирования об общественно признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
Программа рассчитана на изучение учащимися предмета в объеме 1 учебного часа в неделю (34 учебные недели - 34 часа в год).
Основные принципы обучения, которые рекомендуется учитывать при реализации программы:
-немецкий язык принадлежит к группе романских языков (как и английский язык, французский язык, испанский язык), имеющих общее происхождение и схожие характеристики в системе языка, поэтому обучение немецкому языку как второму иностранному рекомендуется осуществлять с опорой на 1 иностранный язык на основе контрастивного подхода, подчеркивая сходство и различие изучаемых языков, побуждая учащихся к сравнению/сопоставлению как иностранных языков, так и родного языка с изучаемыми иностранными;
-с целью формирования устойчивой положительной мотивации к изучению нескольких иностранных языков и дальнейшему освоению иностранного языка в течение всей жизни рекомендуется уделять особое внимание методам, приемам и средствам повышения мотивации и реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (языковое портфолио, игровые приемы обучения, метод языковой анимации, электронные образовательные ресурсы, групповые методы работы, организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
- коммуникативная и межкультурная направленность обучения второму иностранному языку;
-дифференцированный подход в обучении немецкому языку, в том числе в работе с мотивированными и слабомотивированными учащимися.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения предметной области "Иностранные языки" должны отражать:
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится:
- вести диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- вести диалог-обмен мнениями;
- брать и давать интервью;
- вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы, диаграммы и т. д.)
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:
- строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
- описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
- давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
- передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы;
- описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые слова/план/вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
- комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/прослушанному;
- кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
- кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т. п.).
Аудирование
Выпускник научится:
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
- воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:
- выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
- использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:
- читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;
- читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в явном и в неявном виде;
- читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты, построенные на изученном языковом материале;
- выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
- восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Выпускник научится:
- заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);
- писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая адрес);
- писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д. (объемом 120 слов, включая адрес);
- писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/план.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
- писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул;
- составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;
- кратко излагать в письменном виде результаты проектной деятельности;
- писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:
- правильно писать изученные слова;
- правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
- расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивать и анализировать буквосочетания немецкого языка и их транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:
- различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;
- соблюдать правильное ударение в изученных словах;
- различать коммуникативные типы предложений по их интонации;
- членить предложение на смысловые группы;
- адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия фразового ударения на служебных словах.
Выпускник получит возможность научиться:
- выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации;
- различать варианты немецкого языка в прослушанных высказываниях.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:
узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;
употреблять в устной и письменной речи в их основном значении изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической сочетаемости;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием основных способов словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия) в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;
распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные фразовые глаголы;
распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;
распознавать и употреблять в речи различные средства связи в тексте для обеспечения его целостности, в том числе с помощью наречий zuerst, dann, nachher, zuletzt и др.;
использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:
- оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте;
- распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
- распознавать и употреблять вречи распространенные и нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими обстоятельствами, следующими в определенном порядке;
- распознавать и употреблять в речи безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer) и предложения с неопределенно-личным местоимением man;
- употреблять основные средства выражения отрицания: отрицания kein, nicht;
- употреблять в речи конструкцию Es gibt…
- распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе;
- распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/неопределенным/нулевым артиклем; склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и наречий;
- распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Präsens, Perfekt, Präteritum,
- употреблять в речи слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt; сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen); слабые и сильные глаголы, а также вспомогательные и модальные глаголы в Präteritum;
- употреблять в речи модальные глаголы wollen, können, müssen, sollen;
- распознавать и употреблять в речи глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt, Präteritum,
- употреблять в речи местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit);
- распознавать и употреблять в речи возвратные глаголы в основных временных формах Präsens, Perfekt, Präteritum (sich anziehen, sich waschen);
- распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные.
Выпускник получит возможность научиться:
- распознавать и употреблять в речи сложноподчиненные предложения времени с союзами nachdem;
- употреблять эквиваленты модальных глаголов: haben/sein + zu + Infinitiv;
- употреблять основные средства выражения отрицания с помощью niemand, nichts.
Социокультурные знания и умения
Выпускник научится:
- употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
- представлять родную страну и культуру на немецком языке;
- понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
- находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:
- выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Содержание учебного предмета
Предметное содержание речи
Знакомство. Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир. Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности
Средства массовой информации. Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна. Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Формирование и развитие диалогической речи в рамках изучаемого предметного содержания речи: умений вести диалоги разного характера - этикетный, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог-обмен мнениями и комбинированный диалог. Объём диалога от 4-5 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога – до 2 минут.
Монологическая речь
Формирование и развитие умений строить связные высказывания с использованием основных коммуникативных типов речи (повествование, описание, рассуждение (характеристика)), с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на зрительную наглядность, прочитанный/прослушанный текст и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы).
Объём монологического высказывания от 10—12. Продолжительность монолога 1,5- 2 минуты.
Аудирование
Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной глубиной и точностью проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.
Типы текстов: высказывания собеседников в ситуациях повседневного общения, сообщение, беседа, интервью, объявление, реклама и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале или содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания текста — до 1 минуты.
Аудирование с пониманием основного содержания предполагает умение определять основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух несложном тексте, содержащем наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов — до 2 минут.
Аудирование с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких несложных аутентичных коротких текстах. Время звучания текстов для аудирования – до 1,5 минут.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативной задачи): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации (просмотровое/поисковое чтение).
Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, отрывок из художественного произведения, объявление, рецепт, рекламный проспект, стихотворение и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения — 300-400 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объём текста для чтения — около 500 слов.
Чтение с выборочным пониманием нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение просмотреть аутентичный текст или несколько коротких текстов и выбрать необходимую информацию. Объём текста для чтения — около 350 слов.
Письменная речь
Формирование и развитие письменной речи, а именно умений:
заполнение анкет и формуляров (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, национальность, адрес);
написание коротких поздравлений с днем рождения и другими праздниками, выражение пожеланий (объемом 30–40 слов, включая адрес);
написание личного письма, в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чем-либо), объем личного письма около 100–120 слов, включая адрес;
составление плана, тезисов устного/письменного сообщения; краткое изложение результатов проектной деятельности;
делать выписки из текстов; составлять небольшие письменные высказывания в соответствии с коммуникативной задачей.
Языковые знания и навыки
Орфография
Правильное написание всех букв алфавита, основных буквосочетаний, изученных слов. Правильное использование знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знака) в конце предложения.
Фонетическая сторона речи
Различения на слух в потоке речи всех звуков иностранного языка и навыки их адекватного произношения (без фонематических ошибок, ведущих к сбою в коммуникации). Соблюдение правильного ударения в изученных словах. Членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках тематики основной школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка в объеме примерно 920 единиц.
Основные способы словообразования:
1) аффиксация:
• существительных с суффиксами -ung (die Lösung, die Vereinigung); -keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schaft (die Gesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor); -ik (die Mathematik); -e (die Liebe), -er (der Wissenschaftler); -ie (die Biologie);
• прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -liсh (glücklich); -isch (typisch); -los (arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar);
• существительных и прилагательных с префиксом un- (das Unglück, unglücklich);
• глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzählen, wegwerfen.
2) словосложение:
• существительное + существительное (das Arbeitszimmer);
• прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);
• прилагательное + существительное (die Fremdsprache);
• глагол + существительное (die Schwimmhalle);
Грамматическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи нераспространенных и распространенных простых предложений:
• безличных предложений (Es ist warm. Es ist Sommer);
• предложений с неопределённо-личным местоимением man (Man schmückt die Stadt vor Weihnachten);
Навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных типов предложения:
• побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen!;
• все типы вопросительных предложений;
Навыки распознавания и употребления в речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений
• сложносочинённых предложений с союзами denn, darum, deshalb (Ihm gefällt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen).
• сложноподчинённых предложений причины с союзами weil, da (Er hat heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgaben machen muss);
• сложноподчинённых предложения с условным союзом wenn (Wenn du Lust hast, komm zu mir zu Besuch);
• сложноподчинённых предложений с придаточными цели (с союзом damit).
Навыки распознавания и употребления в речи:
• слабых и сильных глаголов со вспомогательным глаголом haben в Perfekt;
• сильных глаголов со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen);
• Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов;
• возвратных глаголов в основных временных формах Präsens, Perfekt, Präteritum (sich anziehen, sich waschen);
• распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого и нулевого артиклей, склонения существительных нарицательных;; предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ;
• количественных числительных и порядковых числительных.
Социокультурные знания и умения
Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках второго иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:
• знаниями о значении родного и иностранных языков в современном мире;
• сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом иностранном языке, их символике и культурном наследии;
• употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора;
• представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран, говорящих на втором иностранном языке; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
• умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику);
• умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения.
Компенсаторные умения
Совершенствование умений:
• переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
• использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь ит. д.;
• прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
• догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
• использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Тематическое планирование курса
«Второй иностранный язык (немецкий)»
9 класс (2-й год обучения)
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 четверть (16 часов) | Каникулы | 4 |
Мои планы | 4 | |
Дружба | 4 | |
Искусство | 4 | |
2 четверть (14 часов) | Совместное проживание | 5 |
Мои предпочтения и вкусы | 5 | |
Моя жизнь | 4 | |
3 четверть (22 часов) | Фитнес и спорт | 6 |
Культура | 5 | |
Наши праздники | 6 | |
Берлин | 5 | |
4 четверть (16 часов) | Природа | 6 |
Путешествие по Германии | 6 | |
Прощания | 4 | |
Поурочное планирование курса
«Второй иностранный язык (немецкий)»
9 класс (1-й год обучения)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Каникулы. Развитие навыков монологического высказывания. | 1 |
2 | Артикли в немецком языке. Изменение артиклей. | 1 |
3 | Формирование грамматических умений употребления местоимений. | 1 |
4 | Административная контрольная работа. | 1 |
5 | Мои планы. Употребление модальных глаголов в прошедшем времени. | 1 |
6 | Дательный падеж в немецком языке. | 1 |
7 | Сложноподчиненные предложения. Союзы weil, dass. | 1 |
8 | Совершенствование речевых навыков построения положительного или отрицательного ответа на вопрос. | 1 |
9 | Дружба. Употребление личных местоимений в дательном падеже. | 1 |
10 | Развитие навыков диалогического высказывания. Управление глаголов. | 1 |
11 | Что такое дружба? Изучение новых лексических единиц. | 1 |
12 | Друг в беде не бросит. Развитие навыка диалогической речи. | 1 |
13 | Искусство. Известные работы немецких художников и композиторов. | 1 |
14 | Степени сравнения прилагательных в немецком языке. | 1 |
15 | Контрольная работа. | 1 |
16 | Актуализация ранее изученного лексического и грамматического материала. | 1 |
17 | Совместное проживание. Совершенствование навыка монологического высказывания. | 1 |
18 | Употребление основы welch. | 1 |
19 | Возвратные глаголы в немецком языке. | 1 |
20 | Предлоги времени и места в немецком языке. | 1 |
21 | Совершенствование навыков чтения. | 1 |
22 | Мои предпочтения и вкусы. | 1 |
23 | Предлоги управления в винительном падеже. | 1 |
24 | Как я выгляжу? Формирование навыка диалогической речи. | 1 |
25 | Склонение определенного артикля в немецком языке. | 1 |
26 | Склонение неопределенного артикля в немецком языке. | 1 |
27 | Моя жизнь. Склонение прилагательных в дательном падеже. | 1 |
28 | Предлоги управления в дательном падеже. | 1 |
29 | Контрольная работа. | 1 |
30 | Актуализация изученного лексического и грамматического материала. | 1 |
31 | Фитнес и спорт. | 1 |
32 | Спортивные игры. Употребление модальных глаголов. | 1 |
33 | Проект. Популярные виды спорта. | 1 |
34 | Я люблю спорт. Развитие навыка монологического высказывания. | 1 |
35 | Союз сложносочиненного предложения wenn. | 1 |
36 | Причастие II перфектных форм. | 1 |
37 | Культура. Культурные особенности Германии. | 1 |
38 | Гамбург. Изучение новых лексических единиц. | 1 |
39 | Достопримечательности Германии. | 1 |
40 | Употребление глаголов liegen, legen, stellen, stehen. | 1 |
41 | Обобщающее повторение лексического и грамматического материала. | 1 |
42 | Наши праздники. Развитие навыков поискового чтения. | 1 |
43 | Твой любимый праздник. Развитие навыков диалогического высказывания. | 1 |
44 | Употребление глагола wissen. Спряжение немецких глаголов. | 1 |
45 | Изучение новых лексических единиц. | 1 |
46 | Специальные вопросы в немецком языке. | 1 |
47 | Как ты празднуешь Новый год? Проект. | 1 |
48 | Берлин. Совершенствование навыков поискового чтения. | 1 |
49 | Достопримечательности Берлина. | 1 |
51 | Предлоги места в немецком языке. | 1 |
52 | Контрольная работа. | 1 |
53 | Актуализация ранее изученного лексического и грамматического материала. | 1 |
54 | Природа. Изучение новых лексических единиц. | 1 |
55 | Город или село? Совершенствование навыка диалогического высказывания. | 1 |
56 | Употребление союза сложносочиненного предложения trotzdem. | 1 |
57 | Отрицательные предложения (отрицания keiner, niemand, nie, nichts). | 1 |
58 | Словообразование в немецком языке. | 1 |
59 | Путешествия. | 1 |
60 | Особенности употребления предлогов в немецком языке. | 1 |
61 | Словообразования в немецком языке. Сложение основ. | 1 |
62 | Куда ты поедешь летом? Совершенствования навыка монологического высказывания. | 1 |
63 | Обобщающее повторение лексического и грамматического материала. | 1 |
64 | Прощания. | 1 |
65 | Управление глаголов в дательном и винительном падежах. | 1 |
66 | Мне очень запомнилось. Проект. | 1 |
67 | Итоговая контрольная работа. | 1 |
68 | Актуализация изученного лексического и грамматического материала. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по немецкому языку. 11 класс.
Календарно-тематическое планирование разработано для учащихся 11 класса общеобразовательной школы. 3 часа в неделю. УМК "Немецкий язык. Контакты" Г.И Воронина, Карелина. ...
тематическое планирование по немецкому языку 9 класс
данный материал представляет собой тематическое планированиепо немецкому языку для 9 класса к учебнику И.Л. Бим "Немецкий язык", которое может быть использовано в работе по данному учебнику....
Тематическое планирование по немецкому языку 2 класс
Данная рабочая программа по немецкому языку разработана для обучения во 2 классе на основе:Федерального государственного образовательного стандарта;примерной программы среднего...
Тематическое планирование по немецкому языку 3 класс
Данная рабочая программа по немецкому языку разработана для обучения в 3 классе на основе:Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от...
Тематическое планирование по немецкому языку 4 класс
Данная рабочая программа по немецкому языку разработана для обучения в 4 классе на основе:Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от...
Тематическое планирование по немецкому языку 5 класс
Данная рабочая программа по немецкому языку разработана для обучения в 5 классе на основе:Федерального компонента государственного стандарта общего образования (при...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по немецкому языку 5 класс, автор И.Л.Бим "Немецкий язык. Шаги"
Календарно-тематическое планирование по немецкому языку для 5 класса, автор И.Л.Бим, учебник "Немецкий язык.Шаги"...