Развитие читательской грамотности в работе с прагматическими текстами на уроках немецкого языка
методическая разработка по немецкому языку

Корсакова Юлия Александровна

Работа с иноязычными текстами является неотъемлемой составляющей урока иностранного языка. Среди различных типов текстов выделяются прагматические тексты, позволяющие сформировать не только навыки и умения извлечения информации, содержащейся в тексте, но и умения «присвоения» содержания, его необходимое использование в разных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chitatelskaya_grammotnost.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Учителя немецкого языка Корсаковой Ю.А.

Развитие читательской грамотности в работе с прагматическими текстами на уроках немецкого языка

Работа с иноязычными текстами является неотъемлемой составляющей урока иностранного языка. Среди различных типов текстов выделяются прагматические тексты, позволяющие сформировать не только навыки и умения извлечения информации, содержащейся в тексте, но и умения «присвоения» содержания, его необходимое использование в разных ситуациях.

Текст является основной языковой единицей содержания обучению иностранным языкам. В контексте рассматриваются лексические и грамматические единицы, состоящие из фонетических и графических единиц. Сами тексты служат материалом для коммуникативных заданий при обучении говорению и чтению. Именно на основе текстов происходит формирование умений аудирования и письменного высказывания. Посредством текста сообщается экстралингвистическая информация о быте и жизнедеятельности народа — носителе данного языка.

С введением ФГОС ООО системно-деятельностный подход, положенный в основу новых Стандартов, диктует необходимость организации деятельности на уроке таким образом, чтобы учащийся занимал активную учебную позицию. Происходит овладение учащимися универсальными учебными действиями, через которые приобретается умение учиться, то есть формируется умение самостоятельно усваивать новые компетентности, применять знания в действии.

Читательская грамотность рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Читательская компетентность подразумевает сформированность у учащихся навыков и умений оперирования письменной информацией: поиск нужных текстов, их отбор и организация в соответствии с определенной темой, их адекватное прочтение и интерпретация, устная и письменная репрезентации прочитанного. Таким образом, читательская компетентность включает в себя понятия «грамотность» (навыки чтения, письма, счета и работы с документами), «минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения), а также «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки и умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом).

Все вышесказанное равно относится и к иноязычным текстам, так как иностранный язык выступает «целью и средством обучения для ознакомления с другой предметной областью»[5].

Работа учителя по формированию читательской компетентности строится на организации деятельности с разными типами текстов: с текстами классической литературы, публицистическими текстами, а также прагматическими текстами [1].

К прагматическим текстам относятся: графики; диаграммы; схемы (кластеры); таблицы; географические карты и карты местности; план помещения, местности, сооружения; входные билеты; расписание движения транспорта; карты сайтов, рекламные тексты.

Именно в работе с прагматическими текстами наблюдается пробел. Прагматические тексты часто не рассматриваются учителями как полноценный материал для формирования навыков и умений чтения, а служат иллюстрацией к социокультурной информации, содержащейся в учебниках. Умение оперировать с текстами из повседневной бытовой сферы необходимо каждому современному человеку. Уроки иностранного языка способствуют, в данном случае, не только формированию читательской компетентности, но и социализации обучающихся через работу по формированию навыков и умений чтения прагматических текстов.

В заключение следует отметить неоспоримую ценность прагматических текстов. Подобные тексты служат тем материалом, при работе с которым возможна организация эффективной работы на уроке иностранного языка в рамках коммуникативной методики, в русле деятельностного подхода.

[ [1] Бим, И.Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. — М.: Новая школа, 1995. — 128 с. — C. 50/
[2] Немецкий язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / И.Л. Бим, Л.В. Садомова, Л.М. Санникова и др. — М.: Просвещение, 2011. — 239 с. — C. 29; 148.
[3] Поварнин, С.И. Как читать книги. URL: 
[5] Фундаментальное ядро содержания общего образования. — М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — C. 15. URL:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Формирование и развитие навыков познавательной культуры учащихся при обучении чтению аутентичных текстов на уроках немецкого языка»

Современная жизнь невозможна без знания иностранного языка. Поэтому нужно создавать условия, в которых учащиеся могут проявлять познавательную активность, уметь пользоваться приобретенными знаниями, у...

Некоторые формы работы с аутентичными текстами на уроках немецкого языка

Статья " Некоторые формы работы с аутентичными текстами"...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с текстом на уроках немецкого языка"

В данной работе представлен опыт использования на уроках немецкого языка аутентичных песенных и  стихотворных текстов....

Развитие навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках немецкого языка

Обучение основам смыслового чтения является актуальным для подросткового возраста, когда дети хотят получить нужную информацию «здесь и сейчас». Дети понимают, что научиться выделять основную мысль, г...

работа с юмористическим текстом на уроке немецкого языка

Данный урок по теме «Литература. Юмористические тексты» является фрагментом элективного курса для 10 класса гуманитарной группы гимназии. Для урока выбран текст, содержащий элементы юмористического те...

Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности. (На примере фрагментов произведений И.А. Бунина)

Выступление на МО учителей русского языка и литературы Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности. (На примере фрагм...

практическая работа №1 Тема заседания РМО: «Эффективные приемы формирования читательской грамотности в рамках подготовки к ВПР на уроках русского языка» “Неграмотным человеком завтра

1 группа (предтекстовая деятельность)(1)Аист у многих народов считается птицей, приносящей счастье, поэтому он пользуется особым покровительством у людей. (2)По старинному поверью, аист в селе &ndash...