Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности. (На примере фрагментов произведений И.А. Бунина)
материал (9 класс)
Выступление на МО учителей русского языка и литературы
Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности.
(На примере фрагментов произведений И.А. Бунина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_uchiteley_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на МО учителей русского языка и литературы
Работа с художественным текстом на уроках русского языка в 9-м классе как средство формирования языковой грамотности.
(На примере фрагментов произведений И.А. Бунина)
Вопросы, связанные с анализом текста, очень важны при проведении уроков русского языка и при подготовке к ЕГЭ. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую. Анализ текста, соединяющий наблюдения над его разными особенностями, необходим для формирования грамотной устной и письменной речи, для формирования навыков свободного владения родным языком.
На наш взгляд, особенно важным является анализ авторских текстов без изменений и сокращений, так как именно такая работа способствует глубокому проникновению в структуру художественных образов, даёт возможность учащимся почувствовать всю красоту родного языка, учит бережному и трепетному отношению к слову. Подбор текста должен осуществляться с учётом возраста школьников, в соответствии с темой урока и с теми понятиями, которые должны быть усвоены. Темы, связанные с изучением синтаксиса, требуют особых текстов, в которых сочетались бы и синтаксическая разноплановость и художественность. Тексты непревзойдённого мастера слова Ивана Алексеевича Бунина, как никакие другие подходят для небольших исследований на уроке. В них удивительным образом сочетаются синтаксическое разнообразие и богатейший материал для анализа лексики, морфологии, орфографии. Кроме этого очень большое значение имеет использование именно краеведческого компонента, так как такая работа приобщает ребят к культуре своей родной земли, к родному языку, воспитывает любовь к своей малой родине.
Работа с текстом на каждом уроке учит детей пользоваться богатством русского языка, вводит учащихся в мир словесного искусства. Кроме этого, в конце 9 класса на уроках литературы ребята знакомятся с творчеством Ивана Бунина, а работа с бунинскими текстами на уроках русского языка помогает им ближе узнать и понять художественный мир писателя.
Обращение к художественному тексту позволяет свести воедино процесс формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, то есть сделать из выпускника школы, грамотного носителя русского языка.
Таким образом, при анализе текста (даже небольшого по объёму) на каждом уроке удаётся достичь сразу несколько целей.
Такая работа учит:
анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
выражать и аргументировать собственное мнение;
последовательно и логично излагать мысли;
использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Ни для кого не секрет, что в основе правильно организованной письменной монологической речи лежат не отдельные слова и даже не отдельные предложения, а текст. Существует ряд определений, связанных с этим словом. Мы будем опираться на то, что текст – речевая единица, представляющая собой группу законченных предложений, тесно связанных по смыслу и грамматически.
Понятно, что в процессе работы на отдельном уроке невозможно проанализировать целое художественное произведение, но фрагмент, представляющий собой законченную мысль, можно.
В масштабах большого текста всегда можно выделить несколько фрагментов, в которых чётко определяется микротема, которая отражает содержание нескольких предложений, связанных одной мыслью. В данной работе мы и будем использовать микротексты как фрагменты полных текстов произведений И.А. Бунина.
Работа с текстом на уроках русского языка будет эффективной, если она проводится в определённой системе, а не однократно. Опыт практической деятельности в школе позволяет сделать вывод о том, что ребята даже 5 класса достаточно быстро привыкают к использованию текста на уроке, более того им это очень нравится. Значение же такой работы велико, так как воспитывается любовь к родному слову, расширяется кругозор учащихся, отрабатываются навыки грамотного письма, различных видов разбора; формируется умение самостоятельной работы с текстом, умение создавать свой текст.
Методика работы с текстом на уроке очень проста. На начальном этапе урока или на этапе закрепления материала учащиеся записывают текст под диктовку. Конечно, могут быть использованы варианты демонстрации текста через проектор или же распечатанные тексты, но всё же лучше, если текст записан именно под диктовку. Этот вариант восприятия текста позволяет достичь нескольких результатов:
во-первых, учащиеся самостоятельно повторяют правила написания слов и расстановки знаков препинания; во-вторых, учитель может в необходимый момент дать комментарий к записываемому; в-третьих, правильная расстановка логических пауз и ударений способствует лучшему восприятию текста. После того, как текст записан, необходимо, чтобы учащиеся прочитали его вслух. Затем комментируются орфограммы и пунктограммы. Затем начинается непосредственная работа с текстом в зависимости от целей конкретного урока. Вот здесь возможна демонстрация текста на экране, чтобы учащиеся ещё раз проверили правильность записанного, учащимся предлагается ряд конкретных заданий. Они могут быть самыми разными, в зависимости от того, что нужно закрепить или повторить. Например, можно предложить учащимся следующие задания:
Выявить особенности соединения предложений в данном тексте.
Найти все СПП в данном тексте, подчеркнуть грамматические основы, определить средства связи в предложениях.
Выписать предложение, соответствующее той или иной схеме.
Из данного предложения выписать все словосочетания со способом связи согласование (управление, примыкание).
Из предложения выписать слово, образованное тем или иным способом.
Определить тему и основную мысль текста.
Найти художественные средства в данном тексте и др..
Приведём конкретные примеры работы с текстом на уроках русского языка в 9 классе при изучении темы “Сложное предложение”. Ниже представлены фрагменты уроков с использованием микротекстов из произведений Ивана Алексеевича Бунина. Все тексты подобраны с учётом темы того или иного урока, задания сформулированы таким образом, чтобы помимо уяснения нового материала урока, учащиеся могли повторить различные темы, уже известные им. Кроме того, при разработке заданий учитывались КИМы ЕГЭ.
Тема урока: “Сложное предложение. Основные виды сложных предложений”.
Материал для повторения: ПП, подчинительная и сочинительная связь в предложениях; типы сказуемых.
Цель урока: формирование умения распознавать различные виды СП в тексте, закрепление умения постановки запятой в СП.
В течение урока можно провести работу с фрагментом из рассказа
И.А. Бунина “Осенью”. Текст записывается под диктовку, в начале урока, после проверки домашнего задания.
Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены. Страшен был и беспорядочный гул старых тополей за оградой сада, мрачным островом выраставшего на скалистом побережье. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте властно царит теперь ночь поздней осени, и старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью. Одно море гудело ровно, победно и, казалось, всё величавее в сознании своей силы. Влажный ветер валил с ног на обрыве, и мы долго не в состоянии были насытиться его мягкой, до глубины души проникающей свежестью.
Данный текст позволяет повторить различные орфографические и пунктуационные правила:
Обособление определений.
Обособление обстоятельств.
Правописание приставок на – з и – с.
Корни с чередующимися гласными.
Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
Знаки препинания в предложении с однородными членами.
После записи текста и в процессе записи могут быть предложены следующие задания:
Найдите в тексте простые предложения. Выделите грамматические основы, объясните постановку знаков препинания. Произведите Синтаксический разбор первого простого предложения, встретившегося в тексте.
Найдите в тексте сложные предложения. По какому признаку вы это определили? Подчеркните грамматические основы предложений в составе сложного. Чем выражено подлежащее, чем сказуемое. Определите типы сказуемых.
Найдите в тексте слова, которые могут проиллюстрировать правило написания приставок на – з и – с. Выделите орфограмму.
Выпишите из текста причастия, произведите словообразовательный разбор.
Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне, объясните их написание.
Заданий может быть предложено больше или меньше в зависимости от уровня того или иного класса.
Такой подход позволяет уже на первом этапе урока быстро и эффективно повторить все необходимые правила и позволяет объединить традиционные этапы: орфографическую разминку, синтаксическую пятиминутку, словарную работу. Далее в процессе работы над темой урока, учитель может вновь обращаться к записанному тексту.
Найдите в тексте сложные предложения с сочинительной связью? С подчинительной связью? Как вы это определили?
Встречается ли в тексте сложное предложение с бессоюзной связью между частями? Составьте предложение с бессоюзной связью, опираясь на материал данного текста.
В конце урока может быть предложено творческое задание.
Приходилось ли вам любоваться красотой моря, реки? Напишите небольшое сочинение-описание, используя различные сложные предложения.
Таким образом, на одном уроке учащиеся демонстрируют владение языковыми нормами, проводят элементарный лингвистический анализ, учатся адекватно воспринимать авторский текст, аргументировано излагать свою точку зрения и создавать свой собственный текст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проспект научно-исследовательской работы. Тема:"Лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка".
Школьный курс русского языка исторически сложился как формально-грамматический, описательно-квалифицированный курс, где в центре внимания оказываются вопросы, связанные с характеристикой языкового явл...
Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"
В данном опыте представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...
Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах
Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...
Рекомендации по работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы.
В статье представленны методические рекомендации по работе с художественными текстами на уроках русского языка и литературы....
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)
Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...
Использование проектной работы на уроках английского языка в 7 – 8 классах в процессе формирования языковой компетенции
Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование языковой компетенции. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной...