Развитие навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках немецкого языка
статья (7 класс) на тему
Обучение основам смыслового чтения является актуальным для подросткового возраста, когда дети хотят получить нужную информацию «здесь и сейчас». Дети понимают, что научиться выделять основную мысль, главные факты в большом потоке информации – важно для их успешного обучения. Под смысловым чтением иностранного текста понимается умение определять содержание текста на иностранном языке по заголовку/по ключевым словам, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках немецкого языка
Семенова Л.Г. учитель немецкого языка,
МОУ гимназия № 4, г. Волгоград
Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению как на родном, так и на иностранном языках, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.
В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение, поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое).
Смысловое чтение – осмысление информации, поступившей через письменную речь.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ученик действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Он сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда учащийся владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Познавательный интерес у учащихся играет огромную роль в успешной организации их познавательной деятельности. Задача учителя - формировать и закреплять глубокие интересы детей, добиваясь одновременно разностороннего чтения. У ученика, испытывающего интерес к чтению книг определенной тематики, существует желание исследовать, расширить свой кругозор путем включения новых знаний, сопережить и тем самым получить удовлетворение от реализации намеченной цели, от обогащения новыми знаниями и новым взглядом на мир.
Как пример хочу предложить работу с текстом «Luise und Jakob» из УМК «Мозаика» автор Н.Д. Гальскова для 7 класса.
Luise und Jakob.
Luise hatte einen Freund, Jakob. Jakob war sehr nett, und Luise war schon seit acht Wochen seine Freundin. Sie waren beide 12 Jahre alt. Einmal gingen sie gemeinsam zum größten Freizeitpark in München. Sie fuhren Karussell und mit dem Autoscooter, gingen einmal aufs Riesenrad. Sie kauften sich Eis mit Himbeeren und dann setzten sie sich auf eine Bank. Weil Jakob danach zu den Computerspielen und Luise zum Kasperltheater wollten, trennten sie sich und wollten sich nachher am Parkplatz treffen. Luise wartete lange auf Jakob, regte sich auf, aber will er nicht kam, ging sie heim. Sie war sehr besorgt um ihren Freund. Zu Hause rief Jakob sie an. Er sagte, dass er Schluss mit ihr machen will, weil er neue Freundin hat. «Was ist toll an ihr?», fragte Luise traurig. «Sie ist sehr hübsch», sagte Jakob. «Aber die Schönheit ist doch nicht alles!», rief Luise enttäuscht in den Hörer. Doch Jakob wollte mit ihr nicht sprechen. Eine Woche später rief Jakob noch einmal an. «Hallo, Luise, ich wollte mich entschuldigen, dass ich Schluss mit dir gemacht habe. Maria war verwöhnt, stockdumm und eingebildet. Sie frisierte und schminkte sich und saß den ganzen Tag vor dem Fernseher oder telefonierte mit den Freundinnen. Sie hat mich jetzt verlassen. Ich kann ihr jetzt nicht mehr vertrauen. Sie hat immer gelogen und mich beschimpft». «Verzeihst du mir?», fragte er unentschlossen. Luise überlegte kurz und antwortete dann: «Nein.» «Bitte, Luise, es tut mir so Leid!», rief Jakob enttäuscht in den Hörer. Aber Luise wollte mit ihm nicht sprechen.
Перед чтением текста я выписываю на доске слова, которые могут вызвать трудности у учащихся при чтении: das Lachkabinett, das Kasperltheater, sich aufregen, Schluss mit j-m machen, stockdumm, unentschlossen usw и даю различные задания, например озаглавить текст и обосновать свой выбор.
Необходимым условием полноценной читательской деятельности является внимательное отношение к слову. Процесс понимания текста – это процесс понимания каждого слова, словосочетания, фразеологического оборота, это способность находить ключевые предложения и понимать их смысл, то есть осознать, что автор имел в виду, сообщая ту или иную информацию.
Я предлагаю моим ученикам задания на выделение (устно или письменно) ключевых слов в прочитанном тексте: einen Freund hatte, zum größten Freizeitpark gingen, am Parkplatz treffen, auf j-n warten, um j-n besorgt sein, j-m anrufen, sich entschuldigen usw.
Учащиеся выполняют задания на отработку лексики, задают вопросы к тексту, выделяют опорные «ключевые» слова, составляют план и определяют главную мысль текста, отвечают на проблемные вопросы по содержанию прочитанного, которые развивают умение аргументировать, сравнивать, представлять себя на месте другого лица.
Неотъемлемым компонентом смыслового чтения является конструктивное обсуждение прочитанного текста. Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения. Критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к прочитанному.
Смысловое чтения может обеспечить развитие умений чтения как универсальных учебных действий, способствуют повышению мотивации к изучению иностранного языка и активности на уроках, самостоятельности и инициативности в ходе обучения
Сегодняшний день требует от обучения максимальной эффективности и практической реализации знаний учащихся. Учитель немецкого языка средней школы должен не просто владеть теоретическими знаниями, абстрактными понятиями, обобщениями, предсказательными возможностями, но и уметь проанализировать успехи своих учащихся: их знания изучаемого языка, развитие умения по отбору содержания учебного материала
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
2. Борисова С.В. Смысловое чтение на уроках иностранного языка в средней школе.//Мир науки, культуры, образования, №6 (31) Часть 1, 2011 – С. 83-85
3. Борисова С.В. Типы упражнений и заданий при обучении чтению на немецком языке в начальной школе.//Проблемы и перспективы развития образования России: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 2/ Под общей редакцией С.С.Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010. – 241с. С. 64-67.
4. Гальскова Н.Д. «Мозаика. Немецкий язык». Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением немецкого языка. Москва. Просвещение. 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование УМК "Физика-7" авторов Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова для развития опыта смыслового чтения и работы с текстом на уроке физики". (Вебинар для издательства "Мнемозина")
Презентация "Использование УМК "Физика-7" авторов Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова для развития опыта смыслового чтения и работы с текстом на уроке физики". (Вебинар для издательства "Мне...
Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики.
В ФГОС в ряду метапредметных умений одна из ведущих ролей отводится уменияс по работе с текстами. Недаром в образовательной программе для ступени основного образования выделены планируемые результаты ...
Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики
Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения, которые развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании. Но в ...
Формирование навыков смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка и литературы.
Методическая разработка о формировании смыслового чтения на уроках русского языка и литературы...
Исследовательская работа на тему:"Стратегии смыслового чтения и работа с текстом на уроках иностранного языка"
Глобальные процессы информатизации общества – увеличение с каждым годом в геометрической прогрессии количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и ...
Мастер-класс «Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики»
поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные ...
Формирование навыков смыслового чтения и работы с текстом на уроках физики
Формирование чиательской грамотности на уроках физики...