Работа с одаренными детьми на уроках немецкого языка
методическая разработка по немецкому языку

Корсакова Юлия Александровна

Одной из задач нынешней школы является выявление одарённых детей и системная работа с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Учителя немецкого языка Корсаковой Ю.А.

Работа с одарёнными детьми на уроках немецкого языка

Одной из задач нынешней школы является выявление одарённых детей и системная работа с ними. Все школы в нашей стране уже не первый год работают по ФГОС второго поколения. В его основе лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие личности, соответствующей требованиям сегодняшнего общества. Также работая по ФГОС необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающихся, разное развитие, обеспечивать рост творческого потенциала, мотивации, формировать в обучающемся необходимость в самовоспитании, саморазвитии.

В этом смысле немецкий язык имеет огромнейшие образовательные, воспитательные, развивающие возможности. Особое внимание в методике преподавания немецкого языка уделяется развитию умений общаться, формированию и дальнейшему развитию коммуникативной компетенции. Уже в самом методе коммуникативного обучения заложены возможности обучению немецкому языку, формированию и дальнейшему развитию разносторонней личности, способной ставить перед собой цели, творчески и технично реализовывать данные цели в жизнь, двигаясь по чётко намеченному плану. И конечно же, школа просто обязана создавать благоприятные условия, творческую атмосферу, в которой способности обучающихся развивались бы успешно. Такого результата можно добиться, осуществляя личностно – ориентированный подход в обучении. Главный принцип данного метода: в центре учения - обучающийся, а не учитель. И не тайна, что в каждом классе имеются обучающиеся разных способностей: слабые, средние, способные и дети ограниченных возможностей здоровья. Кого же считать одарённым ребёнком?

Одарённый ребёнок – ребёнок, выделяющийся яркими, очевидными, даже выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в разных видах деятельности. Запрос, молниеносно развивающегося информационно-инновационного общества – мобильный, нестандартно-размышляющий, способный работать в команде, и индивидуально выпускник. Сегодняшнему обществу необходима неординарная, творчески и стратегически – мыслящая, широким кругозором личность. Проблема детской одарённости в России имеет государственное значение. Педагоги, путём наблюдения, должны выявлять, создавать развивающую среду, положительно меняющую личность одарённых деток.

Работа с такими обучающимися, прежде всего, касается лексико-грамматического аспекта языка - в смысле подготовки к олимпиадам, тестированиям, но не ограничивается только ею.

А если говорить об уроке? Если не предоставлять обучающимся задания повышенной сложности, проблемные, творческие, то ребёнок может выпасть из категории «одарённый», а, возможно, что и вообще будет потерян как ученик. Такие обучающиеся, выполнив своё задание быстро и качественно, скучая ожидают, когда остальные закончат выполнение данного задания. Иногда пытаются развлечь себя самостоятельно: рисуют, читают, рассматривают учебник, просто лежат на парте, «помогают» другим, выполняя за них работу, чтобы остальные скорее закончили и он – одарённый ребёнок - получил следующее задание. Ну как же тут не задуматься, как ещё более увлечь таких обучающихся? А вот тут уже начинается творческий полёт мыслей и поиск учителя - осуществляется так называемый, дифференцированный подход. Если средний ученик выполняет десять заданий, то способный- пятнадцать и более. Допустим задание для всех – найти ответы на вопросы, то одарённому – ответить и объяснить свой ответ, выбор. Данным обучающимся необходимы отдельные учебные программы, как для детей с ограниченными возможностями здоровья (которые являются полярной категорией) и, конечно же, помощи, выходящей за рамки стандартного школьного обучения, чтобы реализовывать и углублять свой интеллектуальный и творческий потенциал, и вносить, в последствии достаточный вклад в развивающееся общество.

Найти одарённых детей - это ещё не всё. Основное – создание условий для раскрытия и повышения интеллектуального уровня этих деток. Одарённые дети, обычно, заинтересованы не только каким-то одним учебным предметом, поэтому учитель обязан принимать эту реалию как данность, и, по возможности, использовать межпредметные связи. Работу необходимо проводить на всех возможных занятиях: индивидуальных, внеурочных, олимпиадных тренингах и конечно же, на учебных, подбирая для обучающихся упражнения, требующие усидчивости, более глубоких знаний, возможно даже логического или творческого подхода, не позволяющие одарённому ребёнку работать вхолостую. Мы учитываем базовый и повышенный уровни при разработке любого уровня контрольно - измерительных материалов, по такому же принципу мы должны подбирать упражнения и к обычнейшему уроку.

Исходя из вышеизложенного, считаю работу с одарёнными детками необходимой и неоценимой, если она проводится действительно качественно. В сегодняшней школе для такой работы имеется обширное поле деятельности. И всё же учитель обязан верить, что любой его подопечный одарён, и постараться предоставить шанс для развития всем деткам.

Я считаю важным понять таких обучающихся, направить все свои силы на передачу им своих знаний. Необходимо понимать, что этим обучающимся нужна поддержка учителя. И поддерживая своих учеников, мы получаем, в качестве обратной связи, повышенную мотивацию к изучению немецкого языка, авторитета наставника, как минимум и возможность связать, в будущем, жизнь с немецким языком, в качестве учителя, переводчика, репетитора, как максимум. Целостный подход к одарённому обучающемуся необходим, чтобы реализовать его возможности, способности или даже дар.

Развитию творческих способностей обучающихся способствуют следующие виды деятельности:

1.Погружение обучающихся в проектную и исследовательскую работу. Это раскрашивает процесс обучения; заставляет познание выходить за рамки изучаемой темы; придаёт учебному процессу динамичность и привлекательность; обучающиеся становятся творческими поисковиками, которые способны анализировать и перерабатывать собранный материал, вычленять важное из общего, так сказать, отделять семена от плевел, преподнося обработанный материал, как нечто ценное; получать удовольствие от проделанной работы и правильно оценивать результаты.

2.Использование ролевых игр, активизирующих и мотивирующих изучение немецкого языка на уроке; включают элементы драматизации; допускают возможность дискуссии, обучающиеся получают возможность обмена мнениями; способствуют неформальному общению.

3.Использование интересных творческих заданий: придумать загадку; составить чайнворд, кроссворд, ребус; конкурсы сочинений; конкурсы переводчиков, чтецов; составить «Quiz» по изучаемой теме.

4.Внеклассная работа по немецкому языку: предметная неделя, мероприятия по ключевым праздникам Германии («Пасха», «Рождество»); марафоны, вечера; участие в творческих фестивалях и конкурсах вне школы.

Кроме этого я ищу такие технологии, которые помогут каждому ребёнку поверить в свою особенность, неповторимость, углубить свои способности.

В учебной практике я применяю такие технологии: технологию коммуникативного обучения, здоровьесберегающую, проектную и информационно-коммуникативную, игровую и технологию критического мышления, развивающего, проблемного, разноуровневого обучения, что позволяет выявить и совершенствовать работу в данном направлении.

Будет ли ребёнок талантливой личностью? Огромнейшая роль в этом принадлежит родителям и учителям. И я любому своему подопечному пытаюсь донести, что он мне не безразличен и получит столько моего внимания, сколько необходимо.

Список литературы

1. Омарова В.К. Концептуальные подходы к работе с одарёнными детьми//одарённый ребёнок, 2010 №6

2. Ляшко Л.Ю., Ляшко Т.В., Федоровская Е.О. Развитие системы поддержки талантливых детей//Одарённый ребёнок,2011.№1

3. Левачёва В.С., Кузнецова С.А. Секрет успеха, или Новые подходы к развитию детской одарённости// Методист,2011 №10

4. Третьякова Н./Как мы работаем с одарёнными детьми.// Учитель, 2011, №5

5. Василевская, Е.В. Сетевое взаимодействие как механизм методического сопровождения работы с одаренными детьми // Методист №9, 2010.

6. Беляева, Е.И. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса у детей / Е.И. Беляева [Электронная версия статьи]. URL: http://www.newreferat.com/ref-47181-17.html (дата обращения : 20.10.2018).

7. Стасенко, Н.П. Работа с одаренными детьми в современной школе // Одаренный ребенок, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Стратегии работы учителя с одаренными детьми на уроках немецкого языка"

Данная статья рассматривает методы работы на уроке немецкого языка....

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...

Презентация к статье "Работа с одаренными детьми на уроках немецкого языка"

Презентация к статье "Работа с одаренными детьми на уроках немецкого языка"...

Работа с одаренными детьми на уроках немецкого языка.

В современном российском обществе существует растущая потребность в людях, которые нестандартно мыслят.Школа должна заложить основу для развития мышления, самостоятельной, творческой личности. Каждый ...

Особенности работы с одаренными детьми на уроках немецкого языка в начальной школе

Основной принцип работы «Языку нельзя научить, языку можно полностью научиться»...

Презентация к статье "Особенности работы с одаренными детьми на уроках немецкого языка в начальной школе"

Основные принципы работы с одаренными детьми на уроках немецкого языка в начальной школе...

Билингвальный урок как средство обучения второму иностранному языку. Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Модернизация школьного образования в нашей стране обусловлена целым рядом объективных обстоятельств. В условиях, когда человек должен уметь сосуществовать в поликультурном пространстве, язык является,...