Технологическая карта урока немецкого языка 5 класс
методическая разработка по немецкому языку (5 класс)
Данный материал можно использовать для подготовки к урокам немецкого языка и составления технологическех карт .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_nem._yazyka_5_klass.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование коммуникативного метода обучения на уроке немецкого языка».
Гагиева Ф.Я.,учитель немецкого языка
МБОУ ТСОШ №3
Современное образование должно отвечать запросам общества и времени. Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные задачи.
Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития. Такое понимание цели изучения иностранного языка нашло отражение и в целях обучения иностранным языкам в школе, которые заключаются в развитии коммуникативной компетенции.
Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку является методом, позволяющим ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе. Сущность коммуникативного обучения - готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения в условиях, созданных в классе. Коммуникативный подход как нельзя лучше мотивирован: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать детей в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения знаний и опыта. Учащиеся должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке с иностранными друзьями в социальных сетях.
Для повышения эффективности урока с точки зрения разговорной практики я объединяю учащихся в пары или мини-группы и предлагаю им совместно выполнить какое-либо устное задание. В процессе групповой или парной работы учащиеся избавляются от свойственной им на первых порах скованности, проявляют речевую самостоятельность, пытаются корректировать друг друга, получая при этом дополнительную возможность высказаться. Решая конкретно поставленную задачу, они фокусируют свое внимание на определенной тематике и учатся использовать новые и уже известные им грамматические и лексические структуры в ситуациях, максимально приближенных к реальной жизни.
Чтобы сделать занятия разнообразнее, а процесс запоминания новых языковых конструкций более эффективным, я использую различные наглядные (картинки, видео, слайды) материалы в дополнение к устным и письменным упражнениям.
В процессе обучения практически все зависит от упражнений. В них отражается вся концепция обучения. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении.
Это может быть пересказ текста своими словами, описание картины, серии картин, лиц, предметов, комментирование и т.д. Таким образом, коммуникативное обучение представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера.
Варианты упражнений с применением коммуникативно-ориентированного подхода разнообразны. Вот некоторые из них:
Расширяющиеся синтагмы.
Упражнения со списком слов: прочитайте небольшой рассказ и дополните свои списки словами, характеризующие настоящего друга.
А теперь, не глядя ни в список, ни в текст, перечислите все характеристики настоящего друга.
Задания, предполагающие «информационное неравенство» участников (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются и различия нужно указать)
Упражнения с постановкой разнообразных проблемных задач ( похожи ли эти два текста (изображения) или отличаются)
Эффективность коммуникативных заданий возрастает, если предварительно проводится традиционная работа над словарным запасом и грамматическими навыками обучаемых.
При построении урока мной обычно учитываются следующие принципы:
-принцип коллективного взаимодействия
-принцип личностно-ориентированного общения
-принцип ролевой организации учебно-воспитательного процесса
-принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса
-принцип многофункциональности упражнений
Особое место при коммуникативном обучении иностранному языку занимают:
- -игровые ситуации;
- -работа с партнером;
- -задания на поиск ошибок, которые не только позволяют наращивать лексический запас, но учат мыслить аналитически.
Представленный урок способствует развитию коммуникативных способностей, навыков диалогической и монологической речи, обучает взаимодействию с партнерами, а также бережного отношения к окружающей среде. Урок формирует личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.
Основная часть.
1. Тема урока - Времена года.
2. Возраст обучающихся-5 класс.
3. Название предмета - УМК И. Л. Бим, Л. И. Рыжова «Немецкий язык», издательство «Просвещение», 2012.
4. Авторы – Бим И.Л., Рыжова Л.И.
5. Вид урока – комбинированный.
6. Тип урока – обобщающий.
7. Цель урока – активизация и систематизация знаний, умений и навыков по теме.
8. Проблемы, решаемые обучающимися: 1. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками.
2.Научиться работать в мини- группе, правильно использовать речевые средства по теме « Времена года».
3.Уметь отвечать на вопросы по теме, описывать картинки по теме, понимать речь учителя и одноклассников.
9. Планируемые результаты:
Предметные:
- активно использовать в речи лексику по теме, предложения для описания погоды ;
- понимать на слух текст, построенный на изученном лексическом и грамматическом материале.
Регулятивные УУД:
- оценивают правильность выполнения действий;
- -слушают, читают в соответствии с целевой установкой;
- -выбирают наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи.
Познавательные УУД:
- используют грамматические и речевые модели;
- проводят сравнения;
- осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя, раздаточного материала, презентации.
Коммуникативные УУД:
- понимают на слух речь учителя, одноклассников;
- осознанно строят высказывания по теме;
- адекватно используют речевые действия для решения коммуникативной задачи;
- осуществляют коммуникацию в малых группах;
- толерантно относятся к чужой точке зрения;
Личностные результаты:
- осознают иностранный язык, как важное средство общения между людьми;
- проявляют познавательный интерес к учебной деятельности.
10. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация, раздаточный материал для проектной работы (фотографии, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы), выставочный стенд.
11. Этапы урока (см. ниже).
Технологическая карта урока
Тема урока: «Die Jahreszeiten» 5 класс
Цели для ученика: 1. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками. 2.Научить работать в мини-группе, правильно использовать речевые средства по теме «Времена года». 3.Уметь отвечать на вопросы по теме, описывать картинки по теме, понимать речь учителя и одноклассников. | Цели для учителя: Образовательные: практика учащихся в построении речевых образцов по теме «Времена года», отработка произносительных навыков. Развивающие : способствовать развитию воображения, логического мышления, внимания. Воспитательные: способствовать воспитанию положительного отношения к немецкому языку как средству общения, применяя интересные формы закрепления изученного ранее материала. |
Тип урока: урок развивающего контроля | Форма урока: Работа фронтальная, индивидуальная, в мини-группах. |
Опорные понятия, термины: ЛЕ и РО по теме «Времена года» | Новые понятия: |
Формы контроля: текущий, промежуточный, обобщающий | Домашнее задание Составить рассказ или коллаж о временах года |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Этап мотивирования к учебной деятельности | Учитель приветствует обучающихся, ставит задачи урока вместе с детьми. Guten Tag, Kinder! Setzt euch! Der wievielte ist heute? Welches Datum ist Morgen? Und übermorgen? Welches Datum war gestern? Und vorgestern? Lesen wir das Gedicht “Das Jahr” und seht euch bitte Videofragment an! Приложение Wie heißt dаs Thema? Ja, stimmt. Und heute kontrollieren wir unser Wissen zu diesem Thema. Was werden wir heute machen? Что же мы будем делать сегодня на уроке? | Обучающиеся приветствуют учителя. Heute ist der 16. März Morgen ist der 17. März. Und übermorgen ist der 18. März. Gestern war der15. März. Vorgestern war der 14. März Читают и смотрят видеофрагмент, вместе с учителем определяют тему урока, задачи урока: проверка усвоения лексики по теме. Die Jahreszeiten! Sprechen über die Jahreszeiten, über die Monate und über die Wochentage Schreiben! | Метод эмоционального стимулирования. Психологический настрой учащихся на урок. | личностные, познавательные | Обучающиеся догадываются о теме урока. |
2. II этап. Этап актуализации и пробного учебного действия. | Учитель ведет диалог с обучающимися о временах года, месяцах Wie viele Monate hat ein Jahr? Wie viele Jahreszeiten hat ein Jahr? Wie heiβen sie? Wie heiβen die Winter-, Frühlings, Sommer und Herbstmonate? | Обучающиеся отвечают на вопросы и фиксируют место затруднения Ein Jahr hat 12 Monate. Ein Jahr hat 4 Jahreszeiten. Sie heiβen Der Winter, der Frühling,der Sommer, der Herbst Sie heiβen der Januar,Februar,April,Mai.. | Деятельностный метод. Выявление уровня полученных знаний. Метод организации и взаимодействия учащихся | Коммуникативные, Регулятивные | Актуализация полученных ранее знаний, их контроль и самоконтроль. |
3.Локализации индивидуальных затруднений. | Учитель делит на 4 группы и раздает карточки для заполнения пропущенных букв, спрашивает о допущенных ошибках | Уч-ся заполняют карточки и сравнивают свою работу с эталоном, осознают место и причину собственных затруднений на основе алгоритма анализируют свое решение и фиксируют способы действий. | Работа в группах. Для успешного выполнения задания группа должна состоять из обучающихся с разной степенью обученности. Развитие умений оценивания по критериям. | Познавательные: самостоятельный выбор способа решения проблемы поискового характера. Коммуникативные: умение выражать свои мысли точно. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. | Закрепление способов действий, вызвавших затруднения |
4.Построение проекта коррекции выявленных затруднений. | Учитель предлагает провести физкультминутку Turnen wir! 1,2,3,4-Alle,alle turnen wir. Mit den Händen klapp klapp klapp. Mit den Füßen trapp trapp trapp. Mit den Köpfen nick- nick- nick. Mit den Fingern tipp tipp tipp Einmal hin, einmal her, rundherum, das ist nicht schwer 1,2,3,4-Alle,alle turnen wir. Учитель предлагает учащимся цель коррекционной деятельности и способ её реализации. | Учащиеся выполняют различные действия, используя жесты . Формулируют индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий. Выбирают способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это реализовывать. Выбирают работу с повторением ЛЕ по теме «Времена года» | Психологическая разгрузка. Самостоятельная работа | Личностные УУД. Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка), коммуникативные | Формирование навыков коррекционной работы. |
5.Реализация построенного проекта. | Учитель предлагает учащимся по картинкам составить рассказы о временах года. На доске даны картинки с изображением погоды Was könnt ihr über das Wetter sagen? | Самостоятельно выбирают картинки для рассказа.
| Анализ конкретных ситуаций. Метод самоуправления учебными действиями. | Регулятивные, коммуникативные | взаимоконтроль |
6. Обобщение затруднений во внешней речи. | Учитель организует обсуждение типовых затруднений. | Учащиеся проговаривают формулировки способов действий, которые вызвали затруднения. Например: повторить еще раз выражения о погоде | Фронтальная форма работы. | Коммуникативные: выражение своих мыслей в устной форме, Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. | Закрепление способов действий, вызвавших затруднение. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Учитель организует самостоятельную работу по тетради на выполнение заданий нового типа. | Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их проверку, пошагово, сравнивая с эталоном. | Индивидуальная форма работы. | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные | Самопроверка своих действий по эталону и знаковая фиксация результата. |
8.Включения в систему знаний и повторения. | Учитель предлагает задания на ранее изученный материал по теме «Времена года».Например учитель предлагает подобрать к данным рисункам предложения; составить предложения из слов: ist, es, Winter. kalt, ist, es. sonnig es ist. gibt es Gewitter. Unwetter es ist. | Учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными. Учащиеся составляют предложения типа: Es ist Winter. Es ist kalt. | Фронтальная, групповая. Метод организации и взаимодействия учащихся и накопления социального опыта работы в группах. | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные | Умение применять полученные знания в реальной жизни. |
9.Рефлексии деятельности на уроке. | Предлагает оценить полученные результаты собственной деятельности, в соответствии с которыми согласовывает домашнее задание. Was haben wir heute gemacht? Was wissen und können wir? Использовать карточки со смайликами. | Фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов. Оценивают полученные результаты собственной деятельности. Записывают домашнее задание. Показывают смайлик, соответствующий их настроению. | Метод эмоционального стимулирования. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка результатов. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Анализ и самооценка своих результатов. |
Заключение.
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это непросто получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
В заключении хочется сделать следующие выводы:
Коммуникативный подход призван, в первую очередь, снять страх перед общением. Основная цель этой методики - научить учащегося сначала свободно говорить на языке, а потом думать на нем.
Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является процесс говорения.
Уроки с использованием коммуникативных технологий позволяют обучать школьников языку как средству общения, толерантности и познания мира и себя в нём, средство приобщения к иноязычной культуре; дают возможность развивать в них умение активно, творчески мыслить и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности.
Современному учителю необходимо знать и применять на практике не одну технологию, не один метод обучения. Но залог успешного урока заключается не только в выборе той или иной технологии, важно вызвать интерес каждого ребенка к теме урока, подготовить увлекательные задания, с помощью которых будет происходить познавательный процесс, т.е. сформировать внутреннюю мотивацию учащихся.
Список использованной литературы:
- Бим И.А. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе -М.: Просвещение, 1988
- Коростелёв В.С., Пассов Е.И., Кузовлев В.П. Принципы создания системы коммуникативного обучения иноязычной культуре. // Иностранные языки в школе. - 1988. - №2
- Леонтьев А.А. Принцип коммуникативности сегодня. // Иностранные языки в школе. - 1986. - №2
- Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. - 2000. - №4-5
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М.: Просвещение, 1991
- Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И.Пассов. - М.:Просвещение, 1988.
- Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 1.
- Рогова, Г.В. Методика обучения немецкому языку на начальном этапе в средней школе Г.В.Рогова. - М.: Просвещение, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока немецкого языка во 2 классе. УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим.
Данный урок является уроком закрепления счёта до 10. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим....
Технологическая карта урока немецкого языка для 5 класса по теме "Моя семья" к учебнику немецкого языка как второго автор Аверин М. М. "Горизонты"
Технологическая карта урока разработана для конкурса ТОИУУ ООО "Современный урок немецкого языка в условиях реализации ФГОС ООО".Технологическая карта урока разработана в соответствии со стандартом но...
Технологическая карта урока немецкого языка. 6 класс. Немецкие школы. Какие они?
Урок отработки умений и рефлексий.Деятельностная цель: формирование у учащихся умений высказывания собственного мнения о школе.Содержательная цель: расширение лексической базы за счет включения в нее ...
Технологическая карта урока немецкого языка в 5 классе по теме : "Старый немецкий город.Что в нём?"
Технологическая карта урока немецкого языка в 5 классе по теме : "Старый немецкий город.Что в нём?"...
Технологическая карта урока немецкого языка, 7 класс. по теме "Добро пожаловать в немецкие города!"
Урок немецкого языка в 7 классе "Добро пожаловать в немецкие города!"...
Технологическая карта урока немецкого языка в 6 классе по теме «Немецкие школы. Какие они? (Deutsche Schulen. Wie sind sie?)»
Методическая разработка урока по немецкому языку в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС...
технологическая карта урока немецкого языка 5 класс " Старый немецкий город"
Технологическая карта урока немецкого языка Предмет Немецкий язык Класс 5 Продолжительность 45 мин. Тема урока Старый немецкий город. Что в нем? (10 часов) Место урока в теме 1-й урок Тип у...