Организация групповых форм работы на уроках немецкого языка
статья по немецкому языку (8 класс)

миразимова марина

             Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем иностранного языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности обучающихся на уроке под руководством преподавателя.

В целях достижения наибольшей речевой активности обучающихся следует чаще использовать групповые формы работы на уроке, которые осознаются в отечественной методике (Е.И. Пассов) и за рубежом как один из путей повышения эффективности современного урока иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovye_i_parnye_formy.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка

             Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем иностранного языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности обучающихся на уроке под руководством преподавателя.

В целях достижения наибольшей речевой активности обучающихся следует чаще использовать групповые формы работы на уроке, которые осознаются в отечественной методике (Е.И. Пассов) и за рубежом как один из путей повышения эффективности современного урока иностранного языка.

Успех коллективной работы зависит от профессиональных и личностных качеств учителя и от желания и умения обучающихся работать совместно и согласованно. Сами учителя и обучаемые должны быть психологически готовы к работе в группе и к организации работы групп. Иными словами, сначала нужно найти время для того, чтобы научить ребят работать в группе, и лишь затем предлагать им в групповой форме решать учебные задачи.

Можно свести к минимуму нежелательные последствия (дополнительный шум в классе и ослабление дисциплины при одновременном высказывании нескольких обучающихся), если перед началом работы дать обучающимся четкие указания, чтобы они точно поняли, что им предстоит сделать. Сами задания не должны занимать много времени, иначе обучающимся станет скучно или они устанут.

Приведем полезные рекомендации по организации работы в группах:

В группе должно быть не более 5 человек (учитель должен следить за тем, чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный обучающийся, который сможет выполнить роль консультанта).

Кратко, ясно и четко объясните задание.

Работу в группах не следует затягивать. Определите время для подготовки задания и четко его соблюдайте. (Лучше дать короткий, чем длинный отрезок времени для подготовки и спустя несколько минут предупредить обучающихся, что им остается, к примеру, 2 минуты.).

Не вмешивайтесь в работу после ее начала, не прерывайте обучающихся в процессе общения и обращайте внимание только на те ошибки, которые мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечайте для себя, чтобы впоследствии поработать над ними дополнительно.

Во время подготовки групповых заданий пройдите по классу, слушая то, что обсуждают участники групп, но не останавливайтесь надолготак как Ваше присутствие мешает работе.

Для тех обучающихся, которые заканчивают раньше, следует предусмотреть дополнительные задания, чтобы они не отвлекали обучающихся других групп.

Выслушайте мнение представителей из каждой группы.

Оцените работу обучающихся или прокомментируйте. При этом делайте акцент на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный языковой материал (лексическое наполнение, разнообразие грамматических форм), использование жестов, интонации, эмоционального фона), не обходя вниманием и типичные ошибки.

Работа в группах завершается работой над ошибками. Для поддержания положительного психологического климата на уроке учителю следует исправлять ошибки безадресно. обучающиеся должны быть настроены на то, что ошибка - это естественная составная часть процесса обучения. Желательно добиваться того, чтобы ошибки исправлялись самими обучающимися.

ПОМНИТЕ: работа в группах - это не соревнование, а совместное продвижение к знаниям, основанное на взаимопомощи и взаимовыручке;

БУДЬТЕ:

  • взаимно вежливыми,
  • доброжелательными,
  • организованными,
  • дисциплинированными,
  • тактичными и терпимыми к “промахам” одноклассников;

HE:

  • ссорьтесь,
  • перебивайте друг друга,
  • радуйтесь ошибкам товарищей,
  • смотрите раньше времени в “ключи”,
  • переговаривайтесь друг с другом громко (ведь вы в классе не одни);

Организация группового общения должна проходить в атмосфере сотрудничества, дружелюбия и доверия. Авторитарный стиль учителя вызовет негативную реакцию обучающихся.

Более того, групповая работа может быть эффективна для одних типов учебных заданий и крайне неэффективна для других, поэтому от учителя каждый раз требуется осмысление вопроса - зачем я сейчас объединил(а) учащихся в мини-группы, к какому результату они должны подойти, решая совместно ту или иную речемыслительную задачу.

Очень важным является вопрос о формировании группкоторый предполагает осуществление дифференцированного подхода к обучащимся с учетом их индивидуально-типологических особенностей (например, тип темперамента, темп овладения учебным материалом, глубина приобретенных знаний, способность самостоятельно применять умения или делиться своими знаниями и т. д.)

Перечислим основные 6 способов формирования групп на уроке (и во внеклассной деятельности), разработанные в проблемно-поисковых образовательных технологиях, которые в значительной степени определяют результативность группового взаимодействия обучаемых:

1По выбору педагога (он сам распределяет обучающихся в мини-группы)

При таком делении учитель не всегда учитывает симпатии и антипатии обучающихся, поэтому оказавшись в некомфортной психологической обстановке некоторые обучающиеся предпочитают отмалчиваться или выясняют межличностные отношения вместо решения конкретной учебной задачи.

2. По желанию обучающихся

В этом случае процедура объединения в группы, как правило, проходит весьма эмоционально. Причем одни ученики выбирают тех партнеров, кому симпатизируют; вторые - тех, за чью спину можно будет спрятаться при выполнении задания, получив в итоге хорошую оценку; третьи - тех, с кем можно будет почувствовать себя лидером. Но иногда деление на группы (команды) затягивается (некоторых обучающихся не хотят брать к себе ни одна группа) или состав групп оказывается неравным по силам (например, формируется группа девочек и мальчиков, или в одной группе объединяются все обучающиеся с низким уровнем коммуникативной компетенции, в другой, наоборот, с высоким), поэтому выполнение некоторых заданий сразу обречено на провал, заранее можно предположить, что одна из групп не справится с поставленной коммуникативной задачей.

3. По набору лидеров

Лидеры в данном случае назначаются учителем - организатором групповой работы, а они по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что лидеры выбирают в первую очередь тех, кто действительно способен продуктивно работать и достигать результата (иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план). Но при таком способе формирования группы психологически трудно тем обучающимся, кого выбирают последними, или вообще не хотят выбирать. Можно посоветовать организовать “аукцион” последних 3 - 4 человек в классе - лидеры должны не просто назвать имя желаемого игрока, но и обосновать его ценность для команды. Таким образом, вокруг “непопулярных” членов группы тоже возникнет интерес.

4. По определенному признаку

Так, можно, например, разделить обучающихся:

  • по первой букве имени (оно начинается на гласную - согласную);
  • в соответствии с тем, в какое время года родился ученик (на четыре группы);
  • по тому, какого они знака зодиака (знаки воды, огня, воздуха или земли);
  • по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые), и т.д.

Причем учитель может сам поделить участников на группы по определенному признаку, не сообщая им его. Задача обучающихся - понять, какой признак объединил их между собой и одновременно отделил от других учеников класса (совместное решение задачи).

Этот способ деления интересен тем, что может объединить людей, которые редко взаимодействуют друг с другом. Но, изначально задавая некоторый общий признак, он создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе.

Однако сложно заранее просчитать количественный состав групп (наверняка, не каждый признак представлен в классе одинаково), открытым остаётся вопрос и о силе групп.

5. По стилю интеллектуальной деятельности (эрудит, критик, скептик, генератор идей, аутсайдер)

Используется на продвинутом этапе обучения. Понятно, что учитель должен хорошо знать индивидуальные особенности обучающихся, чтобы равномерно распределить их по группам и обеспечить достаточно высокий творческий потенциал в каждой подгруппе. Но данный способ формирования групп не всегда соответствует симпатиям - антипатиям обучающихся.

6. Случайным образом

На младшей ступени обучения впечатляет такой способ формирования “случайной” группы, как: жребий (обучающихся просят рассчитаться на первый - второй или распределяют четные номера - в одну группу, нечетные - в другую); предлагают обучаемым вытянуть фигуры разные по форме (квадрат, треугольник, овал, ромб, прямоугольник) или по цвету(желтый, красный, голубой, белый и др). На средней ступени практикуют объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных “фантов” (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент учитель) и т.п.

Число групп (их может быть от 2 до 5) зависит от количества обучающихся конкретного класса и предлагаемого им задания.

методически оправданно:

  • включать в одну группу обучающихся с разным уровнем языковой подготовки, чтобы в каждой группе были свои консультанты, способные взять инициативу в речевом взаимодействии и оказать посильную помощь застенчивым или отстающим обучающимся этой группы;
  • делать состав групп подвижным, чтобы учитель мог легко поменять местами некоторых учеников;
  • назначать разных обучающихся лидерами групп, чтобы не было завышенной / заниженной самооценки у отдельных учеников;

Говоря о приоритетах группового взаимодействия на уроке иностранного языка, следует отметить, что в современных технологиях групповая работа используются как средство интенсификации и оптимизации учебного процесса, при котором ярко выражены межличностные процессы, отсутствующие при индивидуальной работе: общение, высокое доверие, взаимное влияние, поддержка, эффективное использование ресурсов каждого обучающегося, взаимопомощь.

К важным преимуществам групповой работы на уроке ИЯ перед фронтальной и индивидуальной формами можно отнести следующие:

  • в условиях групповой работы возникает благоприятная для учения доверительная, эмоционально-положительная атмосфера в классе: исчезает страх перед учебной неудачей (сообща легче найти решение, не знаешь сам – объяснят или помогут одноклассники), возрастает уверенность обучающихся в собственных силах (“Я тоже знаю и могу это сделать”).
  • при работе в группах решается проблема стеснительности, скованности некоторых обучающихся, т. к. они чувствуют себя более комфортно в условиях взаимообучения и взаимоконтроля, когда могут посоветоваться или обратиться за помощью к одноклассникам.
  • изучение ИЯ предполагает не только активное общение с учителем, но и интенсивную самостоятельную работу по накоплению знаний, совершенствованию навыков и умений.
  • групповая работа позволяет вовлечь всех обучающихся группы в учебный процесс (увеличивается время пребывания каждого ученика в иноязычной среде), обеспечивает постоянное, непрерывное речевое взаимодействие учеников, что особенно важно на уроках английского языка в рамках достижения коммуникативной цели урока. Как показывает практика, обучающиеся глубже и в большем объеме усваивают материал, тратят меньше времени на формирование умений и навыков, чем при индивидуальном обучении. 

  •         От участников группы требуется умение выслушать до конца, поддержать мнение одноклассника или оспорить его, выработать групповое решение, т. е.воспитываются такие важные человеческие качества, как толерантность (терпение), уважение к чужой точке зрения, взаимоотношения между обучюащимися становятся теплее и человечнее.
  • в ходе группового взаимодействия у обучающихся развиваются общеучебные умения (умение слушать, соблюдать определенный порядок обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие, делать выводы, обобщать сказанное) и компенсаторные умения (использование лексического парафраза, замена сложных грамматических конструкций на более употребительные, умение обратиться за помощью к справочным материалам);

Однако к недостаткам группового взаимодействия на уроке можно отнести систему оценивания, которая, как правило, сводится к двум учебным ситуациям:

  • в одной группе оказываются разные по силам ученики

Поэтому при организации работы в мини-группах важно донести до сознания обучающихся мысль о том, что они отвечают за обучение любого члена своей группы, что командный успех может быть получен лишь при условии, если все члены группы задействованы в обучении, лидер группы несет ответственность за всех участников его команды, иными словами, успех в обучении - это результат коллективной работы.

Итак, групповое взаимодействие на уроке ИЯ - это:

  • реализация принципа активности в обучении, который был и остается основным в дидактике, т. к. групповая работа характеризуется высоким уровнем познавательной и коммуникативной мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью;
  • один из факторов развивающего обучения, центрированного на личности, цель которого формирование творческой личности, способной получать новые знания через сотрудничество с другими членами группы;
  • интерактивная форма обучения, которая активизирует мыслительную деятельность обучаемых, поддерживает внимание обучающихся на уроке, развивает их речевую инициативу, обеспечивая постоянное речевое взаимодействие обучающихся друг с другом, взаимное обогащение;

Групповая работа помогает учителю ИЯ создать на уроке “языковую среду”, т. е. условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на ИЯ в естественной обстановке.

Особое внимание!

 

·        Жесткая регламентация времени на группообразование.

·        Нормирование будущей работы.

·        Четкость и внятность поставленной задачи.

·        Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).

·        Недопустима группа из одних только слабых учеников.

·        Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.

·        Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.

·        Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой формы работы на уроках истории

Статья посвящена организации групповой формы работы на уроках истории, с разработкой урока по теме....

Организация групповых форм работы на уроках географии

Представляю формы групповых работ по географии, предназначенных для использования учителями предметниками на уроках....

Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка

Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем иностранного языка в современной школе – обучение иноязычному общению и обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся....

Особенности организации групповой формы работы на уроке.

Особенности организации работы  в группах на уроках. Рассмотрены положительные стороны данной деятельности и проанализированны некоторые трудности  в ее проведении....

Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка

Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка         Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе – о...

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка...

Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка

Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем иностранного языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности обучающих...