Программа социализации обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык» «Диалог культур – культура диалога»
проект по немецкому языку
Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом. Он, как ни один другой предмет, способен воспитать уважение к людям других национальностей, терпимость к инакомыслию и развить межкультурные коммуникативные умения.
За последние 20 лет число изучающих немецкий язык школьников в России уменьшилось более чем в двое, так как позиции первого иностранного языка прочно занял английский, поэтому основной задачей в контексте реализации ФГОС является повышение уровня мотивации обучающихся и их родителей к изучению немецкого языка, в том числе как второго иностранного, открытие новых перспектив и возможностей, используя образовательный потенциал предметной области "Иностранные языки/немецкий язык" и внедрение инновационных принципов и методик преподавания.
Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики МБОУ «СОШ № 6», закрепленных в ООП школы и Программе развития «Школа толерантной культуры» 2018-2021 гг. Программа включает в себя серию творческих работ и проектов на ступенях начального, основного и среднего общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsializatsii.docx | 45.9 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Сафоново Смоленской области (МБОУ «СОШ № 6» г. Сафоново)
Утверждаю: Директор школы: __________________ О.И. Мараева Приказ № __________ от «_____» _____________ 2018 г |
Программа социализации обучающихся
средствами учебного предмета «Немецкий язык»
«Диалог культур – культура диалога»
Составитель программы
учитель немецкого языка
Мараева Ольга Ивановна
г. Сафоново
Нормативно-правовая и методическая база для разработки программы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.
- Устав МБОУ «СОШ № 6» г. Сафоново.
- Основная образовательная программа МБОУ «СОШ № 6» начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Программа развития МБОУ «СОШ № 6» г. Сафоново «Школа толерантной культуры».
- УМК предметной линии И.Л. Бим 2-4 классы; 5-9 классы и 10-11 классы (базовый уровень).
- УМК «Горизонты» немецкий язык как 2-ой иностранный 5-9 классы.
Срок реализации программы: в течение всего курса обучения на ступени начального, основного и среднего общего образования.
Основные уровни реализации программы:
- Начальное общее образование;
- Основное общее образование;
- Среднее общее образование.
Цель: создание условий для формирования успешной личности ученика, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами немецкого языка.
Задачи:
- создавать благоприятную мотивационную среду для обучающихся в соответствии с их потребностями и возможностями;
- активизировать имеющихся в опыте обучающихся знаний о культуре немецкоязычных стран;
- знакомить с культурой страны изучаемого языка путем сравнения имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями о своей стране, о самих себе;
- развивать способности представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного и межкультурного общения, используя немецкий язык как инструмент общения;
- развивать интеллектуальные умения и творческие способности обучающихся при сборе, обработке и интерпретации различных видов культуроведческой информации;
- развивать лингвострановедческую и речевую наблюдательность, творческое воображение, ассоциативное и логическое мышление в условиях иноязычного учебного общения;
- формировать у обучающихся представления о диалоге культур, требующего от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости через контекст культуры немецкоязычных стран;
- воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну.
Ожидаемые результаты программы и индикаторы для оценки их достижений
Область измерения:
- рост количества обучающихся, желающих изучать немецкий язык, в том числе как первый второй иностранный;
- степень освоения обучающимися учебного материала по немецкому языку в контексте реализации ООП НОО, ООО и СОО;
- уровень сформированности образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные);
- положительная динамика сформированности толерантности, мотивация к толерантному поведению, способу общения и взаимодействия, участие в социально-значимых проектах;
- повышение удовлетворенности результатами образования обучающихся, их родителей, социальных партнёров школы.
Механизмы реализации программы социализации обучающихся:
- Урочная и внеурочная деятельность в рамках реализации ООП.
- Рабочая программа по немецкому языку
- Программа внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»
- Учебно-методическое и информационное обеспечение.
- Работа с одаренными детьми.
- Повышение квалификации и самообразование учителя.
- Создание оптимальных психолого-педагогических условий для всех участников урочной и внеурочной деятельности.
- Совершенствование системы мониторинга, статистики и оценки качества образования по немецкому языку.
Структура программы
Введение
Раздел I. Ресурсное обеспечение программы.
Раздел II. Содержание программы.
Раздел III. Основные направления проектной и творческой деятельности обучающихся на ступенях начального, основного и среднего общего образования
Раздел IV. Мониторинг реализации и критерии оценки и эффективности реализации программы социализации обучающихся «Диалог культур – культура диалога»
Введение
Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом. Он, как ни один другой предмет, способен воспитать уважение к людям других национальностей, терпимость к инакомыслию и развить межкультурные коммуникативные умения.
За последние 20 лет число изучающих немецкий язык школьников в России уменьшилось более чем в двое, так как позиции первого иностранного языка прочно занял английский, поэтому основной задачей в контексте реализации ФГОС является повышение уровня мотивации обучающихся и их родителей к изучению немецкого языка, в том числе как второго иностранного, открытие новых перспектив и возможностей, используя образовательный потенциал предметной области "Иностранные языки/немецкий язык" и внедрение инновационных принципов и методик преподавания.
Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики МБОУ «СОШ № 6», закрепленных в ООП школы и Программе развития «Школа толерантной культуры» 2018-2021 гг.
Программа включает в себя серию творческих работ и проектов на ступенях начального, основного и среднего общего образования.
Раздел I. Ресурсное обеспечение программы:
- Завершенная предметная линия учебников «Немецкий язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений, авторы: И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, и др. издательство «Просвещение».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования и учебным планом МБОУ «СОШ № 6» на общеобразовательный/базовый курс выделяется 2 часа в неделю (204 часа за три года изучения).
В УМК входят:
- Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л. Бим 2-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений;
- Учебник в комплекте с электронным приложением ABBYY, которое содержит аудиокурс к учебнику, список треков к аудио- курсу, учебные словари ABBYY Lingvo, учебную игровую программу ABBYY Tutor для запоминания слов из уроков учебника;
- Рабочая тетрадь с листами для самоконтроля;
- Книга для учителя.
- Завершенная предметная линия учебников «Немецкий язык» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы: И. Л. Бим, Л. В. Садомова, и др. издательство «Просвещение».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования и учебным планом МБОУ «СОШ № 6» на общеобразовательный/базовый курс выделяется 3 часа в неделю (510 часов за пять лет изучения).
В УМК входят:
- Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников И.Л. Бим 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений;
- Учебник в комплекте с электронным приложением ABBYY, которое содержит аудиокурс к учебнику, список треков к аудио- курсу, учебные словари ABBYY Lingvo, учебную игровую программу ABBYY Tutor для запоминания слов из уроков учебника;
- Рабочая тетрадь с листами для самоконтроля;
- Книга для учителя.
- Завершенная предметная линия учебников «Немецкий язык» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень), авторы: И. Л. Бим, Л. В. Садомова, и др. издательство «Просвещение».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) среднего общего образования и учебным планом МБОУ «СОШ № 6» на общеобразовательный/базовый курс выделяется 3 часа в неделю (204 часа за два года изучения).
В УМК входят:
- Немецкий язык. Программы общеобразовательных организаций. 10—11 классы;
- Учебник в комплекте с электронным приложением ABBYY, которое содержит аудиокурс к учебнику, список треков к аудио- курсу, учебные словари ABBYY Lingvo, учебную игровую программу ABBYY Tutor для запоминания слов из уроков учебника;
- Рабочая тетрадь с листами для самоконтроля;
- Книга для учителя.
- Книга для чтения. 10—11 классы (автор-составитель О. В. Каплина).
- Серия «Горизонты» «Немецкий язык. Второй иностранный язык» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, авторы: М. М. Аверин и др. издательство «Просвещение».
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования и учебным планом МБОУ «СОШ № 6» на изучение второго иностранного выделяется 1 час в неделю (170 часов за пять лет изучения).
В УМК входят:
- Немецкий язык как второй иностранный. Рабочие программы. 5-9 классы.
- Учебник.
- Рабочая тетрадь.
- Книга для учителя.
- Рабочие листы (на сайте для скачивания).
- Контрольные задания. 5-6 класс.
- Аудиокурс к учебнику, рабочей тетради и книге для учителя на сайте.
- Интернет поддержка www.prosv.ru
- Интернет поддержка www.goethe.de/ins/ru/ru.
- Программа внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»
Раздел II. Содержание программы.
- Урочная деятельность
- Внеурочная деятельность
- Работа с одарёнными и мотивированными обучающимися
- Проектная деятельность
- Творческая деятельность
- Внешкольная деятельность
Раздел III. Основные направления проектной и творческой деятельности обучающихся на ступенях начального, основного и среднего общего образования
Начальное общее образование:
- Знакомство
- Страна изучаемого языка и родная страна
- Литературные персонажи популярных детских книг
- Небольшие произведения детского фольклора на немецком языке
- Я и мои друзья
- Я и моя семья
- Домашнее животное
- Мир моих увлечений
- Моя школа
- Жизнь в городе и селе
- Природа
- Одежда
- Времена года
- Покупки в магазине
Основное общее образование:
- Город, в котором я живу
- Улицы города. Какие они?
- Обустройство квартиры, дома
- Времена года
- Праздники Германии
- Покупки, деньги
- Друзья по переписке
- Начало учебного года
- Мои летние каникулы
- Немецкие и российские школы
- Распорядок дня
- Мир моих увлечений
- Моя Родина. Москва
- В деревне
- Защита окружающей среды
- Любимый вид спорта
- Подготовка к путешествию
- Путешествие по Германии
- Путешествие по Австрии и Швейцарии
- Моя любимая книга
- Проблемы сегодняшней молодежи
- Профессия моей мечты
- Средства массовой информации
Среднее общее образование:
- Молодёжь в современном обществе. Ценностные ориентиры
- Молодёжные проекты в общественной жизни России и стран изучаемого языка
- Мы в глобальном сообществе
- Планета без войн
- Стереотипы, которые мешают жить
- Почему важна политическая корректность в отношении определённых групп людей
- Быть непохожими и жить в гармонии
- Национальные традиции и обычаи
- Пословицы и поговорки – отражение национального самосознания
- Молодёжная культура, музыка, мода
- Проблемы окружающей среды
- Досуг молодёжи
- Современный мир профессий
- Планы на будущее, выбор профессии
- Роль иностранного языка в повседневной жизни и профессиональной деятельности
Формы реализации:
- Урок-путешествие в Германию и немецкоязычные страны. Использование виртуального пространства для получения информации, виртуальные экскурсии по городам
- Немецкая музыка, немецкие песни. Конкурс исполнителей песен на немецком языке
- Защита групповых и индивидуальных проектов
- Мини проекты
- «Экскурсии» на художественные выставки, музеи, театры, галереи с последующим обсуждением, оформлением в виде презентаций, эссе
- Страноведческие викторины
- Поздравления с праздниками
- Выставки творческих работ учащихся Z.B. Конкурс на лучшую поздравительную открытку, на лучший плакат по пропаганде здорового образа жизни
- Конкурс переводов немецкоязычной поэзии и прозы
- Вечер немецкой кухни
- Фестиваль дружбы народов
- Интеллектуальные игры и викторины
- Научно-исследовательские конференции
- Встречи, ролевые игры, беседы, инсценировки, дискуссии и т.д.
Раздел IV. Мониторинг реализации и критерии оценки и эффективности реализации программы социализации обучающихся «Диалог культур – культура диалога»
Цель: анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения.
Область измерения | Системы оценки | Критерии оценки | Показатели- индикаторы |
Результаты освоения ООП | ВСОКО | Показатели успеваемости и качества знаний на базовом и углубленном уровнях | % успеваемости и качества знаний в динамике |
Уровень сформированности УУД | Динамика уровня сформированности | ||
Показатели участия в научно-проектной деятельности и социальных проектах | Соотношение количества принявших участие к общему количеству школьников | ||
Показатели участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях | Количество участников, победителей и призёров. | ||
Внешняя оценка (ВПР, ГИА, НОКО) | Результаты ГИА, ВПР | Динамика результативности выполнения работ. | |
Условия реализации ООП | Профессиональная компетентность педагогических кадров | Уровень повышения квалификации | Динамика категорийности кадров, использование современных педагогических технологий |
Состояние материально-технического обеспечения | Уровень оснащённости в соответствии с ФГОС | Ресурсное обеспечение |
Модель управления социализацией обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык»
Функция управления | Основное содержание | Критерии эффективности | Структурные факторы управления |
Информационно - аналитическая | Анализ потенциала иностранного языка как учебного предмета; анализ окружающего социума | Формирования успешной личности выпускника, соответствующей заказу общества на данном этапе развития | ШМО учителей предметной области «Филология», социально-психологическая служба |
Мотивационно - целевая | Использование разнообразных форм реализации в урочной и внеурочной деятельности, внеклассной работе по предмету; система поощрений. | Повышение мотивации учащихся к саморазвитию, успешности и социализации, создание благоприятной мотивационной среды | Методический совет, ШМО учителей предметной области «Филология», учитель немецкого языка |
Планово - проектировочная | Разработка образовательных программ по немецкому языку, плана работы ШМО, методического совета, школы, создание условий для социального партнёрства | Эффективное взаимодействие всех структурных подразделений школы, социальных партнёров, повышение качества образования учащихся | Администрация, структурные подразделения, учитель немецкого языка |
Организационно - исполнительская | Диагностика уровня сформированности образовательных результатов и личностно-значимых качеств; участие в проектной деятельности и социально-значимых проектах | Положительная динамика образовательных результатов по немецкому языку; положительная динамика сформированности личностно-значимых качеств, мотивация к толерантному поведению, способу общения и взаимодействию, участие в социально-значимых проектах | Социально-психологическая служба, классные руководители, учитель немецкого языка |
Контрольно - диагностическая | Контроль за уровнем сформированности образовательных результатов по немецкому языку | Уровень подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГОС, успешная социализация, профилизация и трудоустройство | Заместитель директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных БУД у обучающихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида средствами учебного предмета русский язык
В работе приведены примеры приёмов, используемых учителем на уроках русского языка в 5-9 классах для формирования коммуникативных базовых учебных действий, определённых АООП образования обучающихся с ...
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)»
Рабочая программаучебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)»...
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для преподавания в 5В классе
Рабочая программаучебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для преподавания в 5В классе...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык»
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Немецкий язык» для 10 класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по немецкому языку для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, Уставом МКОУ «Розгребе...
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для преподавания в 6 классе
Рабочая программаучебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для преподавания в 6 классе...
Методическая разработка. Рабочая программа внеурочной деятельности учебного предмета «Немецкий язык» для 5 класса «Маленькими шагами по Германии» на 2019-2020 учебный год.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса согласно требованиям ФГОС и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается ...