Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык»
материал по немецкому языку
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.
Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_odarennosti.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Сафоново Смоленской области (МБОУ «СОШ № 6» г. Сафоново)
Утверждаю: Директор школы: __________________ О.И. Мараева Приказ № __________ от «_____» _____________ 2017 г |
Программа
по выявлению и развитию способностей обучающихся
средствами учебного предмета «Немецкий язык»
Составитель программы
учитель немецкого языка
Мараева Ольга Ивановна
г. Сафоново
Введение
Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального уровня:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего общего образования.
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827.
- Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.,
приоритетов образовательной политики МБОУ «СОШ № 6», закрепленных в ООП школы и Программе развития «Школа толерантной культуры» 2018-2021 гг.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.
Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Социально-педагогическая обусловленность работы с одаренными обучающимися.
Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный обучающийся - это обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Выявление одаренных обучающихся возможно по следующим признакам:
- более высокие по сравнению с большинством обучающихся интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, научной деятельности, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают положительные эмоции от процесса познания, интеллектуальной, творческой деятельности.
Цель: выявление одарённых и мотивированных детей; создание условий для оптимального развития детей, имеющих большой потенциал и мотивацию в том числе средствами немецкого языка.
Задачи:
- создавать благоприятную мотивационную среду для обучающихся в соответствии с их потребностями и возможностями;
- обучать приемам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией;
- Отбирать среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельного мышления, инициативности, креативности;
- обеспечивать многообразие видов деятельности в урочной и внеурочной деятельности;
- создавать условия для поощрения и практического использования результатов деятельности обучающихся в деятельности школы и социальных партнеров.
Ожидаемые результаты программы и индикаторы для оценки их достижений
Область измерения:
- степень освоения обучающимися учебного материала по немецкому языку в контексте реализации ООП НОО, ООО и СОО;
- уровень сформированности образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные);
- положительная динамика уровней развития интеллектуальных и творческих способностей;
- рост количества участников, призёров и победителей олимпиад, конкурсов различного уровня;
- проектная и исследовательская деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности;
- участие во внеурочной и внеклассной работе по предмету;
- участие в социально-значимых проектах;
- творческая и интеллектуальная самореализация, успешная социализация обучающихся;
- повышение удовлетворенности результатами образования обучающихся, их родителей.
Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности: | Результаты мониторинга |
Номинация (называние) | Имена кандидатов в одарённые |
Поведение и разных виды деятельности учащегося, особенности познавательной активности, интересов, мотивация. | Данные наблюдений. |
Условия развития учащегося в семье, его интересы, увлечения. | Сведения о составе семьи, её образовательном уровне, ценностях, а так же необычных способностях, интересах, занятиях ребёнка, о его раннем развитии. |
Оценка учащегося его сверстниками. | Сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях, о внешкольных интересах и творческих возможностях. |
Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др. | Сведения об интересах, увлечениях, особенностях мотивации и личности, проблемах в обучении и общении. |
Оценка работ, в том числе контрольных, достижений, успеваемости | Оценка продуктов деятельности обучающегося. |
Психологическое тестирование | Тестовые показания интеллектуального, творческого и личностного развития. |
Механизмы реализации программы по выявлению и развитию способностей обучающихся:
- Урочная и внеурочная деятельность в рамках реализации ООП.
- Рабочая программа по немецкому языку.
- Учебно-методическое и информационное обеспечение.
- Работа с семьями обучающихся.
- Самообразование учителя.
- Создание оптимальных психолого-педагогических условий для одарённых и мотивированных обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
- Совершенствование системы мониторинга, статистики и оценки интеллектуального, творческого и личностного развития.
Мероприятия при реализации программы:
- Участие в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней;
- Участие в международных и всероссийских предметных играх;
- Групповые и индивидуальные занятия;
- Занятия внеурочной деятельности;
- Элективные курсы;
- Кружки по интересам;
- Интеллектуальный марафон (в рамках предметной недели);
- Проектная деятельность;
- Мероприятия по профориентации обучающихся.
Формы реализации:
- Использование виртуального пространства для получения информации;
- Конкурс исполнителей песен на немецком языке
- Защита групповых и индивидуальных проектов
- Мини проекты
- «Экскурсии» на художественные выставки, музеи, театры, галереи с последующим обсуждением, оформлением в виде презентаций, эссе
- Страноведческие викторины
- Выставки творческих работ учащихся;
- Конкурс переводов немецкоязычной поэзии и прозы
- Интеллектуальные игры и викторины
- Научно-исследовательские конференции
- Встречи, ролевые игры, беседы, инсценировки, дискуссии и т.д.
- Индивидуальная работа с одаренными и мотивированными обучающимися.
Модель управления развитием способностей обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык»
Функция управления | Основное содержание | Критерии эффективности | Структурные факторы управления |
Информационно - аналитическая | Стартовая диагностика уровня сформированности интеллектуальных и творческих способностей обучающихся | Ожидаемые результаты программы и индикаторы для оценки их достижений | Педагог-психолог, учитель немецкого языка |
Мотивационно - целевая | Использование разнообразных форм реализации в урочной и внеурочной деятельности, внеклассной работе по предмету; система поощрений. | Повышение мотивации учащихся к саморазвитию, | Школьное методическое объединение учителей предметной области «Филология», методический совет школы |
Планово - проектировочная | Разработка образовательных программ по немецкому языку, плана работы ШМО, методического совета, школы, | Эффективное взаимодействие всех структурных подразделений школы, повышение качества образования учащихся. | Администрация, структурные подразделения, учитель немецкого языка |
Организационно - исполнительская | Диагностика показателей интеллектуальных и творческих способностей в динамике, разработка индивидуальных траекторий развития обучающихся | Положительная динамика уровня сформированности интеллектуальных и творческих способностей, уровня учебных достижений | Педагог-психолог, классные руководители, учитель немецкого языка |
Контрольно - диагностическая | Контроль за уровнем сформированности образовательных результатов по немецкому языку | Уровень подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГОС, банк данных одарённых | Заместитель директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках английского языка
В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. Формы и методы работы с одаренными детьми...
Выявление и развитие способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
В своей деятельности развитие творческих способностей учащихся строю на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где учу ребят ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюд...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Для развития у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности создаю социально-педагогические условия, способствующие эффективному выявлению и развитию этих способностей, среди к...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на занятиях французского языка.
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на занятиях французского языка. Основными общими принципами обучения одаренных детей на занятиях по французскому языку являются: принцип развивающе...
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время
Цель программы:Создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся через предмет «Русский язык», создание условий для самореализации способностей обуча...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы...
ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»
Выяление способностей и развития у обучающихся к творческой и познавательной деятельности...