Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык»
материал по немецкому языку

Мараева Ольга Ивановна

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_odarennosti.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

г. Сафоново Смоленской области (МБОУ «СОШ № 6» г. Сафоново)

Утверждаю:

Директор школы:

__________________ О.И. Мараева

Приказ № __________

от   «_____» _____________ 2017 г

Программа

 по выявлению и развитию способностей обучающихся

средствами учебного предмета «Немецкий язык»

                                                                                           Составитель программы

учитель немецкого языка

Мараева Ольга Ивановна

г. Сафоново

           Введение     

           Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального уровня:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего, основного общего и среднего общего образования.
  3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом РФ 03.04.2012 № Пр-827.
  4. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р.,

приоритетов образовательной политики МБОУ «СОШ № 6», закрепленных в ООП школы и Программе развития «Школа толерантной культуры» 2018-2021 гг.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.

Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.

Социально-педагогическая обусловленность работы с одаренными обучающимися.

Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни

качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный обучающийся - это обучающийся, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Выявление одаренных обучающихся возможно по следующим признакам:

  • более высокие по сравнению с большинством обучающихся интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, научной деятельности, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

  • испытывают положительные эмоции от процесса познания, интеллектуальной, творческой деятельности.

Цель: выявление одарённых и мотивированных детей; создание условий для оптимального развития детей, имеющих большой потенциал и мотивацию в том числе средствами немецкого языка.

Задачи:

  • создавать благоприятную мотивационную среду для обучающихся в соответствии с их потребностями и возможностями;
  • обучать приемам и методам учебно-исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска и работы с информацией;
  • Отбирать среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельного мышления, инициативности, креативности;
  • обеспечивать многообразие видов деятельности в урочной и внеурочной деятельности;
  • создавать условия для поощрения и практического использования результатов деятельности обучающихся в деятельности школы и социальных партнеров.

Ожидаемые результаты программы и индикаторы для оценки их достижений

Область измерения:

  1. степень освоения обучающимися учебного материала по немецкому языку в контексте реализации ООП НОО, ООО и СОО;
  2. уровень сформированности образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные);
  3. положительная динамика уровней развития интеллектуальных и творческих способностей;
  4. рост количества участников, призёров и победителей олимпиад, конкурсов различного уровня;
  5. проектная и исследовательская деятельность в рамках урочной и внеурочной деятельности;
  6. участие во внеурочной и внеклассной работе по предмету;
  7. участие в социально-значимых проектах;
  8. творческая и интеллектуальная самореализация, успешная социализация обучающихся;
  9. повышение удовлетворенности результатами образования обучающихся, их родителей.

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

Результаты мониторинга

Номинация (называние)

Имена кандидатов в одарённые

Поведение и разных виды деятельности учащегося, особенности познавательной активности, интересов, мотивация.

Данные наблюдений.

Условия развития учащегося в семье, его интересы, увлечения.

Сведения о составе семьи, её образовательном уровне, ценностях, а так же необычных способностях, интересах, занятиях ребёнка, о его раннем развитии.

Оценка учащегося его сверстниками.

Сведения о способностях, не проявляющихся в успеваемости и достижениях, о внешкольных интересах и творческих возможностях.

Самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов и др.

Сведения об интересах, увлечениях, особенностях мотивации и личности, проблемах в обучении и общении.  

Оценка работ, в том числе контрольных, достижений, успеваемости

Оценка продуктов деятельности обучающегося.

Психологическое тестирование

Тестовые показания интеллектуального, творческого и личностного развития.

Механизмы реализации программы по выявлению и развитию способностей обучающихся:

  1. Урочная и внеурочная деятельность в рамках реализации ООП.
  2. Рабочая программа по немецкому языку.
  3. Учебно-методическое и информационное обеспечение.
  4. Работа с семьями обучающихся.
  5. Самообразование учителя.
  6. Создание оптимальных психолого-педагогических условий для одарённых и мотивированных обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.
  7. Совершенствование системы мониторинга, статистики и оценки интеллектуального, творческого и личностного развития.

Мероприятия при реализации программы:

  • Участие в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней;
  • Участие в международных и всероссийских предметных играх;
  • Групповые и индивидуальные занятия;
  • Занятия внеурочной деятельности;
  • Элективные курсы;
  • Кружки по интересам;
  • Интеллектуальный марафон (в рамках предметной недели);
  • Проектная деятельность;
  • Мероприятия по профориентации обучающихся.

 Формы реализации:

  • Использование виртуального пространства для получения  информации;
  • Конкурс исполнителей песен на немецком языке
  • Защита групповых и  индивидуальных проектов
  • Мини проекты
  • «Экскурсии» на художественные выставки, музеи, театры, галереи с последующим обсуждением, оформлением в виде презентаций, эссе
  • Страноведческие викторины
  • Выставки творческих работ учащихся;
  • Конкурс переводов немецкоязычной поэзии и прозы
  • Интеллектуальные игры и викторины
  • Научно-исследовательские конференции
  • Встречи, ролевые игры, беседы, инсценировки, дискуссии и т.д.
  • Индивидуальная работа с одаренными и мотивированными обучающимися.

Модель управления развитием способностей обучающихся средствами учебного предмета «Немецкий язык»

Функция управления

Основное содержание

Критерии эффективности

Структурные факторы управления

 Информационно  - аналитическая

Стартовая диагностика уровня сформированности интеллектуальных и творческих способностей обучающихся

Ожидаемые результаты программы и индикаторы для оценки их достижений

Педагог-психолог, учитель немецкого языка

Мотивационно - целевая  

Использование разнообразных форм реализации в урочной и внеурочной деятельности, внеклассной работе по предмету; система поощрений.

Повышение мотивации учащихся к саморазвитию,

Школьное методическое объединение учителей предметной области «Филология», методический совет школы

Планово - проектировочная

Разработка образовательных программ по немецкому языку, плана работы ШМО, методического совета, школы,

Эффективное взаимодействие всех структурных подразделений школы, повышение качества образования учащихся.

Администрация, структурные подразделения, учитель немецкого языка

Организационно - исполнительская

Диагностика показателей интеллектуальных и творческих способностей в динамике, разработка индивидуальных траекторий развития обучающихся

Положительная динамика уровня сформированности интеллектуальных и творческих способностей, уровня учебных достижений

Педагог-психолог, классные руководители, учитель немецкого языка

Контрольно - диагностическая

Контроль за уровнем сформированности образовательных результатов  по немецкому языку

Уровень подготовки учащихся в соответствии с требованиями ФГОС, банк данных одарённых

Заместитель директора по УВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках английского языка

 В каждом классе есть учащиеся, обладающие особыми способностями в изучении иностранных языков. С этими детьми проводится целенаправленная работа. Формы и методы работы с одаренными детьми...

Выявление и развитие способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

В своей деятельности развитие творческих способностей учащихся строю на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где учу ребят ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюд...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Для развития у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой деятельности создаю социально-педагогические условия, способствующие эффективному выявлению и развитию этих способностей, среди к...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на занятиях французского языка.

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на занятиях французского языка. Основными общими принципами обучения одаренных детей на занятиях по французскому языку являются: принцип развивающе...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время

Цель программы:Создание условий для выявления, поддержки и развития творческих способностей обучающихся через предмет «Русский язык», создание условий для самореализации способностей обуча...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках русского языка и литературы...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»

Выяление способностей  и развития у обучающихся  к творческой и познавательной деятельности...