Формирование коммуникативных БУД у обучающихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида средствами учебного предмета русский язык
методическая разработка по теме

В работе приведены примеры приёмов, используемых учителем на уроках русского языка в 5-9 классах для формирования коммуникативных базовых учебных действий, определённых АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (1 вариант)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами учебного предмета русский язык

Учитель русского языка и чтения

КОГОБУ ШИ ОВЗ п. Светлополянска

Патрушева С.Н.

На уроках русского языка в 5-9 классах коррекционной школы изучается практическая грамматика, нацеленная не на усвоение школьниками языковой системы, а на развитие и коррекцию речи, призванная научить детей понимать и строить речевые высказывания, пользоваться речью как средством общения.

 Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы является принцип коммуникативной направленности, который предполагает, что главным в обучении  должно быть не столько сообщение о различных аспектах языка (фонетика, морфология, синтаксис), сколько формирование  у  обучающихся навыков практического использования различных языковых категорий в речи. В результате дети смогут более свободно пользоваться речью в коммуникативных целях. Реализация этого принципа предусматривает насыщенность процесса обучения речевыми упражнениями, в процессе выполнения которых  языковой материал становится практически значимым для организации общения.  К таковым относятся: ответы на вопросы; чтение диалогов с соответствующей интонацией, составление диалогов по образцу, на основе заданной ситуации; пересказ; обмен мнениями по поводу выполняемой работы; ролевые игры и др.,

Не менее значимым является принцип повышения языковой и речевой мотивации. Психологи и методисты специальной школы неоднократно отмечали наличие у умственно отсталых детей речевой замкнутости, слабости речевой мотивации. Использование дополнительных приемов усиливает интерес учащихся к языковому материалу, побуждает их к более объемным и продуктивным высказываниям. Реализация принципа обеспечивается содержанием и структурой урока русского языка, подбором методов и приемов обучения, видов упражнений, а также поведением учителя.

В современной методике обучения русскому языку, в том числе и в специальной методике, основополагающим выступает коммуникативный подход, когда основной задачей обучения признается обучение общению, формирование коммуникативных умений. В практическом плане решению дидактических задач способствуют комплексы методических приемов, опирающихся на речь, на живое общение, на языковую коммуникацию. Использование коммуникативного подхода - объективная необходимость, продиктованная как общими закономерностями процесса овладения речевыми умениями, так и особенностями применения знаний и умений на практике, характерными для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. 

Как показывает анализ литературы, сложившаяся методическая система обучения умственно отсталых старшеклассников русскому языку ориентирована преимущественно на расширение словаря, исправление недостатков грамматического строя речи, на овладение навыками связной устной и письменной речи. Несомненно, это важно, но недостаточно для того, чтобы сформировать у старшеклассников навыки коммуникативного общения и межличностного взаимодействия в процессе их обучения. Для достижения результатов в этой сфере приоритетное внимание  необходимо уделять:

• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами  общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств  для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

Состав коммуникативных действий, которыми  в той или иной степени, в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей должны овладеть умственно отсталые обучающиеся 5-9 классов включает умения:

1) вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

2) слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

3) дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый - незнакомый и т.п.);

4) использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

5) использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач;

6)  с определенной степенью полноты и точности выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

7) владеть основами диалогической и монологической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими  нормами  родного  языка.[проект ПАООП]

Работа над  формированием коммуникативных умений на уроках русского языка должна  осуществляться систематически. Важными средствами создания возможностей общения на уроке являются:

  • коммуникативные целевые установки, т.е. вербальные (словесные) действия учителя, которые организуют деятельность учащихся;
  • специальная система ситуативных упражнений;
  • использование текста в качестве дидактической единицы учебного материала;
  • использование учебных ситуаций общения;
  • обучение школьников рациональным приемам работы с книгой;
  • формирование умений систематизировать материал;
  • организация работы в паре, группе и др.

С учётом формирования коммуникативных действий необходимо использовать те методы, приемы и формы обучения, которые позволили бы пробудить интерес учеников, побудить их высказываться по поводу обсуждаемых вопросов, вовлекли бы их в активную работу. 

Создание речевых ситуаций.

 Мотив неразрывно связан с понятием «речевая ситуация», т.к. в его основе лежит та или иная жизненная ситуация. Ситуация — это совокупность условий и обстоятельств, создающих те или иные отношения, обстановку, положения. Для нее характерно наличие сюжета, действующих лиц, реальных отношений между участвующими в разыгрывании ситуации,  выражающихся в  репликах, действиях. Ситуация стимулирует высказывание. 

Метод речевых ситуаций направлен на активизацию деятельности учащихся в условиях, приближенных к естественной коммуникации. В условиях коррекционной школы используется не столько в целях совершенствования речевой практики учеников с интеллектуальным недоразвитием, сколько для возникновения у них потребности вступить в речевое общение: обменяться мыслями, воздействовать на собеседника, передать информацию и т. д.

Основным приемом реализации этого метода является прием моделирования. Значимость этого приема обусловлена тем, что в условиях урока учитель может моделировать как предметное содержание речевой ситуации, (описываемую ситуацию), так и определять цель и задачи общения. Для формирования коммуникативной деятельности на уроках русского языка необходимо создавать (моделировать) речевые ситуации, которые, с одной стороны, стимулируют возникновение коммуникативного намерения, с другой – способствуют осознанию школьниками цели и задачи речевого общения. Опора на речевую ситуацию позволяет учащимся понять, что не существует речи «вообще», она реализуется в конкретных стилях, типах, формах и жанрах, а это не только определяет отбор содержания, но и «регулирует» выбор языковых средств.

Моделирование речевых ситуаций в условиях урока способствует предупреждению такой достаточно распространённой ошибки учащихся, как бессодержательность речи. В процессе анализа речевой ситуации, смоделированной на уроке, ученики составляют тексты, которые в дальнейшем могут быть использованы в самостоятельной речевой практике. Например, при изучении имён прилагательных в 6 классе можно не ограничиваться сравнением двух текстов с прилагательными и без них, а показать роль данной речевой категории при решении задач речевого общения и составлении текстов, которые могут быть использованы в конкретной ситуации: пропажа-находка животного, какого-либо предмета.

Н.Н. Бебешина и В.П. Свириденков описали варианты речевых ситуаций, в процессе моделирования которых учащиеся овладевают умением составлять предложения по различным моделям и использовать их в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Так, например, ученикам предлагается составить предложения, которые могут быть использованы ими при посещении магазинов, лечебных учреждений,  банка, учреждений бытового обслуживания, культуры, а так же на производстве.

Для организации коммуникативной деятельности используются упражнения в выражении просьбы, обращении с поручением, вопросом, отчёт о проделанной работе.

Применение приема моделирования речевых ситуаций обеспечивает формирование нескольких коммуникативных базовых учебных действий, прежде всего: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия; слушать собеседника; дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний; владеть основами диалогической речи.

Обучение диалогу.

Диалогическое высказывание выступает как основная форма речевого общения, в процессе которого активно усваиваются и представлены все аспекты речевой коммуникации.   Диалог – это четкая постановка вопросов, умение слышать ответ, быстро реагировать на него, в случае необходимости перестраивать формулировку вопроса, умение управлять диалогом, «не уходить» от главной для данного момента задачи. Диалог может протекать либо в форме ответов на вопросы, либо в форме разговора. Знание ситуации является фактором, определяющим грамматический строй устной диалогической речи, включение в диалогическое общение невербальных средств. Участие в диалоге предполагает знание правил речевого поведения и умения пользоваться ими.

Диалог является средством методического воздействия на учащихся, средством развития их коммуникативных умений. Учебный диалог формирует ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения:

  • проявление интереса к беседе;
  • обеспечение внимания к собеседнику;
  • умения:
  • вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно;
  • строить речь грамматически правильно;
  • точно отбирать слова для выражения мыслей;
  • придавать речи соответствующую интонационную окраску.

На уроках может быть организован диалог как ученика с учителем, так и ученика с учеником. Задача педагога – дать необходимые знания и умения учащимся для полноценного и правильного ведения диалога.

В процессе учебного диалога учитель требует от учеников полных ответов на поставленные вопросы. Но и в старших классах построение связных, грамматически правильных высказываний представляет трудность для обучающихся с умственной отсталостью. Попытки самостоятельно сформулировать  грамотный ответ, понятный для окружающих, часто бывают неудачными, поэтому старшеклассники  предпочитают отвечать на вопросы односложно, что делает диалог малоэффективным. Повышению речевой активности обучающихся способствует использование опор, с помощью которых они  смогут правильно построить ответ на вопрос, сформулировать вывод, выразить согласие с чужим мнением или доказать свою точку зрения. Для построения высказываний можно предложить следующие опоры:

  1. Чтобы  выразить свое мнение:
  • Я думаю, что …
  • По – моему мнению …
  • Мне кажется, что …
  • Я считаю, что …
  • Я хочу сказать, что …
  1. Чтобы  согласиться:
  • У меня такое же мнение, что…
  • Я с вами согласен, что…
  • Вы правы, …
  1. Чтобы выразить противоположное мнение:
  • Я думаю иначе…
  • Я с тобой не согласен …
  • Мне кажется, ты не прав …
  1. Чтобы  дополнить ответ:
  • Извините, можно я дополню…
  • Да, кстати …
  • У меня есть что добавить …
  • Можно мне предложить?
  • А я хочу добавить, что …
  1. Если  не уверен в ответе:
  • Я сомневаюсь, что…
  • Я не уверен, что …
  • Я ещё хочу подумать… и др.

Кроме умения отвечать на вопросы для ведения диалога  необходимо уметь самостоятельно задавать вопросы. Постепенному овладению обучающимися умением ставить вопросы способствуют такие задания как:

  • выделение вопросительного слова в предложении, дополнение предложения вопросительным словом;
  • постановка вопросов к предложению (к тексту, к правилу) по данному началу;
  • постановка к одному предложению (абзацу текста, правилу) как можно большего количества вопросов и выбор ответа на каждый из них;
  • выбор из нескольких предложенных вопросов подходящего к данному ответу и наоборот, выбор правильного ответа на поставленный вопрос;
  • постановка к тексту «тонких» (кто?, что?, куда?, где?, когда? и т.д.) и «толстых»  вопросов, требующих развёрнутого ответа ( почему?, зачем?, как?,  что было бы, если и др.)

При обучении постановке вопросов эффективно применение игровых приёмов. Приведём несколько примеров.

Приём «Аукцион вопросов» позволяет повысить интерес обучающихся к  упражнению в постановке разнообразных вопросов к тексту или какой-то его части, которое  учитель  организует в виде аукциона. Победителем «аукциона» объявляется ученик, который последним задал правильный вопрос.  При проведении такого «аукциона» обучающиеся пользуются заранее подготовленными опорами  с вопросительными словами.

 Игра «Да-нетка».  В соответствии с темой урока учитель загадывает нечто (словарное слово, действие, признак,  какое-либо понятие и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель отвечает только словами «да», «нет», «и да и нет». Если вопрос задаётся некорректно или требует другого ответа, учитель может отказаться от ответа заранее установленным жестом. Трудность при проведении игры может заключаться в том, что обучающиеся не всегда слышат или не запоминают вопросы друг друга, повторяют их. Для предупреждения повторения вопросов каждый ученик прежде чем задать свой вопрос, должен сделать вывод из предыдущего ответа учителя. Для построения высказывания ученикам предлагается опора: «если это не …, то может быть ….»

Для отработки умения задавать вопросы и отвечать на них на уроке можно использовать игру «Интервью». Правила: первый учащийся называет того, кому адресует вопрос, и задает его; ученик, кому адресован вопрос, отвечает на него и задает свой вопрос другому однокласснику. Тему интервью задаёт учитель.  Например, в ходе интервью о какой-либо части речи, учащиеся могут актуализировать имеющиеся у них знания.

По мере усвоения образцов вопросов и ответов нужно обучать школьников  самостоятельному ведению диалога. Овладению умением вести диалог способствуют упражнения,  предусмотренные в учебниках русского языка  на определение реплик каждого из участников диалога, установление их очерёдности, дополнение реплик, восстановление и дополнение диалога и др., которые систематически используются на уроках. Для овладения диалогом, как формой общения используются упражнения:  разговор по подобию, по образцу, продолжение начатого разговора, беседа на основе ситуации в ходе учебной работы, диалог по словесной инструкции (когда намечается содержание разговора).

 Диалог ученика с учеником требует специально организованной деятельности, преднамеренного создания такой обстановки, в которой у обучающихся  возникает потребность в общении. Этому способствует работа в группах, в парах постоянного и сменного состава, когда ученикам нужно договориться о распределении ролей при планировании предстоящей работы, осуществить взаимопроверку, спросить, объяснить  друг другу и т.д. Инструкция для учащихся в этом случае начинается со слов:

- договоритесь…

- предложи соседу…

- расскажи группе…

- сравни  с результатом…

- спроси у соседа…

Для организации взаимодействия в парах сменного состава можно использовать приём «Свободная парта», когда учащиеся, закончившие задание раньше других пересаживаются за свободную парту, чтобы сверить результаты, разобраться в задании или выполнить его совместно.

Организация работы по овладению обучающимися основами  диалогической речи способствует формированию таких коммуникативных базовых учебных действий,  как умение слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения,  излагать свое мнение, дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях.

Обучение монологическому высказыванию.

Речевое общение не исчерпывается диалогической речью. В самых различных ситуациях требуется связное последовательное изложение мыслей. Овладение монологической речью представляет для учеников с умственной отсталостью чрезмерно сложную задачу. В известной мере это связано с трудностями планирования высказывания. Формирование умения строить монологическое высказывание  осуществляется через использование различных опор. На уроках русского языка это опоры для постановки вопросов, выражения своего мнения, построения вывода, которые упоминались ранее. Кроме этого для обучения построению связного монологического высказывания можно использовать вопросный план, который на уроке не только определяет последовательность изучения понятия, но и служит  опорой для рассказа о нём. Опорой для такого рассказа может быть и кластер, составленный в процессе изучения темы на уроке.

Овладению основами монологической речи способствуют упражнения в составлении рассказа по аналогии, по опорным словам, в придумывании начала  или конца истории с опорой на наглядность и без неё.

Повышению мотива обучающихся к монологическому высказыванию может способствовать приём педагогической техники «Вводим роль».  На уроке вводятся роли «почемучек», «подводящего итоги», «дежурного по словарю», соответственно которым ученики формулируют вопросы учителю или классу, подводят итоги, находят информацию в словаре.

В процессе  обучения монологическому высказыванию у обучающихся формируются умения выражать свои мысли с определённой степенью  полноты и точности,  использовать при этом доступные источники и средства информации.

Обучение деловому письму.

Обучение деловому письму  в специальной (коррекционной) школе VIII вида проводится на специальных уроках и является своеобразной формой социализации, т.к. необходимость составлять деловые бумаги, выбрать нужный бланк в представленных образцах учреждения и грамотно его заполнить возникает у выпускников школы сразу после ее окончания. На уроках делового письма обучающимся наглядно доказывается, как важно в современном обществе, где существует конкуренция на рынке труда, проявить себя ответственным, самостоятельным, грамотным человеком, поэтому работа над деловыми бумагами очень актуальна, т.к. позволяет повысить уровень информационной компетентности учеников. На понятных жизненных ситуациях ребята убеждаются в необходимости овладевать умением грамотного оформления деловых бумаг, осознавая, что в современном обществе это позволит  им быть социально более независимыми.  

Программой предусмотрено обучение составлению многих видов деловых бумаг, необходимых для организации самостоятельной жизни, формирование навыков по их оформлению в соответствии с общепринятыми правилами. Например, в 8-м классе учащиеся учатся составлять заявления, писать автобиографию, доверенность, заполнять анкеты. Деловые бумаги пишутся по определённому плану, образцу, на специальных бланках или в свободной форме. Предварительно учащиеся обговаривают содержание документа, его назначение, орфографические и пунктуационные особенности. Проведение на таких уроках ролевых игр, составление устных диалогов по различным деловым ситуациям помогает учащимся правильно строить диалог при посещении различных учреждений (например, поликлиники, Центра занятости населения, почты и т.д.), совершенствует их коммуникативные умения и навыки.  Всю работу по составлению деловых бумаг можно вести в специальных тетрадях, где постоянно из года в год накапливается материал. Такая тетрадь становится для учащихся своеобразным справочником.

Обучение деловому письму способствует формированию у обучающихся  коммуникативных умений: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний с учётом специфики ситуации.

Работа по формированию коммуникативных базовых учебных действий в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида должна осуществляться систематически. Добиться успешных результатов в этом направлении невозможно не создавая ситуации общения, диалога, стимулирования потребности в речевом высказывании.  Учителю русского языка  необходимо не только требовать от обучающихся грамотно излагать свои мысли  на уроках, но и стремиться учить их переносить усвоенные нормы и правила в  различные речевые ситуации.

Овладение коммуникативными умениями у умственно отсталых детей протекает тем более успешно, чем прочнее обучение языку связывается с различными видами деятельности. Поэтому, каждый вид работы на уроке должен представлять собой ситуацию, которая, в свою очередь, должна соответствовать реальным коммуникативным потребностям учащихся, стимулировать их положительную мотивацию к общению, быть информационно насыщенной; предопределять вид речевой деятельности (говорение, письмо), а также форму общения (устную или письменную). 

Знание особенностей и возможностей каждого ученика также является  одним из условий успешной организации работы по формированию  у них коммуникативных умений.     

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

Самоподготовка в 7 классе специальной (коррекционной) школы вида

Конспект самоподготовки в 7 классе специальной (коррекционной) школы  вида...

Программа факультативных занятий по учебно-методической разработке «Этика речевого общения» предназначена для обучающихся 5-6 классов, специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Актуальность данной программы заключается в том, что в ней рассматриваются вопросы овладения речевым этикетом, как составной частью культуры речевого общения, которая, в свою очередь является необходи...

Формирование навыков самоконтроля у учащихся 3-го класса специальной коррекционной школы VIII вида

Курсовая работа специалиста, раскрывающая вопрос формирования навыков самоконтроля у учащихся 3-го класса специальной коррекционной школы VIII вида...

Программа по формированию здорового образа жизни для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы V111 вида «Расти здоровым»

Вопрос сохранения и укрепления здоровья школьников является ключевым из наиболее перспективных направлений деятельности школы, ориентированных на обучение и воспит...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ «ПИСЬМО И РАЗВИТИЕ РЕЧИ, «ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ» (для обучающихся 5 – 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида)

Контрольно-измерительные материалы разработаны для входящего, промежуточного и итогового контроля по письму и развитию речи, чтению и развитию речи для обучающихся 5–9 классов специальной (коррекционн...