Рабочая программа по эллективному курсу "Основы проектно-исследовательсной деятельности" в 10 классе
элективный курс (10 класс)
Рабочая программа по эллективному курсу "Основы проектно-исследовательсной деятельности" в 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Эллектив проектная деятельность 10 класс | 38.1 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ
«ОСНОВЫ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В 10 КЛАССЕ
Учитель: Лаврикова Елена Валерьевна
г. Смоленск
2018-2019
Пояснительная записка
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат. Элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» вводится для целенаправленной теоретической и практической подготовки учащихся 10-х классов к освоению новых технологий. Программа проектной деятельности направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Программа элективного курса направлена на формирование методологических качеств обучающихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его конкурентоспособность. Основным механизмом развития конкурентоспособности обучающихся является образовательный процесс, направленный на формирование ключевых компетентностей: проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной и информационной.
Курс, в основу которого положен собственный исследовательский поиск, а не усвоение готовых знаний позволит сделать обучение более интересным, и соответственно получить более высокие результаты.
Цель данного курса - способствовать целостному освоению основных теоретических, технологических, креативных и аксиологических позиций культуры исследовательской деятельности учащихся.
Данный курс решает следующие задачи:
- знакомство с принципами и правилами организации исследовательской деятельности, методологией исследования;
- формирование у учащихся исследовательских умений и навыков в процессе работы над литературой;
- формирование навыков поиска и работы с различными информационными источниками;
- развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;
- развитие и закрепление навыка рефлексии собственной деятельности в процессе овладения методами научного познания;
- формирование навыков презентации результатов собственной деятельности;
- формирование у учащихся потребности к целенаправленному самообразованию;
- развитие самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.
Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, работа в архивах, библиотеке, работа в компьютерном классе, экскурсия.
Место курса в системе проектно-исследовательской работы в школе: курс является вспомогательной дисциплиной к проектно-исследовательской работе учащихся, к их сотрудничеству с научными руководителями.
Данный курс должен помочь овладеть школьникам способами коллективной и индивидуальной деятельности, стать фактором формирования творческого и самостоятельного мышления.
Методы проведения определяются целями и задачами данного курса. Таким образом:
- учащиеся овладевают научными понятиями, необходимыми для проведения исследования;
- учащиеся овладевают умениями выделять проблему, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, правильно и грамотно формулировать свои мысли;
- учащиеся накапливают опыт самостоятельной работы с научной литературой и источниками;
- учащиеся приобретают навык управления процессом собственного исследования, самостоятельного поиска и анализа ситуаций, оригинального решения проблемы, защите результатов исследования;
- в области коммуникативной компетенции учащиеся овладевают основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива.
Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
Программа позволяет реализовать следующие подходы:
- компетентностный;
- личностно-ориентированный;
- деятельностный.
- Требования к уровню подготовки учащихся:
- По результатам курса обучающиеся должны овладеть:
- знаниями об основных этапах организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация (защита));
- научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и др.);
- знаниями об основных источниках информации (книги, энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.);
- методами исследования (наблюдение, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, тестирование и др.);
- правилами оформления списка использованной литературы;
- навыком логического построения системы доказательств;
- общими правилами успешной презентации, защиты работы;
- правилами оформления работы;
- способами хранения информации.
- Обучающиеся должны уметь:
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- разделять исследовательскую деятельность на этапы;
- формулировать и ставить проблему исследования;
- составлять план исследования;
- анализировать изученность проблемы, над которой предстоит работать в теории и практике;
- выделять объект исследования;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- пользоваться и анализировать литературные источники;
- делать выводы и заключения на основе проведённых исследований;
- работать в группе;
- отстаивать и публично защищать свою точку зрения.
Критерии и показатели усвоения материала:
В ходе освоения программы курса целенаправленно формируются универсальные учебные действия (прил.1)
В ходе решения системы проектных задач у обучающихся предполагается формирование следующих способностей:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Курс рассчитан на 34 часа.
Формы контроля:
- диагностика исследовательских умений обучающихся (прил. 2)
- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
- презентации проектов обучающихся;
- научно-практические конференции;
- анкетирование;
- выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе, ведение дневника наблюдений и пр.
Ожидаемый результат:
Учащийся знает:
- ценностно-нормативный характер, отражающий понимание смысла исследовательской деятельности («знаю зачем»);
- знания декларативного характера, отражающие владение информацией о содержании, формах, историческом развитии теории и практики научного исследования («знаю что»)
- знания процедурного характера, отражающие представления о методах и приемах исследования, применяемых при решении стандартных и нестандартных познавательных проблем («знаю как»)
Учащийся имеет навыки:
- планировать исследования;
- организовать исследования;
- контролировать исследования;
- регулировать исследования;
- анализировать исследования;
- работать в библиотеке;
- находить информацию для решения выявленной проблемы, используя различные информационные ресурсы;
- конспектировать литературу, составлять тезисы, библиографию;
- ставить цели и задачи исследования;
- подбирать методы исследования адекватные поставленным задачам.
Учащийся приобретает опыт:
- работы с различными информационными ресурсами
- анализа и конспектирования литературы
- постановки проблемы, обоснования актуальности исследования
- определения целей и задач исследования
- самостоятельной организации исследовательской деятельности
- рефлексии собственной поисковой, организационной деятельности
- публичной защиты результатов собственного исследования
Методическое обеспечение курса: занятия по элективному курсу «Основы учебного исследования» предполагают сочетание двух основных форм работы (лекционную и семинарскую) и использование материалов книги – Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию. – М.: 5 за знания, 2011.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Основы исследовательской деятельности. | 21 ч. |
2. | Основы проектной деятельности. | 2 ч. |
3. | Планирование и реализация проекта. | 11 ч. |
Итого: | 34 ч. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ урока | дата | ТЕМА |
Основы исследовательской деятельности | ||
1 | Введение. Основные понятия исследовательской деятельности. Общее и частное в исследовании | |
2-3 | Что такое реферат и как его написать. | |
4-5 | Методика работы с текстом. | |
6-7 | Как правильно создать презентацию? | |
8-11 | Методы исследовательской деятельности. | |
12-14 | Основные шаги исследования | |
15-16 | Эксперимент и исследование | |
17-20 | Индивидуальные консультации по оформлению исследовательских работ, подготовка к защите. | |
21-22 | Тезисы и рецензия. | |
23-24 | Защита исследовательских работ | |
Основы проектной деятельности | ||
25 | Введение. Основные понятия проектной деятельности. | |
26 | Теоретические основы проектирования. | |
Планирование и реализация проекта | ||
27 | Структура и этапы проекта. | |
28 | Определение темы, цели и основных задач. Планирование проектной работы (в «малых» группах). | |
29-31 | Реализация проектов. | |
33-34 | Защита проектов и оценка результатов. Подведение итогов курса. |
Приложение 1 Универсальные учебные действия
проектировочные | исследовательские | информационные | кооперативные |
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. | Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. | Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. | Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. |
коммуникативные | экспериментальные | рефлексивные | презентационные |
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. | Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. | Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. |
Приложение 2
Диагностика исследовательских умений учащихся
Критерии оценивания | Высокий | Средний | Низкий | |
1 | Умение сформировать тему. | Исходя из проблемы, может сформулировать тему. | Недостаточно верная (точная) формулировка темы. | Не может сформулировать тему. |
2 | Умение обосновать актуальность. | Умеет выделить факты, теоретические правила, конкретные предложения (четкие), обосновывающие актуальность. | Недостаточно полно представлена актуальность темы. | Выдвигает несущественные варианты. |
3 | Умение грамотно обосновать научный аппарат. | Формулирует цель, задачи; выделяет объект предмета, выдвигает гипотезу, обосновывает, | Работа выполняется частично; имеются отдельные элементы научного аппарата. | Не умеют выделить и обосновать научный аппарат. |
4 | Новизна. Практическая значимость. | Умеет выдвигать и систематизировать условия, при которых гипотеза подтверждается. | Выполняет частично. | Не справляется с данным заданием. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов»М: 5 за знания, 2009. - 304с.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
- Новожилова М.М. Как корректно провести исследование, от замысла к открытию М: 5 за знания, 2011. - 216 с.
- Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
- Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творчес-кой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
- Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
- Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
- Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
- Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"
Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана п...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"
Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана программа внеурочной де...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Волшебная ниточка» (общекультурное направление) внеурочная деятельность для учащихся 5 класса
По целевой направленности она является прикладной и предназначена для обучающихся 5 класса, которой могут...
Рабочая программа хорового кружка "Пою моё Отечество" 1 класс (ФГОС, внеурочная деятельность)
Данная рабочая программа составлена на основе репертуара гжельского композитора Владимира Стрелкова в соответствии с ФГОС НОО. Необходимый музыкальный материал можно найти по ссылке http://yadi....
Рабочая программа и КТП кружка по внеурочной деятельности 5-6 класс для классов казачьей направленности "Казаки - хранители православной веры" ФГОС
Требования к личностным результатам:формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех н...
Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...