Интегрированный урок в 8 классе по теме «Der romantische Rhein»
план-конспект урока по немецкому языку (8 класс)

Рудченко Татьяна Васильевна

Интегрированный урок в 8 классе по теме «Der romantische Rhein»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrir._urok.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка интегрированного урока                                                                 (немецкий язык, литература, музыка) в 8 классе.

 

Thema «Der romantische Rhein»

(«Романтический Рейн»)

                                                                                                                             

Цели урока:                                                                                      1Образовательная :

-  ознакомить учащихся с творчеством Г. Гейне, Л.в. Бетховена, с их вкладом               в национальную культуру Германии и мировую культуру.

        2. Практическая :

- формировать у учащихся умение осмысливать и интерпретировать произведения Г.Гейне и Л.в. Бетховена с учётом уровня владения учащимися немецким языком.

       3. Воспитательная:

- пробуждать интерес к личности Г.Гейне, Л.в. Бетховена и их творчеству.

Оборудование урока: портреты Г.Гейне, Л.в. Бетховена, аудиозапись «Лорелея», «Лунная соната», карта Германии, путеводитель  по Германии.

Ход урока

   I. Оргмомент.  Вступительное слово учителя.

 

Der größte und längste Fluss der BRD ist der Rhein. “Vater Rhein” wird dieser schöne Strom im Volke genannt. Und heute beginnen wir die Reise den Rhein hinunter.

Seht auf die Karte! Der Rhein entspringt in den Schweizer Alpen und strömt in den Bodensee, bildet die Grenze mit der Schweiz, Frankreich, zieht durch das ganze Land ( die Städte Mainz, Bonn, Köln, Düsseldorf ) vorbei und mündet auf holländischem Boden in die Nordsee.

Der Rhein ist für die BRD nicht nur ein Fluss, sondern auch die Geschichte des Landes.

II.  Обучение чтению.

                         Дюссельдорф – родина Генриха Гейне.

1. In Düsseldorf am Rhein wurde der große deutsche Dichter Heinrich Heine geboren.

 Jetzt lesen wir einiges aus seiner Biographie und aus dem Schaffen von H.Heine.

Danach musst ihr 10 Fragen des Wissenstotos beantworten.

2. Словарная работа:

die Heimatstadt, wurde… geboren, studieren (-te, -t), der Gedichtband (-bände), erscheinen (-ie, -ie), die Harzreise (der Harz, die Reise), die politische und soziale Zustände kritisieren, das Grab (Gräber), besingen (-a,-u).

Text

a) Der große deutsche Dichter Heinrich Heine wurde am 13. Dezember 1797 in der Stadt Düsseldorf am Rhein geboren.

b) Heines Vater war Kaufmann. Heinrich sollte wie sein Vater Kaufmann werden. Aber dieser Beruf  interessierte  ihn  nicht. Seit 1819 besuchte Heine die Universität zuerst in Bonn, dann in Göttingen und in Berlin. Er studierte Recht, interessierte aber für Literatur, Kunst und Politik.

c) Heines erster Gedichtband erschien 1822, er bekam den Titel «Buch der Lieder».

d) Heine schrieb auch Prosawerke, z.B. «Die Harzreise», die er nach seiner Reise durch den Harz schrieb.

e) 1831 emigrierte Heine nach Paris (Frankreich). Hier lebte er bis zu seinem Tode.

Hier schrieb er sein größtes politisches Poem «Deutschland. Ein Wintermärchen».

f) Heinrich Heine besang den größten Fluss «Rhein» im Gedicht «Lorelei».

g) Der große deutsche Dichter Heinrich Heine starb am 27. Februar 1856.                           Sein Grab befindet sich in Paris, der Hauptstadt Frankreichs.

                 

III. Контроль диалогической речи.

 Вопросы учащимся к прочитанному тексту.                                                                                                               1. Wer ist H.Heine ?                                                                                                                                            2.Wann und wo wurde er geboren?                                                                                                                 3.Wo und was studierte er ?                                                                                                                                       4.Wofur iteressierte er sich ?                                                                                                                      5.Wie heisst sein grosstes Poem ?                                                                                                                                               6.In welchem Gedicht besang H.Heine «Rein» ?                                                                      

Ответы учащихся.                                                                  

IV. Обучение устной речи. Работа над стихотворением «Лорелея».

Учитель: Творчество Генриха Гейне многогранно. Его ранняя «Книга песен» (1827) завоевала признание и любовь во всём мире. «Книга песен» создавалась10 лет. Это явно романтическое произведение. И свидетельство тому – стихотворение «Лорелея», которое было создано по народной легенде о скале на Рейне, где многие рыбаки нашли свою смерть в бурных потоках реки…

       

       Wollen wir  jetzt Lorelei kennenlernen.                                                                    

 

       Hört das Gedicht «Lorelei» zu und sagt, wie die Sprache des Gedichtes ist.

       Чтение стихотворения на немецком языке.

                                               LORELEI

Ich weiß nicht, was soll es bedeuten,

Dass ich so traurig bin;

Ein Märchen aus alten Zeiten,

Das kommt mir nicht aus dem Sinn.

                                      Die Luft ist kühl und es dunkelt,

                                      Und ruhig fließt der Rhein;

                                      Der Gipfel des Berges funkelt

                                      Im Abendsonnenschein.

Die schönste Jungfrau sitzet

Dort oben wunderbar,

Ihr goldnes Geschmeide blitzet,

Sie kämmt ihr goldenes Haar.

                                      Sie kämmt es mit goldenem Kamme

                                      Und singt ein Lied dabei;

                                      Das hat eine wundersame,

                                      Gewaltige Melodei.

Den Schiffer im kleinen Schiffe

Ergreift es mit wildem Weh;

Er schaut nicht die Felsenriffe,

Er schaut nur hinauf, in die Höh.

                                       Ich glaube, die Wellen verschlingen

                                       Am Ende Schiffer und Kahn;

                                       Und das hat mit ihrem Singen

                                       Die Lorelei getan.

 Viele Dichter übersetzten das Gedicht ins Russische. Das sind  z.B. A.Block,      S.Marschak, W.Lewik und andere. Lest, bitte, diese Übersetzungen und sagt, wessen Übersetzung euch am besten gefällt. Ihr könnt sie vorlesen.

Чтение переводов про себя, вслух, высказывание своего мнения.

ЛОРЕЛЕЯ

а) перевод С.Маршака

Не знаю, о чём я тоскую,

Покоя душе моей нет.

Забыть ни на миг не могу я

Преданье далёких лет.

                                                Дохнуло прохладой. Темнеет.

                                                Струится река в тишине.

                                                Вершина горы пламенеет

                                                Над Рейном в закатном огне.

Девушка в светлом наряде

Сидит над обрывом крутым,

И блещут, как золото пряди

Под гребнем её золотым.

                                                Проводит по золоту гребнем

                                                И песню поёт она.

                                                И власти и силы волшебной

                                                Зовущая песня полна.

Пловец в челноке беззащитном

С тоскою глядит в вышину.

Несётся он к скалам гранитным,

Но видит её лишь одну.

                                                А скалы кругом всё отвесней,

                                                А волны – круче и злей.

                                                И верно, погубит песней

                                                Пловца и челнок Лорелей.

б) перевод А.Блока

                     Не знаю, что значит такое,

                     Что скорбью я смущён;

                     Давно не даёт покою

                     Мне сказка старых времён.

                                     Прохладой сумерки веют,

                                     И Рейна тих простор;

                                     В вечерних лучах алеют

                                     Вершины дальних гор.

                       Над страшной высотою

                       Девушка дивной красы

                       Одеждой горит золотою,

                       Играет златом косы.

                                      Золотым убирает гребнем

                                      И песню поёт она;

                                      В её чудесном пеньи

                                      Тревога затаена.

                       Пловца на лодочке малой

                       Дикой тоской полонит;

                       Забывая подводные скалы,

                       Он только наверх глядит.

                                       Пловец и лодочка, знаю,

                                       Погибнут среди зыбей;

                                       И всякий так погибает

                                       От песен Лорелей.

в)  перевод В.Левика

Не знаю, что стало со мною,                          И кос её золото вьётся.

печалью душа смущена.                                 и чешет их гребнем она,

Мне всё не даёт покоя                                    и песня волшебная льётся,

старинная сказка одна.                                   неведомой силы полна.

Прохладен воздух, темнеет,                           Безумной охвачен тоскою,

и Рейн уснул во мгле.                                     гребец не глядит на волну,

Последним лучом пламенеет                         не видит скалы пред собою –

закат на прибрежной скале.                           он смотрит туда, в вышину.

Там девушка, песнь распевая,                        Я знаю, река, свирепея,

сидит на вершине крутой.                               навеки сомкнётся над ним,

Одежда на ней золотая,                                   и это всё Лорелея

и гребень в руке – золотой.                             сделала пеньем своим.

                                   

Friedrich Silcher komponierte Musik  zu Heines Gedicht. Hört, bitte, dieses Lied zu!

Ihr könnt mitsingen.

Прослушивается аудиозапись песни «Лорелея».

Wir nehmen von Heinrich Heine Abschied und reisen weiter.

V. Обучение  аудированию.

                  Bonn ist die Heimat von Ludwig van Beethoven.

Wir reisen weiter. Am linken Rheinufer liegt die Stadt Bonn. Der berühmteste Sohn der Stadt ist der große deutsche Komponist Ludwig van Beethoven. Er wurde 1770 in Bonn geboren. Ludwigs Vater und Großvater waren Musiker. Von Kindheit an interessierte Ludwig für Musik. Sein erstes Konzert gab er mit 8 Jahren in Köln. Er spielte Cembalo, Geige, Orgel. Seit 1792 lebte er in Wien (Österrreich), hier schrieb er alle seine 9 Sinfonien. Die unerwartete Taubheit war tragisch für den Komponisten. Er starb 1827.

                               

VI. Контроль понимания.

Учащиеся дают русский перевод предложенного им текста и рассказывают о том, что еще им известно о композиторе.                                                                                 Одно из самых изумительных сочинений, произведение, показывающее нам композитора с новой лирической стороны, это «Лунная соната». Сам Бетховен назвал это произведение сонатой – фантазией, а название «Лунная» она получила уже после смерти композитора по предложению одного из друзей Бетховена – поэта Людвига Рельштабе.

«Лунная соната» была создана в ту пору, когда глохнувший композитор влюбился в свою ученицу – графиню Джульетту Гвиччарди.

   

Прослушивание « Лунной сонаты» Бетховена.

Hört euch, bitte, « Mondscheinsonate» аn.

После прослушивания «Лунной сонаты» Бетховена учащиеся отвечают на вопрос:  Welchen Eindruck hat die Musik auf  ihr  gemacht.

 

                   

     Und jetzt nehmen wir von Ludwig van Beethoven Abschied.  

VII. Заключительное слово учителя.

Unsere Rheinreise  ist leider zu Ende.

        1.Zu Hause könnt ihr  euch die Musik von Beethoven noch einmal anhören                        und das Gedicht von Heine auswendig lernen.

        2.Die Noten den Schulern.

                                         

Литература

1.Александрова Т.С., Кузавлев В.Е. Школьный немецко-русский страноведческий  словарь. М.: Дрофа, 2001.

2.Гейне Г. Стихи. М.: Государственное издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1996.

4.Зайцева В.Н., Бочкарёва В.В. Интегрированный урок.   Иностранные языки в школе. 2002. № 4.

5.Овчинникова А.В., Овчинников А.Ф. О Германии вкратце. Хрестоматия по страноведению Германии для чтения в старших классах средней общеобразовательной школы. М.: Лист, 2010.

6.Овчинникова А.В., Овчинников А.Ф. Читаем по-немецки. Рассказы и упражнения. М.: Иностранный язык, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (математика + экология) по теме «Все действия с десятичными дробями», 6 класс.

Обидно, зайдя в красивый лес, увидеть кучу мусора, который кому-то лень было довезти до свалки, «плачущие» берёзы после сбора сока, последствия страшных лесных пожаров. Всё это дело рук человече...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

План урока по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны- интегрированный урок. (8 класс)

Интегрированный урок- (8 класс) по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны....

интегрированный урок математика + химия на тему: «Решение задач по теме «Сплавы, растворы, смеси» для учеников 9 класса.

Цели урока:Рассмотреть алгоритм решения задач на сплавы, смеси и растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащ...

Интегрированный урок 10 класс по теме "Нефть"

Интегрированный урок (химия и география) в 10 классе позволяет предоставить нефть с разных сторон: химической, географической, исторической, экологической, экономической....

Интегрированный урок по теме „Der romantische Rhein"

Интегрированный урок по теме „Der romantische Rhein"...

Интегрированный урок (математика + история) по теме "Страницы истории на уроках математики. Важнейшие сражения Великой Отечественной войны". 5-6-й класс

Урок подготовлен к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Конспект представленного урока является обобщающим уроком по пройденной теме «Действия с целыми и дробными числами».Данный...