Интегрированный урок литературы и истории Тема урока: «Картины жизни русского барства. Конфликт Дубровского и Троекурова», 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок литературы и истории
Тема урока: «Картины жизни русского барства. Конфликт Дубровского и Троекурова», 6 класс
Технологическая карта
Тема: | Картины жизни русского барства. Конфликт Дубровского и Троекурова. | Объект интеграции (межпредмет-ные понятия) | Конфликт, крепостное право, барин, барство, помещик, крепостник, крепостной, холоп. |
Проблема: | Цели: | 1) Знакомство с содержанием произведения; 2) Прояснение мотивировку поступков героев; 3) Формирование навыка сравнительного анализа образов героев, выразительного чтения; 4) Развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; 5) Активизация познавательной деятельности, стимуляция мыслительной активности; 6) Воспитание культуру связной речи; 7) Воспитание толерантности, умения общаться. | |
Планируемые результаты: | Личностные: Метапредметные: Предметные: Познавательные: Регулятивные: Коммуникативные: | Самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков. Создание целостной картины восприятия проблемы урока за счет систематизации знаний; рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей, понимание взаимосвязи и неразрывности знаний различных областей науки. Умение определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям. Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей. Целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Время / Деятельность | Этап урока, учебная задача | Детальное описание этапа урока (осуществляемые действия и формируемые способы деятельности) | Обоснованные необходимости этого этапа | Материалы / IT ресурсы | ||||||
1-2 мин. | 1. Оргмомент | Приветствие. | Активация учащихся. | 1) https://infourok.ru/integrirovanniy-urok-po-literature-i-po-istorii-klass-2489718.html | ||||||
5 мин. | 2. Проверка домашнего задания. | Жанровые черты в произведении. -Какая история, рассказанная Нащокиным, легла в основу сюжета романа? (близкий приятель Пушкина рассказал историю про одного небогатого белорусского дворянина по фамилии Островский…) | 2) https://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-7458 3) http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met61/node13.html 4) Ершова Е.В., Кайдаш Т.Л., Платицына В.В.. Замятина Н.В. Интегрированный уроки истории, литературы, ИЗО в 6 классе | |||||||
1 мин. 2 мин. 5мин. 5-7 мин. | 3. Мотивация к учебной деятельно- сти. 4. Постановка учебных задач. 5. Сообщение темы урока 6. Слово учителя о картинах жизни русского барства. 7. Словарная работа | Слайд 2. От одного слова – да навек ссора Одна задириха, а другая неспустиха Нелады да свары хуже пожара - Подумайте, как эти пословицы связаны с содержанием романа. -Что становится причиной ссоры людей? (Разные характеры, интересы, привычки, цели и т.д.) Вывод: Возникают разногласия, а это уже конфликт. Мотивация: - На какой вопрос мы должны ответить? (Что привело к конфликту между помещиками?) Чтобы разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, необходимо понять их характеры, взгляды на жизнь, изучить их жизнь, быт. Слайд 3-4. Картины жизни русского барства Введение в историко – культурологический контекст: В начале 30-х годов Пушкин начинает писать прозаические произведения. Над романом « Дубровский» поэт работает с октября 1832 года по февраль 1833года. Начало « Несколько лет тому назад…» позволяет нам говорить о том, что действие происходит в 20 - е годы 19 века. В России существовало крепостное право. Крестьяне были крепостными и вольными. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Помещики владели обширными землями (поместьями) и большим количеством крестьян, но у некоторых владения были небольшими. Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия. Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своим имуществом, как хотели. Людей, не принадлежавших к дворянским фамилиям, они не считали достойными внимания. Дворяне жили, в основном, в своих поместьях. Крестьяне называли своего хозяина барином, хозяйку – барыней, а их детей – барчуками и барчатами. Слайд 5: Из словаря И.С.Ожегова: Конфликт - столкновение, серьёзное разногласие, спор. Крепостник – помещик, сторонник и защитник крепостного права. Крепостной – крестьянин, находящийся в крепостной зависимости и эксплуатации у крепостника. Холоп, 1. В крепостной России - крестьянин, слуга. 2.перен. Человек, готовый на всё из подхалимства Слайд 6: Н.Г.Чернышевский: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времён в начале романа «Дубровский». | Создание условия для возникновения интереса к предстоящей учебной деятельности Создание условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | |||||||
3 мин. | 9. Беседа | Слайд 8-10. -Какими занятиями был заполнен быт Троекурова? -Почему Дубровский был исключением из числа жертв? -Какой приём использовал автор, чтобы показать различия людей одного и того же сословия? (антитеза) | Организация осмысленного восприятия новой информации | |||||||
10 мин. | 10. Образы Троекурова и Дубровского. Сравнитель- ная характеристика образов. | 1. Практическая работа по группам Учитель: Пользуясь описанием жизни и быта помещиков, мы можем в полной мере выявить их сходства и различия -Попробуйте представить сходство Дубровского и Тоекуровав виде кластера Слайд 15: Кластер женились по любви рано овдовели родились в одном сословии ровесники характеры и наклонности одинаково воспитаны бывшие сослуживцы Вывод: Много общего, поэтому дружили Составление сопоставительной таблицы. Слайд 14. - Используя цитаты из 1 и 2 глав, расскажите о К.П.Троекурове и А.Г. Дубровском (каждая группа получает распечатанную таблицу, которую необходимо заполнить цитатами из 1-2 глав произведения)*** Вывод: Одной из главных в романе является тема так называемого «барства дикого», ярким представителем которого является помещик К.П.Троекуров. Пушкин живо рисует сцены, которые показывают самодурство и жестокость помещика. Всем этим Пушкин рисует обобщённый тип быта и нравов провинциального дворянства. Образ же самого Троекурова типичен для того времени. -Как Пушкин относится к Дубровскому? (Пушкин утверждает, что не перевелись в России и представители старинного дворянства – такие, как Дубровский, для которого честь, достоинство – не пустые слова) | Обеспечение осмысленного усвоения и закрепления знаний, приобретения умений и навыков | |||||||
5 мин. | 11. Конфликт между Троекуровым и Дубровским.
| - Какое увлечение объединяло обоих приятелей? (псовая охота, поэтому держали собак). -Какая была у Троекурова псарня? 1.Работа с иллюстрацией (слайд 12) -Подберите цитату к ним из текста (Кирилла Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться перед своими гостями.) (В сие время поднесли в лукошке К.П. новорожденных щенят. Он выбрал двоих, остальных велел утопить.) 2.Беседа по эпизоду «Описание псарни» Слайд 13: Псарня -Какие чувства вызывала псарня у его гостей? (Гости почитали обязанностью восхищаться) -У Дубровского (он не мог удержаться от некоторой зависти) - Почему? (Его состояние позволяло ему держать только двух гончихи одну свору борзых) Вывод: Условия проживания собак у него лучше, чем у его дворовых крестьян. | Обеспечение осмысленного усвоения и закрепления знаний | |||||||
12. Беседа по эпизоду «Нечаянный случай» | 3.Беседа по эпизоду «Нечаянный случай» - О каком нечаянном случае говорится в романе? ( Ссора Дубровского с одним из псарей Троекурова) - Что оскорбило Дубровского? (Псарь указал на его бедность) - Что явилось причиной гнева Троекурова? (Письмо Дубровского) -Какое происшествие усилило конфликт? (Случай в роще Дубровского) - Какой способ мести избрал Троекуров? (Пришла в голову мысль отобрать имение своего приятеля) Вывод: - Какую черту его характера подтверждают слова «Я не шут, а старинный дворянин» (гордость своим старинным дворянским родом). - Какую черту характера Троекурова подтверждают слова: «Врёшь, братец, какие документы. В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение» (гордость от осознания своей силы и богатства) -Кто помог Кириле Петровичу в осуществлении мести? (Заседатель Шабашкин) -Как ведёт себя Шабашкин с Троекуровым? ( Подобострастно) -Почему? Вывод: Маленький человек выслуживается перед богатым и влиятельным человеком. | Обеспечение осмысленного усвоения и закрепления знаний | ||||||||
5 мин. | 13. Сцена в суде. | Синквейн. Слайд 18. 2 прилагательных (раскрывают тему) 3 глагола (действия, относящиеся к теме ) Предложение (характеризует тему в целом) Слово – резюме (личное отношение к теме) 2.Проверка: Чтение синквейнов, комментарии, оценивание Вывод - Суд должен быть справедливым! -Автор в романе также поднимает проблему приспособленчества, взяточничества, продажности судебных чиновников, которая, к сожалению, есть и в наши дни! | Творческое самовыражение | |||||||
3 мин. | 14. Рефлексия | Размышляем о прочитанном 1.Соедини линиями
Слайд 19-20. Вывод: В пословицах заключена вековая мудрость народа А. С. Пушкин всегда воспевал тему дружбы, и он показывает Троекурова как человека, теряющего друга (переживает, даже охота не принесла ему радости, и победа в суде была омрачена;Дубровский тоже виноват.) - Какие же нравственные уроки вы извлекли для себя? | Анализ учащимися собственной деятельность на уроке. (Осуществление самооценку собственной учебной деятельности) | |||||||
5 мин. | 15. Итоги урока 16.Само-оценивание | Слайд 22. На экране: Я узнал о … Я понял, что… Заполнение оценочных листов, оценивание учителем | 1) Организация самооценку учениками собственной учебной деятельности. 2) Подведение итогов проделанной работы на уроке. | |||||||
2 мин. | 17.Домашнее задание | Прочитать главы 3-8. Написать мини-сочинение. Темы:«Отцы и дети в повести А. С. Пушкина «Дубровский», «Значимые имена героев повести», Смысл названия повести», «Дубровский» - повесть о любви», «Пейзаж в повести А. С Пушкина «Дубровский». |
Раздаточный материал
Сравнительная характеристика
Кирила Петрович Троекуров | Андрей Гаврилович Дубровский | |
Как назывались поместья? | Покровское | Кистеневка |
Описание дома и двора | «…в одном из своих поместий…», «…пространных его владений…» | Поселился «в остальной своей деревне», домишко |
Как автор определяет социальный статус Троекурова и Дубровского-старшего? | «старинный русский барин» | Обедневший помещик |
Нам известно, что Троекуров и Дубровский служили. До какого чина каждый из них дослужился? | Генерал-аншеф (высший генеральский чин) | Отставной поручик гвардии |
Опишите материальное положение и черты характера героев, используя цитаты. | «Его богатство, знатный род, связи давали ему большой вес в губерниях…» «Выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума», «надменный … с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно». | «нетерпеливость и решительность характера», «беден и независим», горд – отказался от предложения Троекурова поженить Машу и Владимира. |
Вывод | Троекуров выказывал все пороки человека необразованного. | Несмотря на бедность, Дубровский не теряет человеческого достоинства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)
Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе на тему«В поисках смысла жизни» по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»(В рамках конкурса к Дню православной к...
Тема: А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Класс: 6
Цели урока: 1). Показать мастерство Пушкина в создании ярких характеров;2).Учить определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мо...
Презентация к уроку по литературе в 6 классе на тему "Картины жизни русского барства. Конфликт А.Г.Дубровского К.П.Троекурова"
Презентация к уроку по литературе в 6 классе на тему "Картины жизни русского барства. Конфликт А.Г.Дубровского К.П.Троекурова"...
Интегрированный урок литературы и истории Тема: «М.В. Ломоносов – ученый и просветитель. Исследование ключевой темы «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 год»
Конспект бинарного урока по литературе и истории...
Конспект урока литературы в 6 классе «А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова».
Тип урока: комбинированныйЦели урока: Образовательные: Познакомиться с новым понятием «акростих».Познакомиться с историей создания произведения и содержанием первых 2-х глав.Формиров...
Использование интегрированных уроков в практике работы. Бинарный урок (литература + музыка) по теме «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Межпредметная интеграция – синтез фактов, понятий, принципов двух и более дисциплин.Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результа...
Бинарный урок литературы и истории «Блокадный Ленинград в произведениях русской литературы»
Конспект бинарного урока литературы и истории...