Рабочая программа учебного курса немецкого языка в 6 классе
рабочая программа по немецкому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа представляет собой программу учебного курса немецкого языка к УМК "Alles klar!" О.А. Радченко, Г. Хебелер для 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nemetskiy_yazyk_6_klass.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
6 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения учебного предмета
Изучение немецкого языка в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся 6 класса; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
Общая характеристика учебного предмета
Немецкий язык входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык как учебный предмет характеризуется межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.); многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой – умениями в четырех видах речевой деятельности); полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
В основной школе усиливается значимость принципов индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных). Все это позволяет расширить связи немецкого языка с другими учебными предметами, способствует иноязычному общению школьников с учащимися из других классов и школ, например, в ходе проектной деятельности с ровесниками из других стран, в том числе через Интернет, содействует их социальной адаптации в современном мире.
Рабочая программа по немецкому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерных программ по иностранным языкам (немецкий язык), рекомендованных Министерством образования и науки РФ (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. N1102). В программы внесены изменения в количество часов по изучаемым темам из резерва учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Место предмета «Немецкий язык» в учебном плане
Учебный план МОУ «Лицей №7» отводит 102 часа для обязательного изучения учебного предмета «Немецкий язык» в 6 классе из расчета 3 учебных часа в неделю в течение года.
Результаты обучения
Личностные результаты:
- формирование мотивации изучения иностранных языков;
- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
- стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие;
- стремление к лучшему осознанию культуры своего народа;
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны.
Метапредметные результаты:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
- развитие коммуникативной компетенции;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки.
Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере (т. е. владении иностранным языком как средством общения)
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении:
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее;
- сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- описывать события/явления, передавать основное содержание;
аудировании:
- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов;
- воспринимать на слух и выборочно понимать аутентичные тексты, выделяя нужную информацию;
чтении:
- читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания;
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием;
- читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой информации;
письменной речи:
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец;
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения.
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
- применение правил написания слов, изученных в основной школе;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных типов;
- распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц;
- знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
- понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка;
- знание признаков изученных грамматических явлений;
- знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция:
- знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка;
- знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
- понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция - умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
Б. В познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков;
- владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения;
- умение действовать по образцу/аналогии при выполнении упражнений;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- умение пользоваться справочным материалом;
- владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
В. В ценностно-ориентационной сфере: - представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями языка;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире;
- приобщение к ценностям мировой культуры.
Г. В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке;
- развитие чувства прекрасного.
Д. В трудовой сфере:
- умение рационально планировать свой учебный труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом.
Е. В физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся 6 класса и способствующих самостоятельному изучению немецкого языка и культуры стран изучаемого языка; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями; участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Графика и орфография
Знания правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их употребления в речи.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков немецкого языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах; членение предложений на смысловые группы; соблюдение интонации в различных типах предложений.
Лексическая сторона речи
Расширение объема продуктивного и рецептивного лексического минимума за счет лексических средств, обслуживающих новые темы, проблемы и ситуации общения. К 500 лексическим единицам, усвоенным в начальной школе, добавляется около 400 новых лексических единиц, включающих устойчивые словосочетания, оценочную лексику и реплики-клише речевого этикета, отражающих культуру немецкоязычных стран.
Развитие навыков их распознавания и употребления в речи.
Знание основных способов словообразования:
аффиксации:
- существительных с суффиксами -ung (die Ordnung), -heit (die Freiheit), -keit (die Sauberkeit), -schaft (die Freundschaft), -or (der Proffessor), -um (das Datum), -ik (die Musik);
2) прилагательных с суффиксами -ig (richtig), -lich (fröhlich), -isch (typisch), -los (fehlerlos); - существительных и прилагательных с префиксом un- (das Unglück, unglücklich);
- глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа: fern sehen;
словосложения:
- существительное + существительное (das Klassenzimmer)
- прилагательное + прилагательное (hellblau, dunkelrot)
- прилагательное + существительное (die Fremdsprache)
- глагол + существительное (der Springbrunnen)
конверсии (переход одной части речи в другую):
- существительные от прилагательных (das Grün, der Kranke)
- существительные от глаголов (das Schreiben, das Rechnen)
Распознавание и использование интернациональных слов (der Computer).
Грамматическая сторона речи
Расширение объема значений ранее изученных грамматических средств и овладение новыми грамматическими явлениями. Знание признаков и навыки распознавания и употребления в речи:
- нераспространенных и распространенных предложений;
- безличных предложений (Es ist kalt. Es ist Winter);
- предложений с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос “Wohin?”; предложений с глаголами beginnen, raten, vorhaben и др., требующими после себя Infinitiv c zu; все виды вопросительных и побудительных предложений; предложений с неопределенно-личным местоимением “man”; предложений с инфинитивной группой um … zu;
- сложносочиненных предложений с союзами denn, darum, deshalb; сложноподчиненных предложений с придаточными дополнительными – с союзами daβ, ob и др.
Знание признаков, распознавание и особенности употребления в речи сильных глаголов в Präsens, отобранных для данного этапа обучения, слабых и сильных глаголов с вспомогательными глаголами haben в Perfekt; сильных глаголов со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, sehen); Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов; глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt, Präteritum; Futurum (aufstehen, besuchen); возвратных глаголов в основных временных формах: Präsens, Perfekt, Präteritum (sich washen).
Навыки распознавания и употребления в речи определенного, неопределенного, нулевого артикля; склонения существительных нарицательных;степеней сравнения прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное управление: требующих Dativ на вопрос “Wo?” и Akkusativ на вопрос “Wohin?”; предлогов, требующих Dativ; предлоги, требующие Akkusativ.
Местоимения: личные, притяжательные, указательные, неопределенные (jemand, niemand).
Количественные и порядковые числительные. Название лет.
В результате изучения немецкого языка в 6 классе ученик должен
знать/понимать:
- основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
- особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
- признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
- роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру);
уметь:
говорение
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка;
- делать краткие сообщения, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
- использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения;
аудирование
- понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию;
- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные;
- использовать переспрос, просьбу повторить;
чтение
- ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку;
- читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации;
письменная речь
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец: расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;
- приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
- ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПК, мультимедиапроектор, аудиторная доска с магнитной поверхностью, игровые компьютерные программы по немецкому языку, двуязычные словари, алфавит (настенная таблица), карта Германии, грамматические таблицы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные Интернет-ресурсы:
http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»;
http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
http://www.1september.ru – газета «Немецкий язык», издательство «Первое сентября»;
http://www.openclass.ru – методические рекомендации по использованию ЦОР;
http://www.goethe.de – сайт Гёте-института;
http://www.vitaminde.de/ – журнал для изучающих немецкий язык;
http://www.dw.de – сайт «Немецкой волны»;
http://www.kaleidos.de – страноведческие материалы; |
http://www.hueber.de – сайт немецкого издательства учебной литературы; |
http://www.schubert-verlag.de – сайт немецкого издательства учебной литературы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык», 3 класс по ФГОС
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:· Закон РФ «Об образовании»· Приказ Минобраз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» 7 КЛАСС
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам и последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логик...
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык» 5 класс
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык» 5 класс...
Рабочая программа учебного курса "Эрзянский язык" (6 класс)
Рабочая программа соответствует учебному пособию « Эрзянский язык» для 6 класса общеобразовательных учреждений \О.В. Кочеваткина, А.М. Кочеваткин....
Рабочая программа учебного курса "Немецкий язык. 4 класс"
УМК "Первые шаги" И.Л. Бим, Л.И. Рыжова....
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык (10 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык (10 класс)...