Дифференцированный подход в обучении немецкому языку
статья по немецкому языку на тему
Статья "Дифференцированный подход в обучении немецкому языку". Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_differentsirovannoe_obuchenie.docx | 40.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход в обучении немецкому языку.
Дифференцированное обучение предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность. Наблюдения за педагогическим процессом в школе показывают, что в ходе осуществления индивидуального подхода к учащимся учителя, как правило, делят класс на слабых и сильных. Критериями этой дифференциации служат такие показатели, как активность ученика на уроке, добросовестное отношение его к занятиям, внимание, наличие интереса к изучению предмета и уровень успеваемости. Это позволяет учителю варьировать объем заданий, их сложность и характер оказываемой им помощи ученикам при выполнении заданий. Такой подход к дифференцированному обучению, безусловно, является правильным. Имеющиеся в практике преподавания сложности, связанные с реализацией принципа дифференциации, связаы с тем, что «деление» учащихся на группы по уровню обученности носит, как правило, субъективный характер.
Современная методика преподавания иностранных языков трактует индивидуализацию обучения не только как « адаптацию» учебного процесса к возможностям обучаемых, т. е. создание таких условий для работы учащихся, которые бы в наибольшей степени отвечали всему комплексу индивидуальных характеристик каждого из них. Речь идет также о наилучшем изменении, целенаправленном формировании индивидуальных особенностей каждого ученика. Это значит, что индивидуализация обучения иноязычной речевой деятельности при групповых формах работы должна предполагать не только знание и учет учителем уровня владения учащимися иностранным языком, но и максимальное использование уровня развития индивидуально - психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к тому или иному виду речевой деятельности.
Таким образом, дифференциация обучения предполагает учет как уровня подготовки учащихся, так и их потенциальных возможностей.
Следовательно, дифференцированное обучение – это такое обучение, при котором основные компоненты учебного процесса (содержание, организационные формы, средства обучения и многое другое) осуществляется, прежде всего, с учётом особенностей личности учащегося.
Отсюда следует, что та или иная серия упражнений должна включать в себя специальные задания, направленные на развитие индивидуально -психологических особенностей учащихся, определяющих их способность к иностранному языку.
В процессе обучения иностранному языку нужно учитывать:
- обучаемость, которая определяет характер психических процессов (память, восприятие, мышление и т.д.);
- обученность, т. е. уровень знаний и умений;
- работоспособность, трудолюбие, здоровье;
- уровень познавательной самостоятельности и активности;
- темп продвижения;
- отношение к учению, мотивация (познавательные интересы, потребности, эмоции);
- характер волевого развития;
- темперамент;
- возраст.
Дифференцированный подход к учащимся зависит от конкретных методов и приёмов обучения, направленных на расширение познавательной деятельности. Итак, в классе есть и сильные и слабые ученики. Если вести урок для “среднего” ученика, то сильные теряют интерес к учёбе – слишком просто, а слабые не слушают – очень трудно. В результате теряется интерес к учёбе. А ребёнок должен следить за ростом своего развития. Вот здесь и нужно дифференцировать задания от простого к сложному. Какие же методы этому способствуют?
Для выполнения упражнения нужно:
- указать тип задания (правило), на которое опирается данное упражнение;
- дополнения к заданию (схемы, план);
- указание или приведение аналогичного упражнения, сделанного раньше;
- объяснить ход выполнения упражнения;
- навести на мысль с помощью ассоциаций;
- расчленить сложное задание на ряд элементарных;
- поставить наводящие вопросы;
- предупредить и указать возможные ошибки.
Возьмём конкретный пример: учитель дал задание рассказать о Берлине (монологическая речь) и дифференцирует его от слабого ученика к сильному (от простого задания к сложному):
- краткий план ответа (дан учителем готовый или составлен учеником на основе учебника);
- тезисы о Берлине;
- карточка с вопросами, на которые нужно ответить, пользуясь учебником рассказ о Берлине (монологическое высказывание);
- рассказ + дополнительная информация о городе.
Индивидуальные задания при работе над глаголами.
При изучении спряжения глаголов: haben, sein, laufen, fahren, tragen, sehen, helfen, sprechen, geben целесообразно давать задания на подстановку глаголов в нужной форме, например:
1. Вставь глагол geben в нужной форме:
1) Meine Schwester … mir einen Kugelschreiber. 2) Ich … dem Lehrer mein Heft. 3) Wir … dem Vater die Zeitung.
2. Вставь глагол sein в нужной форме:
1) Ich …gross.. . 2) Dein Freund … Schuler. 3) Du … in der Klasse.
4) Meine Grossmutter und mein Grossvater … zu Hause.
Индивидуальные задания при изучении порядка слов в предложении.
Учащиеся часто допускают ошибки при составлении предложений. Для предотвращения ошибок целесообразно предложить учащимся выполнить, например, такие индивидуальные задания:
- Составь предложения из данных слов:
- Ich, der Mutter, Blumen, gebe.
- Meine, lernt, Schwester, gut.
- Deutsch, wir, sprechen.
- Die Lehrerin, in die Klasse, kommt.
- Продолжи предложения:
- Der Garten …
- Das Zimmer …
- Wir …
- Meine Schwester …
Подобные задания не только помогают учащимся практически усвоить порядок слов в предложении, но также развивают фантазию учащихся, их самостоятельное мышление.
Индивидуальные задания при работе над орфографией
При работе над орфографией рекомендуется использовать упражнения типа: вставь пропущенные буквы в словах (количество слов: 5-6):
- Unser Kla--enzimmer i-t gro-. Im Kla--enzimmer gibt es drei Fen-ter. Auf dem Fen-terbrettern stehen Blumen.
- Das Zi--er, die Kla--e, die Mu--er, die Grossmu--er, das Fensterbre--.
Возможны и другие индивидуальные задания на уроке:
1) коротко передать содержание текста, прочитанного дома (на русском языке);
2) составить несколько вопросов к тексту;
3) перевести предложения с русского языка на немецкий;
4) ответить на вопросы по теме.
Индивидуальные особенности учеников учитываются и при определении домашнего задания. Например, хорошо успевающим ученикам даётся задание пересказать текст, слабоуспевающим необходимо дать развёрнутый ответ на вопрос, составить план текста и т. д.
Я уже на протяжении многих лет стараюсь дифференцировать обучение на своих уроках.
- Делю класс (для себя) на три группы: слабые, средние и сильные.
- Составляю для каждой группы свои задания.
- Сложные задания комбинирую с игровыми моментами.
- Использую на уроках опоры, схемы, презентации.
Анализ результатов применения данного метода показывает:
- рост качества знаний учащихся;
- отсутствие неуспевающих по предмету;
- призовые места в районных и всероссийских дистанционных конкурсах.
Итак, принцип дифференцированного обучения является важнейшим принципом оптимизации обучения, так как на практике это позволяет каждому ученику достичь максимально возможного на данном уроке.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что осуществление дифференцированного подхода при обучении иностранному языку требует от учителя большого искусства. Он должен учитывать реальные условия, складывающиеся в классе, и возможности каждого ученика, ни в коем случае не ущемляя достоинства и интересов каждого из них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"
Статья: "Дифференцированный подход в обучении английскому языку"...
Дифференцированный подход в обучении французскому языку
Одной из наиболее актуальных проблем методики преподавания иностранных языков является дифференцированный подход в обучении. Проблема старая, но далеко не полностью раскрыто все многообразие ее сторон...
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе ому языку
Данная презентация поможет учителю организовать работу на уроках с учениками разного уровня подготовленности....
Деятельностный подход в обучении немецкому языку на примере разработки урока в 10 классе по УМК Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной «Немецкий язык. Контакты»
Тема урока «Хорошо ли иметь братьев и сестёр?»Образовательная цель: учащиеся смогут на основе прослушанного и проработанного текста выразить своё мнение по заявленной проблеме, формирование коммуникат...
Способы применения дифференцированного подхода при обучении немецкому языку
Ни один ребенок не приходит в школу неудачником. Он приходит в школу преисполненный желания учиться. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям.Одним из возможных спосо...
Способы применения дифференцированного подхода при обучении немецкому языку
Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учениковВнедрение ...
Грамматика – крепкий орешек. Дифференцированный подход в обучении немецкому языку.
В статье представлен опыт работы педагога в напралении дифференцироанного подхода в обучении школьников грамматике немецкого языка. Автором приведены конкретные примеры для реализации подхода....