Повышение мотивация студентами технических специальностей при изучения немецкого языка.
статья по немецкому языку ( класс) на тему

Великодская Светлана Александровна

Детям должен быть интересен процесс обучения. Не будущий результат, а именно процесс. Разным детям можно привить этот интерес по-разному. Как взрослые отличаются между собой по характеру и поведению, так и обучающимся  интересны разные вещи. То есть если не можешь заставить, нужно заинтересовать.  В первую очередь нужно показать ребенку, что немецкий язык не такой сложный, как кажется это  на первый взгляд. Здесь нужно обратить внимание на связь с русским языком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_motivatsiya.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение мотивация студентами технических специальностей при изучения немецкого языка.

Мне,  как  преподавателю немецкого языка, в последнее время хорошо видно, что немецкий язык теряет свою популярность. В большинстве школах популярным  является английский язык, а немецкий язык уходит на второй план. Многие родители считают, что изучение английского языка их детьми для будущей профессии является  приоритетным.  Так же огромную роль играет и то, что в школах не хватает учителей немецкого языка.  Именно поэтому зачастую в техникум приходят дети, плохо подготовлены, либо которые не готовы к дальнейшему изучению немецкого языка, дети, у которых отсутствует интерес  к изучению языка в дальнейшем. Так же для  студентов технических специальностей характерны такие свойства  личности, как сдержанность, сухость, робость и напряженность, которые являются большой помехой на занятиях немецкого языка. Большинство  ребят бояться выглядеть нелепо или смешно в глазах одногруппников. Например, фонетическая зарядка, инсценировка диалогов, ролевые игры, которые являются неотъемлемой частью урока иностранного языка, вызывают у них смех, стеснение, а также замкнутость. Сделав ошибку они бояться выглядеть смешными.

 Мне, как преподавателю немецкого языка,  нужно не только научить ребенка иностранному языку, но и показать, что немецкий язык является интересным, увлекательным и главное нужным. Поэтому главная цель в нашей работе дать достойный ответ  «Почему я должен учить немецкий язык?».

Очень часто я слышу слова: «Мне это не пригодится…», «Я не собираюсь ехать жить или работать в Германию…»,  «Зачем сварщику (автомеханику) немецкий язык?» и похожие фразы. При знакомстве с первокурсниками, я не заставляю их учить, так как мотивация принуждением, уговорами, выдвижением умных причин, которые взрослым кажутся очевидными, для них не работает. Что же остается? Только одно – интерес. Детям должен быть интересен процесс обучения. Не будущий результат, а именно процесс. Разным детям можно привить этот интерес по-разному. Как взрослые отличаются между собой по характеру и поведению, так и обучающимся  интересны разные вещи. То есть если не можешь заставить, нужно заинтересовать.  В первую очередь нужно показать ребенку, что немецкий язык не такой сложный, как кажется это  на первый взгляд. Здесь нужно обратить внимание на связь с русским языком. В немецком языке, как и в русском есть существительное, глаголы и другие части речи, обратить внимание на построение предложения, сравнить все это с грамматикой русского языка. Кода обучающиеся понимают связь  грамматики немецкого языка с  грамматикой русского языка, они  не видят сложностей. Далее можно провести опрос среди обучающихся «Что их интересует в немецком языке?», «Что я хочу знать о Германии или о других немецкоговорящих странах?» и др. Более 50 % процентов обучающихся отвечают, что хотели бы узнать о культуре и экономике страны изучаемого языка, узнать  о политической  системе страны изучаемого языка.

 Наиболее приемлемой темой для повышении мотивации к изучению немецкого языка, я считаю, конечно же «Культура», так  при работе над этой темой,  как нигде проступает связь преподаватель - студент. Так же эта тема хороша для самостоятельной работы студентов. Ребята  с большим удовольствием находят не только  информацию о немецких художниках, поэтах и писателях, композиторах и актеров, но   с интересом знакомятся с их творениями.  Тема «Культура» подразделяется на несколько разделов: «Изобразительное искусство»,  «Музыка», «Литература», «Кинематограф».  Изучение этих разделов можно провести посредством «диалога культур», так культура  немецкоговорящих стран неразрывно переплетается с культурой нашей Родины.   Так  на уроке при изучении темы «Литература Германии» обучающиеся знакомятся с великими классиками немецкой литературы Г. Гейне, Ф. Шиллер, И. В. Гёте. Читая стихотворения этих поэтов, переводя их на русский язык мы видим до боли знакомые на строки М. Ю. Лермонтова «Песнь странника»  (в оригинале  Wanderers Nachtlied , J.W. Goethe), или же всеми известна «Сосна» (в оригинале  Ein Fichtenbaum, H. Heine).  Особый интерес вызывает у студентов «поисковая» работа.  Стихотворение Генриха Гейне «Лорелея» написана  по старинной легенде о русалке (ундине). Работая с различными источниками информации, студенты знакомятся с этой  легендой, которая  принадлежит к числу так называемых «местных преданий», то есть связанных с какой-либо определенной местностью. На берегу Рейна, близ города Бахараха, стоит высокая скала, издревле славившаяся удивительно отчетливым эхом, которое разносит далеко по воде голоса и каждое сказанное слово повторяет несколько раз. Легенда рассказывает, что в давние времена неподалеку от этой скалы в прибрежной деревушке жил бедный рыбак с дочерью, золотоволосой Лорелеей. Долгое время эта легенда бытовала лишь в Рейнском крае. Общеевропейскую известность она получила в XIX веке, после того как Генрих Гейне написал одно из своих лучших стихотворений «Лорелея». Таким образом, при работе с данной темой ребята знакомятся не только с произведениями немецкой литературы, они видят связь между культурой различных стран говорящих на разных языках. Так же одной из интереснейших тем является «Кинематограф», просматривая фильмы немецких режиссеров (напр. Фассбиндер) студенты знакомятся с немецкими традициями и культурой страны изучаемого языка.

 Однако же главным мотивом при  изучении  немецкого языка в техникуме является выбранная профессия. В нашем  техникуме студенты обучаются по следующим специальностям: «Автомеханик», «Тракторист с/х производства»,  «Сварщик» и «Повар». Для обучающихся по техническим специальностям для увеличения интереса   к изучению немецкого языка используются специализированно направленные тексты, лексические, грамматические, социокультурные и страноведческие задания по теме «Моя профессия», а также представлен грамматический материал и вводится необходимая лексика по специальности. Здесь можно использовать также проектную работу студентов. Так например, студенты обучающиеся по профессии «Автомеханик» на итоговом занятии по теме «Моя профессия» защищают проект по выбранной теме: «Почему я выбрал эту профессию?», «Немецкие автомобили», «История развития автомобиля» и др.   Работая над проектом, студенты знакомятся с историей развития автомобильного транспорта со времен Леонардо да Винчи до наших дней,  знакомятся с интересными фактами из биографии таких известных людей в автопроме как Карл Бенц и Готтлиб Даймлер,  узнают историю создания  одной из популярных немецких марок автомобиля, как «Мерседес Бенц», а так же ближе узнают свою профессию, посредством самостоятельной работы, «поисковой» работы, а также методов проекта.  Защищая свою проектную деятельность студенты  учатся говорить не только на немецком языке, но и правильно  излагаться на родном языке. Студенты  обучающиеся по профессии «Повар» также защищая свою проектную деятельность знакомятся ближе  не только с новой лексикой по теме « Моя профессия», но  с культурой и традициями различных федеративных земель Германии или других немецкоговорящих стран. На итоговом занятии ребята представили свои работы в виде коллажей, проектов, сочинений по темам: «Моя профессия», «Национальные блюда Германии(Австрии, Швейцарии)», «Мое любимое блюдо»(от лица немецкого студента), «Я шеф – повар». Работая самостоятельно студенты узнали  национальные блюда Германии(Автстри, Швейцарии). Ребятам было интересно узнать, что немецкая национальная кухня это не только колбаски, квашенная капуста и пиво, но и каждый регион Германии имеют свои кулинарные особенности и оригинальные блюда, например  в Баварии колбаски со сладкой горчицей, жаренная свинина; в Шварцвальде – луковые пироги и копченый окорок;  в Бремене  - Тушеное мясо; в Берлине -  кенигсбергские биточки и пирожные.

Так же  нельзя забывать внеурочную деятельность, которая у нас проходит в виде кружковой работы (кружок немецкого языка «Полиглот»).  Цель данного кружка    -  формирование интереса у обучающихся  к изучению немецкого языка, углубление их знаний в области иноязычной культуры. Внеурочная деятельность строится на следующих принципах: связь с жизненными ситуациями  (интервью, диалоги, монологи и др.), позволяющими более глубоко понимать нужную информацию, использование концепции «диалога культур», которая помогает формировать у студентов представлять родной язык и культуру в межкультурной коммуникации,  так же нужно обращать внимание на возрастные особенности  ребят и их интересы увлечения(музыка, история, география, кино и др.). Несмотря на возраст обучающихся можно использовать игровые формы, формы творческих работ, так как  они формируют интерес к изучению немецкого языка.  Например, одной из популярных тем  является  «Внешность». Студенты с головой уходят в игру, не смотря на свой возраст,  «опиши – угадай». Можно усложнить задачу, возьмем интервью, опишем внешность друга (знаменитости).  Студенты с удовольствием разыгрывают небольшие сцены, относящиеся к социально -  бытовой сфере, так называемый «скетч» (короткая сценка), где делятся проблемами как личного характера, так и решаю проблемы экологии и экономики.  Игра в данном случае позволяет слабым студентам  преодолеть барьер неуверенности, так как оценка за это не ставиться, а появляется наибольший интерес той или иной проблеме, интересующей молодежь в современном мире посредством изучения немецкого языка.

Таким образом можно сказать, что мотивация изучения немецкого языка в современных условиях  зависит от совместного сотрудничества преподавателя и студента. Преподаватель должен привлечь ребенка не только положительной оценкой, но  в первую очередь заинтересовать его внимание,  помочь реализоваться творчески, раскрыться.  Мотивы и мотивация  в современной системе образования являются  движущейся силой процесса обучения и усвоения информации и материала.  Мотивация  - это средство, которое дает  возможность повысить уровень заинтересованности студентов к изучению иностранного языка (в нашем случае немецкого языка).  А что бы привить интерес к изучению иностранного языка преподаватель сам должен любить свой предмет, жить им, любить историю, культуру страны языка, для того, что бы показать это детям.

 

Список литературы

  1.  Белякова А. Через терминологию к лучшему взаимопониманию//Просвещение. Иностранные языки. — Осень 2011.
  2. Беляев Б. В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1965. - 228 с.  
  3. Гез Н.И., Миролюбов А.А. Методика преподавания иностранных языков. – М.: Высшая школа, 1982. – 412с.
  4.  Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 10-11 классы. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. С. 10.
  5. Пассов Е.И., Кузовлёв В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. – М.: Просвещение. 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа как средство повышения мотивации изучения немецкого языка

Данная разработка представляет собой самообобщение опыта работы преподавателя немецкого языка. В ней представлены принципы, формы и методы организации внеклассной работы студентов по дисциплине "Немец...

Повышение мотивации к изучению немецкого языка через использование ИКТ.

Составной частью работы современного учителя является использование информационно- коммуникационной технологий с применением аудио, видео и компьютера. Разнообразие тем, видов деятельности, крас...

Мотивация, как необходимое требование для изучения немецкого языка.

Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов, а в настоящее время таких теорий ...

Доклад "Способы повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка"

Доклад "Способы повышения мотивации учащихся к изучению немецкого языка"...

Формирование функциональной грамотности у студентов технической специальности при изучении иностранного языка.

В наше время  в  методике  преподавания  иностранных  языков    происходят  значительные  изменения.  В  процесс  обучения  ...

Доклад с презентацией "Повышение мотивации к учебной деятельности на уроках немецкого языка"

Доклад с презентацией для учителей иностранного языка "Повышение мотивации к учебной деятельности на уроках немецкого языка"...