Формирование функциональной грамотности у студентов технической специальности при изучении иностранного языка.
статья по английскому языку
В наше время в методике преподавания иностранных языков происходят значительные изменения. В процесс обучения иностранных языков применяются новые технологии, которые позволяют по максимуму достигнуть определенного результата, соответствующий установленному в образовательном стандарте, в частности: формирование разносторонне образованной личности с активной жизненной позицией и способностью излагать свое мнение и объяснять его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nemtsova_yu.s.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Ямало - Ненецкого автономного округа
«Муравленковский многопрофильный колледж»
Формирование функциональной грамотности
у студентов технической специальности
при изучении иностранного языка.
Подготовила:
преподаватель
иностранного языка
Немцова Юлия Сергеевна
Муравленко, 2019
В наше время в методике преподавания иностранных языков происходят значительные изменения. В процесс обучения иностранных языков применяются новые технологии, которые позволяют по максимуму достигнуть определенного результата, соответствующий установленному в образовательном стандарте, в частности: формирование разносторонне образованной личности с активной жизненной позицией и способностью излагать свое мнение и объяснять его.
На сегодняшний день требования к студентам технических специальностей существенно возросли, что изменило процесс преподавания, его методы и цели. Если ранее обучение иностранному языку в неязыковом учебном заведении в первую очередь было направлено на изучение специальных текстов (чтение, перевод и понимание), то сегодня цель преподавания – это обучение коммуникативным навыкам вместе со знанием языка и специальности.
Другие ориентиры требуют развитости навыков монологической и диалогической речи, что становится причиной широкого использования новых методов и форм коммуникативного обучения, которые акцентируют внимание преподавателя на таких его видах, как дискуссия, презентация, ролевая игра, проект. Перечисленные методы обучения нацелены на большую вовлеченность студентов в процесс подготовки и предоставления изученного материала. В современном понимании, информационная технология обучения – это технология в педагогике, которая использует особые способы, технические и программные средства в работе с информацией.
Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции как ключевая цель профессиональной иноязычной подготовки специалиста в будущем подразумевает его готовность и способность решать коммуникативные задачи в сфере профессиональной деятельности, осуществлять поиск и анализ информации, что необходима в изучении опыта зарубежных стран, а также в работе с литературой и документацией в сфере определенной специализации [2]. Все это подразумевает владение знаниями, навыками и умениями практического характера, позволяющие будущему специалисту применять иностранный язык как средство информационной деятельности, систематического пополнения профессиональных знаний, общения и культурой в целом.
Отличный уровень языкового развития представляется в нашем мире все более важным в достижении успеха в жизни. Опыт лингвистической активности студентов дает возможность сформировать у них умения, которые в дальнейшем востребованы во всех предметных областях, как в процессе обучения, так и в последующей жизни: осуществлять сопоставление, анализ, моделирование языкового материала из одного или нескольких языков.
Универсальными являются и навыки работы с терминологией, словарями и справочниками, а также навыки исследования языкового материала, вырабатываемые у студентов, если преподаватель систематически осуществляет стимуляцию их к данным видам деятельности.
Так как коммуникативная деятельность всецело связана с формированием профессионально-познавательных потребностей студентов, то при преподавании иностранного языка в неязыковых специальных учебных заведениях (далее – ССУЗ) такими являются потребности в профессиональных технических знаниях особенностей технического общения посредством овладения иностранным языком.
Дифференциация по уровню сложности заданий дает возможность проводить организацию учебно-познавательной деятельности студентов на иностранном языке с опорой на их возможности, что формирует условия благоприятного характера в развитии их обучения. Ориентирование на развитие познавательных интересов личности требует, чтобы дифференциация обучения учитывала потребности любого студента. Проходя обучение в одной группе по одной программе, студенты способны усваивать иноязычный материал в разном объеме. Ключевым критерием в данном случае выступает уровень подготовки обязательного характера в иностранном языке. На базе этого создаются уровни более высокого характера в овладении материалом [2].
Уровень овладения находится в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей студента, при котором за критерий оценки деятельности студента принимают его усилия в овладении данным материалом, его применению в творческом направлении.
Осуществление технологии уровневой дифференциации как средства формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетентности студентов ССУЗов предполагает не только дифференциацию задач, но и дифференциацию условий исполнения данных задач, включая разную степень помощи преподавателя, вариативность возможности опоры на учебный материал, а также разнообразные формы контроля за их выполнением.
Эффективность уровневой дифференциации означает реализация таких условий, как:
- соответствие между уровнями обученности и характером установленных требований;
- последовательность в усвоении студентами учебного материала в переходе от одного уровня к другому;
- объективность в оценке выполнения обучающимися задач каждого уровня, а также открытость данной информации для всех студентов группы [2].
Зачастую интерес к предмету у обучающихся снижается, возникает безразличие и тревожность при некоторых трудностях в изучении иностранного языка. Следовательно, одна из основных задач преподавателя заключается в поддерживании интереса к дисциплине, стремление заниматься предметом. Здесь ключевой фактор успешности в обучении – это мотивация, позитивное отношение обучающихся к иностранному языку как дисциплине в ССУЗе. Требуется не только вызвать интерес студентов к иностранному языку, но и преподнести его изучение как профессионально значимого предмета.
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» [1], который вступил в действие с 01.09.2013, определил задачу – учитывать запросы личности касательно профессионального образования, а также направлять индивидуальную жизненную траекторию развития каждого обучающегося.
Государственный заказ на образование молодого поколения выявляет формы и содержание обучения не директивно и не непосредственно «сверху вниз», а опосредованно, посредством потребностей обучающихся, которые формируются под влиянием ситуации экономического характера и обстоятельств на национальном рынке труда.
В преподавании английского языка в специальных целях необходимо учитывать, что будущие специалисты, которые изучают иностранный язык, отличны осознанностью смыслов и целей, стремлением и необходимостью использовать полученные языковые знания практического характера в их жизненном контексте, осознанием важности соответствия нынешним требованиям профессии и желанием к адаптации в меняющихся жизненных обстоятельствах. Это значит, что в преподавания английского языка в ССУЗах в большей мере выявляются личностные запросы обучающихся и учебный процесс, приспосабливающийся к индивидуальному заказу.
Методика обучения английскому языку в ССУЗах вырабатывается потому, что сферы профессиональной деятельности все более настойчиво требуют решения задачи формировать у обучающихся такие компоненты коммуникативной компетенции, которые были бы востребованы при трудовой деятельности будущих специалистов. Так как студенты – это заказчики образовательных услуг, цель которых – повысить свою конкурентоспособность на российском рынке труда, процессе обучения английскому языку в специальных целях отмечается высокая мотивация учения. Поэтому профессиональные запросы обучающихся закономерно выявляют содержание и форму профессионально направленного обучения языку специалистов в будущем самого различного профессионального профиля.
Список использованной литературы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
- Гавриличева Г.П. Использование речевых ситуаций как необходимое условие формирования иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей // Развитие иноязычной компетенции студентов. - Тюмень, 2013. – С. 31-33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функционально грамотной личности на примере изучения словарных слов
С данной статьей я выступала на краевом фестивале "Инновационный поиск-2013". Надеюсь, она будет вам полезна!...
Статья на тему "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ"
В данной статье расскрывается суть проектной деятельности в формировании исследовательских умений студентов в процессе обучения иностранному языку...
Доклад на тему "Креативное мышление как компонент функциональной грамотности во внеурочной деятельности по иностранному языку".
Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания,...
Технологическая цепь конструирования образовательного маршрута, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся (в рамках предмета русский язык и литература).
Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся.Самостоятельная работа № 2....
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Формирование функциональной грамотности - это непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения. Применяя эти формы и методы, мы сможем воспитать инициати...
Формирование функциональной грамотности обучающихся в процессе изучения русского языка и литературы
В сборнике рассматриваются проблемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.Для учителей русского языка и литературы, студентов филологических специальностей.Печа...
Доклад на тему: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
Доклад на тему: "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"...