Использование игровых ситуаций на уроках немецкого языка как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе.
методическая разработка по немецкому языку на тему

Мацегорова Наталья Петровна

Задача, конечно, не слишком простая: Играя учить и учиться играя. Но если с учебой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых ситуаций

на уроках немецкого языка

как фактор, влияющий на мотивацию учащихся

 в начальной школе.

Подготовила: Мацегорова Наталья Петровна

учитель немецкого языка

Как добиться, чтобы ребёнок с желанием, с интересом изучал тот или иной предмет?

Для достижения эффективности формирования положительного отношения младших школьников к учению необходимо учитывать практический опыт в решении данной проблемы.

Постановка проблем, совместный поиск, игра - вот те средства, которые формируют положительное отношение у ребёнка к учению, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным.

Педагоги и психологи на протяжении многих десятилетий в качестве одного из действенных методов формирования положительного отношения к учению выделяли игру.

Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!

Игра как один из эффективных приёмов обучения школьников иностранному языку находит всё более широкое применение на уроках немецкого языка. Игра вызывает интерес и активность учащихся и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию иноязычных слов и предложений. Во время игры можно не только лучше усвоить изученное, но и приобрести новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать пройденное и запоминать всё то новое, что встречается в игре. Поэтому различные игры могут быть использованы на уроке как при объяснении и закреплении нового учебного материала, так и при опросе и контроле знаний и умений. Игровая форма занятий помогает избежать учащимся дополнительной нагрузки чисто учебными занятиями, а кроме того создаёт условия для прочного усвоения языкового материала в обстановке, приближенной к естественной.

В обучении иностранному языку особо важную роль занимает принцип активности, так как успешное овладение иностранным языком возможно, если каждый учащийся будет занимать активную позицию в учебном процессе. Именно здесь имеет смысл отметить использование игровых приёмов при обучении иностранному языку.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются способности человека, ребёнка в особенности. Игра является неотъемлемой частью деятельности учащихся младшего возраста и с её помощью как средства обучения повышается эффективность и коммуникативная направленность обучения иностранным языкам. Но в дальнейшем для учителя встаёт вопрос, как же сохранить интерес, желание, мотивацию учащихся не только на начальной, но и на средней и старшей ступенях обучения. Ответ прост - в игре и через игру. Ещё А. С. Макаренко отмечал, что игра имеет огромное значение в жизни ребёнка, такое же, каким у взрослого является деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Игра на уроке - один из способов разнообразия применяемых приёмов обучения. Она развивает умственную и волевую активность учащихся. Быстрый темп, в котором проводится игра, заставляет их быть внимательнее, тренирует память, развивает речь, вызывает необходимость высказывания на иностранном языке. Игра, кроме того, способствует созданию естественных коммуникативных ситуаций. В игре все равны, она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Игра рассматривается как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленности речевого воздействия.

Используя игровую деятельность в учебно-воспитательном процессе, я пришла к следующим выводам:

  • игра активизирует познавательную деятельность учащихся;
  • игра создает на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу;
  • игра активизирует творческие способности учащихся, развивает воображение, память, мышление;
  • игра помогает снять усталость;
  • игра повышает интерес учащихся к изучаемому материалу;

Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации их проведения, материальной оснащённости, количеству участников. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать фонетические, грамматические, лексические, орфографические навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развить наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Условия игры:

  • Не д.б. скучной и надоедливой;
  • Не должна слишком возбуждать детей;
  • Д.соответствовать цели урока;
  • Инструкции д.б. четкими;
  • Деятельность учащихся д.б. продумана до мелочей;
  • В конце игры д.б. подведен итог;
  • Подбор оборудования игры;
  • Игра д.б. развивающей.

Ниже приведены некоторые игровые приёмы, использованные мною на разных этапах обучения немецкому языку.

Повторение лексики и речевых образцов по темам в начальной школе можно проводить в следующих играх:

"Учитель" Один ученик играет роль учителя. Он входит в класс, здоровается с учениками, называет свое имя и спрашивает имена "учеников". ("Учитель" выбирается с помощью считалки.) Игра в парах. Каждый ученик получает пальчиковую куклу, придумывает ей немецкое имя (из рифмовки, выученной в начале урока). Она здоровается с куклой соседа по парте и называет свое имя. Кукла соседа отвечает на приветствие и называет себя.

Игра "Жмурки" . Водящий стоит спиной к ребятам. Ученик из класса подходит и измененным голосом говорит: "Guten Tag, …!", называя имя водящего. Водящий пытается отгадать имя игрока с помощью вопроса: "Ist das …?". Класс хором отвечает: "Nein, das ist nicht …", "Ja, das ist ...".

Игра "Живое предложение". Учитель раздает нескольким ученикам геометрические фигуры, необходимые для построения схемы предложения, включая таблички с изображением точки и вопросительного знака. Учитель, а затем и учащиеся называют какое-либо предложение. Ученики должны выстроиться в ряд в соответствии со схемой названного предложения. Игра. Маленькие буквы-дочки потеряли своих мам, большие буквы. Помогите им найти друг друга.

Игра "Долгий – краткий звук". Класс учащихся разбивается на 2 команды. Ученикам раздаются красные и зеленые сигнальные карточки. Если ученики слышат в слове долгий гласный, они поднимают красную карточку, если краткий – зеленую. В качестве примеров можно использовать немецкие имена, фамилии, названия городов. Побеждает команда, которая сделала меньше ошибок.

Игра "Wir rechnen". Ведущий задает вопрос: "Wie viel ist …?" и бросает мяч. Ученик, поймавший мяч, должен быстро дать ответ и бросить мяч обратно ведущему. Сначала ведущим является учитель, затем с помощью считалки выбирают ученика. Игра может проходить иначе: ученик, поймавший мяч, не возвращает его ведущему, а, ответив, сам задает аналогичный вопрос и бросает мяч другому ученику.

Цель игры: развитие буквенного анализа слова, пространственной ориентировки, внимания.

Ход игры: учитель предъявляет набор букв и картинку с изображением какого-нибудь предмета. Ученики должны выбрать те буквы, которые необходимы для составления слова, обозначающего предмет на картинке, и записать его. Какая это часть речи? Например: i H d u s a m – Haus (существительное).

«Озвучивание картинки» Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи. Ход игры: ученики образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведёт.

«Угадай» Цель: активизация лексики и развитие навыка употребления во-просительной формы (общий вопрос) .Ход игры: ученик выбирает конверт, вынимает картинку и сообщает классу, кто изображён на ней. Учащиеся должны догадаться, что данное лицо/животное делает, задавая общие вопросы. Угадавший получает право выбрать конверт.

Ist das ein Bär? Schwimmt er? Ißt er Honig?

Ist das ein Elefant? Ist er groß? Ist er grau?

Ist das ein Wolf? Ist er schwarz? Ist er böse?

Ist das ein Sportler? Treibt er Sport? Ist er spotrlich?

«Рассказ по рисунку». Цель: активизация лексики по изученной теме.

Ход игры: играющие образуют пары. Каждая пара получает рисунок с изображением комнаты, в которой находятся разные вещи и предметы, характеризующие ее хозяина. Нужно составить рассказ о том, чем занимается хозяин комнаты. Выигрывает пара, составившая самый интересный рассказ.

 «Дамино» Принцип игры – сопоставление картинки со словом. Можно сопоставлять формы глагола, например, Infinitiv – Partizip II, Infinitiv – Präteritum.

«Волшебная шкатулка» игра-путешествие.

«Ролевые игры»

«Съедобное –несъедобное»

В заключение хотелось бы отметить, что игровые приёмы, приведённые в данной статье, не исчерпывают всего разнообразия игр, которые позволяют вскрыть эмоциональные и личностные резервы ребёнка, сделать процесс обучения немецкому языку не только приближенным к естественному, но и эмоционально позитивным.

Урок немецкого языка- это не только игра. Доверительность и непринуждённость общения учителя с учащимися возникает благодаря игровой атмосфере. При помощи игры учитель располагает учащихся к серьёзным разговорам, обсуждению реальных ситуаций. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся изучению немецкого языка. Она несёт в себе нравственное начало, делает труд радостным и творческим. Именно поэтому я широко использую в своей практике игровые приёмы и считаю это необходимым на всех этапах обучения немецкому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Факторы, влияющие на мотивацию учеников при изучении иностранного языка."

Проблема мотивации учеников к изучению иностранного языка остается актуальной, несотря на прогрее и другие новшества в обучении....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ

организация учебно–познавательной деятельности учащихся на устной основе, так как учащиеся не владеют основами иностранного языка;посильность и доступность учебного материала, соответствующего возраст...

Дополнительный материал к урокам ОБЖ. "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья"

Презентация "Дополнительный материал к урокам ОБЖ.  "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья" - подготовлена по материалам   Ч...

Стиль педагогического общения, как один из факторов, влияющих на мотивацию школьников

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитат...

Игровая деятельность на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся начальной школы. Методическая разработка.

Данный материал может быть полезен учителям английского языка, работающим в начальной школе....

Игровые технологии , как средство повышения мотивации в начальной школе на уроках иностранного языка .

Игровые технологии , как средство повышения мотивации в начальной школе на уроках иностранного языка ....