"Использование инновационных технологий в обучении иностранным языкам"
статья по немецкому языку по теме

Краснятова Алла Борисовна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление

 собственного инновационного педагогического опыта

 учителя немецкого языка МОУ « Лицей № 31» г.о. Саранск

 Краснятовой Аллы Борисовны

«Кто постигает новое, лелея старое,

тот может быть учителем». Конфуций

Современный учитель – это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за ее пределами. Он должен не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических  идей. Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки. В современной школе именно инновационные методы позволяют учителю заложить в каждом ученике механизмы самореализации, саморазвития, они содействуют становлению человека: его индивидуальности, духовности, творческого начала.

  1. Тема инновационного педагогического опыта.  « Использование инновационных технологий в обучении иностранного языка»
  2. Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества образовательного процесса.

Современная российская школа находится в состоянии поиска путей развития личности в процессе гуманизации и гуманитаризации образования. В этих условиях одной из основных задач является формирование положительной мотивации к обучению.

В силу исторических причин обучения немецкому языку в нашей стране было широко распространенно и имело давние социокультурные традиции. В настоящее время немецкий язык все больше вытесняется английским языком. Одной из основных проблем при преподавании немецкого языка явилось столкновение с непониманием учеников в необходимости изучения немецкого языка, отсутствие мотивов у учащихся при обучении немецкому языку. Поэтому вопрос о том, как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для меня, как для педагога одним из наиболее  актуальных. «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и заключается он в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать» Д. Карнеги.

Но пробудить интерес к изучению языка – только одна из задач. Труднее поддержать интерес в течение лет изучения. Одним из основных принципов поддержания интереса – принцип посильных заданий, так  как только они могут заинтересовать ученика. Не менее важен принцип индивидуального подхода к учащимся – создание условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей. Обязательны: принцип избирательности, отбор форм, методов и средств проведения занятия осуществляется с учетом возраста и подготовленности учащихся, принцип связи теории с практикой, принцип добровольности участия школьников в деятельности, учащиеся выбирают из многих видов деятельности, те, которые в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям и физическим возможностям. «Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость» Августин Аврелий. Всем известно, что дети проявляют особое внимание ко всему новому и неизвестному, и передо мной встала сложная задача. Как сделать образование современным школьникам более увлекательным, творческим? «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому» Руссо Жан-Жак.

Информационные технологии в комплексе с игровыми технологиями помогают мне, с одной стороны, создать необходимую мотивацию, с другой – повышают качество знаний, способствуют проведению качественно новых, интересных уроков, позволяют снизить утомляемость и в то же время увеличить темп ведения урока.

Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ученик при  этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности  и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

 При решении данной проблемы огромную роль играют и технические средства обучения, которые позволяют дать учащимся более полную и точную информацию по изучаемой теме, повышают наглядность обучения и вызывают стремление к дальнейшему совершенствованию языковой культуры. Отсюда очевидна важность и актуальность использования современных технологий при формировании коммуникативных навыков. В настоящее время практически невозможно оставаться в центре современной жизни, не соприкасаясь с информационными технологиями. Информационные технологии прочно вошли во все сферы общественной жизни, в том числе и в образование. Применение информационных технологий на уроках немецкого языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При компьютерном обучении усваивается намного большее количество материала, чем делалось за время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера лучше усваивается. Использование новейших информационных технологий в образовании способствует формированию современного человека, способного ориентироваться в многообразии достижений человечества.

  1. Ведущая идея опыта. Каждой технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально - педагогическое обоснование достижения образовательных целей.  Своеобразие и новизна опыта заключается в развитии коммуникативной компетенции учащихся с использованием технических средств, в использовании современных информационных технологий в сочетании с традиционными методами. Опыт отражает систему совершенствования практики преподавания иностранных языков исходя из требований к современному уроку. Новизна опыта состоит в разработке системы учебных и внеклассных занятий с использованием современных педагогических технологий, накоплении дидактического, наглядного и справочного материала к учебным темам. Опыт адаптирует новые педагогические технологии к практике обучения иностранному языку к условиям общеобразовательной школы.
  2. Теоретическая база опыта  

Методологической основой описываемого опыта являются следующие труды: Калимулина, О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи,  Минскин, Е. М. От игры к знаниям: развивающие и познавательные игры мл. школьников,  Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе, Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка, Полат Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Интернет на уроках иностранного языка, Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании, Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. Я стараюсь внедрить элементы опыта этих ученых применительно к своей работе и использую имеющийся личный опыт для формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников.

  1. Технология опыта.

Современное образование должно ориентироваться на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей; на формирование у школьников глубокого личностного мотива, стимула к получению образования. Важной является задача научить школьников учиться и хотеть учиться, а не просто обеспечить овладение суммой знаний. Поэтому я стараюсь сформировать такую познавательную активность,  которая придавала бы учебе значимый для ребенка смысл. Стремлюсь удовлетворить  образовательные потребности учащихся, раскрыть их способности, адаптировать учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания личности; учитываю индивидуальные особенности личности школьника; активизирую познавательную деятельность путем введения в учебный процесс новых форм обучения; предоставляю право ученику выбрать направление реализации его познавательных потребностей.

В преподавании немецкого языка, как и любого другого иностранного, применение компьютерных технологий позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком и лучше подготовить их к Единому государственному экзамену. Всем известно, что подготовиться к экзамену при помощи одного учебника и даже, имея КИМы, невозможно. Для этого нужны современные электронные словари, компьютер, свободный доступ в Интернет, работа со специальными программами в режиме онлайн, развивающие игры, диски с обучающими программами. С помощью Интернета можно успешно осуществлять продуктивное обучение различным видам иноязычной речевой деятельности – письму, чтению, говорению, аудированию. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка.

Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено и  в процессе игровой деятельности. Особенность учебной игры еще  в том, что она вводится в учебный процесс в качестве творческого задания и представляет для обучаемых задачу, подлежащую немедленному решению, следовательно, она обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности, способствуя формированию и развитию интеллектуальных умений, связанных с немецким языком.

  1. Оптимальность и эффективность средств.

От того, насколько продумана учителем организации учебного процесса, во многом зависит успех преподавания, глубина и прочность полученных учащимися знаний, умение на практике, в устной и письменной речи применять их.

Использование материалов сети Интернет на уроках немецкого языка создает возможности для «погружения»  учащихся  в  естественную языковую среду. Активно применяю для подготовки к урокам компьютерные программы (www:deutsch-uni.com.ru, www: dw-world.de), с помощью их создаю собственные презентации и дидактические материалы к урокам. Применение презентации помогают мне на всех этапах урока: при отработке звуков, при введении новой лексики и закреплении, а также при повторении грамматического материала. Презентация позволяет мне дать более содержательный и иллюстративный материал на уроке, расширить кругозор учащихся. Уроки с применением презентации действительно запоминаются детям лучше, и они всегда ждут с нетерпением следующего урока. Для формирования и развития умений и навыков чтения можно найти богатый дидактический материал прежде всего, посетив страницу Гёте института http\\www.goethe.de. Совершить виртуальное путешествие по Германии можно с помощью сайта http\\www.dw-world.de.

В результате применения игровой технологии у обучающихся активизируется стремление к контакту друг с другом и учителем. Игра создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Она дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Практически все время в игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее.

Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе? Как показывает практика, внедрение  инновационных технологий обучения предполагают:

-привитие интереса к предмету;

-развитие умений и навыков самостоятельной работы;

-активизацию деятельности учащихся;

-при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;

-более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;

- каждый ребенок может самореализоваться, поэтому на уроках работают все учащиеся;

-обеспечивается рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;

-становление новых отношений между учителем и учениками;

- появляется мотивация к изучению немецкого языка и улучшается качество знаний;

- растет популярность предмета и становиться все больше желающих изучать немецкий язык;

- ученики успешнее стали участвовать в олимпиадах и конкурсах различных уровней.

  1. Результативность опыта.

Итоги школьного мониторинга за последние три года свидетельствуют о том, что учащиеся успешно осваивают государственный образовательный стандарт по немецкому языку.

Уч. год

классы

Всего учеников

Всего писало

Качество знаний

2012-2013

5А, Б

13

13

52%

2013-2014

6А, Б

12

12

54%

2014-2015

7А, Б

12

11

57%

Рост качества в данном классе за три года составил 5%

2012-2013

7А, Б

17

16

48%

2013-2014

8А, Б

16

15

49%

2014-2015

9А, Б

16

16

51%

Рост качества в данном классе за три года составил 3%

 Учащиеся успешно принимают участие в предметных олимпиадах, различных творческих конкурсах, проектах.

Фамилия, имя учащегося

класс

Уровень

Название конкурса, олимпиады

Награда

Учебный год

Горина Юлия, Юматова Инна,

Филимонов Егор

9

9

5

Международный

VIII Олимпиада по основам наук III этап

Победитель

Лауреат

Победитель

2011-2012

Горина Юлия

9

Республиканский

XIII конкурс исследовательских и проектных работ учащихся

Диплом III  степени

2011-2012

Аржанова Наталья,

Филимонов Егор Осипова Диана, Горина Юлия,

Юматова Инна

5

5

6

9

9

Муниципальный

Фестиваль песен на немецком языке "Lorelei"

Диплом III степени

2011-2012

Ягупова Дарья, Морозов Александр, Осипова Диана

7

Международный

IX

Олимпиада по основам наук

Диплом III степени

2012-2013

Сафонкин Василий

5

Всероссийский

Большая дистанционная олимпиада

Диплом I степени Высшая лига

2012- 2013

Сафонкин Василий,

Пакаева Валерия, Сатарова Дарья

5

Всероссийский

Дистанционная олимпиада

Диплом I степени

2012-2013

Юматова Инна

10

Муниципальный

Всероссийская олимпиада

Призер

2012-2013

Аржанова

Наталья, Филимонов Егор,

Осипова Диана

6

6

7

Муниципальный

Фестиваль патриотической песни

Победитель

2012-2013

Сафонкин Василий,  Сатарова Дарья, Антусев Леонид, Животов Никита, Нырков Антон,

6

6

4

5

5

Всероссийский

Конкурс «Мультитест 2013»

Диплом II степени

Лауреат

Диплом II степени

Лауреат

2013-2014

Антусев Леонид,

Сафонов Антон,

Животов Никита, Прошина Ольга,

Яковлева Света,

Бебенова Ксения,

Пакаева Валерия,

Сафонкин Василий

4

4

5

5

5

6

6

6

Всероссийский

Олимпиада «Альбус»

Диплом III степени

Лауреат

Лауреат

Лауреат

Лауреат

Лауреат

Лауреат

 

2013-2014

Осипова Диана

8

Муниципальный

Всероссийская олимпиада по немецкому языку  

Призер

2013-2014

Ехлаков Даниил,

Шапошников Роман

4

4

Всероссийский

МетаШкола информационные технологии Открытая интернет - "Осень, сентябрь" для школьников 1 уровень

Диплом I степени Диплом I степени

2014-2015

Ехлаков Даниил,

Шапошников Роман

4

4

Всероссийский

МетаШкола. Информационные технологии Открытая интернет - олимпиада "Зима, декабрь" для школьников 1 уровень

Диплом I степени

Диплом I степени

2014-2015

Ехлаков Даниил,

Шапошников Роман,

Сафонкин Василий

Бебенова Ксения
Сатарова Дарья

4

4

7

7

7

Международный

Дистанционный блиц - турнир проекта "Новый урок"

Диплом I степени

Диплом II степени
Диплом III степени

2014-2015

Балахонова Лилия,

Антусев Леонид,

Сафонкин Василий

3

5

7

Международный

Конкурс "Я - лингвист"

Диплом II степени

Диплом III степени

2014-2015

Ехлаков Даниил,

Шапошников Роман

4

4

Всероссийский

Интернет - конкурс ""Бременские музыканты"

Диплом I степени

Диплом I степени

2014-2015

Аржанова Наталья

8

Муниципальный

Всероссийская олимпиада школьников

Призер

2014-2015

Опытом работы я делюсь со своими коллегами, провожу открытые уроки. В рамках предметной методической недели  провела мероприятие  «Пасха в Германии, Англии и в России»  2013г , 2014г - в рамках республиканского семинара – практикума «Реализация содержания образования различных предметных областей в условиях введения ФГОС ОО» -  урок в 6 классе по теме « За окном листопад». Выступаю с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических советов и методического объединения учителей иностранных языков, на семинарах учителей города и республики (Республиканский семинар – практикум «Иностранные языки в школе и ВУЗе» -2011, Городской семинар – практикум для заместителей директоров общеобразовательных школ г. о. Саранск – 2012). Участвую в конкурсах: IX Всероссийский творческий конкурс «Талантоха» в номинации «Сценарии праздников и мероприятий в детском саду, школе, семье» 2014г. Диплом II степени;

 Общероссийский конкурс «Педагогическое мастерство» за разработку внеклассного мероприятия для учащихся 5 классов 2014г. – сертификат за участие.

 Старюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. С 01.10.14 по 03.10.14 прошла обучение по программе  «Технологии подготовки школьников к ЕГЭ по иностранному языку» (20 часов). С 02. 03. 15 по 31.10.15 обучалась по программе  «Новые тенденции в лингвистическом образовании в условиях перехода на ФГОС ОО» (108 часов) в ГОУ ДПО «МРИО».

Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также использую интернет-ресурсы, где размещен опыт педагогов других регионов. Размещаю свой опыт работы на страницах своего сайта: http://nsportal.ru/allakrasnyatova. Имею публикации: Республиканский уровень: 1. «Нетрадиционные формы обучения как одно из средств повышения мотивации в изучении иностранного языка»  Сборник «Иностранные языки в школе и ВУЗе», Саранск, 2011 г. 2. «Внеклассная работа - неотъемлемая часть учебно- воспитательного процесса в современной школе». Сборник «Иностранные языки в школе и ВУЗе», Саранск, 2012 г. Российский уровень: 1. «Открытое внеклассное мероприятие интегрированного типа в 5 – м классе «Пасха а Англии, Германии, России» Сборник «Педагогическая деятельность в современном образовательном учреждении. I Российская научно – практическая конференция», Чебоксары, 2014г.  Интернет – публикации: 1.»Использование инновационных технологий в изучении иностранных языков» 2015г. http://nsportal.ru.  2. Конспект урока по теме « В деревне тоже есть много интересного» 25.11.2012 http://nsportal.ru. 3. Конспект урока «Кто работает где? Как обстоит дело со свободным временем? 30.11.2012 http://nsportal.ru. 4. Конспект урока по теме «Времена года» 01.03.2013 http://nsportal.ru. 5.Конспект урока по теме «За окном листопад» 05.11.2014 http://nsportal.ru.

  1. Адресные рекомендации по использованию опыта.
  1. Представление научно-методических материалов в городских конкурсах.
  2. Научно-практические семинары, семинары-практикумы, мастер-классы предметных кафедр.
  3. Научно-практические конференции.
  4. Размещение научно-методических материалов на сайте http://nsportal.ru/allakrasnyatova
  5. Мастер – классы для студентов-практикантов факультета иностранных языков МГПИ им. М.Е. Евсевьева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в обучении иностранному языку

Данная статья кратко раскрывает такие технологии как:1. Межкультурное обучение;2. Ролевые игры в обучении; 3. Проектная технология;4. Портфель ученика;5. Информационные технологи....

МЕТОД ПРОЕКТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Серобаба Наталья Николаевна Преподаватель английского языка В статье рассматривается вопрос инновационных технологий, особое внимание уделяется методу проекта, который является одной из акт...

Применение инновационных технологий при обучении иностранному языку для повышения качества образовательного процесса

Статья посвящена инновационным технологиям при обучении аглийскому языку в школе. Подробно анализируется метод проектов....

Использование дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)

Применение дистанционных технологий в обучении иностранным языкам в МБОУ «Гимназия №16 «Французская» (на примере использования ресурсов РСДО)...