Применение инновационных технологий при обучении иностранному языку для повышения качества образовательного процесса
статья по английскому языку

Афоненкова Татьяна Александровна

Статья посвящена инновационным технологиям при обучении аглийскому языку в школе. Подробно анализируется метод проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dokument_microsoft_word.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Применение инновационных технологий при обучении иностранному языку для повышения качества образовательного процесса

                                                                                                                                     

        Многочисленные и стремительные изменения, происходящие в культурной, социально-экономической, общественно-политической – во всех сферах жизни общества диктуют необходимость радикальных трансформаций в системе образования.

         В условиях динамичного темпа развития и существенных изменений окружающей среды на фоне непростых экономических, социальных и социально-психологических изменений, происходящих в обществе, оказываются не только жизнеспособными, но и наиболее действенными те образовательные учреждения, которые проводят активную инновационную политику. Более того, инновационный путь развития обусловлен потребностью непрерывного повышения качества подготовки школьников, будущих специалистов страны.

Непрерывный и инновационный характер, основанный на гибкости и многообразии форм, делает систему образования важным фактором в подготовке специалистов с высоким профессионализмом, умением принимать смелые самостоятельные решения, с хорошими коммуникативными навыками, а также умением быстро адаптироваться в изменяющихся условиях среды - будущих специалистов, которые должны стать конкурентоспособными, что, в целом, отвечает современным потребностям общества и рынка труда.

Следовательно, приоритетными ценностями в сфере реконструирующегося образования становятся творческая деятельность и индивидуальный подход, предполагающий развитие личности и учет индивидуальных особенностей в обучении, создание возможности для творчества. Индивидуальность в обучении дает возможность сделать обучение восприимчивым к любым инновациям, идти в ногу со временем.

Использование инновационных технологий с целью активизации учебного процесса предполагает разработку новых программ. Применение информационных и интернет-технологий открывают широкие перспективы в реализации образовательного процесса, осуществляющегося с использованием как традиционных образовательных ресурсов (уроков, практических занятий, презентаций), так и самостоятельных обучающих источников (участие в дистанционных олимпиадах в системе on-line, интерактивные курсы обучения иностранному языку), автономных обучающих ресурсов– электронных версий, интернет материалов.

Интернет технологии могут быть использованы для введения в структуру занятия в качестве "ситуативных" моментов: переписка с жителями англоговорящих стран, участие в международных интернет-конференциях и других сетевых проектах. Коммуникативные методики предполагают, что, оказываясь в условиях, максимально приближенных к ситуации общения, когда занятия проходят в неформальной творческой обстановке, обучающиеся эффективнее вырабатывают навыки владения иностранным языком, Активное использование информационных технологий с целью совершенствования коммуникативной компетентности способствует росту мотивации обучающихся.

Включение информационных технологий в структуру занятия, безусловно, вносит разнообразие, красочность, что увлекает обучающихся, вызывает у них огромный интерес и повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Кроме того, использование информационных технологий обеспечивает оперативное получение полной информации по любой тематике и позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, а также решать проблему наглядности.

Неограниченные возможности информационных технологий способствуют развитию и повышению качества и эффективности обучения, совершенствованию образовательного процесса, формированию и развитию информационной социокультуры, а также расширению возможностей для всестороннего развития личности. Они являются неотъемлемым , но все же дополнительным средством в повышении качества образовательного процесса. Успешному изучению иностранного языка будет способствовать активное использование инновационных технологий в сочетании с традиционными методиками.

Наряду с информационными технологиями очень популярным широко используемым  на занятиях иностранного языка является проектный метод. Сегодня метод проектов единогласно включают в число инновационных технологий, хотя метод имеет отнюдь не юный возраст. В прошлом столетии в силу узкого понимания его сочли нецелесообразным. Применение этого метода в начале ХХ века подробно освещены в работах Полат Е.С., Пахомовой Н.Ю., Коняевой Л.А., Шумской Е.М., Бычкова А.В.

В свете модернизации системы образования, когда приоритет получает направление личностного ориентирования, метод проектов приобретает вторую жизнь. Его проанализировали, переосмыслили, доработали и наполнили новым содержанием. Этот метод "способствует не только развитию коммуникативных навыков, но и создает максимально  приятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей".(1)

Сегодня метод проектов востребован и актуален. Приобретает популярность благодаря возможности использования теоретических знаний в сочетании с их применением на практике. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и предусматривает индивидуальную, парную или групповую работу. Общая работа над проектом предоставляет возможность участникам приобретать навыки совместного труда в коллективе, учитывать мнения других членов  команды, представлять, защищать и убедительно отстаивать свою версию. "Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность, способность к волевой саморегуляции и другие личностные качества."(2)

Результатом индивидуальной или групповой деятельности может быть: доклад, туристический проспект, рекламные материалы, презентации.

С точки зрения методики обучения иностранным языкам проектный метод  считается очень эффективным, так как при подготовке, разработке и завершении индивидуальной или коллективной работы над проектом учащиеся используют все приобретенные ранее навыки. Например, организационные умения показывают способность работать в команде объективно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей, В информационных навыках находит отражение способность самостоятельно приобретать знания из различных источников, умение анализировать и находить нужную информацию. Коммуникативные умения проявляются в культуре общения, в умении вести диалог с партнером или общаться с коллективом, в умении слушать собеседника, прогнозировать его речевое поведение, предлагать, обосновывать и отстаивать свою точку зрения. А если мы имеем общение с иностранным партнером, нельзя забывать о важном социокультурном аспекте, который предполагает наличие знаний о географии, климате страны изучаемого языка, об истории, обычаях и традициях ее народа, а также знание и применение этикета. Если добавить, что основой для проведения исследовательской, творческой работы учащихся в форме проекта являются знания лексических, фразеологических единиц и грамматической системы языка, то можно назвать проектный метод очень емким явлением, вмещающим в себя аспекты лингвосоциокультурной, коммуникативной и традиционной классической методик.

"Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время (метод проектов) становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования" (3)

Проектный метод способствует активизации деятельности учащихся, расширению творческого подхода и повышению мотивации к изучению иностранного языка.

1 Коняева А.А., “Проектный метод как инновационная технология изучения английского языка”.

2 Шумская Е.М., “Использование проектной технологии на уроках английского языка”

3 Полат Е.С.,  “Метод проектов”.

Today, the method of projects is in demand and relevant. It becomes popular due to the possibility of using theoretical knowledge in combination with their application in practice. The project method focuses on the independent activity of students and provides for individual, pair or group work. Common work on the project provides an opportunity for participants to acquire the skills of joint work in the team, to take into account the views of other team members, to represent, protect and convincingly defend their version.

"Working on projects develops imagination, imagination, creative thinking, independence, ability to self-willed and other personal qualities."(2)

The result of individual or group activities can be: a report, a tourist prospectus, promotional materials, presentations.

From the point of view of foreign language teaching methodology, the project method is considered to be very effective, as in the preparation, development and completion of individual or collective work on the project, students use all previously acquired skills. For example, organizational skills show the ability to work in a team to objectively assess their activities and the activities of their comrades, in information skills reflects the ability to independently acquire knowledge from various sources, the ability to analyze and find the necessary information. Communication skills are manifested in the culture of communication, in the ability to conduct a dialogue with a partner or communicate with the team, in the ability to listen to the interlocutor, predict his speech behavior, offer, justify and defend their point of view. But if we have fellowship with the foreign partner, we should not forget about the important socio-cultural aspect which involves the presence of knowledge about the geography, the climate of the country of studied language, history, customs and traditions of its people, as well as knowledge and application of etiquette. If we add that the basis for the research, creative work of students in the form of the project are knowledge of lexical, phraseological units and grammatical system of the language, we can call the project method a very capacious phenomenon, accommodating aspects of linguo-sociocultural, communicative and traditional classical

"Born from the idea of free education, now (project method) becomes an integrated component of the developed and structured education system" (3)

Project method contributes to the revitalization of the students, expanding creativity and increasing the motivation to learn a foreign language.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий на уроке иностранного языка

В данной статье рассматривается применение инновационных технологий в обучении английскому языку преподавателями школы №20 ст. Суворовской, а именно электронно-образовательных ресурсов (ЭОР). Оп...

"Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов" (методический доклад)

Современных образовательный процесс немыслим без поиска новых эффективных технологий, которые содейсвуют развитию творческих способностей учащихся. В методическом докладе приводятся примеры использова...

"Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов" презентация

Презентация  является приложением к методическому  докладу с аналогичным названием....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по применению кейс-технологии при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО.

Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации по применению кейс-технологии (метода case study) при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО. Методи...

Инновационные технологии в обучении иностранному языку

Данная статья кратко раскрывает такие технологии как:1. Межкультурное обучение;2. Ролевые игры в обучении; 3. Проектная технология;4. Портфель ученика;5. Информационные технологи....

Использование инновационных технологий в обучении химии как средство повышения качества подготовки специалистов.

Использование  инновационных технологий в обучении химии  как средство повышения качества  подготовки  специалистов.В настоящее время обсуждаются основные  направления развити...