Работа с одаренными учащимися при обучении немецкому языку.
статья по немецкому языку на тему

Важнейшей задачей современной школы является выявление одарённых детей, создание специальных условий для реализации и развития их потенциальных возможностей и социально ценной деятельности.
В связи с этим, в 1997 году в рамках президентской программы «Дети России» была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети". 
Тогда же была разработана рабочая концепция одаренности.
Целью данной концепции было обобщение результатов исследований и опыта работы с одарёнными детьми, что позволило бы разработать методы выявления одарённости и осуществлять выбор методов и технологий развития и обучения одаренных детей, с целью их дальнейшей социализации в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ»

Камалова Хадижат Асбеговна, учитель немецкого языка МОУ

«Кизлярская гимназия № 1»

Приобщение ребёнка к миру взрослых людей, к их действительности, к миру чувств и переживаний, то есть ко всему тому, чем живет общество, задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что знают и умеют сами, тому, что, на их взгляд, пригодится ребёнку в жизни.

Важнейшей задачей современной школы является выявление одарённых детей, создание специальных условий для реализации и развития их потенциальных возможностей и социально ценной деятельности.

В связи с этим, в 1997 году в рамках президентской программы «Дети России» была разработана Федеральная целевая программа «Одаренные дети». Тогда же была разработана рабочая концепция одаренности.

Целью данной концепции было обобщение результатов исследований и опыта работы с одарёнными детьми, что позволило бы разработать методы выявления одарённости и осуществлять выбор методов и технологий развития и обучения одаренных детей. В 2001 году была утверждена Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, где указывается, что важной задачей в условиях новых социальных требованиях к системе российского образования является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых, и талантливых детей и молодежи.

Известно, что забота об одарённых детях сегодня – «забота» о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одарённых детях, так, как именно их интеллектуальные и творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл к проблеме одарённости.

Основной проблемой одарённых детей учёные называют проблему реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. К проблеме одарённости школьников и созданию условий для реализации способностей и склонностей обращались такие исследователи, как Савенков А., Хуторский А.В., Шумакова Н.Б. и другие; идею социализации школьников рассматривали Мудрик А.В., Ребикова Д.И.; компетентностный подход в социуме – Савенков А., Сафонова В.В. Иными словами, одарённые дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь немногие из таких детей впоследствии реализуют себя в соответствии со своими особыми способностями. Таким образом, задача учебных заведений, учителей, педагогов заключается в том, чтобы в максимальном объёме обеспечить образовательные потребности одаренных детей, превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни через социализацию и самоактуализацию».

Кроме того, одарённые дети, в силу личностных особенностей с трудом реализуют свои способности и адаптируются к социальной среде из-за недостаточного уровня развития социальной компетенции. Поскольку социальная компетенция является элементом коммуникативной компетенции в составе социокультурной, можно предположить, что при изучении иностранного языка одарённые дети приобретут, и разовьют навыки и умения, используя иностранный язык как средство общения  и взаимодействия с обществом. Рассматривая методические аспекты обучения языку, следует акцентировать внимание на цели обучения одарённых детей иностранному языку, содержании, формах организации обучения с акцентом на развитие социальной компетенции и прочее.

Язык является важнейшим средством, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и её социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Осваивая каждый новый язык, человек расширяет не только свой лингвистический кругозор, но и границы своего мировосприятия и мироощущения. Таким образом, немецкий язык способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащегося.

При обучении немецкому языку нам, учителям, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Человек должен иметь возможность и получать знания, и развивать свои способности. Так, например, если в 7-9 классах у ребят начинают проявляться выраженные способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать далее именно эти способности, нам предоставляется целесообразным предоставить им такую возможность.

         Почему речь идёт в основном о 7-9 классах? Дело в том, что на предыдущих ступенях обучения ещё трудно определить приоритетные области способностей и интересов школьников. До 13-14 лет ребята, как правило, «ищут» свои интересы, пробуя себя, то в одном, то в другом, накапливают некоторый жизненный и познавательный опыт.

         Актуальнейшей задачей современной школы в этой связи это внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта. Так как же не обделить таких детей вниманием, таким образом, чтобы максимально использовать возможности, которые несёт в себе ученик, когда классно-урочная система остаётся практически единственной формой организации учебных занятий, когда эта система диктует методы обучения и способы организации учебной деятельности, рассчитанные на некоего среднего ученика. Кроме того, смена предметных областей знания через каждые 45 минут не способствует ни осознанному усвоению содержания того или иного предмета, ни формированию сколько-нибудь самостоятельного опыта в этой области. В условиях традиционного урока, когда сильным учащимся не достаёт темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающим особенностям их познавательной деятельности, необходимо изыскивать пути и способы, направленные на создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми.

Наша Кизлярская гимназия №1 уже давно использует новую педагогическую технологию «Занятия индивидуального выбора» и всевозможные предметные кружки, что позволяет более полно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. В рамках этих занятий, которые проводятся в среднем 2-3 раза в неделю, учащиеся имеют возможность изучить ту или иную тему (будь то грамматическую, или страноведческую) более углубленно, в соответствии со своими богатыми природными данными. Эти занятия вызывают интерес обучаемых  к изучению предмета, развивают их способности, необходимые навыки и умения, активизируют речемыслительную деятельность.

Принимая во внимание, что одаренные дети обладают повышенной работоспособностью, цепкой памятью, организованностью, умением постоянно поддерживать внимание на уроке, необходимо обеспечить применение активных форм работы с ними. Для этого учителем собирается, классифицируется и адаптируется необходимый дидактический материал для формирования, совершенствования и контроля навыков и умений всех видов речевой деятельности (таблицы, опорные конспекты, тестовые задания по грамматике, лексике, чтению, развивающие игры по грамматике и лексике, контрольные работы по каждой программной теме).

   Использование стихов значительно повышает эффективность изучения немецкого языка и позволяет не только работать над произношением и обогащать лексический запас школьников, развивать их память.

Применение при работе со стихами метода творческого перевода стихотворений и песен вводит учащихся в богатейший мир немецкой культуры и способствует нравственному развитию ребенка, развитию его творческих способностей. Здесь главное предоставить учащимся свободу выбора. Каждый,  исходя из собственных интересов и уровня обученности, сам отбирает из предложенных либо лирические, либо драматические, либо исторические  стихи (баллады), в зависимости от их  мировосприятия. Составляя перевод, дети сотрудничают не только с учителем немецкого языка, но и с учителем литературы. Порою, сравнивая их переводы с переводами великих русских поэтов, видишь неподдельный восторг в глазах ребенка, восторг от того, что ему «позволили состязание» с М. Ю. Лермонтовым, А. С. Пушкиным и другими великими русскими поэтами.

В качестве одной из основных идей своей педагогической концепции я, как учитель немецкого языка, определила создание условий для развития и саморазвития не только нравственных качеств личности, но и развитие творческих способностей – не только научить детей, но и зародить интерес, показать направление, превратить в творческую личность. Поэтому создаю условия для развития и саморазвития творческих способностей, применяя метод проектов,  который позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. На мой взгляд, в проектной методике заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление пассивности учащихся на урокаx,  боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в речи. У школьников развиваются самостоятельность, творчество, активность, необходимые им в процессе обучения. Они начинают осознавать, что все интересное – сложно, все сложное – интересно. Еще одним плюсом  этой технологии является то, что этот метод дает возможность найти применение индивидуальным способностям ребенка, потребностям, интересам и талантам; для каждого в проекте находится дело по душе и по силам. Ведь в группе, работающей над проектом, есть сильные ученики, которые при необходимости оказывают помощь другим учащимся. Очень часто при подготовке проекта школьники используют различные словари и справочники. Они воспринимают работу над проектом с интересом и энтузиазмом. Когда приходит время начинать подготовку проекта, в их головах уже созревает множество интересных идей, которые мы обсуждаем в классе и решаем, какой же мы будем готовить проект.

Особо важным является не допустить скуки на уроке, что является одним из самых неприятных и трудно устранимых недостатков нашего учительского труда.

Чтобы не дать «заскучать» на уроке ученикам с высоким уровнем обученности нужно строить учебный процесс так, чтобы они были постоянными помощниками учителя: они могут получить задание заслушать сообщение своего более слабого одноклассника и оценить его ответ, могут проверить лексико-грамматическое задание, выполненное одноклассником и также выставить отметку, могут выступить в роли «наставника» при выполнении какой -либо творческой работой.

Также организовывается на внутришкольном уровне обмен опытом учителей, работающих с одаренными детьми, предусматривается активное участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня: «школьные», гимназические, городские (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, региональные конкурсы).

Никогда нельзя забывать о том, что, чтобы овладеть немецким языком,  недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательских и творческих способностей ученика, создание условий для развития одарённости и таланта многократно увеличивает эффективность учебного процесса, создаёт условия для раскрытия личности.

В своё время французский ученый Луи Пастер очень точно заметил: "Наука должна быть самым возвышенным воплощением Отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, кто опередит другие в области мысли и умственной деятельности". Прекрасные слова. В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое людей. Именно на них и держится инновационный мир и надо сделать всё, чтобы такие специалисты были заинтересованы работать в своей стране.

Список литературы

1. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. - М., 1970.

2. Бодалев А.А., Малькова З.А., НовиковаЛ.И., Караковский Е.С., Концепция воспитания учащейся молодёжи в современном обществе., - М., 1991.

3. Власова Е.И. Актуальные проблемы построения компетенции социальной одарённости // Обрадована особистiсть: пощук, розвиток, допамога. К., 1998. С. 85-91.

4. Козырева В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к статье "Работа с одаренными детьми на уроках немецкого языка"

Презентация к статье "Работа с одаренными детьми на уроках немецкого языка"...

Работа с одаренными детьми на уроках немецкого языка.

В современном российском обществе существует растущая потребность в людях, которые нестандартно мыслят.Школа должна заложить основу для развития мышления, самостоятельной, творческой личности. Каждый ...

Работа с одаренными детьми на уроках немецкого языка

Одной из задач нынешней школы является выявление одарённых детей и системная работа с ними....

Особенности работы с одаренными детьми на уроках немецкого языка в начальной школе

Основной принцип работы «Языку нельзя научить, языку можно полностью научиться»...

Презентация к статье "Особенности работы с одаренными детьми на уроках немецкого языка в начальной школе"

Основные принципы работы с одаренными детьми на уроках немецкого языка в начальной школе...