Метод учебных проектов как системный компонент личностно-ориентированного, деятельностного обучения иностранным языкам
статья по немецкому языку на тему
Использование в ходе изучения иностранного языка метода проектов дает возможность обучающимся убедиться в возможности применения иностранного языка в жизненной ситуации, стимулирует и вдохновляет детей для достижения лучших результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_uchebnykh_proektov_kak_sistemnyy_komponent.docx | 73.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Мешковская средняя общеобразовательная школа
Доклад Фолимоновой Л.В., учителя иностранного языка
МБОУ Мешковской СОШ
Ст.Мешковская
2013 г.
Скажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому,
и я научусь.
Конфуций
Любая учеба связана с усвоением тех или иных знаний, той или иной информации. Но в наше ускоренное время, когда любая информация быстро устаревает, необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. Основная задача личностно-ориентированного деятельностного обучения – открытие учеником новых знаний и новых способов деятельности и переход его в систему саморазвития. Решению этой основной задачи способствует и использование проектного метода.
Ученик не усваивает готовые представления и понятия, но сам из множества впечатлений, знаний, понятий строит свой проект, своё представление о мире. Результат проектной деятельности можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Основатели продуктивного обучения немецкие педагоги И.Бём и Й.Шнайдер считают, что сущность метода проектов – стимулирование интереса детей к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановку перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений.
т.е. обучение происходит в процессе деятельности учащихся, через деятельность. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.
А зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков и как он может быть использован с учётом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными учащимся языковыми средствами?
Кто не знает ни одного иностранного языка,
тот ничего не знает о своём родном.
Иоганн В.Гёте
Хочется ограничиться лишь теми особенностями иностранного языка как предмета, которые непосредственно вывели меня на целесообразность обращения к методу проектов.
Опытный педагог и методист Райнер Э. Вике в своей книге „Aktiv und kreativ lernen. Projektarbeit im DaF-Unterricht“ описывает 15 принципов, способствующих активизации учащихся на уроках немецкого языка как иностранного. При этом он опирается на основные требования к современной методике обучения иностранному языку, такие как:
• мотивация;
• комплексное обучение;
• включение в учебный процесс игровых моментов;
• привлечение (использование) знаний и умений обучающихся;
• участие обучающихся в организации процесса обучения;
• развитие и поощрение фантазии;
• межпредметная работа в проектах;
• применение современных Медиа-средств и привлечение (использование)
внешкольного окружения (внешкольной среды) в процессе обучения.
Основным направлением поисков в области методики обучения иностранному языку является поиск способов формирования различных видов компетенции.
Учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому одна из основных целей обучения иностранным языкам - коммуникативная компетенция. Но коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определённого уровня. Однако целью обучения во всех типах школ является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причём не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия (Н.Д.Гальскова). Язык – элемент культуры, он функционирует в рамках определённой культуры. Следовательно, мы должны быть знакомы с особенностями этой культуры, особенностями функционирования языка в этой культуре. Речь идёт о необходимости формирования страноведческой компетенции.
Все эти компетенции тесно взаимосвязаны. Только о человеке, который обладает всеми видами компетенций, мы можем сказать, что он «владеет языком». Поэтому важной задачей методики преподавания иностранного языка является реализация в преподавании этой взаимосвязи, преодоление обособленности трёх составляющих школьного курса иностранного языка (лингвистическое описание системы языка, правописание, развитие связной речи). Значит, необходимо перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определёнными языковыми средствами. Вот почему я обратилась к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Метод проектов позволяет решить эту дидактическую задачу и, соответственно, превратить уроки иностранного языка в такие, на которых решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны и, по возможности, на основе межкультурного взаимодействия. Почему?!
В человеческих делах главное внимание
должно быть обращено на мотивы. Иоганн В.Гёте
Поиск новых педагогических технологий при обучении иностранному языку связан с отсутствием у части учащихся положительной мотивации к изучению данного учебного предмета, хотя в обществе в целом уже осознаётся значимость его изучения.
Учителя немецкого языка нашей школы работают по типовой программе по учебникам И. Л. Бим "Шаги" (2-9 классы) для общеобразовательных школ и учебнику Г.И.Ворониной, И. В. Карелиной "Немецкий язык. Контакты" (10-11 классы), где в основу обучения положен системный, коммуникативно-деятельностный подход. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Я считаю также, что идеи для учебных проектов учитель может найти в любой
жизненной или учебной ситуации.
Мои ученики с интересом втянулись в работу над проектом, «выходными продуктами» которого стали коллажи, рисунки и сочинения-рассказы о своем видении окружающего мира на языке страны изучаемого языка. |
Презентация полученных результатов проектной деятельности – ещё один веский мотив. Ведь рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал он лично на пользу всей команды, необходимо ребёнку в любом возрасте.
Одно из основных требований к современному обучению – обучение должно быть проблемным. Над поиском решения проблемы ученик должен работать самостоятельно, а учитель обязан показать ему путь к самостоятельному получению знаний.
Ситуации, которые могут лечь в основу учебного проекта, создаются как учителем, так и учениками, как спонтанно, так и специально.
Нет проблемы – нет деятельности! Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на её решение. В этом ракурсе «каркас» любого проекта можно изобразить схематично следующим образом:
С самого начала для всего проекта характерна деятельность разных видов:
- мыслительная (каждый участник что-то обдумывает, предполагает,
предлагает);
- коммуникативная (все общаются между собой, делятся мыслями, идеями,
запрашивают помощь, необходимую информацию);
- практическая (изготовление «выходного продукта» проекта с помощью
применения каких-то определённых технологий);
- презентационная (рассказывается, как, и показывается, что было сделано).
Всякое знание остаётся мёртвым, если в учащихся
не развивается инициатива и самодеятельность:
учащегося нужно приучать не только к мышлению,
но и к хотению…
Н.А.Умов
Любая проектная деятельность подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов.
Методика работы над проектом включает 4 этапа:
Степень активности учеников и учителя на разных этапах осуществления проекта разная.
От того, как я, учитель, исполню свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, – зависит судьба проекта в целом. При обучении элементам проектирования (специфическим умениям) степень включённости педагога может быть разной в зависимости от степени сформированности этих специфических умений. На третьем этапе – этапе осуществления деятельности – мне можно вообще как бы «потеряться», стать почти невидимым наблюдателем. Дети всё делают сами. Но, безусловно, степень их самостоятельности зависит от того, насколько хорошо мы их подготовили. Дети работают настолько самостоятельно, насколько они это умеют. Учитель постоянно «держит руку на пульсе»: нормально ли идёт работа, какие возникли трудности. Пускать всё на самотёк, стихийную самостоятельность нельзя. На последнем этапе роль учителя значительно возрастает, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, продумать плавный переход к следующей теме, прийти, быть может, к неожиданным умозаключениям. В этом детям поможет учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. На этапе презентации роль учителя велика: он обобщает, резюмирует, даёт оценку. Для меня важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Даже ученики начальных классов могут быть более самостоятельными, если они уже работали над одним-двумя проектами, чем старшеклассники, впервые занятые в проекте.
Это – больше, чем игра.
Это – обучение общению.
Томас Хьюз
Ещё одной важной особенностью современного школьного образования является придание процессу обучения игрового характера. Известно, что ребёнок легче обучается, играя. В игре заложены потенциальные возможности не только закрепления, систематизации имеющихся ЗУН, но и получения новой информации, необходимой для результативной игры.
Итак, при использовании проектной технологии учитель выступает в разных ролях: консультант, координатор, помощник, источник информации и наблюдатель.
Значит, мои действия при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:
▪ помогаю ученику определить цель деятельности;
▪ рекомендую источники получения информации;
▪ раскрываю возможные формы деятельности;
▪ содействую прогнозированию результатов выполняемого проекта;
▪ создаю условия для активности школьника;
▪ являюсь партнёром;
▪ помогаю ученику оценить полученный результат и т.п.
Проектная деятельность – действие,
совершаемое от всего сердца и с определенной целью.
Е.Г. Каган
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков»
Данная статья рассказывает о приемах и методах работы на уроках английского языка в условиях современного времени и технологий. В статье описан метод проектов как один из приемов в реализации личностн...
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам в классе с неоднородным составом обучающихся
Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение....
Формирование навыков коммуникативной компетенции через личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.
В данной статье рассмотрен опыт работы по использованию некоторых инновационных образовательных технологий,в основе которых лежит метод коммуникативных заданий....
Сообщение на тему: «Метод проектов. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам».
Каждый учебный предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше ст...
Реферат «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку»
Реферат Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ
Преподавание иностранного языка в вечерней школе преследует ту же цель, что и в дневных школах, а именно - заложить основы владения иностранным языком на базовом уровне, достичь практического формиров...
Личностно-ориентированные технологии в обучении иностранным языкам.
В настоящее время в профессиональном образовании сложились хорошие условия для внедрения в учебный процесс личностно-ориентированных технологий, так как с переходом на новые Государственные образовате...