Статья "Роль инновационных продуктов при обучении немецкому языку"
статья по немецкому языку по теме
В данной статье описана подготовка видеописьма как инновационного продукта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aleksashkinoy_e.v._rol_innovatsionnykh_produktov.docx | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексашкина Елена Викторовна
ГБОУ гимназия № 278
Учитель немецкого языка
РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
В современном поликультурном и полиязычном мире обучение иностранному языку невозможно без формирования у младшего школьника элементарной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для ученика начальной школы. (Новые образовательные стандарты)
Перед учителем встает задача-научить детей общаться на иностранном языке, то есть учитель должен не только сделать доступным усвоение языкового материала, но и создать атмосферу реального общения с носителями языка. Особенно эффективно приступать к решению этой задачи уже на начальном этапе изучения иностранных языков, так как «в начальной школе создаются условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения». (1)
Модель реального общения можно создать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Для этого наряду с традиционными формами в современной методике выступают инновационные формы обучения, которые характеризуются высокой коммуникативной возможностью, помогают учащимся активно включаться в учебную деятельность, активизируя потенциал знаний, умений и навыков говорения и аудирования. Чтобы учебный процесс был активным, нужно заинтересовать детей и мотивировать их на учебную деятельность. Большую роль в этом на уроке играет подбор учебного материала. Так как содержание обучения ориентировано на реальное использование языка, младшим школьникам нужно предложить несложные и небольшие по объему тексты, микродиалоги, считалки, рифмовки, стихи, песни. Для осмысления полученной информации учитель предлагает ученику продолжить историю, сравнить тексты, придумать заглавие или оценить прочитанное.
Особую актуальность в начальной школе приобретают такие инновационные формы обучения, как проект, ролевая игра, драматизация, использование ИКТ, так как обучение ребенка совпадает с периодом его интенсивного личностного развития.
В своей статье мне бы хотелось рассказать о работе над творческим проектом «Найди друга в Германии», в результате которого мы получили инновационный продукт в виде видеописьма.
Первый этап подготовки проекта был мотивационным. Здесь была сформулирована тема и цель, а также определен результат. Целью проекта было собрать материал и подготовить видеописьмо немецким друзьям. В проекте принимали участие ученики четвертого класса. Работа проводилась во внеурочное время. Ребята с радостью приняли предложение участвовать в данном проекте.
На втором, планирующе-подготовительном, этапе были сформулированы задачи и составлен план действий, учащиеся разделились на небольшие группы для подготовки сообщений. По сценарию, разработанному вместе с детьми, нужно было представить себя, рассказать о своих интересах, своей школе, а также с помощью открыток познакомить немецких друзей с некоторыми достопримечательностями нашего города.
На третьем этапе в ходе реализации проекта ребята собирали материал о своих увлечениях и достижениях, любимых школьных предметах, в небольших группах готовили рассказ о школе и достопримечательностях города. Моя задача была координировать их деятельность, давать рекомендации. В результате моих наблюдений я заметила, что работа над проектом дала ребятам возможность раскрыть себя, свои способности и умения, например оформительские способности и умения писать и говорить по-немецки. В ходе подготовки проекта ребята актуализировали свои языковые и совершенствовали речевые навыки. Проектная деятельность способствовала также развитию общеучебных навыков и умений. Ребята научились работать в группах, сотрудничать (социальные навыки), говорить и слушать друг друга (коммуникативные навыки).
Работа длилась около месяца. Ребята с удовольствием приходили после уроков на консультации,чтобы посоветоваться и выяснить непонятные моменты.
Защита проекта была снята на видеокамеру. В итоге творческого проекта получился инновационный продукт в виде видеописьма, получившего название «Письмо в Германию».
По окончании работы, на завершающем рефлексивно-оценочном этапе было проведено коллективное обсуждение, в ходе которого ученики смогли продемонстрировать свои достижения, осмыслить ход и результат работы.
В результате проектной деятельности у учащихся не только реализовался их творческий потенциал, но и развились коммуникативные, презентационные умения, мышление, навыки работы в сотрудничестве, закрепился опыт самооценочной и оценочной деятельности, значительно повысилась мотивация к учебе. Ребятам удалось в значительной мере преодолеть психологический барьер в использовании немецкого языка как средства общения, вследствие чего повысилась результативность обучения.
Таким образом, инновационные формы обучения и полученные в результате инновационные продукты развивают у учащихся творческие способности, активизируют их языковые и речевые умения, создают атмосферу для реального общения.
Литература:
1. Бим И.Л. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция) //ИЯШ, 2009-№1
2. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. -М.: Просвещение, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в обучении немецкому языку на примере разработки урока в 10 классе по УМК Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной «Немецкий язык. Контакты»
Тема урока «Хорошо ли иметь братьев и сестёр?»Образовательная цель: учащиеся смогут на основе прослушанного и проработанного текста выразить своё мнение по заявленной проблеме, формирование коммуникат...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого языка МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Русяевой Ирины Михайловны
Тема инновационного педагогического опыта:«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании школьников на уроках немецкого языка»...
Инновационные технологии как вспомогательное средство при обучении немецкому языку.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к проц...
Реализация развивающего компонента цели обучения иностранному языку в процессе обучения немецкому языку учащихся 6 классов
Отметим то, что успешное овладение материалом того или иного урока в средней школе зависит от того, насколько данный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Далее мы укажем, к...
Инновационные технологии обучения немецкому языку в условиях сетевого взаимодействия
В статье показаны современные дидактически средства: интерактивные дидактические приемы, дидактические игры и др., применяемые при обучении школьников в условиях сетевого взаимодействия с учреждениями...
Понимание немецкой ментальности как составная часть обучения немецкому языку
То как язык соотносится с мышлением, как связаны культура и язык, язык и ментальность давно интересует как ученых-филологов, так и учителей-практиков. В статье осуществлена попытка проследить взаимосв...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого языка
Обновление всех сфер общественной жизни выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, есл...