Статья "Роль инновационных продуктов при обучении немецкому языку"
статья по немецкому языку по теме
В данной статье описана подготовка видеописьма как инновационного продукта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Алексашкина Елена Викторовна
ГБОУ гимназия № 278
Учитель немецкого языка
РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
В современном поликультурном и полиязычном мире обучение иностранному языку невозможно без формирования у младшего школьника элементарной коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для ученика начальной школы. (Новые образовательные стандарты)
Перед учителем встает задача-научить детей общаться на иностранном языке, то есть учитель должен не только сделать доступным усвоение языкового материала, но и создать атмосферу реального общения с носителями языка. Особенно эффективно приступать к решению этой задачи уже на начальном этапе изучения иностранных языков, так как «в начальной школе создаются условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения». (1)
Модель реального общения можно создать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Для этого наряду с традиционными формами в современной методике выступают инновационные формы обучения, которые характеризуются высокой коммуникативной возможностью, помогают учащимся активно включаться в учебную деятельность, активизируя потенциал знаний, умений и навыков говорения и аудирования. Чтобы учебный процесс был активным, нужно заинтересовать детей и мотивировать их на учебную деятельность. Большую роль в этом на уроке играет подбор учебного материала. Так как содержание обучения ориентировано на реальное использование языка, младшим школьникам нужно предложить несложные и небольшие по объему тексты, микродиалоги, считалки, рифмовки, стихи, песни. Для осмысления полученной информации учитель предлагает ученику продолжить историю, сравнить тексты, придумать заглавие или оценить прочитанное.
Особую актуальность в начальной школе приобретают такие инновационные формы обучения, как проект, ролевая игра, драматизация, использование ИКТ, так как обучение ребенка совпадает с периодом его интенсивного личностного развития.
В своей статье мне бы хотелось рассказать о работе над творческим проектом «Найди друга в Германии», в результате которого мы получили инновационный продукт в виде видеописьма.
Первый этап подготовки проекта был мотивационным. Здесь была сформулирована тема и цель, а также определен результат. Целью проекта было собрать материал и подготовить видеописьмо немецким друзьям. В проекте принимали участие ученики четвертого класса. Работа проводилась во внеурочное время. Ребята с радостью приняли предложение участвовать в данном проекте.
На втором, планирующе-подготовительном, этапе были сформулированы задачи и составлен план действий, учащиеся разделились на небольшие группы для подготовки сообщений. По сценарию, разработанному вместе с детьми, нужно было представить себя, рассказать о своих интересах, своей школе, а также с помощью открыток познакомить немецких друзей с некоторыми достопримечательностями нашего города.
На третьем этапе в ходе реализации проекта ребята собирали материал о своих увлечениях и достижениях, любимых школьных предметах, в небольших группах готовили рассказ о школе и достопримечательностях города. Моя задача была координировать их деятельность, давать рекомендации. В результате моих наблюдений я заметила, что работа над проектом дала ребятам возможность раскрыть себя, свои способности и умения, например оформительские способности и умения писать и говорить по-немецки. В ходе подготовки проекта ребята актуализировали свои языковые и совершенствовали речевые навыки. Проектная деятельность способствовала также развитию общеучебных навыков и умений. Ребята научились работать в группах, сотрудничать (социальные навыки), говорить и слушать друг друга (коммуникативные навыки).
Работа длилась около месяца. Ребята с удовольствием приходили после уроков на консультации,чтобы посоветоваться и выяснить непонятные моменты.
Защита проекта была снята на видеокамеру. В итоге творческого проекта получился инновационный продукт в виде видеописьма, получившего название «Письмо в Германию».
По окончании работы, на завершающем рефлексивно-оценочном этапе было проведено коллективное обсуждение, в ходе которого ученики смогли продемонстрировать свои достижения, осмыслить ход и результат работы.
В результате проектной деятельности у учащихся не только реализовался их творческий потенциал, но и развились коммуникативные, презентационные умения, мышление, навыки работы в сотрудничестве, закрепился опыт самооценочной и оценочной деятельности, значительно повысилась мотивация к учебе. Ребятам удалось в значительной мере преодолеть психологический барьер в использовании немецкого языка как средства общения, вследствие чего повысилась результативность обучения.
Таким образом, инновационные формы обучения и полученные в результате инновационные продукты развивают у учащихся творческие способности, активизируют их языковые и речевые умения, создают атмосферу для реального общения.
Литература:
1. Бим И.Л. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция) //ИЯШ, 2009-№1
2. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. -М.: Просвещение, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в обучении немецкому языку на примере разработки урока в 10 классе по УМК Г.И. Ворониной, И.В. Карелиной «Немецкий язык. Контакты»
Тема урока «Хорошо ли иметь братьев и сестёр?»Образовательная цель: учащиеся смогут на основе прослушанного и проработанного текста выразить своё мнение по заявленной проблеме, формирование коммуникат...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/27/picture-628198-1430131996.jpg)
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого языка МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Русяевой Ирины Михайловны
Тема инновационного педагогического опыта:«Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании школьников на уроках немецкого языка»...
Инновационные технологии как вспомогательное средство при обучении немецкому языку.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к проц...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/21/picture-691765-1445400262.jpg)
Реализация развивающего компонента цели обучения иностранному языку в процессе обучения немецкому языку учащихся 6 классов
Отметим то, что успешное овладение материалом того или иного урока в средней школе зависит от того, насколько данный учебный материал соответствует возрастным особенностям учащихся. Далее мы укажем, к...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-197442-1360145988.jpg)
Инновационные технологии обучения немецкому языку в условиях сетевого взаимодействия
В статье показаны современные дидактически средства: интерактивные дидактические приемы, дидактические игры и др., применяемые при обучении школьников в условиях сетевого взаимодействия с учреждениями...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-1102203-1547472465.jpg)
Понимание немецкой ментальности как составная часть обучения немецкому языку
То как язык соотносится с мышлением, как связаны культура и язык, язык и ментальность давно интересует как ученых-филологов, так и учителей-практиков. В статье осуществлена попытка проследить взаимосв...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого языка
Обновление всех сфер общественной жизни выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения. Индивидуальный подход к учащемуся можно обеспечить только в том случае, есл...