Несколько советов по реализации принципа обновления содержания образования на уроках немецкого языка.
статья по немецкому языку по теме

Знащенко Елена Анатольевна

Реализация принципа обновления содержания образования на уроках осуществляется через использование технологий личностно-ориентированного характера: применение проектной методики, результатами которой становятся информационные, исследовательские и творческие работы; обучение в сотрудничестве; проблемный метод, игровые приёмы, использование информационных технологий, технологии объяснительно-иллюстративного обучения. Предлагаю ряд методических приёмов из своей педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_po_realizatsii_printsipa.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Несколько советов по реализации  принципа обновления содержания образования на уроках немецкого языка.

Автор: Знащенко Е.А.,

учитель немецкого языка МАОУ СОШ №7

г. Перми

с углубленным изучением английского языка.

Реализация принципа обновления содержания образования на уроках осуществляется через использование технологий личностно-ориентированного характера: применение проектной методики, результатами которой становятся информационные, исследовательские и творческие работы; обучение в сотрудничестве; проблемный метод, игровые приёмы, использование информационных технологий, технологии объяснительно-иллюстративного обучения. Предлагаю ряд методических приёмов из своей педагогической деятельности.

1. Начало урока стараюсь организовать  таким образом, чтобы оно спровоцировало учеников к исследованию, изучению нового материала, сформировало познавательный интерес...  Для этого предлагаю просмотр презентации или кусочек видеофильма, чтение стихотворения в рамках  новой темы, пословицы, поговорки, чтобы ученики самостоятельно сформулировали тему урока и обозначили проблему обсуждения. После этого очень эффективна работа с ассоциограммой и над ассоциограммой. Обсуждаются интересующие вопросы, создаются рабочие группы. Ассоциограмма заполняется  в процессе  совместного обсуждения ранее  известной информации и дополняется во время чтения дополнительного текста, который взят из сети Интернет, немецких газет или журналов. Работа с текстом проходит по следующей схеме: изучение – обсуждение – представление. Семантизация новой лексики осуществляется посредством сносок. На стадии рефлексии учащиеся озвучивают ответы на вопросы, с которыми работали, делают обобщающий вывод. В результате, при чтении текста, в соответствии с новыми подходами к обучению, происходит формирование таких условных универсальных действий как: 

  • познавательные (так как развивается и концентрируется внимание);
  • коммуникативные.

А на этапе представления ассоциограммы формируются такие условные универсальные действия как: 

  • познавательные (умение доказывать свою точку зрения, если это необходимо, сравнение, умение делать вывод);
  • регулятивные (удержание цели деятельности, выполнение порядка действий в соответствии с этой целью, контроль себя, своих товарищей).

Заключительный этап урока - рефлексия осуществляется параллельно с представлением ассоциограммы группой. В качестве домашнего задания ребята продолжают работу по заполнению ассоциограммы, интересные факты готовят в виде небольших сообщений. Исходя из своего опыта, хочу отметить, что при таком подходе к процессу обучения,  даже слабые учащиеся выполняют коммуникативную задачу урока, тем самым они чувствуют себя успешными, что немаловажно. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса,  наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников, расширяет свой кругозор.

В качестве ещё одного  примера использования технологии обучения в сотрудничестве, позволяющей расширить работу над темой,  хочу привести работу с текстами в 9-11 классах. Перед началом работы я делю учеников на группы и знакомлю их  с порядком работы с помощью своеобразной памятки. Далее каждый участник группы получает свой текст для чтения, при этом  существует возможность дифференциации сложности заданий в соответствии с уровнем языковой подготовки обучающихся. Внутри одной группы дети работают над разными текстами. После прочтения текста ученики из разных групп, работавшие над одним и тем же материалом, обмениваются информацией. Это так называемая “встреча экспертов”. Затем они возвращаются в свои группы и по очереди рассказывают о том, что узнали. Далее следует проверка понимания другими членами группы прослушанной информации, для чего могут быть использованы вопросы, а также тестовые задания. “Сильным” ученикам можно предложить самостоятельно составить вопросы к тексту или разработать тестовые задания. В заключении ученики оценивают работу всех членов своей группы.

2. Эффективным средством по обновлению предметного содержания считаю использование игровых приемов. На мой взгляд, они способствуют интенсивной языковой практике, создают контакт,  на основании которого язык усваивается более осмысленно, является диагностическим инструментом для учителя.   На старшей ступени часто пользуюсь приёмом «Переводчик», «Гид», «Журналист».    Для практики устной речи в пятом классе я использую игру «Новые имена».  Учащиеся получают регистрационные карточки отелей, на которых написано имя, возраст, место проживания. Дети повторяют лексику, грамматические структуры по теме «Знакомство», представляя себя в должности администратора. В рамках изучения темы «Погода»  учащимся предлагается выступить в качестве ведущих телевизионной передачи «Прогноз погоды».  При изучении глаголов  предлагаю подвижные игры, в которых усвоению материала помогают действия и жесты самих детей. К таким играм относится игра «Команды».  Учитель дает команды к действию одним глаголом в повелительной форме: Springt! Tanzt! Lacht! Для тренировки глаголов haben, sein инсценируем  сказку «Теремок».

3.Современные инновационные технологии также  играют огромную роль. В своей практической деятельности  использую проектирование и подготовку презентаций Power Point . Работа над ними побуждает учеников к творческой переработке усвоенного материала при личностной и деятельностной ориентации процесса обучения, позволяют  каждому ученику проявить свою активность, свое творчество.

 Проектную деятельность начинаю с 5-го класса. Прежде чем начать работу над  темой, обращаю внимание, что  автор учебного пособия – Зверлова О. -  знакомит ребят с содержанием параграфа, с задачами, с тем, чему они должны научиться, что нового они узнают. Это очень удобно, т.к. на основе этого ребята могут сами выдвинуть  свою идею по теме возможной проектной работы. Далее идет работа по овладению лексическим и грамматическим материалом, обучению аудированию, чтению текстов, активизации материала в тренировочных упражнениях. Учащиеся ищут ответы на вопросы проблемного характера не только в материалах учебника,но и в других возможных источниках информации. В 5 классе ребята с удовольствием работают над мини-проектами «Мой дом», «Профессия, о которой я мечтаю», «Моя семья», «Моя школа», «Предлоги im, am, um». Я не перестаю удивляться, когда пятиклассники защищают свои проекты в форме родословных древ, рисунков, придуманных сказок,  проектов в электронном варианте. Кроме того, они представляют истинные шедевры архитектурного искусства, мастеря из картона и коробочек макет школы, достойно защищают его при этом.

В старшем звене проекты несколько усложняются и по форме, и по содержанию. Интересны работы учащихся 9 класса, которые придумывают свои экскурсионные маршруты, рекламные буклеты на немецком языке при знакомстве с такими городами, как «Лейпциг», «Инсбрук», «Берн», используя неадаптированные рекламные буклеты туристических фирм.

Проекты в 10-11 классах способствуют расширению рамок содержания изучаемой темы. Так, например, в 10 классе при изучении темы «Где и как мы живём», учащимся даётся задание не просто представить типовые постройки современности, но и найти информацию о нестандартных постройках современных архитекторов, познакомиться с архитектурными стилями  предыдущих эпох, выделить характерные черты, присущие тому или иному стилю, и сравнить их с современной архитектурой. Найденная информация представляется на обсуждение группы в виде компьютерной презентации. Организуется совместное обсуждение достоинств или недостатков, на взгляд учащихся, определённого стиля, их аргументированное высказывание «за или против» проживания в том или другом доме. Подобная работа проводится и по теме «Внешность человека». При работе с учебными текстами, в которых поднимается проблема правильного питания и профессиональной деятельности моделей, мы выходим на тематику таких сфер обсуждения, как «Идеалы красоты разных эпох», «Красота и здоровье», «Красота и спорт», «Красота и профессия», «Мой идеал красоты». Ребята, помимо поиска информации, составляют анкеты, проводят опрос среди своих сверстников, представляют полученные результаты, соглашаются или оспаривают выводы, сделанными авторами. Не менее интересна работа и по теме «Typisch deutsch». Мы смотрим видеофильмы, организуем дискуссию по просмотренному материалу. Мы знакомимся не только с типичными чертами характера немецкой нации, но и работаем с высказываниями иностранцев о немцах,  с характеристиками, которые немцы дают сами себе, стараемся найти причину, объясняющую особый менталитет, присущий любой национальности. Всё это работает на расширение знаний, полученных по предмету.

В 11 классе ребята представляют проекты по темам: „Deutschland’s Geschichte”, “Das Leben der Jugendlichen”, “Die Rolle der Filmkunst”, “Musik – eine Sprache, die jeder versteht”. Естественно без работы с дополнительными источниками такая работа невозможна.

4. В процессе работы агитирую учеников участвовать  в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах. Такое участие требует самостоятельного поиска дополнительных сведений из различных источников информации, изучать те сферы жизни, которые не затрагиваются в учебном процессе (например: «Социальная политика Германии», «Географические объекты» и др.)

5. Огромное значение в восприятии учебного материала играет создание зрительных образов, которые можно воплотить с помощью наглядности. Формированию коммуникативной компетенции соответствуют ситуации, представленные учащимся в виде ситуативных картинок, словарных коллажей. Использование  взаимосвязанных картинок с помощью комплекса упражнений является оптимальным в обучении связному высказыванию. Картинки (коллажи) являются наиболее действенным стимулом, побуждающим учащихся к домысливанию, к соответствующим высказываниям, т.е. к развитию творческого мышления параллельно с развитием инициативной и творческой иноязычной речи.

6. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия, используя вместо простой учебной доски показ слайдов, фильмов с экрана компьютера на мультимедийном проекторе. Визуальная насыщенность такого  учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций, увеличивать объём информации, данной в учебнике.                                                                                                Июнь, 2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий в обучении иностранному языку".

Несмотря на все увеличивающуюся динамику развития современного общества, школа остается основным институтом социализации, которая понимается и как процесс включения в социальные отношения и как резуль...

Современные образовательные технологии как способ достижения результатов образования на уроках немецкого языка в условиях ФГОС.

В статье говорится о том, как учитель применяет на своих уроках игровые и интерактивные технологии. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно исполь...

Учебнометодическое сопровождение процесса обновления содержания образования в обучении иностранному языку

Выступление на педагогическом совете, посвященном учебнометодическому обеспечению учебного процесса....

«ИКТ-компетентность как условие качественного обновления содержания образования на уроках технологии»

Изменения в образовательной системе нацелены на то, чтобы сделать ее более приспособленной к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образовани...

«Обновление содержания образования. Компетентность педагога-дефектолога в организации педагогической деятельности по новым программам». Обновление содержания образования.

27 сентября 2011года на заседании Правительства г.Москвы была утверждена Государственная программа г.Москвы на среднесрочный период 2012-2016гг «Развитие образования г.Москвы» («Столичное образо...