Выступление на педсовете "Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования на уроках немецкого языка"
материал

Рымина Елена Валерьевна

Выступление на педсовете "Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования на уроках немецкого языка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете школы

Тема: «Мотивация обучающихся как главное условие повышения качества образования на уроках немецкого языка»

Подготовила учитель немецкого языка Рымина Е.В.

Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться».

Эта пословица приходит на ум, когда видно, насколько разным может быть отношение учащихся к иностранному языку. Для одного ученика, процесс изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к изучению языка; для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую он вынужден нести, и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и, откровенно говоря, часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или неспособности изучать иностранный язык. Но данная ситуация может быть воспринята абсолютно по — другому учителем, который мыслит критически: для него - это знак для решения вопроса: «Являются ли методы и подходы учителя эффективными и действенными, а также соответствующими запросам учащихся?». Ответом на вопрос является факт, что способность мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.

Я, как учитель немецкого языка, осознаю необходимость воспитания положительных мотивов, иначе говоря, познавательных интересов к иностранному языку. Из опыта работы я заметила, что подавляющее большинство школьников начинает изучение немецкого языка с желанием, интересом. Однако у многих из них этот интерес постепенно из года в год пропадает. Думаю, что происходит это потому, что в процессе обучения немецкому языку у школьников возникает целый ряд психологических барьеров в области мотивации: отсутствие веры в успех, наличие повышенной тревоги, напряжённости перед выполнением непосильных задач, низкая самооценка своих способностей.

Ведущая идея моего опыта - формирование мотивации к изучению немецкого языка. Мотивация имеет важное значение для успешности в учебе. Если есть мотивация, интерес к учебе, то есть и условие для достижений поставленных целей. Речевая направленность предполагает и мотивированность. Многие учащиеся пассивны на уроке, не проявляют свои творческие начала. На уроках чаще всего получают знания в готовом виде. Есть учащиеся, которые не хотят, а многие и не умеют добывать знания самостоятельно.

Поэтому, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и ученика. Можно вывести основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат.

Поэтому возникает вопрос: «Что нужно, чтобы учащиеся лучше усваивали учебный материал, чтобы заинтересовать ребенка предметом, привлечь его внимание к учебной деятельности?».

Таким образом, одна из основных задач учителя сводится к созданию мотивации.

Вариантов мотивации на уроках, различное множество. Но я хочу поделиться некоторыми вариантами, исходя из личного опыта.

Варианты моделирования мотивации:

1.Похвала

Самый мощный инструмент учителя. Оговоримся сразу: если этот инструмент применяется правильно. Естественно, если с ваших уст будут сыпаться сплошные восхищения, то цена такой похвале — ноль. С другой стороны, для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем, когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ. То есть важно научится вербально создавать правильный настрой. С помощью похвалы можно, к примеру, помочь преодолеть неуверенность "Этот материал мы проходили, так что контрольная или тестовая работа не покажется вам трудной"), закрепить эмоцию позитива ("У вас обязательно получится"), заинтересовать лично ("Это задание я могу поручить только тебе"), позволить порадоваться даже незначительному успеху ("Это задание не совсем получилось, зато другое задание удалось выполнить очень хорошо).и т.д .Как часто хвалить? — это вопрос вопросов. Бывает, что один учитель не скупится на похвалы, другой, наоборот, скуп на лестные слова, считая, что похвалу нужно заслужить. И оба по-своему правы. Наверное, этот вопрос должен решаться индивидуально учителем и конкретно для каждого ученика. Бывает, что доброе слово толкает ребенка на совершение "новых подвигов". А вот другие ученики начинают "светиться от радости", когда слышат только заслуженную оценку.

2.Физминутка

Как правило, я провожу ее в середине урока (начальные классы) на уроках иностранного языка. Использую для ее проведения различные стишки, рифмовки, коротенькие считалочки. Это позволяет учащимся расслабиться, создает им хорошее настроение. Дети с удовольствием выполняют элементы зарядки и с нетерпением ждут этой минутки.

3.Задания разной сложности

Этот прием взят из методов дифференцированного обучения и позволяет каждому ребенку выполнить задание, которое ему под силу. При этом более сильные ученики получают шанс блеснуть своей эрудицией, а средние могут отличиться творческим походом. На своих уроках я предлагаю учащимся разного рода задания –это и кроссворды (лексическое значение слов), и магический квадрат (в котором предлагается найти зашифрованные слова по определенной теме), и задания с пропуском букв, различного рода задания по грамматике (спряжение глаголов, окончание глаголов и прилагательных и т.д, и т.п). Чтобы вызвать интерес к чтению у учащихся, я тоже использую разного рода приемы (например, предлагаю прочесть тексты с пропусками слов, вместо слов там находятся картинки, которые при чтении учащиеся должны заменить соответствующими словами. В старших классах я подбираю тексты из дополнительной литературы и книги для чтения (наиболее вызывают интерес –это сказания, былины, сказки, которые учащиеся стараются прочесть и перевести максимально близко к тексту).

4.Самостоятельный выбор задания

Ученикам предлагается выбрать себе задание самостоятельно. Содержание задания как правило бывает одинаковым, ученики могут выбрать объем, сложность выполнения, выбрать индивидуальное задание или работу в парах, самостоятельную подготовку или с помощью учителя. Во-первых, у детей формируется навык не теряться в ситуации выбора, во-вторых, это приучает к осознанному выбору, к адекватной оценке своих сил и способностей. Таким образом, ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, что создает ситуацию успеха на уроке. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями. Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе, воспитание интереса к познанию, воспитание сильных черт характера. Другими словами, успех в учебе сегодня — успех в дальнейшей жизни. 

Урок является основным элементом образовательного процесса. На занятии в работе задействованы обе стороны: и учитель, и учащиеся. Работа учителя может побудить к учению, но все усилия его будут незначительными, пока учащиеся сами не захотят овладеть иностранным языком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ...

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СРЕДА, КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

При организации обучения специалиста в формировании содержания образования и образовательных стандартов акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности....

Выступление на педагогическом совете по теме: "Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы"

Сегодня мы говорим о росте неуспеваемости школьников. В своем выступлении я говорю о тех методах, которые использую на своих уроках....

Выступление на методическом объединение "Роль педагога в повышении качества образования на уроках математики"

Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодёжь, формирует поколение , которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития о...

Мотивация обучающихся на уроках биологии ,как главное условие повышения качества образования в условиях ФГОС

За  последнее  десятилетие  личность  ученика  сильно  изменилась. По мнению учёных - психологов главное  отличие  заключается  в  отсутст...

Доклад «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»

Доклад к педсовету «Мотивации обучающихся как главное условие повышения качества образования в условиях введения ФГОС ООО»...