Современные образовательные технологии как способ достижения результатов образования на уроках немецкого языка в условиях ФГОС.
статья по теме
В статье говорится о том, как учитель применяет на своих уроках игровые и интерактивные технологии. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться хороших результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennyeobrazovatelnye_tekhnologii_kak_sposob_dostizheniya_rezultatov.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
В статье говорится о том, как учитель применяет на своих уроках игровые и интерактивные технологии. Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться хороших результатов.
О. В. Фролова.
МБОУ «Бутылицкая СОШ»
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ
НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ФГОС.
Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение новых образовательных стандартов. В этой связи, особую значимость приобретает внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий, позволяющих учителю:
• отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
• развивать умение самостоятельно планировать свою учебную деятельность.
Исходя из этого, на мой взгляд, задача учителя иностранного языка состоит в том, чтобы: создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество; активизировать познавательную деятельность в процессе обучения языку.
Эффективному обучению иностранному языку более всего способствуют
игровые технологии;
технологии интерактивного обучения.
Игровые технологии, как известно, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.
Игры способствуют выполнению важных методических задач:
а) созданию психологической готовности к речевому общению;
б) обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
в) тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативно-спонтанной речи вообще.
Особенно удаются игровые приёмы в начальной школе, так как детей младшего школьного возраста отличает более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах запоминание языкового материала, естественность мотивов общения, отсутствие так называемого языкового барьера, мешающего вступить в общение на иностранном языке. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 10-15 минут урока. В дальнейшем эта игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить повторением пройденного материала, а так же разрядкой на уроке.
Например, игра "Цветик-семицветик” развивает умение называть цвета предметов. Заранее готовится ромашка со съёмными разноцветными лепестками. Школьники друг за другом называют цвета лепестков. Eсли ученик ошибся, всё возвращается и игра начинается сначала.
«Отгадай, что это?» "Rate, was ist das?”
Цель этой игры: тренировка речевого образца: ”Das ist…”
Я завязываю глаза ребёнку и разрешаю ощупать предмет. Он должен отгадать, что это за предмет, и назвать его по-немецки. ”Das ist eine Katze. ”
Если он назвал правильно, то получает фант. Если нет, фант остаётся у учителя.
«Отгадай, что в руке?» "Rate, was ist in der Hand?"
Цель игры: повторение пройденных слов.
Учитель держит карточку с изображением предмета за спиной. Ребёнок называет по-немецки предметы до 5 раз. Если он отгадал, то становится ведущим.
«Что ты видишь?»
Учащимся предлагается картинка. Используя предлоги „места" они должны задавать друг другу вопрос «Was siehst du unter, über, … links, …rechts?"
«Паровозик» .
Паровозик, проезжая, прицепляет вагончики, причём вагончик – ученик прицепляется при условии, если, но правильно выполнил задание: назвал предмет, ответил на вопрос.
«Назови слово».
Ход игры: ребенку присваивается буква. Учитель пишет слово на доске. Затем каждый ученик по хлопку учителя произносит буквы в том порядке, в каком они следуют в написанном слове. Когда слово "напечатано”, все хлопают в ладоши.
Приведенные игровые приемы не исчерпывают всего разнообразия лексических игр, которые позволяют ввести и активизировать большое количество лексических единиц, вскрыть эмоциональные и личностные резервы ребенка, сделать процесс обучения не только приближенным к естественному, но и эмоционально позитивным. Следует, однако, подчеркнуть, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Учитель должен применять их в меру, целесообразно и плавно, а так же помнить, что игра является лишь одним из различных средств обучения младших школьников иностранному языку.
Однако следует понимать, что игра не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям и в будущем может стать одной из форм интегрированного обучения, в котором должны объединиться все типы обучения, все лучшее, что было, есть и будет в теории и технологии обучения в условиях модернизации образования.
Интерактивные технологии обучения, применяемые мною на уроках немецкого языка, помогают достичь хороших результатов в формировании речевой компетенции: т.е. в развитии таких видов деятельности, как слушание, чтение, говорение, письмо.
В моей практике я использую работу в парах, группах, интервью.
Учащиеся должны овладеть такими умениями, как:
понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь из речевого потока нужную информацию (слушание);
вести диалог, строить монолог в любой ситуации (говорение);
создавать собственные письменные тексты на разные темы с
использованием необходимых языковых средств (письмо).
Формирование речевой компетенции – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно.
Процесс развития и совершенствования речевой компетенции учащихся на уроке делю на 3 этапа.
1. Работа над лексикой. На данном этапе создаю доброжелательную атмосферу, которая способствует активному включению учащихся в образовательный процесс.
2. Подготовка к диалогу. Цель этого этапа - повторить и закрепить изученные речевые образцы для дальнейшего их практического применения и совершенствования.
3. Диалог. Здесь подводятся итоги всей предыдущей работы. Учащиеся демонстрируют конкретные знания и умения, приобретенные ими в процессе всей подготовительной работы.
Итак, 1 этап. Детям раздаются карточки со словами из различных тем. В классе среди детей выбираются 3-4 ученика, наиболее подготовленных для того, чтобы они со своими обобщающими карточками прошли по классу и выбрали среди других учеников ребят с карточками по их теме. Таким образом, образуются рабочие группы. Ребята называют слова, готовят предложения, составляют мини рассказы по своей теме. Здесь осуществляется содержательный компонент педагогического процесса. Содержательный компонент предполагает отбор и структурирование материала в качестве учебной основы для получения учащимися исторических, культурологических, экологических, социокультурных, страноведческих и других знаний о различных способах деятельности, формирования ценностных отношений к различным аспектам реального социокультурного окружения. Происходит изучение отдельных компонентов, познание новой информации, отрабатываются умения углублять и систематизировать знакомую информацию, устанавливать и объяснять связи и отношения между изученными объектами и явлениями.
Если на первом этапе усвоение материала связано с воздействием учителя на когнитивную и эмоциональную сферы личности школьников, то на втором этапе – на активную познавательную деятельность учащихся. Эта деятельность обеспечивает активное изучение материала. Учащиеся собирают необходимые по теме данные, анализируют их, обсуждают результаты.
2 этап- это этап образования пар. Ребята работают над подготовкой сочетательного диалога. Для работы над устной речью важное значение имеют этапы сочетательного диалога.
1). Вход в диалог (приветствие).
2). Поддержание диалога (выполнение задания, смена ролей).
3). Выход из диалога (поблагодарить, попрощаться).
4). Учет результатов диалога.
Ребятам дается диалоговый лист, из которого они выбирают нужные им фразы для работы над конкретной темой.
3 этап. Диалог.
Ребята представляют готовый результат своей работы. На уроке используются разные формы интерактивного обучения:
1. Статичные пары (постоянные)
2. Пары сменного состава.
3. Статичные группы (постоянные).
4. Мигрирующие группы (в движении).
5. Фронтальная работа в кругу.
Я использую в своей работе следующие принципы интерактивного обучения:
1. Опора на имеющийся опыт.
2. Активность
а). Физическая активность. (Дети меняют рабочее место, говорят, пишут, слушают, рисуют, играют).
б). Социальная активность. (Дети не равнодушны к окружающей действительности, задают вопросы, отвечают, обмениваются мнениями, вносят дополнения и поправки.)
в). Познавательная активность. (Учащиеся находят сами решения проблем, выступают как один из первоисточников личностного опыта).
Иностранный язык — благодатное поле деятельности для учителя. Здесь творческие задания полезны и актуальны. Творчество перестает быть уделом единиц. Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть его способности. Даже слабые ученики всегда с радостью выполняют творческие задания, так как есть возможность проявить свои индивидуальные способности. Выделяю два типа творческих работ: обязательные и по желанию. На младшем этапе обучения ребята с удовольствием рисуют по заданной теме.
Большинство моих учеников умеют работать над темами, разбираются в грамматических конструкциях, учатся рассуждать и анализировать.
Я считаю, что использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться хороших результатов.
Литература
Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.- 67с.
Настольная книга преподавателя иностранного языка (Справочное пособие).- Мн.: «Высшая школа», 1992.
Buttner S. Tamburin (Немецкий для детей).- Мах Hueber Verlag.
Обучающие игры на уроках иностранного языка, г. Брест, СШ №7 Воробьева Анна Ивановна
Бабушкина, О.В. Использование открытых образовательных технологий в рамках реализации программы "Одаренные дети": [Тьюторство]/ О.В. Бабушкина // Управление современной школой. Завуч.-2010.-№8.-С.11-16.
Будько, С.В. Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин / С.В. Будько // Управление качеством образования.-2010.-№3.-С.67-77.
Гериш, В.А. Современные инновационные технологии как основа улучшения качества образовательного процесса / В.А. Гериш // Стандарты и мониторинг в образовании.-2009.-№6.-С.26-30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...
Современные образовательные технологии в формировании ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка
В данной работе представлен опыт работы с одаренными детьми на основе интеграции современных образовательных технологий, которые используются для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках а...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет опре...
Доклад «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования на уроках английского языка: обучение в сотрудничестве»
Доклад «Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования на уроках английского языка: обучение в сотрудничестве» предназначен для учителей английского я...
Современные образовательные технологии формирования и оценки результатов образования как условие реализации ФГОС ( портфолио)
Современные образовательные технологии формирования и оценки результатов образования как условие реализации ФГОС ( портфолио)...
Описание инновационного проекта "Современные образовательные технологии как способ повышения интереса учащихся к изучению французского языка"
Описание инновационного проекта "Современные образовательные технологии как способ повышения интереса учащихся к изучению французского языка"...
«Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС».
Использование современных образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся на уроках башкирского языка и литературы в рамках реализации ФГОС....