Рабочая программа по немецкому языку(второму иностранному) для 5 класса.
рабочая программа по немецкому языку (5 класс) по теме

Гришина Валентина Николаевна

Рабочая программа по немецкому языку для 5 класса по УМК И.Л.Бим "Schritte-1",М.,"Просвещение"2007г.

Данная программа  составлена для преподавания немецкого языка, как второго иностранного (2 урока в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_.nem_._yaz_5.docx41.33 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г. Москвы

ГБОУ СОШ №1238 с углублённым изучением английского языка

Рабочая программа

учебного курса «Немецкий язык»

 в 5 классе

                                                                    Составитель: Гришина Валентина Николаевна

                                  учитель немецкого языка

                                             Паспорт программы

Тип программы – программа основного общего образования/среднего (полного) общего образования.

Статус программы – рабочая программа учебного курса.

Назначение программы – для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

                       .

.

                                                     Пояснительная записка

                                                          Статус программы    

    Рабочая программа по немецкому языку(второму иностранному) для 5 класса к учебнику «Deutsch. Schritte 1 - Немецкий язык. Шаги 1» И. Л. Бим, Л. М. Санниковой, Л. В. Садомовой для общеобразовательной школы составлена на основе примерной программы основного общего образования по иностранным языкам 2005 года и авторской программы для общеобразовательных учреждений по немец кому языку для 5-9 классов И. Л. Бим (М.: Просвещение, 2005) и с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

           Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и показывает последовательность изучения тем и языкового материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся 5класса, межпредметных и внутрипредметных связей. Программа реализует следующие основные функции:

  1. информационно-методическую;
  2. организационно-планирующую;
  3. контролирующую.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам учебно-воспитательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии  образования, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета, о специфике каждого этапа обучения.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, определение  количественных и качественных характеристик учебного материала и уровня подготовки учащихся по иностранному языку на каждом этапе.

Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к содержанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.

                   Общая характеристика учебного предмета «Немецкий язык»

        Основное назначение немецкого языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Немецкий язык как учебный предмет характеризуется

  1. межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
  2. многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой -  умениями в четырех видах речевой деятельности);
  3. полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

          Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, немецкий язык,  способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение немецким языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

          Немецкий язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

          Программа учебного курса для уч-ся 5 класса нацелена на  реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокуль-турного и  деятельностного  подходов к обучению немецкому языку.

         Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

                                             Содержание учебного курса

1.Цели  и задачи обучения немецкому языку уч-ся 5класса

Целью  обучения немецкому языку в 5 классе является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространённых ситуациях повседневного общения, читать несложные аутентичные тексты с целью извлечь информацию о странах изучаемого языка, их культуре и быте, а также использовать письмо. Это предполагает достижение учащимися минимального достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие учащихся средствами немецкого языка.

Коммуникативная цель обучения представляет собой сложное интегративное целое, включающее в себя следующие аспекты: 

речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковая компетенция – систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуни-кативных целях;      

социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социо-культурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении передаче иноязычной информации; 

учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.      

                           Особенности обучения немецкому языку уч-ся 5 класса

         Базовый уровень для 5 класса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учеб ных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся и способствующих самостоятельному изучению немецкого языка и культуры стран изучаемого языка; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями. 

          Обучение строится поэтапно с учетом формирования деятельности: от отработки отдель ных действий к их взаимосвязи и целостной деятельности. Тем самым на уроках немецкого язы ка реализуется «ЗР-технология»: презентация материала, его повторение и производство, то есть применение в устных и письменных высказываниях. При планировании цепочки уроков преду сматривается комбинирование материала блоков в рамках одного урока. 1-й урок: часть мате риала блоков 1 (словарного) и 2 (чтения), 2-й урок: часть материала блоков 1 (словарного), 2 (чтения) и 4 (говорения) или соответственно блок 1 (лексический) + блок 3 (грамматический) и т. д. При этом отбираемые порции материала соотносятся друг с другом. Формы организации учебной деятельности различны: индивидуальная, парная, групповая или форум-работа.

          Для рациональной организации учебного времени на уроках большое значение имеет реа лизация дифференцированного подхода к обучающимся, выделение в группе подвижных под групп с разным уровнем обученности, учет индивидуальных интересов и склонностей при пла нировании учебных уроков и определении домашнего задания. Увеличивается удельный вес про ектной работы и проектных заданий, в ходе выполнения которых обучающиеся самостоятельно решают более сложные проблемы и координируют свои действия друг с другом в соответствии с поставленной задачей.

         В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков носят комбиниро ванный характер, когда на одном и том же уроке могу развиваться у учащихся все четыре вида речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо), поэтому тип урока не указыва ется.

                  В связи с тем что не для каждого урока возможно использовать элементы дополнительно го лингвострановедческого содержания, этот раздел убран из общей сетки разделов программы и вынесен отдельно после каждой темы урока.

                                             Принципы обучения.

Принципы обучения, которые положены в основу курса, можно разделить на 4 области.

1.Дидактическая.
2. Лингвистическая.
3. Психологическая.
4. Методическая.

В дидактической области уделяется большое внимание принципу сознательности: навыки и умения вырабатываются быстрее и закрепляются на длительный срок при условии, что процесс их образования подвергается осмыслению в процессе овладения языком.

Принцип активности предполагает вовлечение учащегося в коммуникативную ситуацию путем использования проблемной коммуникативной темы, ролевой игры. Предлагаются задания, учитывающие возраст интересы учащихся, которые стимулирует речемыслительную деятельность.

Принцип наглядности. Обучение строится на конкретных образах, которые непосредственно воспринимаются обучающимися. Осуществляется организованный показ языкового и экстралингвистического материала, облегчающий усвоение языкового материала за счет работы визуального канала.

Принцип прочности в обучении языку играет большую роль и достигается за счет доступности его изложения, созданием ассоциативных связей, проведения параллелей. Пройденный материал используется многократно в различных коммуникативных ситуациях.

Принцип доступности предполагает, что материал подается с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей обучаемого. В ходе урока идет постоянный контроль усвоения материала, вносятся коррективы в подачу материала.

Принцип межкультурного взаимодействия предполагает овладение учащимися так называемыми фоновыми знаниями, которые обеспечивают нормативность речевого общения в коммуникативных ситуациях.

Очень важным является принцип профессиональной компетенции преподавателя, который складывается из следующих умений

1) коммуникативные (владения языком на очень высоком уровне)
2) организаторские (умение спланировать собственную деятельность и деятельность учащегося)
3) гностические и оценочные (умение анализировать и оценить деятельность учащегося и мотивировать его в дальнейшем)

Принципы, входящие в лингвистическую область, базируются на данных лингвистической науки.

Принцип системности рассматривает язык как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов разных языковых уровней.

Принцип концентризма предполагает такой отбор материала, который многократно повторяется в процессе занятий с постепенным его расширением, то есть усвоение материала происходит как "лепка снежного кома". Таким образом достигается коммуникативность и высокая мотивированность учащегося. Материал подается доступным образом, что обеспечивает реализацию выше названных принципов.

Принцип функциональности рассматривается с точки зрения содержания высказывания. На  занятиях  используется в основном функционально-смысловой подход, то есть подбор и подача грамматического материала определяется содержанием высказывания (интенциями), то есть смысл, цель высказывания первичны и под него подстараивается грамматика. Существует и другой подход - системно-структурный.

К принципам, попадающих в психологическую сферу, относятся следующие.

Принцип мотивации. Особенно это важно в занятиях с детьми, которые очень часто бывают мало мотивированы, а порой и демотивированы из-за плохой успеваемости или просто из-за нелюбви к языку. Поэтому очень важно организовать положительно-эмоциональное отношение к процессу занятий. Это может достигаться различными средствами: веселые интересные тексты, красочные учебные материалы, фильмы, мультфильмы и т.д.

Принцип учета индивидуально-психологических особенностей учащихся предполагает максимальную индивидуализацию учебного процесса.

К сфере методических принципов относятся следующие:

Коммуникативный принцип. Обучение организуется в моделировании естественных коммуникативных ситуаций, возникающих постоянно в нашей жизни. Для успешного моделирования необходимо выполнение следующих условий:
1) Постановка проблемы - отбор материала должен быть проблемным. Это стимулирует логическое и творческое мышление учащихся и тем самым стимулирует их речевую деятельность.
2) Эвристичность - учащийся спонтанно реагирует на речевые стимулы.
3) Информативность и новизна - использование материала, который представляет интерес для обучаемого.

Аксиомы.
Любое высказывание должно быть:
1) мотивированным, оно должно исходить из внутренней потребности

обучаемого высказать свое мнение.
2) Ситуативно обусловленным (подходить для конкретной ситуации)
3) Диалогичным, если того требует ситуация.

Принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности - происходит одновременное формирование четырех видов речевой деятельности:
- говорение
- аудирование
- чтение
- письмо

Принцип профессиональной направленности обучения. При отборе материала учитывается род занятий и профессиональные интересы учащихся.

Принцип устного опережения

Общение между людьми существует преимущественно в устной форме, поэтому и целесообразно на первоначальном этапе обучения уделять внимание говорению и пониманию речи на слух, что обеспечит успешное овладевание навыками письма и чтения. Этот принцип находит свое применение в самых новейших учебно-методических комплектах (УМК), учебниках.
Следование названному принципу обеспечивает умение общения на языке уже на самых ранних стадиях обучения, что подкрепляется овладеванием навыками письменной коммуникации.

Система принципов является открытой и не может существовать в абсолютизированном виде, так как все они взаимосвязаны. Каждый из принципов переосмысляется и преломляется в процессе работы с конкретным человеком.

                                 Содержание образования в 5 классе

Базовый уровень для 5 класса предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в следующих направлениях: использование учебных умений, связанных со способами организации учебной деятельности, доступных учащимся и способствующих самостоятельному изучению немецкого языка и культуры стран изучаемого языка; а также развитие специальных учебных умений, таких как нахождение ключевых слов при работе с текстом, их семантизация на основе языковой догадки, словообразовательный анализ, выборочное использование перевода; умение пользоваться двуязычными словарями.

Аудирование.

Владение умением воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным понимани ем и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

Говорение.

Диалогическая речь. Учащиеся должны вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию.

Объем диалогов - до 3 реплик со стороны каждого учащегося.

Монологическая речь. Учащиеся должны кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие комму никативные типы речи, как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения. Объем монологического высказывания - до 8-10 фраз.

Чтение.

Школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в за висимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным понима нием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение).

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся S классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Письмо.

Овладение письменной речью предусматривает:

•   знание правил чтения и написания новых слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их
употребления в речи;

•   умение писать короткие поздравления с днем рождения, другими праздниками (объемом до 30 слов,
включая адрес), выражать пожелания.

Языковой материал.

Порядок слов в повествовательном и вопросительном предложениях; употребление глагола-связки sein. Употребление имен собственных и прилагательных в качестве именной формы сказуемого. Употребление от рицания nicht. Спряжение глагола-связки sein. Употребление неопределенного, определенного и нулевого ар тиклей. Притяжательные местоимения mein, dein, unser. Спряжение сильных и слабых глаголов в настоящем времени. Повелительное наклонение Imperativ; образование и перевод на русский язык.

Тематическое планирование по дисциплине «немецкий язык»

№ п/п

Наименование

 разделов и тем

Максим.нагрузка уч-ся, ч.

Из них

Теорет.

обучение, ч

Контрол.работа,ч.

Самост. работа, ч.

I

Давайте познакомимся. Вводный курс.

     27

24

2

1

II

Старый немецкий город. Что в нём?

      4

4

III

В городе…  Кто здесь живёт?

      3

3

IV

Улицы города.  Какие они?

      4

3

1

 V

Как живут люди в ФРГ?

      5

4

1

VI

Кто где работает?              А как обстоит дело со свободным временем?

      5

5

VII

Мы рисуем, строим, мастерим.

      5

4

1

VIII

Мы строим наш город

      7

6

1

IX

Чей город готов?                                                  А какой настоящий немецкий город?              

                                                                 

      6

6

1

Итого

     66

59

5

3

                  Учебно – методический комплект и дополнительная литература:

1. И.Л. Бим  «Немецкий язык.  Шаг 1», учебник.

2. И.Л. Бим, О.В. Каплина. Сборник упражнений по грамматике        

    немецкого языка для 5-9 классов.

3. Журналы «Ин. языки в школе», «Мозаика», «Der Weg», «Juma». 5.Газеты «Deutsch».

4.  Р.Х.Жарова «Тесты по немецкому языку.5кл.».

др.

Перечень учебного оборудования и наглядных пособий:

  1. CD магнитофон;
  2. DVD проигрыватель;
  3. оборудование видеокласса;
  4. оборудование компьютерного класса;
  1. наглядные пособия  (темат.  картинки, граммат.  таблицы);    
  2. грамматические справочники;
  1. немецко-русский и русско-немецкий словари.

Требования к уровню подготовки обучающихся

По окончании 5 класса учащиеся должны:

знать/понимать  

  1. все буквы алфавита, основные буквосочетания и звуко-буквенные соответствия, основные правила орфографии;
  2. правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их употребления в речи;
  3. некоторые словообразовательные средства: аффиксацию и конверсию, содержание несложных текстов;
  4. понимать немецкие предложения с опорой на схемы;
  5. понимать речь одноклассников, учителя на слух;
  6. знать спряжение глагола sein;
  7. понимать употребление определенного и неопределенного артикля;
  8. знать,как спрягать глаголы в настоящем времени;
  9. знать,как выразить желание, используя речевые обороты с глаголом wollen; осведомленность / неосведомленность с помощью глагола wissen;
  1. понимать при чтении и слушании информацию о человеке, включающую указание на возраст, профессию, место жительства, увлечения и фиксировать её письменно;
  2. понимать речь одноклассников и учителя, пользоваться глаголом haben для указания на обладание; пользоваться инфинитивным оборотом um…zu+Infinitiv для выражения цели какой либо деятельности;
  3. иметь представление о совместной жизни Германии, о её денежной единице;
  4. знать самые начальные сведения о Германии: название столицы государства  и столиц федеральных земель, некоторые общие сведения о каком-либо конкретном городе;
  5. знать традиции быта, семейной жизни в Германии;
  6. владеть знаниями и навыками, определяемыми целями первого года обучения с использованием игровых тестов.

уметь

в области говорения

  1. адекватно произносить и различать на слух все звуки немецкого языка, соблюдать правильное уда рение в словах и фразах, соблюдать интонации в различных типах предложений; владеть интонацией утвердительного, вопросительного и побудительного предложений;      
  1. общаться со своими зарубежными сверстниками и взрослыми в наиболее распространённых стандартных ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер в рамках следующей тематики:

Я и мои друзья. Семья. Квартира. Дом. Помощь на дому. Домашние животные в нашей жизни. Покупки. Семейные традиции. Празднование дня рождения. Что мы учимся делать в школе и дома. Что мы делаем охотно (неохотно), чем увлекаемся. Мы изготавливаем поделки и комментируем свои действия. Старый немецкий город. Что в нём? Жители города, их занятия. Мой город (моё село). Некоторые экологические проблемы города (села). Природа (зимой, весной).Праздники (Рождество, Новый год).

  1.  Владеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно 400-500 лексических единиц и включает также устойчивые словосочетания, реплики-клише.
  2. Описывать картину, собственный рисунок.
  3. Сделать краткое сообщение о себе, друге, доме, семье, о своём городе, селе, о своих занятиях.
  4. Задавать вопросы: Woher kommst du? Wie alt bist du?
  5. Употреблять притяжательные местоимения;
  6. Использовать повелительную форму наклонения и понимать команды;строить предложения с модальным глаголом;
  7. Рассказывать о городе, называть и характеризовать отдельные городские достопримечательности;
  8. Употреблять лексико-грамматический материал в устной речи;
  9. Вести диалог-спор о погоде, диалог-обмен мнениями о городе, его жителях: людях, животных;
  10. Утвердительно отвечать на вопрос, используя все основные типы простого предложения.
  11. Возражать, используя отрицательные предложения.
  12. Рассказывать о городе, в частности называть и характеризовать жителей города;
  13. Вести диалог-расспрос о построенном городе, пользуясь слабыми глаголами в Perfekt;
  14. Рассказывать о праздновании дня рождения: подготовке к нему, гостях, подарках, поздравлениях.

в области аудирования

  1.   Воспринимать на слух и понимать речь учителя, построенную на полностью знакомом материале;
  2. Воспринимать на слух и понимать речь своих товарищей, адекватно выбирать речевую реакцию: согласиться или возразить, выразить одобрение / неодобрение;
  3. Воспринимать на слух и понимать основное содержание краткого сообщения, содержащего некоторое количество незнакомых слов, с опорой на контекст, иллюстрации.

в области чтения

  1. Читать текст, соблюдая ударение в словах, фразах, основные правила чтения букв и буквосочетаний, интонацию;
  1. Читать, понимать незнакомый текст;
  2. Выразительно читать диалоги, составлять диалоги по аналогии;
  3. Читать с полным пониманием тексты разного характера (описание, диалоги)
  4. Читать текст с полным пониманием, находить в нём ответы на поставленные  вопросы;
  5. Зрительно воспринимать и узнавать изученный материал (слова, словосочетания, предложения), осознавать их значение и смысл в тексте;
  6. Овладеть первичными умениями чтения про себя;
  7. Овладеть умением полностью понимать содержание текста, включающего отдельные незнакомые слова, с опорой на контекст, языковую догадку: на основе сходства со словом родного языка, с опорой на словообразовательные элементы, используя также словарь в учебнике.

в области письма

  1. Писать новые буквы, буквосочетания, слова;
  1. Письменно фиксировать продуктивно усвоенный материал  (слова, выражения), выполнять письменные задания: отвечать на данные вопросы и т. д., в частности списывать текст, выписывать из него слова, словосочетания, предложения;
  2. Вести словарь;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) для 5-го класса к УМК "Horizonte" автора М.М. Аверина

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает 70 учебных часов на изучение второго иностранного языка из расчёта 2 часа в неделю....

Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) в 5 классе к учебнику "Горизонты" М.Аверин

Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) в 5 классе к учебнику "Горизонты" М.Аверин соответствует требованиям ФГОС нового поколения, включает в себя пояснительную записку с целям...

Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) к учебнику "Горизонты"5 класс (для 5,7,8 классов)

Данная программа :1. Предметные результаты освоения немецкого языка.2. Содержание учебного предмета с формами организации учебной деятельности.3. Календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по немецкому языку (второму иностранному языку) для 5 класса

Рабочая программа по немецкому языку. Данная рабочая программа составлена на основе авторской программыМ.М. Аверина к предметной линии учебников « Горизонты » 5-9классдля общеобразова...

Рабочая программа по немецкому языку (второму иностранному языку) для 8-9 классов

Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для 8-9 классов разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с. Верхн...

Рабочая программа по немецкому языку (второму иностранному языку) для 8-9 классов

Рабочая программа учебного предмета «Немецкий язык (второй иностранный язык)» для 8-9 классов разработана на основе образовательной программы основного общего образования...

Рабочая программа «Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык» для 5 класса авторы М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман

Данная рабочая программа по немецкому языку предназначена для учащихся 5 класса, изучающих второй иностранный язык....