Рабочая программа «Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык» для 5 класса авторы М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман
рабочая программа по немецкому языку (5 класс)

Манюшкина Инна Михайловна

Данная рабочая программа по немецкому языку предназначена для учащихся 5 класса, изучающих второй иностранный язык.

Скачать:


Предварительный просмотр:

по немецкому языку

(название предмета, курса)

для 5  класса (параллели)

ФИО учителя

И.М. Манюшкина

учитель немецкого языка

учебный год

Образовательная область: иностранный язык

Предмет: немецкий язык

Курс: «Немецкий язык. Второй иностранный язык» 

Класс: 5

Программа: авторская: для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М .       Эбранкова «Horizonte. Deutsch als 2. Fremdsprache»-М... «Просвещение» 2016 год

Год обучения:

Количество часов: 70 часов год, 2 часа в неделю.

Составитель: Манюшкина Инна Михайловна

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по немецкому языку предназначена для учащихся 5 класса. Программа составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждёнными приказом Министерства образования  Российской Федерации, от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»,приказом Министерства РФ от 31 декабря 2015 года №1577 о внесении изменений в ФГОС основного общего образования), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413»,  Примерной программы основного общего образования (2015) и соответствует концепции и принципам ФГОС основного общего образования. Программа создана с учетом положений и требований авторской методической концепции курса «Немецкий язык. Второй иностранный язык». Методической основой изучения курса «Немецкий язык. Второй иностранный язык» является системно - деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности учащихся. Программа направлена на реализацию планируемых результатов ФГОС начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»).

УМК полностью соответствует современной нормативной базе – Закону РФ «Об образовании» (ст. 32, п. 23; ст.55, п. 4), Федеральному государственному образовательному стандарту, направленному на «…обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем…».

Данная рабочая программа составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и авторской программы курса немецкого языка  УМК для 5-9 классов общеобразовательных учреждений «Horizonte. Deutsch als 2. Fremdsprache» .М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М . Эбранкова, планирования на 70  часов, которые выделяются в учебном плане на изучение предмета «Немецкий язык».

Концепция программы обусловлена объективно существующей потребностью в подготовке обучающихся к общению с представителями других культур.

В основу рабочей  программы положены актуальные в настоящее время  идеи личностно-ориентированного и деятельностного подходов  к обучению  немецкого языка. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка. УМК«Horizonte. Deutsch als 2. Fremdsprache»  для 5 класса (М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М . Эбранкова) написан в условиях утвержденного ФГОС и реализует все обозначенные в нем требования. Учебник имеет гриф Министерства образования и науки РФ, обеспечивает пошаговое достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, интегративный подход к изучению ИЯ и ориентирован на подготовку к ЕГЭ.

Процесс обучения ИЯ выстраивается как модель реальной межкультурной коммуникации на основе принципов речевой направленности, интеграции и дифференциации овладения учащимися речевыми навыками и умениями устной основы  и устного опережения в организации учебного процесса, диалога культур, сознательности и активности, доступности и посильности, индивидуального подхода, наглядности.

Изучение ИЯ в межкультурном контексте предполагает систематическое обращение к родному языку и культуре с целью сравнения языковых систем для определения интерференции и переноса и сопоставления культур для выявления общего и различного в них. В процессе такого сравнения и сопоставления учащиеся вовлечены в познание чужого языка и культуры через познание своей собственной.

Учебный предмет «Немецкий язык» входит в образовательную область «Филология» и является средством познания языка и культуры других народов и стран.

Изучение немецкого языка в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

-приобщение к культурному наследию стран изучаемого языка;

- воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;

- осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;

- формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

В качестве основных принципов отбора материала можно выделить следующие: доступность, последовательность, соответствие возрастным особенностям и интересам обучающихся, коммуникативная направленность. В соответствии с сюжетным замыслом авторов УМК уроки объединены в разделы. Разделы содержат разное количество уроков и соответствуют четырём учебным четвертям.  Формулировки названий тем представлены в коммуникативном ключе и отражают коммуникативные задачи разделов: «Знакомство», «Мой класс», «Животные», «Мой день в школе», «Хобби», «Моя семья», «Сколько это стоит».

Предполагаемые результаты освоения программы основного общего образования по учебному предмету «Немецкий язык» представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования,  личностных, метапредметных и предметных результатов.

При оценке предметных достижений, учащихся используется пятибальная система оценивания и учитываются следующие критерии:

- знание содержания материала по всем лексическим темам, а также использование дополнительной информации по изученным темам;  

- правильное изложение мыслей, четкая формулировка и хорошее произношение;

- активность учащихся в учебной деятельности;

- творческий подход к решению поставленных задач, оригинальность способов и методов решения проблем;

- самостоятельность, умение принимать решения, отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий;

- умение работать в группе, лидерские качества, способность к сотрудничеству и взаимопомощи.

Цели и задачи обучения немецкому как второму иностранному языку.

В последнее время концепция многоязычия стала определяющей в подходе Совета Европы к проблеме изучения иностранных языков. Согласно монографии «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка», многоязычие — это не многообразие языков, которое можно понимать как знание нескольких языков или сосуществование нескольких языков в данном обществе. Многоязычие возникает по мере расширения в культурном аспекте языкового опыта человека от языка, употребляемого в семье, до языка, употребляемого в обществе, до овладения языками других народов, причём коммуникативная компетенция формируется на основе всех знаний и опыта, где все языки взаимосвязаны и взаимодействуют. С этой точки зрения цель языкового образования изменяется. Теперь совершенное (на уровне носителей языка) овладение одним или более языками отдельно друг от друга не является целью. Целью становится развитие такого лингвистического репертуара, где есть место всем лингвистическим умениям. При изучении второго иностранного языка речь идёт о дальнейшем развитии общих компетенций, о формировании коммуникативной, языковой и речевой компетенций и, конечно, о развитии межкультурной компетенции уже с учётом взаимодействия культур нескольких изучаемых языков.

Применительно к курсу для 5 класса следует говорить о развивающих, воспитательных и практических задачах:

  1. способствовать интеллектуальному и эмоциональному развитию личности ребёнка;
  1. развивать его память и воображение;
  2. создавать условия для творческого развития ребёнка;
  3. прививать навыки рефлексии и саморефлексии;
  4. развивать национальное самосознание наряду с межкультурной толерантностью;
  5. создавать ситуации для самореализации личности ребёнка;
  6. воспитывать в ребёнке самоуважение;
  7. воспитывать сознательное отношение к обучению, умение преодолевать трудности самостоятельно;
  8. способствовать формированию чувства «успешности»;
  9. учить ставить перед собой цели в изучении учебного предмета и достигать их;
  10. развивать интерес и уважение к культуре, истории, особенностям жизни стран изучаемого языка;
  11. раскрывать общеобразовательную и практическую ценность владения несколькими иностранными языками.

Практические цели должны отвечать тем требованиям, которые заложены в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и определены европейскими уровнями языковых компетенций. Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий (в основе – классическая типология, типология уроков С.В.Иванова):

Тип учебных занятий

Дидактические задачи

1

Вводный урок

Изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

2.Урок  закрепления  знаний,  умений, навыков

Вторичное осмысливание изучаемого материала, воспроизведение и применение полученных знаний и умений для достижения прочности

3

Урок практической работы

Формирование навыков анализа текстового материала.

4.

Комбинированный урок

Решение комплекса различных дидактических задач: ознакомление учащихся с новыми знаниями, умениями и навыками, их закрепление, повторение ранее пройденного, учет знаний.

 

5.Урок с использованием ТСО, Интернет- ресурсов, ИКТ

Повышение мотивации к предмету, формирование фонематического слуха

6

Тренировочный

Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся.

7

Контрольный урок

Выявление степени осознанности и глубины знаний, прочности приобретенных умений и навыков. Проверка уровня качества знаний по изученной теме, курсу.

8

Повторительно-обобщающий урок

Систематизация знаний по основным темам

Общая характеристика учебного предмета.

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и авторской программы курса немецкий язык к УМК «Horizonte. Deutsch als 2. Fremdsprache» авторы: .М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Эбранкова М. «Просвещение» 2016 год.

Учебно - методический комплект «Горизонты» предназначен для изучения немецкого языка как второго после английского, ориентирован на европейские уровни языковых компетенций и с самого начала рассчитан на погружение в языковую среду. УМК разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования по иностранным языкам.

Представленный курс является адаптированной к российским условиям версией международного курса — в основе его создания лежат основополагающие документы современного российского образования: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, новый федеральный базисный учебный план. Примерные программы по немецкому языку как второму иностранному языку. Это изначально обеспечивает полное соответствие целей и задач курса, тематики и результатов обучения требованиям федеральных документов.

Предлагаемый курс также отвечает требованиям Европейских стандартов (Общеевропейские компетенции владения иностранным языком). Учитывая данное положение, учащиеся становятся участниками процесса, организуемого Советом Европы по повышению качества обшения между европейцами — носителями разных языков и культур.

Программа базируется на таких методологических принципах, как коммуникативно-когнитивный, личностно-ориентированный и деятельностный.

Главные цели курса соответствуют зафиксированным целям в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования по иностранному языку. Это формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Особый акцент делается на личностном развитии и воспитании учащихся, развитии готовности к самообразованию, универсальных учебных действий, владении ключевыми компетенциями, а также развитии и воспитании потребности школьников пользоваться немецким языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитии национального самосознания, стремлении к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.

При создании настоящей программы авторами учитывались и психологические особенности данной возрастной группы учащихся. Это нашло отражение в выборе текстов, форме заданий, видах работы, методическом аппарате.

В соответствии с базисным учебным планом на изучение немецкого языка в 5 классе отводится 70  часов в год (2 часа в неделю). Основные цели и задачи обучения немецкому языку направлены на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений и отношение к деятельности в совокупности ее составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.

Речевая компетенция — готовность и способность осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), планировать свое речевое и неречевое поведение.

Языковая компетенция — готовность и способность применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке.

Социокультурная компетенция— готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народа страны/стран изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, уметь объяснить эти различия представителям другой культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.

Компенсаторная компетенция — готовность и способность выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности иноязычного социума.

Учебно-познавательная компетенция — готовность и способность осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и умениями, способами и приемами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Образовательная, развивающая и воспитательная цели обучения немецкому языку реализуются в процессе формирования, совершенствования и развития коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих.

Достижение школьниками основной цели обучения немецкому языку способствует их воспитанию. Участвуя в диалоге культур, учащиеся развивают свою способность к общению, пониманию важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством межкультурного общения, познания, самореализации и социальной адаптации. Они вырабатывают толерантность к иным воззрениям, отличным от их собственных, становятся более терпимыми и коммуникабельными. У них появляется способность к анализу, пониманию иных ценностей и норм поведения, к выработке адекватной реакции на то, что не согласуется с их убеждениями.

Выбор данной программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего

При обучении немецкому языку в основной школе используются следующие образовательные технологии:

 - технология коммуникативного обучения – направлена на формирование коммуникативной компетентности учащихся, которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации;

 - информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности. В рамках ИКТ выделяются 2 вида технологий:

 - технология использования компьютерных программ – позволяет эффективно дополнить процесс обучения языку на всех уровнях. Мультимедийные программы предназначены как для аудиторной, так и самостоятельной работы студентов и направлены на развитие грамматических и лексических навыков;

 - интернет-технологии – предоставляют широкие возможности для поиска информации, разработки международных научных проектов, ведения научных исследований;

- проектная технология – ориентирована на моделирование социального взаимодействия учащихся с целью решения задачи, которая определяется в рамках профессиональной подготовки студентов, выделяя ту или иную предметную область. Использование проектной технологии способствует реализации междисциплинарного характера компетенций, формирующихся в процессе обучения английскому языку.

В учебном процессе используются следующие методы и формы обучения:

- методы: наглядные; словесные; проблемно-поисковые; репродуктивные; исследовательско-творческие.

формы организации учебного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, парная, фронтальная, ролевая игра;

- методы: словесно-индивидуальные, словесно-дедуктивные; наглядно-дедуктивные; практически-дедуктивные;

- формы организации  учебного процесса: групповая, индивидуальная, парная, фронтальная, познавательная ролевая игра, конкурс.

Степень сформированности речевых, учебно-познавательных и общекультурных умений у школьников в 5 классе создает реальные предпосылки для учета конкретных потребностей школьников в его использовании при изучении других школьных предметов, а также в самообразовательных целях в интересующих их областях знаний и сферах человеческой деятельности. В связи с этим возрастает важность межпредметных связей немецкого языка с другими школьными предметами: русским языком, английским языком, литературой, историей, географией. Часто на уроках используются такие понятия из русского языка, как части речи, синонимы, антонимы, диалог, монолог, описание и т.д.; из литературы – цитирование текста, идея, главная мысль, стихи, пословицы, происходит знакомство с произведениями немецких писателей; из истории - исторические факты, события о стране изучаемого языка, из географии - географическое положение, особенности страны изучаемого языка.

Место учебного предмета в учебном плане

Иностранный язык наряду с русским языком и литературным чтением входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру. С введением ФГОС-2, где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования, роль иностранного языка как учебного предмета возрастает. Иностранный язык как учебный предмет входит в образовательную область «Филология» и закладывает основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника.

Продолжительность учебного года в 5 классе составляет 35 учебных недель, продолжительность урока -  40 минут.

Основные технологии, формы и методы обучения

При обучении немецкому языку в основной школе используются следующие образовательные технологии:

 - технология коммуникативного обучения – направлена на формирование коммуникативной компетентности учащихся  , которая является базовой, необходимой для адаптации к современным условиям межкультурной коммуникации;

 - информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность, способствуют интенсификации самостоятельной работы учащихся и повышению познавательной активности. В рамках ИКТ выделяются 2 вида технологий:

 - технология использования компьютерных программ – позволяет эффективно дополнить процесс обучения языку на всех уровнях. Мультимедийные программы предназначены как для аудиторной, так и самостоятельной работы студентов и направлены на развитие грамматических и лексических навыков;

 - интернет-технологии – предоставляют широкие возможности для поиска информации, разработки международных научных проектов, ведения научных исследований;

 - проектная технология – ориентирована на моделирование социального взаимодействия учащихся с целью решения задачи, которая определяется в рамках профессиональной подготовки студентов, выделяя ту или иную предметную область. Использование проектной технологии способствует реализации междисциплинарного характера компетенций, формирующихся в процессе обучения английскому языку.

В учебном процессе используются следующие методы и формы обучения:

базовый уровень:

методы: наглядные; словесные; проблемно-поисковые; репродуктивные; исследовательско-творческие.

формы организации  учебного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная, парная, фронтальная, ролевая игра;

повышенный уровень:

методы: словесно-индивидуальные, словесно-дедуктивные; наглядно-дедуктивные; практически-дедуктивные;

формы организации  учебного процесса: групповая, индивидуальная, парная, фронтальная, познавательная ролевая игра, конкурс.

Степень сформированности речевых, учебно-познавательных и общекультурных умений у школьников в 5 классе создает реальные предпосылки для учета конкретных потребностей школьников в его использовании при изучении других школьных предметов, а также в самообразовательных целях в интересующих их областях знаний и сферах человеческой деятельности. В связи с этим возрастает важность межпредметных связей немецкого языка с другими школьными предметами: русским языком, литературой, историей, географией. Часто на уроках используются такие понятия из русского языка, как части речи, синонимы, антонимы, диалог, монолог, описание и т.д.; из литературы – цитирование текста, идея, главная мысль, стихи, пословицы, происходит знакомство с произведениями немецких писателей.; из истории - исторические факты, события о стране изучаемого языка, из географии - географическое положение, особенности страны изучаемого языка.

Описание материально-технического  обеспечения программы

УМК «Horizonte. Deutsch als 2. Fremdsprache»  для 5 класса:

Класс

Учебная  программа

Учебники  

Методические материалы

5 А,Б,В

авторская программа курса немецкого языка к УМК «Немецкий язык» предметной линии «Горизонты» для 5-9  классов общеобразовательных учреждений. Авторы: М.М. Аверин, Ф. Е. Ю. Гуцалюк, Е. Р. Харченоко

М... «Просвещение» 2012 год

УМК «Horizonte. Deutsch als 2. Fremdsprache» авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М . Эбранкова М... «Просвещение» 2016 год

1. Книга для учителя к учебнику

немецкого языка для  5 класса

  «Horizonte. Deutsch als 2. Fremdsprache»

2. Звуковое пособие CD;

3. Рабочая тетрадь 5 класс «Horizonte. Deutsch als 2. Fremdsprache» авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Эбранкова М.: «Просвещение» 2016 год

4.Лексико-грамматический практикум 5-6 классы, авторы  М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М . Эбранкова М... «Просвещение» 2016 год

5. Рабочие листы к учебнику «Horizonte. Deutsch als 2. Fremdsprache» авторы: М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М . Эбранкова М.: «Просвещение» 2016 год 

Планируемые результаты освоения  учебного предмета, курса

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого. Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности. С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, о морали и нравственности. При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур. При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, быть людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом. В соответствии с государственным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов

Обучающийся получит возможность для формирования:

- воспитания российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

- осознания своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, знание основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;

- формирования мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

- осознания возможностей самореализации средствами иностранного языка;

- стремления к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

- формирования коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;

- развития таких качеств личности, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность;

- стремления к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;

- готовности отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Обучающийся научится:

С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и шлифуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся на всех изучаемых в школе предметах. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение и фиксацию главного. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опускать второстепенное и т.п. Планируя монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности. В соответствии с государственным стандартом и Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:

Обучающийся получит возможность научиться:

- умению планировать свое речевое и неречевое поведение;

- умению взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

- умению обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умению владеть исследовательскими учебными действиями, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

- умению организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение, формулировать и отстаивать свое мнение;

- умению смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

- умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей и потребностей;

- умению использовать информационно-коммуникационные технологии;

- умению осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.

Обучающийся научится:

  1. формированию дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
  2. формированию и совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции; расширению и систематизации знаний о языке; расширению лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшему овладению общей речевой культурой;
  3. достижению допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
  4. созданию основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/ третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширить свои знания в других предметных областях.

Ожидается, что обучающийся получит возможность научиться.

Предметными результатами изучения иностранного, в том числе немецкого, языка на начальном этапе являются:

А.

В коммуникативной сфере (т. е. во владении иностранным языком как средством общения): Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

Говорение

  1. вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос — ответ) и диалог — побуждение к действию;
  1. уметь на элементарном уровне рассказывать о себе, семье, домашнем животном, о третьем лице, хобби, любимом школьном предмете, школьных принадлежностях, покупке; описывать предмет, картинку; кратко характеризовать персонаж;
  2. вербально сигнализировать понимание или непонимание, переспросить, попросить повторить сказанное, говорить громче, сказать слово по буквам;
  1. уметь дать оценочное суждение или выразить своё мнение и кратко аргументировать его;
  2. выразить сожаление или радость, поблагодарить и ответить на благодарность;

Аудирование

- понимать на слух речь учителя и одноклассников; основное содержание небольших доступных текстов с общим и выборочным пониманием в аудиозаписи, построенных на изученном языковом материале;

Чтение

  1. читать вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале, соблюдая правила чтения и нужную интонацию;

  1. читать про себя тексты, включающие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, и понимать их основное содержание; находить в тексте нужную информацию, пользоваться словарём;

письменная речь: владеть техникой орфографически правильного письма; писать с опорой на образец    короткое личное, в том числе электронное, письмо;

  1. заполнять формуляры;
  2. делать записи для устного высказывания;
  3. использовать письменную речь для творческого самовыражения (в общем постере).

Языковая компетенция (владение языковыми средствами):

- адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение  правильного ударения в словах и фразах;

  1. соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
  2. применение основных правил чтения и орфографии;

-

распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний,  оценочной лексики, речевых клише) и грамматических явлений.

Социокультурная осведомлённость (межкультурная компетенция):

стран и некоторых городов изучаемого языка;

-

знание некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на изучаемом языке, небольших произведений детского

фольклора (стихов, песен);

  1. знание элементарных норм речевого и неречевого поведения, принятых в стране изучаемого языка;
  2. представление о некоторых особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка;
  3. представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
  1. понимание роли владения иностранными языками в современном мире на доступном учащимся уровне.

Б. В познавательной сфере:

  1. овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических);
  2. владение общеучебными и специальными учебными умениями на доступном школьникам уровне;

- умение сравнивать языковые явления родного, первого иностранного и второго иностранного  языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;

  1. умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах курса;
  1. совершенствование приёмов работы с текстом с опорой на умения, приобретённые на уроках родного языка и первого иностранного (прогнозировать содержание текста по заголовку, иллюстрациям и т. д.);
  2. умение пользоваться справочным материалом, представленным в доступном данному возрасту виде (правила, таблицы);
  1. умение пользоваться словарём;
  2. умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных пределах.

В. В ценностно-ориентационной сфере:

  1. представление об изучаемом иностранном языке — немецком — как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
  2. приобщение к культурным ценностям немецкоговорящих народов через произведения детского фольклора, через непосредственное участие в проводимых праздниках, экскурсиях и туристических поездках.

Г. В эстетической сфере:

  1. владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на немецком языке;
  2. развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной иноязычной детской художественной литературы, в процессе описания картинок, животных.

Д. В трудовой сфере:

- умение следовать намеченному плану в своём учебном труде;

- участие в подготовке реквизита для инсценирования сценок, сказок.

УМК для 5 и 6 классов позволяют выйти на уровень А1 европейских языковых компетенций.

Основные принципы и особенности обучения по УМК «Горизонты»

1. Обучение немецкому языку как второму иностранному языку

На первом уроке следует объяснить учащимся, что второй иностранный язык — это не совсем новый для них предмет: учащимся уже известны принципы работы (надо учить новые слова, правильно произносить новые для них звуки, не бояться больше говорить на уроке и выполнять задания учителя). Учащиеся могут и должны опираться на уже приобретённый опыт. При выполнении ряда заданий имеет смысл обратиться к знаниям английского языка. Английский и немецкий языки довольно похожи, особенно много общего в лексике. И если звучат они по- разному, то графическое изображение схоже. В некоторых заданиях страноведческого характера информация на русском и английском позволяет подойти к заданию дифференцированно, учитывая разный уровень мотивированности в группе.

При изучении темы «Называние времени» могут возникнуть определённые трудности. Можно опираться в этой теме на знания из английского языка. Однако в немецком есть ряд существенных особенностей, которые требуют внимания и определённых усилий при изучении.

2. Портфолио: личностно ориентированное обучение

Принцип личностной ориентации реализуется на уровне отбора материала, в организации учебного процесса, в работе с учащимися по технологии языкового портфеля. Главной целью такого обучения является развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, для того чтобы выпускник школы был готов к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. Для этого необходимо создание у учащихся личной заинтересованности в результате обучения, что, в свою очередь, возможно только за счёт повышения внутренней мотивации в изучении языка. Технология языкового портфеля даёт возможность расширения рамок учебного процесса за счёт включения индивидуального опыта учащегося в межкультурном общении с носителем языка. Речь идёт о смещении акцента в процессе обучения иностранным языкам с преподавательской деятельности на деятельность учащегося. Для этого у школьников должна быть сформирована способность к объективной самооценке, рефлексии. Понятие самооценки шире, чем понятие самоконтроля и самопроверки. Чтобы помочь ученику адекватно оценивать свои знания и возможности, у него должна быть сформирована шкала ценностей, с которой он смог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности. Формированию необходимых навыков в рефлексии помогает технология языкового портфеля, в основу которого положены документы Совета Европы.

Использование портфолио в качестве накопительной оценки даёт возможность индивидуализировать процесс обучения, выстраивать ученику собственную образовательную стратегию. Психологами установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Технология портфолио направлена на то, чтобы сделать процесс обучения осознанным, управляемым, целенаправленным. Портфолио помогает установить связи между предыдущими и новыми знаниями, помогает провести рефлексию собственной учебной работы, подготовку и обоснование будущей. Ученики наравне с учителями отвечают за всё происходящее в классе.

Содержание учебного курса, предмета (немецкий язык, второй иностранный)

Основные содержательные линии

В курсе немецкого языка как второго иностранного можно выделить следующие содержательные линии:

  1. коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме;
  2. языковые навыки пользования лексическими, грамматическими, фонетическими и орфографическими средствами языка;
  3. социокультурная осведомлённость и умения межкультурного общения;
  4. общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.

Главной содержательной линией является формирование и развитие коммуникативной компетенции в совокупности с речевой и языковой компетенцией. Уровень развития коммуникативной компетенции выявляет уровень овладения речевыми навыками и языковыми средствами второго иностранного языка на данном этапе обучения, а также уровень развития компенсаторных навыков, необходимых при овладении вторым, иностранным языком. В свою очередь , развитие коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью учащихся. Все указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи и единстве учебного предмета «Иностранный язык».

Предметное содержание речи

  1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и черты характера человека.
  2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки.
  3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание.
  4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
  5. Мир профессий. Проблемы выбора профессий. Роль иностранного языка в планах на будущее.
  6. Природа. Проблема экологии. Зашита окружающей среды. Климат. Погода.

Виды речевой деятельности/Коммуникативные умения

Говорение

Диалогическая речь

Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог — побуждение к действию, диалог — обмен мнениями. Объём диалога от 3 реплик (5—7 классы) до 4—5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога 1,5—2 минуты (9 класс).

Монологическая речь

Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную ситуацию или зрительную наглядность. Объём монологического высказывания от 7—10 фраз (5—7 классы) до 10—12 фраз (8—9 классы). Продолжительность монолога 1 — 1,5 минуты (9 класс).

Аудирование

Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и видеотексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

Жанры текстов; прагматические, публицистические.

Типы текстов; сообщение, рассказ, диалог-интервью и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.

Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание речи учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных текстов, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале или содержавших некоторые незнакомые слова. Время звучания текста - до 1 минуты.

Аудирование с пониманием основного содержания осуществляется на несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученными и некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.

Аудирование с выборочным пониманием предполагает умение выделить необходимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов — до 1,5 минуты.

Чтение

Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от коммуникативной задачи); с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием необходимой информации (просмотровое/поисковое чтение).

Жанры текстов; научно-популярные, публицистические, художественные, прагматические.

Типы текстов; статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню, проспект, реклама, песня и др.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность, воздействовать на эмоциональную сферу школьников.

Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного словаря.

Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на несложных аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в программе предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов. Объём текстов для чтения — 600—700 слов.

Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной информации. Объём текста для чтения — около 500 слов.

Чтение с выборочным пониманием предполагает умение просмотреть аутентичный текст или несколько коротких текстов и выбрать необходимую информацию. Объём текста для чтения — около 350 слов.

Письменная речь

умение:

— делать выписки из текста для их дальнейшего использования в собственных высказываниях;

— писать короткие поздравления с днём рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 30—40 слов, включая адрес);

— заполнять несложные анкеты в форме, принятой в странах изучаемого языка (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);

— писать личное письмо зарубежному другу с опорой на образец (сообщать краткие сведения о себе; запрашивать аналогичную информацию о нём; выражать благодарность и т. д.). Объём личного письма — 100—140 слов, включая адрес.

Языковые знания и навыки

Орфография

Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико-грамматического материала.

Фонетическая сторона речи

Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения различных типов предложений.

Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в объёме около 1000 единиц. Лексические единицы включают устойчивые словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.

Основные способы словообразования:

  1. аффиксация:
  1. существительных с суффиксами -ung (die Lösung, die Vereinigung); -keit (die Feindlichkeit); -heit (die Einheit); -schafl (die Gesellschaft); -um (das Datum); -or (der Doktor); -ik (die Mathematik); -e (die 

Liebe), -er (der Wissenschaftler); -ie (die Biologie),

  1. прилагательных с суффиксами -ig (wichtig); -lieh (glücklich); -isch (typisch); -los (arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar), 
  2. существительных и прилагательных с префиксом ип- (das Unglück, unglücklich), 
  3. существительных и глаголов с префиксами: vor- (der Vorort, vorbereiten); mit- (die Mitverantwortung, mitspielen)'. 
  4. глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа erzählen, wegwerfen. 

2) словосложение:

  1. существительное + существительное (das Arbeitszimmer), 
  2. прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond), 
  3. прилагательное + существительное (die Fremdsprache), 
  4. глагол + существительное (die Schwimmhalle), 

3) конверсия (переход одной части речи в другую):

  1. образование существительных от прилагательных (das Blau, der Junge), 
  2. образование существительных от глаголов (das Lernen, das Lesen). 

Интернациональные слова (der Globus, der Computer). Представления о синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.

Грамматическая сторона речи

Знакомство с новыми грамматическими явлениями.

Уровень овладения конкретным грамматическим явлением (продуктивно-рецептивно или рецептивно) указывается в графе «Характеристика основных видов деятельности учащихся» в Тематическом планировании.

Нераспространённые и распространённые предложения:

  1. безличные предложения (Es ist warm. Es ist Sommer), 
  2. предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin'! (Ich hänge das Bild an die Wand), 
  3. предложения с глаголами beginnen, raten, Vorhaben и др., требующими после себя Infinitiv с zu, 
  4. побудительные предложения типа Lesen wir! Wollen wir lesen, 
  5. все типы вопросительных предложений;
  6. предложения с неопределённо-личным местоимением man (Man schmückt die Stadt vor Weihnachten), 
  7. предложения с инфинитивной группой um ... zu (Er lernt Deutsch, um deutsche Bücher zu lesen), 
  8. сложносочинённые предложения с союзами denn, darum, deshalb (Ihm gefällt das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen). 
  9. сложноподчинённые предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er gut in Mathe ist)-. 
  10. сложноподчинённые предложения причины с союзами weil, da (Er hat heute keine Zeit, weil er viele Hausaufgaben machen muss), 
  11. сложноподчинённые предложения с условным союзом wenn (Wenn du Lust hast, komm zu mir zu Besuch)', 
  12. сложноподчинённые предложения с придаточными времени (с союзами wenn, als, nachdem)', 
  13. сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (с относительными местоимениями die, deren, dessen)', 
  14. сложноподчинённые предложения с придаточными цели (с союзом damit), 
  15. распознавание структуры предложения по формальным признакам; по наличию/отсутствию инфинитивных оборотов; um ... zu + Infinitiv, statt ... zu + Infinitiv, ohne ... zu + Infinitiv), 
  16. слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt, 
  17. сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen, fahren, gehen), 
  18. Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и модальных глаголов; 
  19. глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt, Präteritum, Futur (anfangen, beschreiben), 
  20. временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum), 
  21. местоименные наречия (worüber, darüber, womit, damit), 
  22. возвратные глаголы в основньгх временных формах Präsens, Perfekt, Präteritum (sich anziehen, sich waschen), 
  23. распознавание и употребление в речи определённого, неопределённого и нулевого артиклей, склонения существительных нарицательных; склонения прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное управление, предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ, 
  24. местоимения; личные, притяжательные, неопределённые (jemand, niemand), 
  25. Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времён; 
  26. количественные числительные и порядковые числительные.
  27. количественные числительные и порядковые числительные.

Социокультурные знания и умения

Умение осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках второго иностранного языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного характера). Это предполагает овладение:

  1. знаниями о значении родного и иностранных языков в современном мире;
  2. сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на изучаемом иностранном языке, их символике и культурном наследии;
  3. употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка: традициями (в питании, проведении выходных дней, основных национальных праздников), распространёнными образцами фольклора;
  4. представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран, говорящих на втором иностранном языке; об особенностях их образа жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном языке;
  5. умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клище, наиболее распространённую оценочную лексику);
  6. умениями представлять родную страну и культуру на иностранном языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного обшения.

Компенсаторные умения

  1. переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
  2. использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь ИТ. д.;
  3. прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
  4. догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
  5. использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.

Общеучебные умения и универсальные способы деятельности

Формируются умения:

  1. работать с информацией: сокращение, расщирение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
  2. работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации;
  3. работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
  4. самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.

Специальные учебные умения

Формируются умения:

  1. находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
  2. семантизировать слова на основе языковой догадки;
  3. осуществлять словообразовательный анализ слов;
  4. выборочно использовать перевод;

пользоваться двуязычным и толковым словарями

Содержание тем учебного курса

№ П/П

Название содержательного блока

Количество часов

Процент учебного времени (70часов)

1

Kennenlernen. Знакомство.

9

13%

2

Meine Klasse. Мой класс.

9

13%

3

Tiere. Животные.

9

13%

Kleine Pause. Маленькая перемена.

1

1%

4

Mein Schultag. Мой день в школе.

8

11%

5

Hobbys. Хобби.

9

13%

6

Meine Familie. Моя семья.

9

13%

7

Was kostet das? Сколько это стоит?

9

13%

Grosse Pause. Большая перемена

7

10%

Проекты (6)

1. «Мой класс»

2. «Мое любимое животное»

3. «Мое школьное расписание»

4. «Мои увлечения»

5. «Мое семейное древо»

6. «Подарок на день рождения»


Календарно-тематическое планирование

  № урока

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

Тип урока

Вид контроля

УУД

(деятельность учащихся на уроке)

Дата по плану

Дата по факту

Раздел 1. Kennenlernen (Знакомство)

1

Вводный урок.

Приветствие

1

Обучение устной речи в ситуации «Знакомство»,

Обучение чтению.

Знакомство с произносительными

Особенностями

Немецкой речи

Вводный

Познакомить с особенностями изучения второго иностранного языка, познакомить с учебным комплектом «Горизонты», познакомить с основными требованиями

Осознание иностранного языка как средства международного и межкультурного общения

1

2

Как представить себя

1

Глаголы heißen, wohnen, mögen, sein

Комбинированный

Ведут этикетный диалог в ситуации бытового общения (приветствуют, прощаются, узнают, как дела?, знакомятся, расспрашивают о возрасте)

Развитие навыков сотрудничества

1

3

Диалог

 «В гостинице»

1

Глаголы heißen, wohnen, mögen, sein

Тренировочный

Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом

Осознание иностранного языка как средства международного и межкультурного общения

2

4

Изучение алфавита немецкого языка

1

Немецкий алфавит

Комбинированный

Воспроизводят графически и каллиграфически корректно все буквы немецкого алфавита т основные буквосочетания

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

2

5

Правильное произношение своего имени по буквам

1

Немецкий алфавит

Комбинированный

Различают на слух и адекватно произносят все звуки немецкого языка. Соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности  

3

6

Мои предпочтения

1

Вопросы вопросительным словом (wie, was, wo, woher) и ответы на них

Урок с использованием ТСО, Интернет-ресурсов, ИКТ

Употребляют глаголы heißen, wohnen, mögen, sein в утвердительных и вопросительных предложениях в первом, втором лице в вежливой форме

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

3

7

Немецкоговорящие страны. Страноведение

1

Порядок слов; интонация простого предложения

Урок закрепления знаний, умений, навыков

Знакомятся с достопримечательностями и формулами приветствия

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

4

8

Урок повторения и

1

Повторить материалы раздела

Повторительно – обобщающий урок

Обобщение и активизация сформированных навыков и умений

Принятие и освоение социальной роли

4

9

Контрольная работа

1

Повторить материал раздела

Контрольный урок

Закрепление лексико – грамматического материала раздела

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

5

Раздел 2. Meine Klasse. Мой класс (9 ч.)

10

Школа и школьная жизнь

1

Личные местоимения: er/sie, wir, ihr

Комбинированный урок

Вести диалог – расспрос (о том какие школьные предметы нравятся, какие нет).

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

5

11

Притяжательные местоимения

1

Притяжательные местоимения: mein, dein.

Тренировочный урок

Рассказать о своем друге. Говорить, что нравится, а что нет. Оперировать активной лексикой в процессе общения.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

6

12

Как правильно назвать телефонный номер

1

Числа от 0 до 1000

Тренировочный урок

Назвать телефонные номера

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

6

13

Школьные принадлежности

1

Школьные принадлежности; названия некоторых школьных предметов; ударение в предложении

Урок с использованием ТСО, интернет – ресурсов, ИКТ

Понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни

Принятие и освоение социальной роли

7

14

Артикль

1

Определенный и неопределенный артикли: der, das, die, ein, eine

Тренировочный урок

Вербально или не вербально реагировать на услышанное

Принятие и освоение социальной роли

7

15

Количественные числительные

1

Числа от нуля до 1000

Тренировочный урок

Понимать на слух и произносить цифры от 0 до 1000

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

8

16

Переписка с зарубежными сверстниками

1

Глаголы: kommen, heißen, mögen, sein-

Урок закрепления знаний, умений, навыков

Оперировать активной лексикой в процессе общения

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

8

17

Урок повторения и обобщения

1

Повторить материалы раздела

Повторительно – обобщающий урок

Закрепление лексико – грамматического материала раздела

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

9

18

Контрольная работа

1

Повторить материалы раздела

Контрольный урок

Обобщение и активизация сформированных навыков и умений

Развитие

9

Раздел 3. Tiere. Животные (9 ч.)

19

Разговор о животных

1

Вопросы без вопросительного слова

Комбинированный урок

Вести диалог – расспрос (о животных)

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

10

20

Спряжение глаголов haben, sein

1

Рассказать о своих животных

Тренировочный урок

Оперировать активной лексикой в процессе общения

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

10

21

Винительный падеж существительных

1

Винительный падеж существительных

Тренировочный урок

Употреблять существительные в винительном падеже и во множественном числе в вопросах без вопросительного слова

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

11

22

Интервью в классе

1

Названия животных, цветов

Комбинированный урок

Проводить в классе интервью о любимых животных и делать сообщения на основе собранного материала

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

11

23

Множественное число

1

Множественное число существительных

Тренировочный урок

Уметь употреблять существительные во

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

12

24

Описания животных. Цвета

1

частей света;

словарное ударение

урок

животных

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

12

25

Мое любимое животное

1

Названия животных, цветов, континентов и частей света;

Словарное ударение, краткие и долгие гласные

Урок с использованием ТСО, интернет – ресурсов, ИКТ

Уметь описывать животных и рассказывать о любимом животном

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

13

26

Урок повторения и обобщения

1

Повторить материал раздела

Повторительно – обобщающий урок

Обобщение и активизация сформированных навыков и умений

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

13

27

Контрольная работа по теме: «Животные»

1

Повторить материал раздела

Контрольный урок

Закрепление лексико-грамматического материала раздела

Развитие самостоятельности и личной ответственности

14

Маленькая перемена. Kleine Pause

28

Повторение изученного материала

1

Повторить материал раздела в игровой форме

Повторительно – обобщающий урок

Делать учебные плакаты.

Составлять диалоги, оперировать активной лексикой в процессе общения.

Читать и воспроизводить наизусть стихотворение.

Играть в грамматические игры.

Произносить слова и предложения, эмоционально окрашивая свою речь.

Воспринимать на слух тексты аудиозаписей, вербально или не вербально реагировать на услышанное. Создавать страноведческий проект

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

14

Раздел 4. Mein Schultag. Мой день в школе (8 ч.)

29

Дни недели

1

Указание времени и порядок слов в предложениях с указанием времени

Комбинированный урок

Называть время и дни недели

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

15

30

Изучение времени по часам

1

Предлоги: um, von … bis, am названия часов, времени суток, дней недели, школьных предметов

Комбинированный урок

Называть время и дни недели

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

15

31

Распорядок дня

1

Предлоги: um, von … bis, am] названия часов, времени суток, дней недели, школьных предметов

Комбинированный урок

Оперировать активной лексикой в процессе общения

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

16

32

Школьное расписание

1

Предлоги: um, von … bis, am] названия часов, времени суток, дней недели, школьных предметов

Комбинированный урок

Рассказывать о свое школьном расписании с указанием названий учебных предметов и времени

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

16

33

Школьные предметы в России и Германии

1

Предлоги: um, von … bis, am] названия часов, времени суток, дней недели, школьных предметов

Урок закрепления знаний, умений, навыков

Рассказывать о свое школьном расписании с указанием названий учебных предметов и времени

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

17

34

Любимые школьные предметы

1

Повторить материал раздела

Урок с использованием ТСО, интернет – ресурсов, ИКТ

Рассказывать о свое школьном расписании с указанием названий учебных предметов и времени

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

17

35

Урок повторения и обобщения

1

Повторить материал раздела

Повторительно – обобщающий урок

Обобщение и активизация сформированных навыков и умений

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

18

36

Контрольная работа

1

Повторить материал раздела

Контрольный урок

Закрепление лексико-грамматического материала раздела

Развитие самостоятельности и личной ответственности

18

Раздел 5. Hobbys. Хобби. (9 ч.)

37

Виды отдыха

1

Модальный глагол können´ глаголы с отделяемой приставкой, рамочная конструкция, краткие и долгие гласные; словосочетания

Комбинированный урок

Вести глагол о своем хобби, о том, что учащиеся умеют и не умеют делать

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

19

38

Как договориться о встрече

1

Модальный глагол können´ глаголы с отделяемой приставкой, рамочная конструкция, краткие и долгие гласные; словосочетания

Комбинированный урок

Говорить, что учащиеся умеют, а что нет.

Договариваться о встрече.

Понимать на слух речь учителя, высказывания одноклассников

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

19

39

Глаголы с изменяемой корневой гласной

1

Lesen, sehen

Глаголы с изменяемой корневой гласной

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

20

40

Модальный глагол «können»

1

Модальный глагол «können»

Тренировочный урок

Спрашивать разрешения, используя модальный глаголы

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

20

41

Мои увлечения

1

Глаголы с изменяемой корневой гласной: fahren, lesen, sehen

Урок с использованием ТСО, интернет – ресурсов, ИКТ

Рассказать о своем хобби, оперировать активной лексикой в процессе обучения.

Читать и анализировать статистическую информацию

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

21

42

Глаголы с отделяемой приставкой

1

Глаголы с отделяемой приставкой

Тренировочный урок

Употреблять глаголы с отделяемыми приставками, соблюдая

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

21

43

Порядок слов в предложении

1

Порядок слов в предложении

Принятие и освоение социальной роли

обучающегося

22

44

Урок повторения и обобщения

1

Повторить материал раздела

Повторительно – обобщающий урок

Обобщение и активизация сформированных навыков и умений

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

22

45

Контрольная работа по теме

1

Повторить материал раздела

Контрольный урок

Закрепление лексико – граммати ческого материала раздела

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

23

Раздел 6. Meine Familie. Моя семья.

46

Члены семьи.

Описание картинки

1

Слова, обозначающие родство

Комбинированный урок

Рассказывать о своей семье, используя в том числе и названия профессий.

Описывать иллюстрации

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

23

47

Рассказ о семье

1

Слова, обозначающие родство

Комбинированный урок

Вести диалоги о семье, составлять диалоги по образцу

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

24

48

Притяжательные местоимения

1

Притяжательные местоимения sein, ihr, unser

Тренировочный урок

Употреблять притяжательные местоимения sein, ihr, unser

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

24

49

Внешность и черты характера человека

1

Слова, описывающие внешность и черты характера

Комбинированный урок

Читать и понимать тексты, построенные на изученном языковом материале

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

25

50

Мир профессий

1

Профессии мужского и женского рода, слова, обозначающие родство;

Произношение окончаний –er, -e

Комбинированный урок

Читать и понимать небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;

Знакомство со страноведческой информацией о семьях в Германии

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

25

51

Проблема выбора профессии

1

Профессии мужского и женского рода, слова, обозначающие родство;

Произношение окончаний –er, -e

Урок и использованием ТСО, Интернет – ресурсов, ИКТ

Читать и воспринимать на слух страноведческую информацию о семьях в Германии

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

26

52

Роль иностранного языка в планах на будущее

1

Профессии мужского и женского рода, слова, обозначающие родство;

Произношение окончаний –er, -e

Урок закрепления знаний, умений, навыков

Понимать на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

26

53

Урок повторения и обобщения

1

Повторить материал раздела

Повторительно – обобщающий урок

Обобщение и активизации сформированных навыков и умений

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

27

54

Контрольная работа по теме

1

Повторить материал раздела

Контрольный урок

Закрепление лексико – граммати ческого материала раздела

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

27

Раздел 7. Was kostet das? Сколько это стоит? (9 ч.)

55

Покупки в магазине

1

Спряжение глаголов essen, treffen

Комбинированный урок

Вести диалоги на основе изученного языкового материала (называть цену, спрашивать, сколько стоит, говорить, что нравится, что нет, чтобы учащиеся хотели купить, о карманных деньгах)

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

28

56

Что можно купить в магазине

1

Спряжение глаголов essen, treffen;

Ich möchte

Комбинированный урок

Вести диалоги на основе изученного языкового материала (называть цену, спрашивать, сколько стоит, говорить, что нравится, что нет, чтобы учащиеся хотели купить, о карманных деньгах

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

28

57

Мои предпочтения

1

Спряжение глаголов essen, treffen;

Ich möchte

Рамочная конструкция;

Словосочетания, дифтонги ei, аи, ей

Комбинированный урок

Обсуждать подарки друзьям ко дню рождения, учитывая их стоимость и пожелания друзей

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

29

58

Карманные деньги

1

Спряжение глаголов essen, treffen;

Ich möchte

Рамочная конструкция;

Словосочетания, дифтонги ei, аи, ей

Комбинированный урок

нет, чтобы они хотели купить, говорят о деньгах на карманные расходы

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

29

59

Где могут подрабатывать немецкие подростки

1

Спряжение глаголов essen, treffen;

Ich möchte

Рамочная конструкция;

Словосочетания, дифтонги ei, аи, ей

Урок с использованием ТСО, Интернет – ресурсов, ИКТ

Читать тексты и находить запрашиваемую информацию. Читать тексты с полным пониманием, используя словарь

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

30

60

Подарок на день рождения

1

Спряжение глаголов essen, treffen;

Ich möchte

Рамочная конструкция;

Словосочетания, дифтонги ei, аи, ей

Урок закрепления знаний, умений, навыков

Знакомиться с немецкой традицией составления пожеланий подарков ко дню рождения и писать аналогичные пожелания

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

30

61

Порядок слов. Рамочная конструкция

1

Порядок слов в предложении: рамочная конструкция

Тренировочный урок

Употреблять в предложениях рамочную конструкцию

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

31

62

Урок повторения и обобщения

1

31

63

Контрольная работа по теме

1

Повторить материал раздела

Контрольный урок

Закрепление лексико – грамматического раздела

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

32

Große Pause. Большая перемена

64

Чтение комикса

1

Повторить материал раздела в игровой форме

Комбинированный

Читать, воспринимать на слух, понимать комикс и разыгрывать похожие ситуации.

Применять знания грамматики в игре

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

32

65

На каникулах

1

Повторить материал раздела в игровой форме

Урок закрепления знаний, умений, навыков

Быстро произносить слова и предложения. Применять знания грамматики в игре

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

33

66

Написание открытки

1

Повторить материал раздела в игровой форме

Повторительно – обобщающий урок

Читать открытку с места отдыха и писать подобные открытки.

Применять знания грамматики в игровой форме

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

33

67

Урок повторения и обобщения

1

Повторить материал раздела

Повторительно – обобщающий урок

Обобщение и активизация сформированных умений и навыков

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

34

68

Итоговая контрольная работа

1

Повторить материал раздела

Контрольный урок

Закрепление лексико – грамматического материала раздела

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

34

69

Обобщающее повторение

1

Повторить материал всех разделов

Повторительно – обобщающий урок

Обобщение и активизация сформированных навыков и умений

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

35

70

Обобщающее повторение

1

Повторить материал всех разделов

Повторительно – обобщающий урок

Обобщение и активизация сформированных навыков и умений

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) для 5-го класса к УМК "Horizonte" автора М.М. Аверина

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает 70 учебных часов на изучение второго иностранного языка из расчёта 2 часа в неделю....

Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) в 5 классе к учебнику "Горизонты" М.Аверин

Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) в 5 классе к учебнику "Горизонты" М.Аверин соответствует требованиям ФГОС нового поколения, включает в себя пояснительную записку с целям...

Рабочая программа по немецкому языку (второму иностранному) "Горизонты" для 8 класса /М. М. Аверин и другие

Рабочая программа по немецкому языку (второму иностранному) "Горизонты" для 8 класса / М. М. Аверин и др. /...

Рабочая программа по немецкому языку (второму иностранному) для 8 класса к УМК Горизонты.

Рабочая программа по немецкому языку (второму иностранному) для 8 класса к УМК Горизонты....

Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) к учебнику "Горизонты"5 класс (для 5,7,8 классов)

Данная программа :1. Предметные результаты освоения немецкого языка.2. Содержание учебного предмета с формами организации учебной деятельности.3. Календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа «Горизонты. Немецкий язык. Второй иностранный язык» для 7 класса авторы М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман

Данная рабочая программа по немецкому языку предназначена для учащихся 7 класса, изучающих второй иностранный язык....

Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) 6 класс

Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык) 6 класс...