Программа распространения и поддержки немецкого языка
рабочая программа по немецкому языку по теме
Осуществление данной программы даст возможность школьникам усовершенствовать свои знания немецкого языка, а также глубже познакомиться с историей и культурой Германии, ее политической ролью в единении Европы, с проблемами мигрантов в Германии, которые приобретают все большую актуальность и для нашей страны.
Цель данной программы обусловлена необходимостью расширения сферы действия немецкого языка и немецкой культуры в образовательном учреждении. Совершенно неправомерным представляется уменьшение количества школ с изучением немецкого языка, и в школах заметно уменьшается количество учеников, изучающих немецкий язык как средство межкультурной коммуникации. В тоже время в связи с расширением экономических связей с государствами Европейского Союза возрастает потребность в специалистах разного профиля, владеющих немецким языком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rasprostraneniya_nemeckogo_yazyka.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Пора учить немецкий»
по поддержке изучения немецкого языка
в МОУ СОШ №1 р.п. Кузоватово Ульяновской области
В глобальном мире немецкий язык получает все большее распространение. Он как один из мировых языков изучается в 99 странах мира. В Европейском Союзе на немецком языке говорят более 125 миллионов человек в 20 различных государствах. Немецкий язык занимает достойное место в многонациональном мире. Он утвержден государственным и рабочим языком в Европейском Союзе, поэтому введено обязательное владение немецким языком для всего руководящего состава Совета Европы. Как известно, немецкий язык является государственным языком в 5 странах. Он также является официальным региональным языком в Восточной Бельгии и Южном Тироле (Италия).
Немецкий язык, как и прежде, занимает ведущее место в языке науки и образования. В последнее десятилетие значительно повысилась его роль в сфере экономики, профессионального образования и на мировом рынке труда. Поэтому хорошее владение немецким языком становится все более востребованным, особенно с учетом интенсивного развития экономических, научных, культурных и образовательных связей между Россией и немецкоязычными государствами. Не стоит забывать, что знаменитые немецкие университеты являются одними из старейших в мире и заслуженно пользуются репутацией прекрасных научно-образовательных центров.
Осуществление данной программы даст возможность школьникам усовершенствовать свои знания немецкого языка, а также глубже познакомиться с историей и культурой Германии, ее политической ролью в единении Европы, с проблемами мигрантов в Германии, которые приобретают все большую актуальность и для нашей страны.
Цель программы:
- популяризация немецкого языка, повышение интереса к его изучению;
- совершенствование процесса обучения немецкому языку.
Цель данной программы обусловлена необходимостью расширения сферы действия немецкого языка и немецкой культуры в образовательном учреждении. Совершенно неправомерным представляется уменьшение количества школ с изучением немецкого языка, и в школах заметно уменьшается количество учеников, изучающих немецкий язык как средство межкультурной коммуникации. В тоже время в связи с расширением экономических связей с государствами Европейского Союза возрастает потребность в специалистах разного профиля, владеющих немецким языком.
Задачи:
- активизация творческой и познавательной инициативы молодежи, привлечение внимания учащихся к необходимости изучения немецкого языка;
- развитие творческого потенциала и профессиональной компетентности учителей немецкого языка;
- распространение опыта лучших учителей, поддержка инициатив по совершенствованию процесса обучения немецкому языку;
- развитие межкультурной компетенции, толерантности, взаимопонимания и взаимоуважения разных национальностей;
- обмен культурными ценностями, результатом которого станет рост взаимопонимания между молодежью разных стран;
- использование современных информационно-коммуникационных технологий;
- развитие лингводидактических основ для изучения немецкого языка.
Основные направления работы на период 2009 – 2010 учебный год
- Информационно-пропагандистская работа
- Учебно-педагогическая деятельность
- Внеклассная и воспитательная работа
- Научно-методическая деятельность
- Просветительская работа с родителями и общественными организациями
Информационно-пропагандистская работа
- Формирование положительного отношения к немецкому языку;
- Информирование школьников средствами связи школы;
- Пропаганда немецкого языка средствами массовой информации поселка: газета «Кузоватовские вести», радио, Интернет – сайт Кузоватовского района;
- Использование агитационных методов.
Учебно-педагогическая деятельность
- Развитие интереса учащихся к изучению немецкого языка;
- Выявление и развитие природных задатков способных учеников;
- Формирование потребности в самообразовании;
- Привлечение внимания учащихся к языку средствами нетрадиционных форм уроков с применением современных технологий;
- Введение преподавания немецкого языка со 2 класса.
Внеклассная и воспитательная работа
- Проведение интеллектуальных конкурсов на немецком языке;
- Приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям народа;
- Развитие способностей, умений и навыков художественной деятельности на материале произведений немецких авторов;
- Использование системы воспитательной работы школы по схеме «Урок – Домашнее Задание – Внеклассное Дело – Урок»;
- Привлечение ребят для участия в работе кружков, спецкурсов и элективных курсов на немецком языке с целью профессиональной ориентации школьников.
Научно-методическая деятельность
- Активизация деятельности учителей немецкого языка;
- Организация обмена опытом передовых идей посредством плодотворной деятельности методического объединения учителей иностранных языков;
- Изучение и применение новых технологий в обучении;
- Использование современных ТСО и компьютеров на уроках и внеклассной деятельности;
- Налаживание связей с кафедрами немецкого языка в ВУЗах города Ульяновска и других городов для обмена опытом по подготовке выпускников школы к экзаменам в форме ЕГЭ.
Просветительская работа с родителями и общественными организациями
- Формирование культуры семейных отношений;
- Воспитание терпимого отношения к людям другой национальности;
- Просветительская работа с родителями учеников;
- Налаживание контактов со школами района, области, страны.
План мероприятий по поддержке изучения немецкого языка
Месяц | Направление | Мероприятие |
сентябрь | Информационно-пропагандистское | Оформление кабинета немецкого языка |
Учебно-педагогическое | Утренник для учащихся 2-5 классов «Давай учить немецкий!» |
Внеклассная и воспитательная работа | Организация работы кружка «Клуб любителей немецкого языка», элективного курса «Деловой немецкий» и спецкурса «Развитие навыков устной речи по немецкому языку» |
Научно-методическое | Выступление на заседании МО «Программа действий по поддержке изучения немецкого языка в Кузоватовском районе» |
Работа с родителями | Выступление на родительском собрании «Учить немецкий – думать о будущем своих детей» |
октябрь | Информационно-пропагандистское | Выпуск ежемесячной газеты «Вести с уроков немецкого» |
Учебно-педагогическое | Конкурс Интернет - проектов «А знаете ли вы?» Интересные факты из жизни известных немцев |
Внеклассная и воспитательная работа | Конкурс инсценировок немецких писателей «В гостях у сказки» в 5 – 7 классах |
Научно-методическое | Заседание МО «Использование современных технологий на уроках немецкого языка» |
Работа с родителями | Поездка в редакцию газеты на немецком языке в городе Ульяновске |
ноябрь | Информационно-пропагандистское | Оформление стенда в музее школы «Немцы в Поволжье» |
Учебно-педагогическое | Неделя немецкого языка в школе и районе Олимпиада по немецкому языку в 8 -11 классах |
Внеклассная и воспитательная работа | Праздник Алфавита во 2 классе «ABC-Fest» Конкурс чтецов и переводчиков в 5-7 классах |
Научно-методическое | Научная конференция «Роль немцев в развитии Ульяновской области» |
Работа с родителями | Концерт для мам на немецком языке в честь Дня матери |
декабрь | Информационно-пропагандистское | Конкурс статей в местную газету «Почему надо учить немецкий язык» |
Учебно-педагогическое | Страноведческие викторины о немецко-говорящих странах и их достопримечательностях |
Внеклассная и воспитательная работа | Изучение традиций и обычаев Рождества Организация музыкального Фестиваля на немецком языке в 2 – 11 классах |
Научно-методическое | Встреча с преподавателями кафедры немецкого языка УлГПУ с выпускниками школы |
Работа с родителями | Выступление детей на родительском собрании с агитбригадой «Кто не знает иностранного языка, тот не знает своего родного» |
январь | Информационно-пропагандистское | Выпуск рекламных проспектов «Учите немецкий – это язык будущих специалистов» |
Учебно-педагогическое | Изучение и внедрение проектной технологии на уроках немецкого языка |
Внеклассная и воспитательная работа | Конкурс экологических проектов на немецком языке «Помоги птицам зимой» |
Научно-методическое | Заседание МО учителей иностранного языка «О проблемах реализации программы по поддержке изучения немецкого языка в районе» |
Работа с родителями | Налаживание контактов со школами района о совместном проведении немецких праздников |
февраль | Информационно-пропагандистское | Выпуск ежемесячной газеты «Вести с уроков немецкого» |
Учебно-педагогическое | Изучение и внедрение проектной технологии на уроках немецкого языка |
Внеклассная и воспитательная работа | Спортивный праздник «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас» для учащихся 2-6 классов |
Научно-методическое | Открытые уроки учителей по теме «Использование проектной технологии на уроках немецкого языка» |
Работа с родителями | Выступление на родительском собрании «О реализации программы по поддержке изучения немецкого языка в районе» |
март | Информационно-пропагандистское | Оформление стенда в музее школы «Немецкий язык в Кузоватовском районе» |
Учебно-педагогическое | Конкурс проектных работ учащихся 9-11 классов «Народные праздники Германии» |
Внеклассная и воспитательная работа | Конкурс стенгазет и поделок учащихся 5-8 классов «Праздник Пасха в европейских странах» |
Научно-методическое | Самостоятельная деятельность учащихся на уроках немецкого языка |
Работа с родителями | Организация поездки в город Ульяновск с посещением немецкой кирхи |
апрель | Информационно-пропагандистское | Выставка в музее школы «Ульяновск – Германия: связи и сотрудничество» |
Учебно-педагогическое | Методика сотрудничества на уроках немецкого языка |
Внеклассная и воспитательная работа | Познавательная игра для учащихся 7 классов «Интернет – путешествие по городам Германии» |
Научно-методическое | Анализ УМК по немецкому языку в начальных классах |
Работа с родителями | Просветительская работа среди родителей начальных классов о необходимости изучения немецкого языка |
май | Информационно-пропагандистское | Оформление информационного стенда для выпускников и родителей «Мир профессий, где используется немецкий язык» |
Учебно-педагогическое | Круглый стол для старшеклассников «Германия: взгляд из истории войны» |
Внеклассная и воспитательная работа | Праздник окончания учебного года «Фестиваль немецкой кухни и народного творчества» |
Научно-методическое | Подведение итогов работы по программе поддержки изучения немецкого языка |
Работа с родителями | Индивидуальная работа с родителями |
Механизм реализации положений программы
В целом программа призвана сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в немецком языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях жизни.
Эта способность предполагает формирование у школьников:
- умений понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;
- знаний о системе немецкого языка и правил оперирования языковыми средствами в речевой деятельности;
- знаний правил речевого и неречевого поведения в определённых стандартных ситуациях, национально-культурных особенностей немецко-говорящих стран;
- навыков пользования рациональными приёмами умственного труда и самостоятельно совершенствоваться в творческом и целенаправленном овладении иностранным языком.
Расценивая мотивацию как важный стимул процесса овладения иностранным языком, обеспечивающего его результативность, в учебном процессе нужно развивать интерес к языку и его особенностям. С этой целью работе над языком необходимо придавать характер поисковой, исследовательской деятельности. Особенно ярко это проявляется при ознакомлении и анализе творческих работ учащихся, количество которых с каждым годом увеличивается, качество выполнения улучшается, а их виды и формы представления становятся все разнообразнее.(см. таблицу №1 «Разнообразие творческих работ учащихся»).
Одним из способов достижения цели программы служит внедрение информационных технологий и компьютерных средств обучения различного уровня и назначения в образовательные процессы.
В медиатеке учителей имеется более 30 презентаций по различным темам школьной программы. (см. таблицу №2 «Компьютерные презентации на немецком языке»).
Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне класса ученики практически не имеют возможности говорить на иностранном языке. Использование проектной методики в процессе обучения помогает стимулировать учащихся применять речевые навыки и умения на практике. Учитывая специфику изучаемого материала, возрастные и психологические особенности школьников, их интересы и потребности, по каждой теме определяется тип и вид проектной работы. (см. таблицу №3 «Проектная методика при изучении иностранного языка»).
Для учащихся 10-11-х классов разработана образовательная программа «Развитие навыков устной речи по немецкому языку».
Данная программа – это курс интенсивного повторения ранее изученного материала для лиц, желающих овладеть живой разговорной речью, так как основной целью обучения иностранному языку является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении им иноязычной речевой деятельностью.
Уровень освоения учащимися данной программы определяется успешными результатами их выступлений на олимпиадах по иностранному языку, а увеличение интереса к изучаемому предмету – динамикой роста количества желающих посещать спецкурсы по немецкому языку.
Развитие официальных деловых контактов на международном уровне, совместных предприятий, частного бизнеса привело к повышению значения знания иностранных языков, в т.ч. немецкого языка. Современные предприятия испытывают потребность в высококвалифицированных специалистах, умеющих не только читать и переводить специальную литературу, но и способных общаться на иностранном языке.
Элективный курс «Деловой немецкий» направлен на формирование элементарных умений и навыков делового общения на немецком языке. Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации образования, с основными положениями предпрофильного обучения, учётом дидактических требований к уровню языковой подготовки выпускников основной школы. Элективный курс состоит из 17 занятий, на которых учащиеся знакомятся с элементами делового языка, с особенностями работы современного офиса, с профессиями: менеджер, секретарь-референт, администратор офиса.
Кружок по немецкому языку «Клуб любителей языка». Он был создан с целью развития творческих способностей учащихся 5-7 класса, расширения их кругозора, повышения интеллектуального уровня и поддержания интереса к изучению иностранного языка. Кружок разговорной речи стал одним из самых популярных кружков у ребят, т.к. он призван утолить «жажду» детей в общении. В нем занимаются учащиеся с высокой мотивацией к устной речи, для её поддержания используются приёмы, присущие к интенсивным методам, а именно: ситуативная основа обучения, принцип «сквозного действия», связь с материалом учебника, личностная ориентация, ролевое поведение, коллективные формы работы. Ребята получают информацию о немецко-говорящих странах, традициях и обычаях в форме конкурсов, праздников, народных игр и забав, здесь они проявляют свои языковые навыки и умения, выступая со стихами и песнями, участвуя в инсценировках, изготавливая газеты, коллажи, аппликации, поделки для оформления праздников.
С внедрением новой технологии обучения (автор Монахов В.М.) возникла необходимость введения в школе особой системы организации внеурочной деятельности и воспитательной работы по схеме «Урок – Домашнее задание - Внеклассное дело по предмету – Урок» (автор Сковин Е.В.), основной принцип которой «обучая воспитывать, воспитывая обучать». Её суть в том, что учитель предъявляет на уроке программный материал, заинтересовав в нём школьников, организует их творческую домашнюю работу, ведёт подготовку к внеклассному занятию по изучаемому материалу, наконец, возвращается к уроку, где в творческой форме подводит итог работы.
Практическое использование данной технологии на уроках иностранного языка демонстрирует таблица № 4 «Внедрение системы работы по схеме «Урок – Домашнее задание – Внеклассное дело по предмету – Урок» в учебно-воспитательный процесс».
Таблица №1 «Разнообразие творческих работ учащихся»
Класс | Вид работы | Тема работы | Количество |
Немецкий язык |
5 | Рисунок | «Алфавит» | 20 |
5 | Сообщение | «Мое любимое животное» | 20 |
5 | Проект- коллаж | «Моя семья» | 20 |
6 | Иллюстрации | «Времена года» | 10 |
6 | Комикс | «Рассказ о Берндте» | 8 |
6 | Стенгазета | «Школа» | 8 |
6 | Проект | «Мое свободное время» | 20 |
9 | Реферат | «Германия» | 20 |
9 | Сообщение | «Берлин» | 8 |
9 | Викторина | «Что ты знаешь о Германии?» | 12 |
10 | Сообщение | «Великие люди» | 14 |
10 | Реферат | «Мой любимый художник» | 6 |
10 | Проект | «Немецкая классическая музыка» | 10 |
11 | Сообщение | «Современная музыка» | 5 |
11 | Проект | «Немецкая поэзия» | 7 |
11 | Сочинение | «Роль искусства в жизни» | 10 |
11 | Проект | «Моя будущая профессия» | 16 |
11 | Коллаж | «Мои планы на будущее» | 20 |
Таблица №2«Компьютерные презентации к урокам немецкого языка»
Класс | Тема презентации |
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК |
6 | Берлин |
6 | Города Германии |
7 | Немецко-говорящие страны |
7 | Австрия |
7 | Лихтенштейн |
7 | Прикладное искусство |
7 | Русские народные ремесла |
8 | Праздники Германии |
8 | Путешествие по Рейну |
9 | Знаменитые люди Германии |
11 | Композиторы Австрии |
11 | Венская классическая школа |
11 | Федеральные земли Германии |
5-9 | Ульяновск |
5-9 | Обряды русского народа |
11 | Золотой век живописи |
Таблица №3 «Проектная методика при изучении иностранного языка»
Класс | Форма защиты работы | Изучаемая тема | Тип проекта |
5 | Коллаж | Моя семья | Исследовательски-творческий |
6 | Стенгазета | Мое свободное время | Творческий |
6 | Инсценирование | Рождество | Ролево-игровой |
6 | Викторина | Поездка по Германии | Информационный |
7 | Защита фанпроектов | Дом моей мечты | Творческий |
7 | Дискуссия | Проблемы подростков | Практико-ориентированный |
7 | Смотр знаний | Праздники | Исследовательски-творческий |
8 | Пресс-конференция | Спорт и хобби | Практико-ориентированный |
10 | Литературно-музыкальный салон | Немецкая музыка | Информационно-творческий |
11 | Коллаж | Немецкая поэзия | Исследовательски-творческий |
11 | Круглый стол | Профессия | Практико-ориентированный |
Таблица №4 «Внедрение системы работы по схеме «Урок – Домашнее задание – Внеклассное дело по предмету – Урок» в учебно-воспитательный процесс».
Класс, язык | Тема урока | Домашнее задание | Внеклассное дело по предмету | Урок |
5, нем. | Алфавит | -нарисовать букву; -выучить стихи, алфавитную песенку. | Праздник Алфавита | Самостоятельная работа |
5, нем. | Немецкий город | -описать город; -выучить стихи о Рождестве; -сделать подарок. | Рождество. Инсценирование сказок | Чтение текста «Рождество в странах мира». |
5, нем. | Семья | -составить рассказ о семье; -оформить страницу в альбом. | Защита проекта «Семейный альбом». | Сочинение «Моя семья». |
6, нем. | Школа | -придумать план школы в будущем; -составить рассказ о своей школе; -сделать рисунок. | Выпуск газеты «Наша школа». Защита фантастических проектов. | Конкурс чтецов стихи о школе. |
6, нем. | Свободное время | -описать свои увлечения; -разработать проект по теме «Как распределять свободное время?» | Творческий отчет о проектных работах. | Написание письма другу о своих увлечениях. |
6, нем. | Поездка по Германии | -найти ответы на вопросы викторины; -подготовить сообщение о немецком городе. | Заочное путешествие по Германии. Викторина «Знаешь ли ты города Германии?» | Оформление путеводителя «Города Германии». |
11, нем. | Литература | -найти информацию о немецких поэтах; -выучить стихи; -сделать перевод в стихотворной форме. | Литературная конференция «Немецкая поэзия». | Работа с текстами из художественных произведений немецких авторов. |
11, нем. | Музыка | -подготовить сообщение о немецких композиторах; -подобрать музыкальные произведения. | Литературно- музыкальный салон. | Сочинение «Роль искусства в жизни человека». |
11, нем. | Профессия | -найти историю появления профессии; -написать сочинение о роли своей будущей профессии в жизни | Заседание за «круглым столом» на тему «Профессия моей мечты». Коллаж «Мои планы». | Итоговое тестирование по теме |
Название учебного заведения (полностью): | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Кузоватово Кузоватовского района Ульяновской области |
Адрес (индекс, город, улица, дом): | 433760 Ульяновская область р.п. Кузоватово ул. Рабочая, д.22 |
Телефон (код города):84237 | Факс: | Электронная почта: kschool1@mv.ru |
23737 |
Количество учителей/преподавателей немецкого языка | 2 |
Количество часов, отведенных на изучение немецкого языка на разных ступенях | 5 кл. – 3 часа, 6 кл. – 3 часа, 7 кл. – 3 часа, 8 кл. – 3 часа, 9 кл.- 3 часа, 10 кл. – 3 часа, 11 кл. – 3 часа. |
Количество учащихся/студентов, изучающих немецкий язык | 167 человек |
Партнерские связи с учебными заведениями Германии и других немецкоязычных стран (да, нет, с каким городом) | нет |
Участие в программах партнерства городов | нет |
Ф.И.О. контактного лица по проекту «Учить немецкий - думать о будущем» | Моб./контактный телефон |
Михайлова Светлана Борисовна | 89278206726 |
Телефон:8423723373 | Факс: | Электронная почта: |
Занимаемая должность: | Учитель немецкого языка |
Название программы | «Пора учить немецкий!» |
Руководитель учреждения (подразделения): |
Директор школы | П.С. Репьева |
(должность: директор школы, декан, зав. кафедрой) | (подпись) | (расшифровка подписи) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по немецкому языку "По странам немецкого языка"
Курс предназначен для учащихся 10-11 классов, которые уже овладели базовыми знаниями языка, и содержит дополнительный материал по страноведению немецкоговорящих стран: Германии, Австрии, Швейцар...
Программа факультативного курса по немецкому языку «В мире немецкого языка» для 5 класса.
Целью факультативных занятий «В мире немецкого языка» является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с уч...
Программа факультативного курса по немецкому языку «В мире немецкого языка» для 5 класса.
Целью факультативных занятий «В мире немецкого языка» является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с уч...
Программа внеурочной деятельности по немецкому языку "Мы изучаем немецкий язык" (второй иностранный язык)
Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку в 5 классе составлена согласно требованиям ФГОС.Программа обобщает изученный материал, дополняет его, демонстрирует рез...
Рабочая программа элективного курса по немецкому языку «Гид – переводчик по родному краю» для 9-11 классов общеобразовательных учреждений и школ с углублённым изучением немецкого языка.
В современном мире востребованность знания иностранного языка очевидна для всех, но каждому он необходим в той или иной степени. Данный курс предназначен для учащихся, проявляющих к иностр...
Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку: Лингвистический клуб "Немецкий язык? Почему бы нет"
Данная программасоставлена на основе учебно-методического комплекса по немецкому языку «Немецкий язык. Вундеркинды» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений авторов Г.В. Яцковск...
Рабочая программа учебного курса по немецкому языку для 5 класса "Вундеркинды.,автор Г. В. Яцковская «Немецкий язык» 5 класс.
Рабочая программа учебного курса по немецкому языку для 5 класса "Вундеркинды.,автор Г. В. Яцковская «Немецкий язык» 5 класс. Программа УМК серии «Вундеркинды&ra...