методическая разработка урока "Война закончилась за полным истреблением неприятеля" на конкурс "Недаром помнит вся Россия"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Данная методическая разработка урока может быть использована при проведении занятия по теме "Отечественная война 1812 года" в 8, 10 классах.
В работе представлены разноуровневые задания, дополнительный материал к уроку, подробно расписаны этапы занятия и комментарий учителя. Спасибо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs_nedarom_pomnit_vsya_rossiya.zip | 46.18 КБ |
Предварительный просмотр:
К О Н К У Р С
«Недаром помнит вся Россия».
Методическая разработка урока
«Война закончилась за полным истреблением неприятеля»
Хлыстова Наталья Григорьевна
МКОУ СОШ №4 МО «Мирнинский район» РС (Якутия)
Цель: развитие исторического мышления через понимание народного характера Отечественной войны 1812 года.
Задачи:
- сформировать представление о войне с Францией 1812 года как одной из самых славных дат отечественной истории;
- акцентировать внимание обучающихся на связи настоящего с прошлым и необходимости сохранения традиций «былых времен»;
- показать зависимость военных действий от экономического и политического развития воюющих сторон, от характера войны.
- способствовать воспитанию чувства гордости за наших соотечественников, проявивших массовый героизм, готовых к самопожертвованию во славу Отечества;
- продолжить работу по совершенствованию универсальных учебных действий при работе с картой, текстом, дополнительной литературой, анализе и обобщении исторической и учебной литературы.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование урока:
- учебник “История России XIX век” (авторы Данилов А.А., Зырянов П.Н., для 8-го класса);
- настенная карта «Отечественная война 1812 года»;
- дидактический материал;
- музыка Ф. Н. Глинка. «Песнь сторожевого воина перед Бородинской битвою»
- диск «Энциклопедия Истории России 862- 1917гг».
План урока:
- Проверка домашнего задания “Внешняя политика России на международной арене накануне войны с Наполеоном”.
- Изучение темы урока:
а) причины войны, уровень готовности России и Франции к войне;
б) начало военных действий;
в) назначение М. И. Кутузова главнокомандующим армии России;
д) Бородинская битва;
г) совет в Филях;
е) герои Отечественной войны 1812 года;
ж) малая война (партизанское движение, народное ополчение);
з) положение французов в Москве;
и) изгнание французских войск из России, окончание войны;
к) итоги и значение Отечественной войны 1812 года.
- Рефлексия (анкетирование учащихся).
- Домашнее задание (по усмотрению учителя).
Оформление: эпиграф, портреты участников-героев войны с Наполеоном.
Самое лучшее предназначение есть защищать свое отечество.
Державин Г.Р.
В начале урока необходимо повторить с обучающимися исторические факты, касающиеся внешнеполитических задач Российской империи в начале XIX столетия:
- Какова была международная обстановка в Европе в начале XIX века?
- Каковы задачи внешней политики правительства Александра I?
- Какие направления внешней политики в 1801-1812 годах были наиболее актуальны?
- На каком из направлений России удалось добиться наибольших успехов?
- Какое из направлений внешней политики для России было самым проблемным? Почему?
- Как развивались русско-французские отношения в начале XIX века?
- Какие противоречия существовали между Францией и Россией?
Беседа заканчивается обобщением учителя или одного из обучающихся.
Россия неоднократно участвовала в европейских коалициях, сначала направленных против революционной Франции, а затем против наполеоновской Франции. Несмотря на наличие Тильзитского мира, подписанного Александром I и Наполеоном, Франция и Россия начали готовиться к войне с 1810 года. С обеих сторон разрабатывались и наступательные и оборонительные планы; происходили перевооружения и пополнения армий.
Актуализация знаний учителем.
Событиям 1812 года принадлежит особое место в нашей истории. Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков, приходивших и с запада, и с востока. Но никогда прежде угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона.
Почему война 1812 года являлась для России Отечественной войной? В чем проявлялся народный характер войны?
- Пришедшая к власти во Франции в конце XVIII века буржуазия хотела утвердить политическое и экономическое господство, стремясь к владению рынками сырья, сбыта, расширению сфер влияния в Европе и мире. Франция добивалась господства в Европе. В борьбе против Англии Наполеон применил континентальную экономическую блокаду. Однако осуществлению наполеоновских планов мешала независимая политика России. В 1811 году Наполеон говорил: «Через пять лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее». Стремление освободиться от французского влияния отвечало экономическим интересам российского дворянства, самодержавие также хотело укрепить свое влияние в Европе. Такое объяснение русско-французских противоречий показывает причинно-следственную обусловленность войны 1812 г., прежде всего, экономическим и политическим развитием воюющих сторон. Это тот случай, когда экономика оказалась сильнее дипломатии и царя.
- Раскрывая характер войны 1812 года, учитель обращает внимание обучающихся на то, что готовясь «раздавить Россию», Наполеон планировал не только разгромить русскую армию, но и подчинить Россию, превратить ее во второстепенное государство, стремился отторгнуть от нее ряд территорий и оттеснить от незамерзающих морей. Прибалтика была обещана Пруссии; Юго-Западная Украина – Австрии; Белоруссия, Литва и Украина – Польше; Крым и Грузия – Турции; Восточное Закавказье – Ирану.
В июне 1812 года на русской границе была сосредоточена французская армия, численность которой достигла 678 тысяч человек(включая резервы). Перешли границу 448 тысяч воинов, которые и приняли участие в боевых действиях на российской территории с июня по декабрь 1812 года. Ядром французской армии являлась старая (10 тысяч человек) гвардия. В армию “двунадесяти языков” входили контингенты Французской империи, Итальянского королевства ,королевства Неаполя и обеих Сицилий, королевства Пруссии, Австрийской империи, королевства Дании, королевства Баварии, Саксонии и др.
Армии вторжения противостояли русские силы, которые насчитывали 590 тысяч человек, но против Наполеона можно было выставить немногим более 200 тысяч. Она была разделена на 3 части, стоящие далеко друг от друга, под командованием генералов М.Б. Барклая-де-Толли (1 армия), П.И. Багратиона(2 армия), А.П. Тормасова (3 армия). Александр I находился при штабе армии Барклая. “Я не положу оружия, - заявил он, - доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моем”. Россию поддерживали Англия, Испания, Португалия, Швеция.
Работа с настенной картой.
Французов в великой армии было менее половины. Большинство французских полков имело значительное число новобранцев. Качество французского вооружения было лучше русского: ружья лучше поддавались ремонту, части ружей были взаимозаменяемы. Лафет в артиллерийских орудиях опирался на металлические оси, что позволяло французам передвигать их с большей скоростью. Командовали армией опытные маршалы: Мюрат Богарне, Даву, Ней, и другие.
В отличие от французской армии, русская армия комплектовалась на основе рекрутских наборов. Российская промышленность производила больше боеприпасов и вооружения, чем французская. Но по качеству оно уступало французскому вооружению. Имея значительное превосходство в артиллерии, русские солдаты испытывали немало трудностей при передвижении орудий на деревянных осях, которые часто ломались. Русские солдаты отличались военной выучкой, доблестью и стойкостью. Командный состав был не менее опытным, чем французский. Среди талантливых военачальников 1812 года: М.Б. Барклай-де-Толли, П.И.Багратион, Н.Н. Раевский, Д.С. Дохтуров и другие.
- Война с первых дней носила всенародный характер. В городах формировались ополчения, собирались средства для нужд армии. Крестьяне помогали армии продовольствием, боролись с диверсантами и шпионами. Армия требовала назначить Кутузова главнокомандующим. Его любили в армии, но не любили при дворе. Александр I вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим. Как только прибыл в армию Кутузов, настроение солдат сразу сменилось, они говорили: «Пришел Кутузов бить французов». Кутузов же решил придерживаться тактики отступления, считал ее единственно правильной для сохранения боеспособности армии.
Обучающиеся могут процитировать слова стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Мы долго молча отступали
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли , командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?
Отход войск продолжался до села Бородино. Здесь произошло генеральное сражение русских войск с армией Наполеона.
Звучит музыка Н.Ф. Глинки.
Диск про Бородинское сражение
Вечером 26-го августа 1812,около пяти часов, Бородинское сражение, длившееся 15 часов, окончилось. Каковы же были итоги этой кровопролитнейшей из битв?
Очень печальные для Наполеона события, ибо здесь не было победы, которой в течение целого дня тщетно ждали от него все приближенные.
Русская армия, хотя и расстроенная во всех частях своих, все же не была разбита, и если численный состав ее уменьшился, преимущество осталось на нашей стороне в том отношении, что мы скорее Наполеона могли пополнить полки резервами.
Работа обучающихся с учебником. Чтение оценки Бородинской битвы ее участниками.
Наполеон сам признавался: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а Русские стяжали право быть непобедимыми». В этом кровавом бою легло с обеих сторон в общей сложности 80.000 человек и между прочим 49 генералов.
«Сей день пребудет вечным памятником мужеству и отличной храбрости российских воинов…Французская армия, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердости духа российского солдата, жертвовавшего с бодростию жизнию за свое Отечество», – написал Кутузов Александру I.
Работа с дидактическим материалом.
- В.Е. Тарле: «…Когда Кутузову представили ночью первые подсчеты и когда он увидел, что половина русской армии истреблена в этот день, 7 сентября, он категорически решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя. Это не помешало ему провозгласить, что Бородино было победой, хоть он и был удручен»
- Б.С. Абалихин: «Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, Ни Кутузов не добились главных целей»
- С.Б. Окунь: «Бородинское сражение было выдающейся победой России, еще раз продемонстрировавшей все превосходство русской армии и военного искусства Кутузова над военным искусством Наполеона».
А как вы, ребята, думаете?
Хотя Бородинское сражение и закончилось ничейным исходом, оно навсегда останется в истории как пример исключительного героизма русских воинов.
Грозный день сей Бородинский
Им и нам в почет равно.
Славься битвой исполинской,
Славься ввек, Бородино!
- Совет в Филях
1 сентября в деревне Фили под Москвой Кутузов созвал совет и поставил вопрос, дать ли у стен древней столицы новое сражение или отступить без боя. Некоторые генералы настаивали на сражении. Барклай возражал, указывая, что в случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города и произойдет катастрофа. Кутузов тоже не был доволен позицией, занятой русской армией.
«Пока будет еще существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, - сказал он, до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна»
Встал вопрос: «В какую сторону отступать?» Барклай предложил к Волге, но Кутузов не согласился. Закрывая Совет, Кутузов сказал: «чтобы не случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, отечеством и армией.
Уже 200 лет обсуждается вопрос: «надо ли было Кутузову сдавать Москву?»
- Да, в тех условиях иного выхода не было.
- Следовало дать бой у стен столицы.
- Надо было продолжить Бородинское сражение.
- Необходимо было пойти на генеральное сражение еще до Бородинского сражения.
2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам. Бесчинства закончились пожаром в городе. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе.
Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру I начать переговоры о мире, но все письма остались без ответа.
- Заранее подготовленные обучающееся рассказывают о героях войны 1812 года с демонстрацией портретов.
Нельзя оставить без внимания еще тот факт, что после Бородинского сражения появились партизанские отряды. Первый отряд возглавил Денис Давыдов. Партизанские отряды нанесли большой урон армии Наполеона (30 тыс. чел.), известными партизанами были Герасим Курин, Александр Фигнер, Василиса Кожина.
- Объясните, что такое партизанская война?
-Почему она началась в России в 1812 году?
6. Солдаты, покидавшие Москву, шли угрюмо, не разговаривая, глядя в землю, некоторые даже плакали. Неожиданно в двух батальонах московского гарнизона, которые едва ли не последними покидали город, заиграла музыка. «Какая каналья велела вам, чтобы играла музыка?» - закричал командующий авангардом русской армии М.А. Милорадович командиру гарнизона Борзину. Борзин отвечал, что по уставу Петра Великого, когда гарнизон оставляет крепость, то играет музыка. Предположите, что ответил на этот «железный» аргумент Милорадович? («А где написано в Уставе Петра о сдаче Москвы?»)
- Какие проблемы встали перед Наполеоном во время пребывания в Москве?
- Как это пребывание отразилось на французской армии?
7. В Москве Наполеон осознал бесперспективность войны. Не получив ответа на мирные предложения, он в октябре покинул Москву. Пройти по Калужской дороге не удалось. В двух упорных сражениях под Тарутином и Малоярославцем Наполеон потерпел поражение и стал отступать по разоренной войной Смоленской дороге. Русская армия перешла в наступление. Полностью французская армия была уничтожена при переправе через реку Березину. Наполеон бросил остатки армии и бежал в Париж.
1 января 1813 года Россия праздновала победу над сильнейшим в мире противником. Победа привела к независимости России.
- Обучающие называю причины победы нашего народа в войне с Наполеоном.
- Рефлексия.
Опорный конспект какой-либо части урока.
- Домашнее задание: написать эссе по теме. В. Г. Белинский писал: « Напряженная борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила ее увидеть в себе силы и средства, которых она дотоле в себе не подозревала».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока "Война закончилась за полным истреблением неприятеля" на конкурс "Недаром помнит вся Россия"
Данная методическая разработка урока может быть использована при проведении занятия по теме "Отечественная война 1812 года" в 8, 10 классах.В работе представлены разноуровневые задания, дополните...
Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России".
Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения.Методическая разработка (конспект) урока по русскому языку. 4 класс. Программа "Школа России"....
Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса
Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам восполнить пробелы по очень актуальной пробле...
Разработка урока по литературе в 5 классе" Недаром помнит вся Россия"
Данная разработка урока с технологической картой,видеороликом и программированным тестом легко поможет в объяснении и проверки материала....
Методическая разработка сценария выпускного вечера "В начале жизни школу помню я..."
Методическая разработка сценария выпускного вечера "В начале жизни школу помню я..."...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия «9 МАЯ ДЕНЬ ПОБЕДЫ. МЫ ПОМНИМ. МЫ ГОРДИМСЯ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия «9 МАЯ ДЕНЬ ПОБЕДЫ. МЫ ПОМНИМ. МЫ ГОРДИМСЯ»...
Методическая разработка по направлению "Патриотическое воспитание" на тему "Я помню, я горжусь!"
Методическая разработка представляет собой среднесрочный проект, посвященный 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Я помню, я горжусь…», направленный на обучающихся ...