CLIL методика на уроках английского языка.
учебно-методический материал
Предметно-языковое интегрированное обучение, или CLIL — один из самых интересных и распространенных подходов в обучении иностранным языкам, в том числе английскому. Многие преподаватели успешно используют темы и материалы других предметов на уроках, даже не подозревая, что у этой методики есть название.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
clil.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Королевщинская средняя общеобразовательная школа»
Доклад на тему:
«CLIL методика на уроках английского языка»
Подготовила:
учитель английского языка
МОУ «Королевщинская СОШ»
Макарова Наталья Геннадьевна
2022 год
Предметно-языковое интегрированное обучение, или CLIL — один из самых интересных и распространенных подходов в обучении иностранным языкам, в том числе английскому. Многие преподаватели успешно используют темы и материалы других предметов на уроках, даже не подозревая, что у этой методики есть название.
Принципы CLIL
Термин Content and Language Integrated Learning сформулировал Дэвид Марш в 1994 году, но на самом деле этот метод распространен еще с древних времен. Ключевые принципы подхода предметно-языкового интегрированного обучения базируются на двух основных понятиях — «язык» и «интеграция».
CLIL условно делят на hard CLIL и soft CLIL. Hard CLIL означает, что любой школьный предмет может проходить на английском языке (при условии, что он является L2 для учащихся). В ходе такого урока ученики исследуют географию, литературу, биологию, физику или даже спортивные игры посредством иностранного языка.
Преподаватели английского языка используют soft CLIL, и их задача состоит в обратном: изучить иностранный язык, используя темы и материалы из других предметов.
Изучение языка должно базироваться на основных 4 «С»: content, communication, cognition and culture.
- Content: прогресс в знаниях, навыках и понимании, связанных с конкретными элементами определенной учебной программы.
- Communication: использование языка для обучения и одновременно обучение использованию языка.
- Cognition: развитие навыков мышления, которые связывают формирование концепций (абстрактных и конкретных), понимание и язык.
- Culture: знакомство с альтернативными точками зрения и общими представлениями, которые углубляют осознание инаковости и самости.
Все эти составляющие находятся в непрерывной связи между собой. Также важно помнить, что CLIL — в первую очередь предметное обучение общим знаниям, а не многоязычию: последнее является только дополнительной функцией.
Методика требует построения безопасного психологического климата на занятии.
Преимущества CLIL
Причина широкого распространения и популярности этого подхода в том, что он позволяет учащимся более эффективно общаться друг с другом, используя иностранный язык. Кроме того, CLIL:
- расширяет межкультурные знания учащихся;
- тренирует навыки общения на иностранном языке в естественных условиях;
- способствует развитию мышления и открывает творческий потенциал студентов;
- повышает мотивацию студентов и их уверенность в себе;
- тренирует все языковые навыки и умения;
- улучшает языковую компетенцию и навыки естественной устной речи;
- развивает интерес к разным языкам, к использованию их в разных сферах жизни;
- не требует дополнительных часов обучения.
Другое важное преимущество подхода: для уроков по CLIL подойдет почти любой аутентичный материал, что значительно облегчает работу преподавателя.
На уроках по CLIL лексический подход важнее грамматического.
При работе с текстом важно наличие иллюстраций для визуализации прочитанного, тексты могут быть представлены схематически, что помогает ученикам определить идею текста и представленную в нем информацию. Желательно, чтобы ученики смогли передать идею прочитанного текста своими собственными словами, при этом учителю необходимо обратить внимание учеников на определенные структуры, лексические обороты, специальную лексику: фразовые глаголы, устойчивые выражения, степени сравнения, которые пригодятся вне зависимости от темы урока.
В современном учебнике УМК Ю.А. Комаровой «Английский язык» есть странички под названием CLIL «Across the Curriculum». Сюда входят такие предметы как история, литература, география, математика, геометрия… Также мы можем встретить целые модули, посвященные одному предмету, например, в классе есть модули «Окружающая среда. Проблемы 21 века» и «Образование», в 3 классе - «Школа», «Праздники» или «Мир вокруг меня».
При изучении названий школьных предметов в 6 классе мы можем попросить провести опрос среди одноклассников, «Какой твой самый любимый предмет». И на основе опроса научить строить pie chart. Таким образом, урок английского языка пересекается с математикой.
Конечно, в рамках общеобразовательной школы организовать полное изучение предметов на английском довольно сложно, но элементы методики CLIL в уроки английского внедряются невероятно успешно. Например, на одном занятии дети узнают про историю средневековой Англии, отрабатывая при этом прошедшее время, на другом - малыши, изучая цвета, смешивают краски и узнают, сколько разных цветов получается из всего трех — красного, желтого и синего.
Методика CLIL стимулирует ученика на учебу в целом, давая ему возможность расширять кругозор, осознавать и развивать свои способности как на изучаемом, так и на родном языках.
Она позволяет значительно повысить мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, формирует знание и принятие других культур и ценностей, развивает и совершенствует коммуникативные компетенции через изучение иностранного языка.
Я как педагог иностранного языка столкнулась с проблемой, что мы работаем в рамках коммуникативного подхода и главная наша цель – это обучение учащихся именно коммуникативным компетенциям, но в рамках проведения уроков, это просто бывает нереальным и мы порой даём детям набор слов, набор грамматических правил. А времени вывести всё в это речь, нам не хватает, также не хватает ресурсов. И тогда теряется сам смысл преподавания иностранного языка – говорения.
Я считаю, что это нужно преломлять и с помощью этой технологии в том числе, я учу детей разговаривать, не бояться выражать свои мысли и мнение. Реализуя главную цель - осуществление межкультурной коммуникации.
Как мы знаем стандарт третьего поколения, обновленные ФГОС отрывает нас от учебников и конкретизирует именно предметные компетенции. У нас есть то, чему должен научиться ребёнок, а как мы будем делать это уже наш выбор методик и технологий. И как раз здесь нам на помощь приходит именно эта технология.
Полезные материалы по CLIL
Учебные пособия для уроков и методические указания по тому, как использовать CLIL на уроках, есть у издательства Oxford University Press, например, Show and Tell для детей с 4 лет. Подросткам подойдет линейка New Inspiration от Macmillan и Eyes Open Cambridge English.
Сайты с ресурсами для уроков:
- https://learnenglishkids.britishcouncil.org — копилка историй и текстов для чтения с детьми;
- https://www.clilmedia.com — бесплатные материалы для занятий, рекомендации и советы для учителей, блог о CLIL;
- https://www.onestopenglish.com/children/clil — уроки и материалы для обучения детей и подростков;
- https://www.khanacademy.org/ — видео, уроки и целые курсы, которые идеально подходят для изучения английского по методике CLIL.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок английского языка в 4 классе по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт». Урок 25 «Dora\'s Trip» учителя английского языка Н.А. Гордеевой.
Урок английского языка в 4 классе по учебнику Forward 3 (авторы М.В.Вербицкая, О.В. Оралова, Б. Эббс, Э.Уорелл, Э.Уорд), раздел 9. «Снег идёт». Урок 25 «Dora\'s Trip» учите...
«Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе» «Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе»
лексика в английском языке....
План-конспект урока английского языка в 7 классе (с углубленным изучением английского языка) по теме "Времена английского глагола"
Урок содержит элементы метапредмета "Знак". Проводился в рамках школьной методической недели "Мыследеятельностная педагогика и метапредметный метод обучения"...
Урок английского языка в 6 классе по теме « Путешествие по Великобритании» по УМК И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой «Английский язык для 6 класса общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка» , издательство « Просвещени»
Обобщающий урок по ФГОС с применением технологии синвейн и ИКТ технологии...
Конспект открытого урока английского языка в 4 классе по теме: "Посещение врача" к УМК по английскому языку «Английский в фокусе» ("Spotlight") в рамках муниципального этапа "Учитель -Тамани 2017"
Данный конспект разработан в рамках муниципального этапа конкурса "Учитель Тамани-2017"...
Урок английского языка в 5-м классе «С днем рождения!». Кейс-технологии на уроках английского языка Фарафонова А.П., учитель английского языка
Цель: Развитие коммуникативных компетенций связанных с речевой деятельностью учащихся. Задачи: Научить составлять пожелания с днем рожденья в рамках иноязычной культуры письменной речи.Познакомить с ж...
Методическая разработка по английскому языку "Песня на уроках английского языка в 6 классе (Английский в фокусе)"
Упраженения для работы с песнями на уроках английского языка...