Организация внеурочной деятельности как дополнительного ресурса для расширения возможностей урока иностранного языка
учебно-методический материал

Михайлова Светлана Борисовна

Организация внеурочной деятельности как дополнительного ресурса для расширения возможностей урока иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mihaylova_s.b._konferentsiya_saransk_2024.docx34.17 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности как дополнительного ресурса для расширения возможностей урока иностранного языка

С появлением и развитием компьютерных технологий, особенно благодаря динамичной киберэволюции всемирной глобальной сети Интернет, современный мир преображается и изменяется, вследствие чего меняются факторы социализации человека.

При всей кажущейся яркости и занимательности новейших компьютерных технологий, следует отчетливо осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем, созерцателем подобных технологических чудес. Они не затрагивают тех психоэмоциональных центров головного мозга, которые отвечают за общее развитие и работу активного, действенного воображения, являющегося локомотивом всей творческой деятельности. Все эти качества эффективно реализуются в игровой форме. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом социальное направление возможно реализовать на занятиях курса внеурочной деятельности «Школьная  театральная студия».

Школьный театр – это университет добрых чувств и положительных эмоций. Именно здесь есть место эксперименту, творчеству по велению души. Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием чего-то неизвестного…

   И я уверена, что учебный процесс, обогащенный элементами театральной педагогики, является будущим современной школы.

      Формирование способности к межкультурному взаимодействию – коммуникативной компетенции,  в наше время является наиболее востребованной любыми категориями учащихся. Такая форма работы, как театральная студия, которую мы назвали «KinderART» -«Детское творчество»,   имеет неограниченные возможности. Она позволяет не только заинтересовать ребят творческой театральной деятельностью, которая в дальнейшем всегда обернется повышенным познавательным интересом к изучению иностранного языка, но и способствует улучшению языковых навыков, расширяет кругозор.

     Таким образом, наша цель: Развитие индивидуальности, коммуникативных способностей и одаренности ребенка через формирование метапредметных компетенций средствами театральной педагогики.

     Занятия по программе внеурочной деятельности «Школьная театральная студия» ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

  Актуальность деятельности театральной студии определяется  базовыми принципами активного обучения иностранному языку, а именно: учащиеся учат 10% то, что они читают; 20% то, что слышат; 30% то, что видят; 60% то, что они слышат и видят; 70% то, что они читают, видят и слышат;  90% то, что они говорят, когда действуют.   

  Деятельность разновозрастной театральной студии KinderART организована по принципу театральной мастерской, в которой могут попробовать себя в роли актеров, независимо от класса и уровня владения языковыми навыками, все желающие. Репертуар подбирается согласно возрастным возможностям учащихся.

     Инсценировка произведений, приготовление реквизита, общение детей разного возраста, эмоциональные переживания за героев произведений и друзей на сцене, все это способствует раскрытию и развитию природных творческих способностей детей, учит их общению и совместной деятельности.

     Эффективность занятий достигается путем проведения тренинга, индивидуальных занятий, подбора специальных упражнений, стимулирующих развитие ребенка и использование театрального искусства в качестве коррекционного воздействия на ребенка (развитие речи, мимики и жестикуляции, преодоление трудностей в общении, пластическое развитие и помощь в овладении движениями в условиях быстрого роста).

    Занятия в театральной студии обогащают социальный и духовный опыт ребят, дают возможность для индивидуальной творческой самореализации, содействуют приобретению практического опыта и позволяют использовать иностранный  язык для открытия и познания нового.

          А театр – это искусство индивидуальностей, ансамбль, объединённый одной общей целью. Этой целью обычно является постановка спектакля и осуществление проекта.

         2020 год – Межмуниципальный проект «Фестиваль немецких сказок». Ребята изучали творчество братьев Гримм и подготовили  спектакль на немецком языке «Золушка» и награждены Дипломом 1 степени за «Лучший драматический спектакль».

 2021 год – Всероссийский проект Фестиваль школьных театров «Немецкая улица сказок». Ребята провели исследовательскую работу по туристическому маршруту в Германии, познакомились с городами и их памятными сказочными местами и героями. Подготовили спектакль «Белоснежка и семь гномов» на немецком языке и стали победителями Всероссийского фестиваля школьных театров.

     Данный проект стал победителем Международного грантового конкурса в рамках Года Германии в России 2020/21 и был получен Грант на его реализацию от организаторов конкурса: Немецкого культурного центра им.Гете, посольства Германии в Москве и Российско-Германской Внешнеторговой Палаты.

2022 - Проект «Традиции и обычаи народов в России» - ребята изучали национальные праздники, подготовили инсценировку «Покров» и стали призерами Областного Этнографического фестиваля. А спектакль «Легенда о Симбирских реках»  стал победителем регионального конкурса театрального творчества школьников «Листая страницы истории Симбирско-Ульяновского края», а в 2024 году Победителями Всероссийского конкурса – смотра школьных театров в г.Москва  «Звучи в веках, родной язык!» .

Региональный проект «Фестиваль народов Поволжья» (апрель 2023)   Гран -при конкурса «Народы Поволжья: культура, обычаи и традиции» на областной профильной смене «Фестиваль народов Поволжья 2023» получили участники театральной студии «KinderART” за представление мордовского обряда «Тундонь ильтямонь чи. Проводы весны».

      В сентябре 2023 года активисты нашей студии приняли участие в межрегиональной конференции «Учитель учителей, первый просветитель мордовского народа», посвященной 170-летию со дня рождения А.Ф.Юртова,  и представили свой опыт работы по приобщению детей к национальному творчеству.  

      В октябре 2023 года мы приняли участие в Областном детском конкурсе мордовской культуры «Эрьгине» («Бусинка»). Награждены Дипломами Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области и Ульяновской Областной мордовской национально-культурной автономии.

Международный проект «Фестиваль языков»– это массовое культурно-просветительское мероприятие, посвящённое языкам, лингвистике и межкультурной коммуникации, которое проводится в УлГПУ с 2004 года. Мы приняли участие в конкурсе видеороликов, где рассказали о традициях праздника Покров у народов Ульяновской области. А также представляли презентацию мордовского языка и народного обряда «Тундонь ильтямонь чи. Проводы весны».

   Межрегиональный творческий конкурс «Голос эрзи-2024. Наследие Евсевьева». Наш клуб стал призером межрегионального творческого конкурса «Голос эрзи – 2024», посвященного 160- летию мордовского просветителя Макара Евсевьевича Евсевьева, в номинации «Сокровище нации» за постановку на мордовском языке.

           В октябре 2024 года МБОУ СШ №1 р.п. Кузоватово совместно с Министерством просвещения и воспитания Ульяновской области организовали для театральных коллективов Ульяновской области  «Фестиваль школьных театров “Сказки народов России и мира”.

  Участники Конкурса представляли постановки сказок на иностранном языке, в том числе на языках народов России. Наш коллектив стал призером в номинации «Лучший кукольный театр» и победителем в номинации «Лучший музыкальный театр» за постановки на немецком языке.

           Таким образом, организация деятельности театральной студии «KinderART» - это  продолжение  моей работы педагога по воспитанию человеческой души,  а также популяризации иностранного языка, изучению обычаев, традиций и культуры народов России и других стран  мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Громыко Н. В., Половкова М. В. Метапредметный подход как ядро российского образования // Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2019». – СПб, 2019.
  2. Комарова Г. С., Ратанова Т. А. и др. Народное искусство в воспитании детей. - М.: Пед. общество России, 2020г.
  3. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. - М.: 1997.
  1. Метод активизации возможностей личности и коллектива / Юбилейный сборник статей. Отв. редактор Г.А.Китайгородская - Изд. НОЦ “Школа Китайгородской”- М., 2020 г.
  2. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. –  М., 2014.
  3. Нестандартные уроки в школе/А.С. Любченко и др.-Ростов н/Д.:Феникс,2017.
  4. Растороцкая Е.А. Приобщение школьников к традициям русского национального искусства во внеурочной деятельности. - Курск, 2020. - 69 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор интернет-ресурсов для подготовки к урокам иностранного языка

Данный обзор представляет собой полезные интернет-ресурсы для уроков иностранного языка...

Использование ресурсов сети Интернет на уроке иностранного языка.

В статье идет речь о применении Интернет-ресурсов на уроках английского языка, а также  дается пояснение применения материала и полезные ссылки на сайты для различных видов деятельности на уроках...

Использование ресурсов школьных музеев на уроках иностранного языка.

Краткий обзор возможного использования ресурсов школьных музеев на уроках английского языка. В МБОУ школе №22 есть выставочный зал, а так же музеи "ГЕОЛОГИИ" и "АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ"....

Использование дополнительного материала краеведческого характера на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности

Ещё студенткой я решила провести исследование и выяснить степень повышения мотивации к изучению языка при использование краеведческой информации на уроке иностранного языка и во внеурочное время...

Внеурочная деятельность как средство развития познавательного интереса к изучению иностранного языка

Внеклассная работа ориентирует нас  - учителей и обучающихся на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодове...

Потенциал внеурочной деятельности для формирования универсальных учебных действий обучающихся посредством иностранного языка

В ФГОС помимо привычных требований к образовательным результатам ученика школы по учебным предметам выделен новый результат - получить возможость научиться. Например, результативно действовать в новых...

Самостоятельная работа к теме 2.5.2 «Организация внеурочной деятельности и дополнительного образования в «Школе Минпросвещения России» полного дня»

Самостоятельная работа к теме 2.5.2«Организация внеурочной деятельности и дополнительного образования в«Школе Минпросвещения России» полного дня»Цель проекта: создание условий ...