Флэш-наставничество на уроках немецкого языка
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Петрова Татьяна Анатольевна

Наставничество в истории образования - явление не новое. Еще с древних времен философы рассматривали основные задачи наставника. В истории античного мира одним из самых известных менторов считается Аристотель, воспитавший Александра Македонского. В течение многих сотен лет наставничество применялось, главным образом, по отношению к подрастающему поколению для передачи жизненного, профессионального опыта. Но реалии современного мира показали, что можно быть наставником равному себе по возрасту, и есть ситуации, когда есть чему поучиться у молодежи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Наставничество17.29 КБ
Файл Лист самооценки 12.87 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Татьяна Анатольевна,

учитель немецкого языка

МАОУ «Экспериментальный лицей

«Научно-образовательный комплекс»

Флэш-наставничество на уроках немецкого языка

Наставничество в истории образования - явление не новое. Еще с древних времен философы рассматривали основные задачи наставника. В истории античного мира одним из самых известных менторов считается Аристотель, воспитавший Александра Македонского. В течение многих сотен лет наставничество применялось, главным образом, по отношению к подрастающему поколению для передачи жизненного, профессионального опыта. Но реалии современного мира показали, что можно быть наставником равному себе по возрасту, и есть ситуации, когда есть чему поучиться у молодежи! В русской культуре, каким бы по возрасту не был наставник, основной смысл этого слова в употребляется в значении «учитель, воспитатель».

        Наставничество - это многогранная система отношений и ряд процессов, где один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому. Так, более опытный человек - наставник обеспечивает менее опытному -  подопечному эффективный способ адаптации к профессии или приобретению определенных гибких навыков.

        В какой-то определённый момент времени вариативность этой системы отношений стала вызывать неподдельный интерес для изучения, а ее формы, содержание и способы передачи опыта были подвергнуты анализу и классификации.

        Флэш-наставничество (Flash Mentoring) – это новая концепция наставничества, описанная в обзоре независимого агентства по управлению персоналом при Правительстве США [Best Practices: Mentoring. United States Office Of Personnel Management]. Сотрудники, желающие выступить в роли наставника, должны участвовать в короткой, не более часа, встрече с потенциальными подопечными, в ходе которой наставники могут поделиться своим жизненным опытом по построению карьеры и дать некоторые рекомендации. После этой встречи ее участники решают, хотели бы они продолжить отношения наставничества или нет. Наставники и подопечные подбираются практически без критериев, причем последние могут запросить резюме нескольких наставников, чтобы сопоставить их качества и возможности. После того как подопечному назначается наставник, они могут после первой личной встречи принять решение о прекращении отношений. Если обе стороны видят перспективу сотрудничества, они приступают к реализации программы наставничества. Флэш-наставничество имеет множество модификаций.

        Стандартная сессия флэш-наставничества предполагает одноразовую встречу, лично или с помощью телекоммуникационных технологий, между более опытным (наставник) и менее опытным сотрудником (подопечный), которая может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов.

        Последовательное флэш-наставничество: подопечный работает с двумя и более наставниками, с каждым из которых он имеет серию одноразовых встреч (например, еженедельно в течение месяца).

        Скоростное наставничество – это разновидность последовательного флэш-наставничества, когда наставники и их подопечные встречаются лишь на несколько минут, а затем, сразу же после этого, переходят к другому наставнику/подопечному и т.д.

        Групповое флэш-наставничество: наставник работает в паре с небольшой группой подопечных. Эта техника может быть реализована как групповое скоростное наставничество.

Для успешной реализации моделей наставничества мы рассматриваем такую форму наставничества как «учитель-ученик – ученик».

Целью этой формы наставничества является разносторонняя поддержка обучающихся на всех этапах образовательного и воспитательного процессов. Успешным условием для этого является межвозрастная среда.

В настоящее время в экспериментальном лицее «Научно-образовательный комплекс» наставничество «учитель-ученик — ученик»  стало распространенной образовательной практикой. Под таким наставничеством понимается система обучения, в которой лицеисты помогают друг другу и учатся, обучая. Среди активно применяющихся в образовательном процессе форм флеш-наставничества сегодня выделяют парную и групповую работу, которая осуществляется посредством обсуждений, отработки учебных навыков, решения конкретных проблем, стимулирования самостоятельной деятельности, оценки достижений.

Флеш-наставничество на уроках дает возможность учителю организовать работу обучающихся разного возраста  в группе с разным уровнем знаний и способностей так, чтобы каждый обучающийся получил шанс улучшить свои академические достижения. При этом степень вовлеченности обучающихся в совместную работу будет стимулировать мотивацию к достижению учебных целей, а групповая поддержка и оценка – социальную мотивацию обучающихся.

Целью моего доклада является практика реализации модели «учитель-ученик – ученик» на уроках немецкого языка в разновозрастных группах 5-6 классов (далее РВГ 5-6 классов) в условиях дневного погружения в предмет с использованием технологии концентрированного обучения.

Концентрированное обучение - особая технология организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков в блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели.

В "Экспериментальном лицее "Научно-образовательном комплексе"  обучение немецкому как второму иностранному языку начинается в 5 классе и проходит с опорой на знание первого иностранного языка - английского, который лицеисты изучают со 2 класса. В условиях разновозрастного обучения в РВГ 5-6 классов и благодаря системе модульного обучения, охватывающей содержание образования за 5 и 6 класс по немецкому как второму иностранному языку, шестиклассники уже имеют начальный опыт в изучении данного предмета, а у обучающихся 5 класса такой опыт совсем отсутствует. Поэтому старшие товарищи берут на себя роль лидеров, осуществляют роль "учителей-наставников", помогают осваивать содержание образования пятиклассникам. За два года изучения предмета в РВГ 5-6 класса обучающиеся оказываются в роли и "ученика", и "учителя-наставника".

Количество обучающихся 6 класса иногда может по ряду причин существенно отличаться от количества присутствующих на уроке пятиклассников (например, отсутствие по болезни). Тогда успешно применяются не только парные, но и групповые формы флеш-наставничества. В течение урока более успешные ученики могут примерить на себя роль наставника для группы из 2-х или 3-х пятиклассников.

В процессе освоения аспектов немецкого языка работа организуется в разновозрастных парах и группах сменного состава с обязательным учетом индивидуальных достижений по предмету всех обучающихся. В ходе такого межвозрастного взаимодействия пятиклассники лучше и быстрее осваивают правила чтения, получают больше возможностей для активизации немецкой лексики и тренировки грамматического материала, у них снижается уровень тревожности - боязнь говорить и сказать неправильно на незнакомом языке. А обучающиеся 6 класса, выполняя роль "учителя - наставника", повторяют и закрепляют весь материал, реализуя основной принцип разновозрастного обучения  - объясняя другому, ты совершенствуешься сам!

В конце каждого учебного периода проводятся зачетные уроки. Обучающиеся 6 класса, успешно сдавшие зачет, по просьбе учителя могут и тут принимать на себя роль учителя-консультанта - помогают младшим товарищам снять произносительные, лексические трудности, устранить ошибки или скорректировать грамматические знания по предмету, предварительно потренироваться в сдаче устной части зачетной работы.

В следующем учебном периоде, прежде чем будут поставлены новые цели и осуществлен переход к изучению следующей части содержания образования, лицеисты-наставники помогают  вспомнить и обобщить материал прошлых учебных периодов.

Таким образом парное и групповое флеш-наставничество на уроках немецкого языка в условиях разновозрастного обучения и с применением технологии концентрированного обучения является эффективным способом адаптации обучающихся РВГ 5-6 классов к процессу изучения немецкого языка и приобретению определенных гибких навыков.



Предварительный просмотр:

Лист самооценки работы на уроке для ученика-наставника

утверждение

полностью согласен

частично согласен

не согласен

затрудняюсь ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех
заданий.

Если возникает сомнение, обращаюсь к учителю за разъяснением, уточнением.

Быть наставником труднее, чем работать одному.

Мне интересно и полезно быть наставником.

Чувствую удовлетворение от работы на сегодняшнем уроке.


Лист самооценки работы на уроке для наставляемого ученика

утверждение

полностью согласен

частично согласен

не согласен

затрудняюсь ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех
заданий.

Если возникает сомнение, обращаюсь к своему наставнику за разъяснением, уточнением.

Мне комфортно работать с наставником.

Определенно я достиг цели учения.

Чувствую удовлетворение от работы на сегодняшнем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок немецкого языка по теме:"Я учу немецкий язык охотно"

Урок в пятом классе, целью которого является:1.Активизация навыков правописания немецких букв;2.Дальнейшее развитие навыков чтения, основные правила чтения немецкого языка, развитие фонетических навык...

Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1

Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...

Технологическая карта урока немецкого языка во 2 классе. УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим.

Данный урок является уроком закрепления  счёта до 10. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Немецкий язык" И.Л.Бим....

Сценарий урока немецкого языка в 5 классе УМК И.Л. Бим, Л. И. Рыжова «Немецкий язык», издательство «Просвещение», 2012

Тема урока: «Wo und wie wohnen hier die Menschen» Цели деятельности учителя: обеспечить условия для усвоения и закрепления изученного лексического материала по теме «Wo und wie wohnen hier die Mensch...

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классе школы с углубленным изучением немецкого языка по теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»

Методическая разработка урока немецкого языка в 6 классешколы с углубленным изучением немецкого языкапо теме «200-летие со дня издания первого сборника сказок братьев Гримм»Учитель — Партыка Мария Оле...

Технологическая карта урока немецкого языка для 5 класса по теме "Моя семья" к учебнику немецкого языка как второго автор Аверин М. М. "Горизонты"

Технологическая карта урока разработана для конкурса ТОИУУ ООО "Современный урок немецкого языка в условиях реализации ФГОС ООО".Технологическая карта урока разработана в соответствии со стандартом но...

Презентация к уроку немецкого языка во 2 классе "О чем говорят сегодня дети на уроке немецкого языка?"

Презентация подготовлена к уроку немецкого языка во 2 классе по теме "Worüber sprechen die Kinder  heute in der Deutschstunde?" содержание презентации дает возможность  повторить  спряж...