Функции тьютора в образовательном процессе
статья
В работе перечислены функции тьютора в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Функции тьютора в образовательном процессе | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Функции тьютора в образовательном процессе
Тьютор - (англ.tutor) в переводе с английского языка - педагог-наставник, опекун, попечитель. Тьютор-это исторически сложившаяся особая педагогическая деятельность. Тьютор обеспечивает разработку образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и несколько позднее - в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.
В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется- все большее значение начинают приобретать образовательные функции.
Тьюторское педагогическое движение в России насчитывает почти двадцать лет. С 2008 года должность тьютора официально закреплена в перечнях должностей образования:
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года №216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», №217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного образования».
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», от 11 января 2011 года №1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».
Содержание деятельности тьютора определяется через ее основные инвариантные функции:
- 1.управленческую,
2.диагностическую,
II. 1. функцию целеполагания,
2. мотивационную;
III. 1.функцию планирования,
2. коммуникативную;
IV. 1. функцию контроля,
2. рефлексии;
V. методическую функцию.
Необходимо учитывать, что деятельность тьютора связана с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Это обстоятельство требует освоения управленческой функции, которая включает следующие конкретные действия:
- определение цели собственной деятельности и деятельности обучающихся,
- наблюдение за ходом деятельности обучающихся,
- оценку соответствия хода познавательной деятельности обучающихся желаемому облику этой деятельности,
- оценку результатов взаимодействия тьютор-обучающийся и учебного процесса в целом,
- разработку решений по изменению деятельности обучающихся,
- Реализацию решений по изменению и стимулированию познавательной деятельности обучающихся,
- корректировку собственной деятельности, а также деятельности обучающихся путем осуществления необходимых регулятивных действий, способных изменить ситуацию.
- ликвидировать нежелательные отклонения от направления обучения.
В работе тьютора диагностическая функция проявляется в следующих действиях:
- изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место учебы, уровень образования и др.),
- определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.),
- определение установок обучающихся на обучение.их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих,
- определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по содержанию курса, а также успешного и неуспешного предыдущего опыта обучения,
- диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и концепций).
Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Долгосрочные цели относятся ко всему периоду обучения, а краткосрочные - к конкретному элементу учебного процесса. Для реализации целеполагания тьютору требуется решать следующие задачи:
- проводить анализ целей модели обучения,
- определять содержание и специфику деятельности обучающихся,
- выделять типовые т.е. наиболее часто встречающиеся задачи, которые должны решать обучающиеся,
- определять наиболее типичные задачи, связанные с личностными качествами, затруднения и проблемы, с которыми сталкивается в своей деятельности обучающийся,
- определять предполагаемые результаты деятельности обучающихся,
- согласовывать цели с целями и возможностями обучающихся по их достижению.
Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение по индивидуальным программам. Для осуществления этой функции необходимо решать такие задачи:
- выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные потребности и мотивы,
- формировать установки на продуктивную самостоятельную деятельность,
- создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки,
- стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения,
- организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с другом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.
Функция планирования заключается в упорядочении действий обучающихся и своих в соответствии с задуманной целью. Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умениях:
- формировать учебные цели с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, опыта и др.),
- формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися
- определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами,
- разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучающихся,
- распределять время занятий с учетом целей. Содержания и технологий обучения, а также особенностей группы (учитывать индивидуальный стиль обучения).
Коммуникативная функция важна на первых этапах взаимодействия тьютора с обучающимися - при формировании группы, установлении взаимоотношений между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:
- быть открытым и доступным для обучающихся,
- понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные »,
- устанавливать между собой и обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотношения,
- организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения,
- формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе.
Функция контроля. В широком смысле к функции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор должен помнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспечивается задолго до контроля, как такового - в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения. С позиции функции контроля тьютор в своей деятельности должен:
- анализировать задания обучающихся, определяя степень успешности обучения и образования,
- комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных заданиях,
- оценивать качество выполненных заданий,
- корректировать деятельность обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся),
- вести мониторинг заданий,
- оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.
Функция рефлексии реализуется в таких видах деятельности тьютора как:
- организация анализа своих возможностей, собственной деятельности, индивидуальных особенностей, идеи и принципы, которыми он руководствуется в работе, его предпочитаемый стиль обучения, его затруднений, ошибок и достижений, идентификация движущих сил саморазвития и сил, препятствующих этому.
- также тьютор должен уметь создавать в деятельности обучающихся «поводы» для рефлексии - проблемные ситуации, понимание места «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их причин версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обучающемуся.
К методической функции тьютора относятся:
- создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов и др.),
- разработка различных контрольно-диагностических методик (анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.),
- анализ и описание собственного тьюторского опыта,
- внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.
Широкое поле деятельности тьютора позволит ему проявлять себя с самых разных сторон. Большинство из рассмотренных функций приходится выполнять всем тьюторам, это потребности образовательного процесса. Однако на разных этапах обучения совокупность доминирующих функций тьютора изменяется. У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне определенные задачи, которые можно представить в виде последовательости: вхождение в деятельность, проблематизация, организация изучения, организация групповой и индивидуальной работы, рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва
В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...
Тьютор. Взаимодействие тьютора с другими субъектами образовательного процесса
Тьютор – (лат. tueor- забочусь, наблюдаю) – педагог-наставник в английских старших классах грамматических школ и педагогических колледжах. Тьютор выдвигался из числа самых опытных пе...
«Деятельность тьютора в образовательной организации при оказании поддержки ребенку с РАС»
В статье представлены теоретические основы деятельности тьютора, описан вариант организации работы тьютора в конкретной организации, подобраны литература и интернет-ресурсы, раскрывающие данную тему....
Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр
Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...