Функции тьютора в образовательном процессе
статья

В работе перечислены функции тьютора в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Функции тьютора в образовательном процессе

Тьютор - (англ.tutor) в переводе с английского языка - педагог-наставник, опекун, попечитель.  Тьютор-это исторически сложившаяся особая педагогическая деятельность. Тьютор обеспечивает разработку образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании. Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и несколько позднее - в Кембридже. С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.

В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется- все большее значение начинают приобретать образовательные функции.

        Тьюторское педагогическое движение в России насчитывает почти двадцать лет. С 2008 года должность тьютора официально закреплена в перечнях должностей образования:

  1. приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года №216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», №217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного образования».
  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», от 11 января 2011 года №1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

        Содержание деятельности тьютора определяется через ее основные инвариантные функции:

  1. 1.управленческую,

2.диагностическую,

II. 1. функцию целеполагания,

2. мотивационную;

III. 1.функцию планирования,

2. коммуникативную;

IV. 1. функцию контроля,

2. рефлексии;

V. методическую функцию.

        Необходимо учитывать, что деятельность тьютора связана с целенаправленным развитием познавательной самостоятельности обучающихся. Это обстоятельство  требует освоения управленческой функции, которая включает следующие конкретные действия:

  1. определение цели собственной деятельности и деятельности обучающихся,
  2. наблюдение за ходом деятельности обучающихся,
  3. оценку соответствия хода познавательной деятельности обучающихся  желаемому облику этой деятельности,
  4. оценку результатов взаимодействия тьютор-обучающийся и учебного процесса в целом,
  5. разработку решений по изменению деятельности обучающихся,
  6. Реализацию решений по изменению и стимулированию познавательной деятельности обучающихся,
  7. корректировку собственной деятельности,  а также деятельности обучающихся путем осуществления необходимых регулятивных действий, способных изменить ситуацию.
  8. ликвидировать нежелательные отклонения от направления обучения.

        В работе тьютора диагностическая функция проявляется в следующих действиях:

  1. изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место учебы, уровень образования и др.),
  2. определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.),
  3. определение установок обучающихся на обучение.их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих,
  4. определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по содержанию курса, а также успешного и неуспешного предыдущего опыта обучения,
  5. диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и концепций).

        Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Долгосрочные цели относятся ко всему периоду обучения, а краткосрочные - к конкретному элементу учебного процесса. Для реализации целеполагания тьютору требуется решать следующие задачи:

  1. проводить анализ целей модели обучения,
  2. определять содержание и специфику деятельности обучающихся,
  3. выделять типовые т.е. наиболее часто встречающиеся задачи, которые должны решать обучающиеся,
  4. определять наиболее типичные задачи, связанные с личностными качествами, затруднения и проблемы, с которыми сталкивается в своей деятельности обучающийся,
  5. определять предполагаемые результаты деятельности обучающихся,
  6. согласовывать цели с целями и возможностями обучающихся по их достижению.

        Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение по индивидуальным программам. Для осуществления этой функции необходимо решать такие задачи:

  1. выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные потребности и мотивы,
  2. формировать установки на продуктивную самостоятельную деятельность,
  3. создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки,
  4. стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения,
  5. организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с другом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.

        Функция планирования заключается в упорядочении действий обучающихся и своих в соответствии с задуманной целью. Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умениях:

  1. формировать учебные цели с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся, их  исходного уровня подготовки, опыта и др.),
  2. формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися
  3. определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами,
  4. разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучающихся,
  5. распределять время занятий с учетом целей. Содержания и технологий обучения, а также особенностей группы (учитывать индивидуальный стиль обучения).

        Коммуникативная функция важна на первых этапах взаимодействия тьютора с обучающимися - при формировании группы, установлении взаимоотношений между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:

  1. быть открытым и доступным для обучающихся,
  2. понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные »,
  3. устанавливать между собой и обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотношения,
  4. организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения,
  5. формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе.

        Функция контроля. В широком смысле к функции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор должен помнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспечивается  задолго до контроля, как такового - в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения. С позиции функции контроля тьютор в своей деятельности должен:

  1. анализировать задания обучающихся, определяя степень успешности обучения и образования,
  2. комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных заданиях,
  3. оценивать качество выполненных заданий,
  4. корректировать деятельность обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся),
  5. вести мониторинг заданий,
  6. оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.

        Функция рефлексии реализуется в таких видах деятельности тьютора как:

  1. организация анализа своих возможностей, собственной деятельности, индивидуальных особенностей, идеи и принципы, которыми он руководствуется в работе, его предпочитаемый стиль обучения, его затруднений, ошибок и достижений, идентификация движущих сил саморазвития и сил, препятствующих этому.
  2. также тьютор должен уметь создавать в деятельности обучающихся «поводы» для рефлексии - проблемные ситуации, понимание места «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их причин  версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обучающемуся.

        К методической функции тьютора относятся:

  1. создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов и др.),
  2. разработка различных контрольно-диагностических методик (анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.),
  3. анализ и описание собственного тьюторского опыта,
  4. внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.

        Широкое поле деятельности тьютора позволит ему проявлять себя с самых разных сторон. Большинство из рассмотренных функций приходится выполнять всем тьюторам, это потребности образовательного процесса. Однако на разных этапах обучения совокупность доминирующих функций тьютора изменяется. У тьютора в работе с обучающимися возникают вполне определенные задачи, которые можно представить в виде последовательости: вхождение в деятельность, проблематизация,  организация изучения, организация групповой и индивидуальной работы, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...

Тьютор. Взаимодействие тьютора с другими субъектами образовательного процесса

Тьютор – (лат. tueor- забочусь, наблюдаю) – педагог-наставник в английских  старших классах грамматических школ и педагогических колледжах. Тьютор выдвигался из числа самых опытных пе...

«Деятельность тьютора в образовательной организации при оказании поддержки ребенку с РАС»

В статье представлены теоретические основы деятельности тьютора, описан вариант организации работы тьютора в конкретной организации, подобраны литература и интернет-ресурсы, раскрывающие данную тему....

Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр

Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с  инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...