Функциональная грамотность на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС
статья

Лобанова Анна Петровна

Основная цель обучения иностранному языку – формирование навыков свободного общения и практического применения, в связи с чем формирование и развитие функциональной грамотности учащихся становится особенно актуальным.

Основная задача учителя – стимулировать речемыслительную активность учащихся (создать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь). При эффективной работе педагога учащиеся смогут применять полученные знания в различных жизненных ситуациях: например, спросить дорогу у прохожих, сделать заказ в кафе, вызвать себе такси, купить билеты в кино и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon funkionalnaya_gramotnost.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

 Функциональная грамотность на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС

Основная цель обучения иностранному языку – формирование навыков свободного общения и практического применения, в связи с чем формирование и развитие функциональной грамотности учащихся становится особенно актуальным.

Основная задача учителя – стимулировать речемыслительную активность учащихся (создать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь). При эффективной работе педагога учащиеся смогут применять полученные знания в различных жизненных ситуациях: например, спросить дорогу у прохожих, сделать заказ в кафе, вызвать себе такси, купить билеты в кино и т.д.

Функциональная грамотность содержится в обнавленных ФГОС для каждого уровня школьного образования. 

Федеральный государственный образовательный стандарт для начального общего образования по иностранному языку подразумевает:

  • приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей;
  • освоение правил речевого и неречевого поведения;
  • освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
  • формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

Федеральный государственный образовательный стандарт для основного общего образования по иностранному языку подразумевает:

  • приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
  • осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
  • формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Федеральный государственный образовательный стандарт для среднего общего образования по иностранному языку включает в себя:

  • сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире;
  • владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике;
  • умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка;
  • достижение порогового уровня владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения;
  • сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях

Все вышеперечисленные навыки необходимы учащимся, чтобы уметь адаптироваться в современном мире основанном на нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности где трудно стороить прошнозы и планы  (VUCA-мир (Volatility Uncertainty Complexity Ambiguity world) — это концепция современного мира, которая основана на нестабильности, неопределенности, сложности и неоднозначности. Термин описывает современную переменчивую бизнес-реальность, в которой трудно делать прогнозы и строить планы. ).

Образовательные стандарты охватывают различные аспекты развития учащихся, чтобы при выпуске из образовательного учреждения у учащихся было понимание того, что им необходимо для успешной адаптации и эффективной коммуникации. В связи с этим необходимо развивать функциональную грамотность на уроках иностранного языка с целью развитие и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач.

 В этом плане учителям иностранных языков очень повезло, так как издательством «Просвещение» уже все разработано за нас и от нас требуется только грамотное применение данной информации на уроках.

 Сайт «Просвещение»

примеры из таблички сайта

1

Задания

Умения

Примеры заданий в УМК

Определить, предложить и оценить объяснения широкого спектра научных и технологических явлений

Решить учебные задачи естественно-научного содержания, выявить причинно-следственные связи.

Student’s Book 7 Unit 2b ex.4b) Imagine

 Google went down for a week.

 How would this affect the lives of those

who use it every day? In three

 minutes write a few sentences. Tell the class.

Student’s Book 8 Unit 1c ex. 4 Find

information about a disaster that

 happened in your/ another country.

 Find out:  what kind of disaster it was,

when/ why it happened, what happened,

what the situation is now.  Compare

 it to the disaster in New Orleans.

Student’s Book 9 Unit 3f ex. 7b) What

can be a cause of stress for young

people? What do you think is a good way

to solve problems and conflicts

with   friends   and   family?   Write   a  

few sentences in your notebook,

then tell the class.

Объяснить физические процессы и свойства тел.

Выявить причинно-следственные связи

Student’s Book 7 Unit 3e ex. 1 Read the

definition and look at the diagram.

 What causes high temperatures?

2

Построить обобщение на основе результатов применения математических процедур в процессе решения задачи

Применить несложные формулы в простейших ситуациях повседневной жизни

Student’s Book 5 Starter unit ex. 4 Ask and answer (asking about addresses).

Student’s Book 5 Unit 1f ex.5 Look at the photos and the fact files. Then, complete the sentences with the adjectives in the comparative form.

Student’s Book 6 Unit 1 Skills ex.2 b) Listen to Sam comparing his house with his neighbour’s. Whose house is: bigger? more modern? noisier? cheaper?

3

определить информационное пространство,

 где содержится необходимая информация (справочная литература, the Internet, словарь)

умение пользоваться лингвострановедческим справочником

умение пользоваться справочной литературой

умение вычленять место поиска нужной информации в избыточном контексте

Student’s Book 7 Unit 2c ex.4 Find information about a popular actress in your country.  This could include: when/where born, how they became famous, type of films, other work, how they are a role model.  Write a short text.  Read it to your partner.

Student’s Book 7 Unit 2h ex.2 Read the story and answer the questions.

1 How does the writer set the scene? character – place – time – weather

2 Which is the climax event in the story?

3 How did the characters feel in the end?

Student’s Book 7 Unit 3a ex.8 Collect information about Antarctica, then present it to the class. Use this link http://gotourl.ru

Student’s Book 6 Unit 2i ex.4 Do some Internet research about other organs/parts of the body and the food we should eat to keep them healthy e.g. the heart, the eyes, liver, etc.  Write a few sentences about it, then tell the class.

Student’s Book 6 Unit 6f ex.6 Listen to and read the text. What message does Isungset’s music carry? In three minutes write a few sentences. Tell the class.

Student’s Book 8 Unit 1i ex.2 Read the story and answer the questions.

1 How does the writer set the scene?

2 What is the climax event?

3 What happened in the end?

4 How did the characters feel?

Student’s Book 8 Unit 3g ex.5 Find out more information about deforestation. Use the key word:  deforestation. Tell the class.

Student’s Book 8 Unit 3 (Russia 3) ex.4 What did you learn about VITA?  Tell the class. You   can   use the link http://gotourl.ru/12810 for further information.

Student’s Book 8 Unit 4i ex.1 Read the letter and say in which paragraph the writer:

1 describes the storyline of the book.

2 gives background information about the book.

3 recommends the book.

4 comments on the book's character.

Student’s Book 8 Unit 5b ex.3 Read the first two paragraphs of the text.  How are the following related to Salman Khan?  Harvard University, Boston, YouTube, Nadia. Listen and read to find out.

Изучив материал, мы можем прийти к выводу, что развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка действительно играет важную роль в становлении учащихся и это позволит им успешно подготовиться к социализации в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка

Задание по чтению на основе сплошного текста для развития фунуциональной граммотности на уроках английского языка....

Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка

В современном мире иностранный язык стал средством общения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы постоянно сталкиваемся с необходим...

Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка

В статье приведены примеры заданий и упражнений, которые учитель может использовать на уроках иностранного языка для развития функциональной грамотности....

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка...

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка

Формирование функциональной грамотности  на уроках иностранного языка...

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС

В данной работе мы более широко рассмотрим понятие «функциональная грамотность», ее составляющие, развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС...