Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка
статья
В статье приведены примеры заданий и упражнений, которые учитель может использовать на уроках иностранного языка для развития функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_funk_gram.pptx | 301.5 КБ |
razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti_na_urokah_inostrannogo_yazyka.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день – способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом.
Можно выделить несколько особенностей заданий для оценки функциональной грамотности: задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний; в каждом из заданий описывается жизненная ситуация; контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни; ситуация требует осознанного выбора модели поведения; вопросы изложены простым и ясным языком; используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
Формирование математической грамотности «Ты гостишь у своей бабушке в деревне. Скажи своему английскому/немецкому другу, сколько домашних птиц есть у твоей бабушки» или «Посчитай, сколько туристов изображено на картинках»
Формирование финансовой грамотности The official currency of the Unites Kingdom is the pound sterling which is equal to one hundred pence. The British do not use the Euro. Although a few of the big shops will accept Euro, it is rarely used across Britain. English banknotes are issued by the Bank of England. As to coins they are minted also by this state bank. The following coins are in circulation: one penny, two pence, five pence, ten pence, 20 pence, 50 pence, 1 pound, and 2 pounds. The singular of pence is "penny". The symbol for the penny is "p"; hence an amount such as 50p is often pronounced "fifty pee" rather than "fifty pence". What is the official currency of the U.K.? What is the smallest unit? How many pence are there in one pound? What banknotes in the U.K. now?
Формирование естественнонаучной грамотности Read the extract from the article in youth magazine and give your opinion. Is keeping animals in the zoo a good idea? “ … Zoos help scientists and common people to learn more about animals. They show us how rich the animal world is. But in zoos they keep animals in cages, and it is very unkind…”
Формирование глобальной грамотности Stellen Sie vor , Sie nehmen an einem ö kologischen Projekt teil . Welche 5 wichtigsten Ideen müssen wir den anderen erzählen ? Wählen Sie eine dieser Ideen und beweisen , dass es sehr wichtig ist .
Развитие креативного мышления. Постеры , доклады, альбомы, стенгазеты, устные журналы, коллажи, презентации и поделки.
Формирование читательской грамотности 1. Отметь значком * правильный вариант ответа, согласно тексту. 2. Прочитай текст. Выбери правильный вариант ответа (один из предложенных), согласно тексту. 3. Какое из утверждений соответствует тексту? 4.Прочитай текст и отметь «галочкой» то, о чем НЕ сообщается в тексте.
Предварительный просмотр:
Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка (сл 1)
В современном мире иностранный язык становится средством общения человека. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования иностранного языка в повседневной жизни: работа за компьютером, общение в соцсетях, просмотр видеороликов, участие в конкурсах и соревнованиях, … Кроме того, в современном мире люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другую культуру и в то же время нести свою.
(сл 2)Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день – способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом. Мы помним, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках иностранного языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Основную задачу учителя я вижу в стимулировании речемыслительной активности учащихся, создании ситуативности обучения, другими словами смоделировать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь. Основной характеристикой подобных ситуаций является практическая задача: купить билет в кино, сделать заказ в кафе/ресторане, решить, куда пойти/поехать и т.д.
(сл 3)Можно выделить несколько особенностей заданий для оценки функциональной грамотности:
- задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
- в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
- контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
- ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
- вопросы изложены простым и ясным языком;
- используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
Как известно, выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
- математическая грамотность;
- читательская грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- финансовая грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление.
Разберем на примерах, как можно развивать все направления функциональной грамотности на уроках иностранного языка.
(сл 4)Формирование математической грамотности на уроках иностранного языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными.
Типовая задача: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
«Ты гостишь у своей бабушке в деревне. Скажи своему английскому/немецкому другу, сколько домашних птиц есть у твоей бабушки.» или «Посчитай, сколько туристов изображено на картинках»
(сл. 5)Типовая задача на формирование финансовой грамотности может быть сформулирована так:. Посмотри на картинку, прочитай текст и ответь на вопросы. Данный текст может быть посвящен национальной валюте стран изучаемого языка.
English Banknotes and Coins
The official currency of the Unites Kingdom is the pound sterling which is equal to one hundred pence. The British do not use the Euro. Although a few of the big shops will accept Euro, it is rarely used across Britain. English banknotes are issued by the Bank of England. As to coins they are minted also by this state bank. The following coins are in circulation: one penny, two pence, five pence, ten pence, 20 pence, 50 pence, 1 pound, and 2 pounds. The singular of pence is "penny". The symbol for the penny is "p"; hence an amount such as 50p is often pronounced "fifty pee" rather than "fifty pence".
- What is the official currency of the U.K.?
- What is the smallest unit?
- How many pence are there in one pound?
- What banknotes in the U.K. now?
Официальная валюта Великобритании - фунт стерлингов, который равен ста пенсов. Британцы не используют Евро. не смотря на то, что некоторые большие магазины принимают Евро, эта валюта редко используется в Британии. Английские банкноты выпущены банком Англии. Что касается монет, они тоже чеканятся этим государственным банком. В обращении следующие монеты: 1,2,5,10,20,50 пенсов, 1 фунт и 2 фунта. Единственное число от пенсов - «пенни». Символом пенни является английская «Р».
После прочтения текста ученики отвечают на вопросы:
- Какова официальная валюта Великобритании?
- Какая наименьшая единица валюты?
- Сколько пенсов в одном фунте?
- Какие банкноты используются сейчас в Великобритании?
(сл.6)Или - Напиши, сколько стоят эти предметы. Что ты считаешь дорогим? дешевым?
(сл 7)Формированию естественнонаучной грамотности способствуют задания типа:
Прочти отрывок из статьи журнала и вырази свое мнение. Является ли содержание животных в зоопарке хорошей идеей?
Read the extract from the article in youth magazine and give your opinion. Is keeping animals in the zoo a good idea?
“ … Zoos help scientists and common people to learn more about animals. They show us how rich the animal world is.
But in zoos they keep animals in cages, and it is very unkind…”
Зоопарки помогают ученым и обычным людям узнать больше о животных. Они покзвают нам, на сколько богат животный мир.
Но в зоопарках животных содержат в клетках, и это очень негуманно.
(сл 8)Глобальные компетенции в исследовании PISA(Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (англ. Programme for International Student Assessment, PISA) понимаются как “способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству”. Одну из глобальных проблем – проблему экологии- начинают обсуждать на уроках иностранного языка в 7 классе. Задание на формирование функциональной грамотности можно сформулировать следующим образом:
Stellen Sie vor, Sie nehmen an einem ökologischen Projekt teil. Welche 5 wichtigsten Ideen müssen Sie den anderen erzählen? Wählen Sie eine dieser Ideen und beweisen, dass es sehr wichtig ist.
Представьте себе, Вы принимаете участие в экологическом проекте. Какие 5 самых важных идей Вы расскажете другим? Выберите одну их этих идей и докажите, что это очень важно.
«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.
(сл 9)Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, у проектных работ. Учащиеся могут представить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, устных журналов, коллажей, презентаций и даже поделок.
Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое направление. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. В процессе обучения учитель часто сталкивается с проблемами учащихся при работе с текстом. При чем проблемы возникают и при работе с текстом на русском языке, не говоря уже о иностранном.
(сл 10)Одним из самых распространенных заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания типа True-False, которые могут быть сформулированы по- разному.
1. Отметь значком * правильный вариант ответа, согласно тексту.
2. Прочитай текст. Выбери правильный вариант ответа (один из предложенных), согласно тексту.
3. Какое из утверждений соответствует тексту?
4.Прочитай текст и отметь «галочкой» то, о чем НЕ сообщается в тексте.
К отличительным особенностям текстов на формирование функционального чтения относятся:
- большой объем неадаптированного текста;
- информация представленная в виде рисунков, схем, диаграмм,…
- интегрированные задания;
- так называемые «несплошные тексты» - театральные билеты, афиши, проездные документы и т.д.
Информация представленная в виде диаграмм вызывает сложности у многих учащихся, поэтому, на мой взгляд, следует чаще использовать подобно типа задания.
Men and women have different tastes in films. Look at the diagram and comment on it using the phrases from the box. (мужчины и женщины имеют различные вкусы в плане кино. Посмотри на диаграмму и прокомментируй ее, используя выражения)
I understand from the chart that… Я понимаю, что….
I’m surprised to see that… Я удивлен, что….
I find it interesting that… Я считаю интересным, что….
It’s difficult to believe that… Сложно поверить, что….
I quite agree that… Я практически согласен с тем, что……
Также для развития читательской грамотности можно использовать новый метод чтения, с которым я познакомилась на семинаре от Гете-Института. Этот метод называется Reziprokes Lesen (взаимное чтение). Во-первых, дети работают в группах. Во-вторых, они читают текст по частям, т.е. выдается 1 часть текста(1 абзац), 2-я и т.д. У каждого члена группы своя роль -
1 - читает(пересказывает основную информацию)
2. задает вопросы участникам группы по тексту
3. объясняет трудные термины, моменты
4. Высказывает предположения, о чем пойдет речь далее.
Кроме того, работа над каждой частью текста может быть выполнена с помощью различных форм организации учебной деятельности.
Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Задание по чтению на основе сплошного текста для развития фунуциональной граммотности на уроках английского языка....
Конструирование учебных заданий для формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Задание по чтению на основе несплошного текста , на примере диаграмм...
Развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка
В современном мире иностранный язык стал средством общения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы постоянно сталкиваемся с необходим...
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка...
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка...
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка
данную презентацию можно применять для выступления нп МО или РМО...
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС
В данной работе мы более широко рассмотрим понятие «функциональная грамотность», ее составляющие, развитие функциональной грамотности на уроках иностранного языка в рамках обновленных ФГОС...